Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 2 страница



Но культ личности Сталина не мог остановить поступат. развития сов. общества, изменить характер социалистич. строя, поколебать силу сов. народа, основы КПСС, хотя он и создал дополнит, трудности а нанес серьезный урон делу коммунизма.

Суровой проверке подвергся сов. социалистич. строй в годы Великой Отечеств, войны 1941—45. В эти грозные годы КПСС выступила как вдохновитель и организатор всенар. борьбы против фашистских аг­рессоров. Несмотря на врем, неудачи Сов. Армии в начале войны, СССР не только устоял перед натиском фашистской Германии и ее сателлитов, но, преодолев неимоверные трудности, разгромил врага. В годы войны с огромной силой проявились преимущества социалистич, строя перед капиталистпч. строем, пре­восходство социалистич. идеологии над человеко-ненавистнич. фашистской идеологией. Победой над гитлеровской Германией и империалистич. Японией сов. народ сыграл решающую роль в избавлении наро­дов Европы, Азии и др. континентов от угрозы фа­шистского порабощения, в спасении мировой цивили-


зации. Ход и исход Отечеств, войны подтвердили, что в мире нет сил, к-рые могли бы остановить поступат. движение социализма.

После окончания войны все силы партии и народа были направлены на восстановление и дальнейшее раз­витие нар. хозяйства, на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму. Воз­росли роль и авторитет Сов. Союза на междунар. аре­не. Всемирно-историч. значение имело отпадение от капиталистич. системы ряда стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Возникла новая форма политич. организации общества —народ­ная демократия, явившаяся одной из форм диктатуры пролетариата. Под ударом нац.-освободит, движения начался распад колониальной системы империализма. В результате произошло дальнейшее обострение об­щего кризиса капитализма. Империализм вступил в период заката и гибели. Темпы мирового обществ, прогресса значительно усилились. Гл. содержание, направление и особенности историч. развития челове­чества во все возрастающей мере определяют теперь мировая социалистич. система, силы, борющиеся про­тив империализма, за социалистич. переустройство общества.

Начиная с 1953 партия приняла решит, меры к лик­видации вредных последствий культа личности Стали­на, к восстановлению ленинских норм парт, жизни и принципа коллективного руководства. Поворот­ным пунктом в жизни партии и страны, в междунар. коммунистич. движении явился XX съезд КПСС (1956). Партия смело вскрыла ошибки и недостатки, допущен­ные в прежние годы в партийной, государственной и хоз. жизни, и решительно повела курс на ликвидацию последствий культа личности, на осуществление ле­нинских демократических принципов и традиций. Партия идейно и политически разгромила антипар­тийную группу Молотова, Кагановича, Маленкова и др., которая сопротивлялась ленинскому курсу XX съезда КПСС.

Курс XX съезда КПСС, его решения нашли го­рячее одобрение в междунар. коммунистич. движении. Решения XX съезда КПСС «.. .имеют не только великое значение для КПСС и коммунистического строитель­ства в СССР, но и положили начало новому этапу в международном коммунистическом движении, способ­ствовали его дальнейшему развитию на основе марксиз­ма-ленинизма» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 84).

Разоблачая культ личности Сталина, последователь­но преодолевая его вредные последствия во всех областях жизни, партия в то же время выступает про­тив попыток под видом борьбы против культа личности Сталина реабилитировать разгромленные в свое время враждебные ленинизму антиленинские фракции и те­чения, перечеркнуть и очернить героич. деятельность партии, ее успехи в строительстве социализма. Партия осуждает также, как не имеющие ничего общего с марксизмом-ленинизмом, попытки анархич. отрицания авторитета руководителей.

Под руководством КПСС в СССР за последние годы осуществлены крупнейшие политич. и народнохозяйств. мероприятия, направленные на обеспечение крутого подъема всех отраслей нар. хозяйства. Успехи сов. народа в дальнейшем развитии нар. хозяйства позво­лили ему в короткий срок завершить строительство социалистич. общества и выйти на новые историч. рубежи. Внеочередной XXI съезд КПСС (1959) сделал вывод о том, что социализм в СССР победил не только полностью, но и окончательно. Страна вступила в пе­риод развернутого строительства коммунизма.

Величайшим событием в жизни партии и страны явился XXII съезд КПСС (1961) — съезд строителей коммунизма, имевший огромное значение для всего


28 КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


международного коммунистического движения. На XXII съезде КПСС был дан анализ международного и внутреннего положения СССР, подведены итоги деятельности партии за период после XX съезда, оп­ределены перспективы коммунистического строитель­ства. Съезд полностью одобрил политич. курс и прак-тич. деятельность ЦК КПСС в области внутр. и внешней политики, одобрил выводы и предложения, содержавшиеся в отчете ЦК КПСС. Съезд принял но­вую, третью Программу Коммунистической партии Советского Союза, к-рая отвечает условиям совр. исто­рия, периода в жизни Сов. Союза, социалистич. лаге­ря, всего мирового рабочего и освободит, движения. В Программе определены и научно обоснованы гл. задачи партии на период строительства коммунизма: пути и методы создания материально-технич. базы коммунизма, преобразования социалистических отно­шений в коммунистические, воспитания сов. людей в духе коммунизма. Все эти три великие задачи внут­ренне связаны. Но определяющим весь ход коммуни­стич. строительства естественно является создание материально-технич. базы коммунизма, создание могу­чих производит, сил. Это основа высокой производи­тельности труда, источник и условие изобилия материальных благ, основа ликвидации остатков классовых различий и формирования всесторонне развитой личности.

Выработка новой Программы партии является яр­ким выражением громадной теоретич. деятельности КПСС. Программа дает научно обоснованные ответы на главные вопросы современности. В Программе пар­тии, в решениях съездов и пленумов ЦК КПСС раз­вито ленинское учение о путях перехода от социализма к коммунизму, о характере совр. эпохи, о мирном со­существовании двух обществ, систем, о возможности предотвращения войн в совр. эпоху, о разнообразии форм перехода от капитализма к социализму, о более или менее одновременном вступлении социалистич. стран в коммунизм, о превращении гос-ва диктатуры пролетариата во всенар. гос-во, о превращении пар­тии рабочего класса в партию всего народа и др. В Про­грамме и др. парт, документах разработаны крупней­шие проблемы периода развернутого строительства коммунистич. общества: о путях и формах сближения колхозной и общенар. собственности и перспективах их слияния в единую коммунистич. собственность, о развитии коммунистич. обществ, отношений, о перехо­де от общенар. гос-ва к коммунистич. самоуправлению и др.

Историч. опыт показывает, что с 1953 КПСС про­делала гигантскую теоретич. работу; по объему и ре­зультатам этой деятельности партии истекший период был исключительно творческим, плодотворным.

В период развернутого строительства коммунизма в СССР партия вступила в новый этап своего разви­тия. Возникнув как авангард рабочего класса, КПСС превратилась в авангард всего сов. народа; ее на­правляющее влияние на все стороны жизни общества еще более расширилось.

Это обусловлено ростом масштабов и сложностью задач коммунистического строительства, требующих более высокого уровня политического и организа­ционного руководства; подъемом творческой актив­ности масс, вовлечением новых миллионов трудя­щихся в управление гос. делами и производством; дальнейшим развитием социалистич. демократии, по­вышением роли обществ, организаций, расширением прав союзных республик и местных организаций;воз-растающим значением теории науч. коммунизма, ее творческого развития и пропаганды, необходимостью усиления коммунистич. воспитания трудящихся и борьбы за преодоление пережитков прошлого в созна­нии людей.


Опираясь на возросшую активность сов. народа, партия проводит громадную работу по дальнейшему развитию производит, сил страны, созданию мате­риально-технич. базы коммунизма. КПСС постоянно совершенствует формы руководства всеми областями коммунистического строительства, глубоко анализи­рует сложные процессы экономической, политической и культурной жизни, вырабатывает на этой основе правильные решения. Ленинская партия—враг субъек­тивизма и самотека в коммунистич. строительстве. Ей чужды прожектерство, скороспелые выводы и по­спешные, оторванные от реальности решения и дей­ствия, хвастовство и пустозвонство, увлечение ад­министрированием, нежелание считаться с тем, что уже выработали наука и практический опыт. Строи­тельство коммунизма не терпит канцелярских методов, единоличных решений, игнорирования практического опыта масс.

Как передовой отряд народа партия показывает пример выработки наиболее совершенных форм ком­мунистич. обществ, самоуправления. Законом ее жиз­ни является неуклонное соблюдение ленинских норм парт, жизни и принципов коллективного руководст­ва, повышение ответственности парт, органов и их работников перед парт, массами, обеспечение и раз­вертывание внутрипарт. демократии. Партия требует от коммуниста своим поведением на производстве, в обществ, и личной жизни показывать образцы борьбы за развитие и упрочение коммунистич. отношений, принципов и норм коммунистич. морали. Чуждая догматизму, косности, партия постоянно совершен­ствует формы и методы своей работы.

Создание материальных и духовных предпосылок коммунизма — взаимосвязанный процесс: мощное развитие производит, сил и непрерывное повышение жизненного уровня народа способствуют росту ком­мунистич. сознания людей, а это, в свою очередь, ус­коряет решение хоз. задач. Главное в идейно-воспи-тат. работе партии — идеологически обеспечить пре­творение в жизнь Программы КПСС, создание мате­риально-технич. базы коммунизма, формирование коммунистич. обществ, отношений, воспитание ново­го человека; вести развернутое наступление против империалистич. идеологии, против идей антикомму­низма, против пережитков прошлого в сознании людей.

Важнейшая закономерность развития КПСС — постоянное усиление ее связей с массами. Ярким проявлением тесной связи партии с народом яв­ляется рост ее рядов. Если в первый год существова­ния Сов. власти в партии насчитывалось ок. 300 тыс. членов, то теперь армия коммунистов в СССР состав­ляет более 11 млн. членов и кандидатов.

Осуществляя развернутое строительство коммуниз­ма, КПСС проводит мирную внешнюю политику. По­литика мирного сосуществования — это линия на исключение воен. средств борьбы между гос-вами с различной социально-экономич. организацией; она предполагает борьбу в форме экономич. соревнования, политич. и идеологич. борьбы. Стремясь предотвра­тить новую мировую войну, КПСС, как и все социа­листич. страны, все коммунисты, опирается на новое соотношение сил на мировой арене, на реальные сред­ства', позволяющие обуздать империалистич. агрес­соров. Борясь за мир, всеобщее и полное разоружение под строгим междунар. контролем, партия и Сов. пр-во в то же время учитывают воен. приготовления наиболее агрессивных империалистич. сил и поэтому считают необходимым поддерживать боевую готов­ность Вооруж. Сил СССР на уровне, обеспечивающем решит, и полный разгром любого агрессора.

КПСС и Сов. пр-во последовательно и настойчиво ведут борьбу против колониализма, оказывают бес­корыстную помощь освобождающимся народам в их


КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД29


борьбе против империализма, за политическую свобо­ду и самостоятельное социально-экономическое разви­тие.

Во всей своей деятельности КПСС неукоснительно соблюдает решения, принятые междунар. совещания­ми представителей коммунистич. и рабочих партий, борется за генеральную линию междунар. коммуни­стич. движения: за мир, демократию, нац. независи­мость и социализм, за полную победу социализма икоммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза последовательно борется за единство и сплочен­ность мирового коммунистического движения и стран социалистического содружества; отстаивая чистоту марксизма-ленинизма, она вместе с другими маркси­стско-ленинскими партиями борется против ревизио­низма, правого и левого оппортунизма, догматизма и сектантства.

Более чем за шестьдесят лет КПСС прошла слав­ный и героич. путь. Созданная и выпестованная Лени­ным она всегда была на высоте историч. задач. Вы­полнив две программы, она приступила квыполнению третьей Программы — величественной Программы построения коммунистического общества. Она прокла­дывает путь всему человечеству.

Сов. Союз является в нашу эпоху источником са­мых возвышенных, благородных и вдохновляющих идей в борьбе за мир, за демократию и социализм, за счастье всех людей на земле. Творцом этих идей яв­ляется Коммунистическая партия Советского Союза.

Г. Обичпин, Н. Рубан. Москва.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД—1) в узком и строгом смысле слова присущий зрелому коммунистич. обществу труд вне нормы, без условия о вознагражде­нии (см. В. И. Ленин, Соч., т. 30, с. 482); 2) в широ­ком смысле — совокупность тех элементов труда в социалистич. обществе, развитие к-рых подготавли­вает переход к собственно К. т.

Собственно К. т.— это деятельность, выступающая как первейшая и определяющая потребность каждого члена коммунистич. общества. Превращение труда в такую потребность означает, по Марксу, превращение трудовой деятельности в самодеятельность, когда оп­ределяющим побудит, мотивом является не внешняя для нее необходимость, а внутр. содержание самой деятельности; превращение свободного времени, став­шего временем универсальной деятельности, в мерило обществ, богатства; превращение труда, поскольку он наполнен всем богатством социального содержания, из средства в цель жизни каждого человека; превраще­ние всестороннего, целостного и свободного развития человеч. сил в самоцель; превращение самого процесса деятельности в источник эстетич. наслаждения. При этом труд отд. человека, становясь с самого начала достоянием и богатством всего общества, не переста­ет быть также и его личным достоянием и богатством, ибо он не отчуждается, и то, что человек обретает в процессе деятельности, представляет собой нечто не­измеримо более высокое в сравнении с тем, что он расходует и что необходимо возместить средствами потребления.

С торжеством К. т. связано полное осуществление принципа коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям», причем К. т. означает ко­ренное изменение самих способностей и потребностей: всякая деятельность по способностям становится по­требностью, а удовлетворение потребностей, ставших у каждого подлинно человеческими, в сущности сов­падает с самой деятельностью по способностям.

Необходимыми условиями К. т. являются материаль­но-техническая база коммунизма, преодоление су­ществ, различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, существенное сокращение ра­бочего времени; достижение высокого уровня обществ.


самосознания каждым членом общества. Технич. во­оружение К. т., являющееся его предпосылкой, ста­нет также и его результатом, т.е. будет воспроизводить­ся, ускоренно расширяясь и прогрессируя. Вместе с тем человек будет столь же сознательно направлять всю свою повседневную деятельность на созидание и изменение социальных отношений, человеч. «природы», как и на вещные результаты своего труда.

«Труд и дисциплина не будут в тягость человеку; трудовая деятельность перестанет быть только сред­ством к жизни и превратится в подлинное творчество, источник радости» (Программа КПСС, 1961, с. 64).

Идеи утопистов — предшественников марксистской концепции коммунистического труда.Учения предста­вителей утопич. социализма и коммунизма содержат замечат. догадки относительно нек-рых черт К. т., к-рые были результатом критики бурж. общества и поисков его антипода, его идеальной противополож­ности. Обличение презрения к труду и паразитизма всреде господств, классов приводило их к идее труда как всеобщей почетной обязанности, как одной из осн. этич. и правовых норм общества. Критика отношения! ктруду как к средству существования приводила их ' к идее о труде как внутр. потребности и эстетич. на­слаждении. О труде как всеобщей обязанности писал еще основоположник утопич. коммунизма Т. Мор (см. «Утопия», М., 1953, с. 119). Дж. Беллерс к «Проек­ту учреждения трудового колледжа»... (1695) избирает (из Поел, фессал. 2, 3) эпиграф: «Бездельник должен ходить в лохмотьях; кто не работает, да не ест!». Со­гласно уравнит. программе Ф. Бабёфа и бабувистов, «...никто не мог уклониться от труда, не совершив тем самым преступления» (Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства..., т. 2, М.—Л., 1948,с. 152). Но у большинства утопистов всеобщность труда — лишь предпосылка решения проблемы отношения ктруду. Т. Дезами в «Кодексе общности» (1842) вслед за Мабли и Н. Ретифом де Ла Бретонном писал: «Труд... был бы развлечением, если бы его разделяли все» (указ. соч., М., 1956, с. 147). Поиски, еще не выводившие за пределы отношения к труду как к средству жизни, шли от идеи о контроле над трудом с помощью правовых и моральных норм к идее о различных видах морально­го поощрения и основанном на них соревновании. Утописты подчеркивают значение обществ, мнения, превращения труда в дело чести и славы. Согласно, напр., Морелли, честолюбие заключалось бы в желании превзойти других в изобретательности, трудолюбии, прилежании (см. «Кодекс природы...», М.— Л., 1947, с. 68). Фурье придумывает для этого целую иерархию почетных званий и особую роль отводит соревнованию (см. «Теория четырех движений», в кн.: Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1951, с. 212).

Поскольку моральное поощрение как особая фор­ма вознаграждения не совпадает с содержанием тру­да, утописты искали внутр. побудит, мотивы труда. Нек-рые из них надеялись, что усвоение моральной иправовой обязанности трудиться в форме долга при­ведет к закреплению ее как привычки к труду, даю­щей чувство удовлетворения (Д. Верас, бабувисты и др.). Более глубокие умы пошли дальше — к идее об освобождении человека от власти вещного «богат­ства», от подчинения разделению труда. Кампа-нелла говорит о соляриях: «Не они служат вещам, а вещи служат им» («Город Солнца», с. 71). Уже Т. Мор писал о свободном выборе каждым «ремесла» и о пере­мене занятий. Кампанелла, выдвинувший идею тру­дового воспитания подрастающего поколения, п Деза­ми считали целью участия детей во всех видах произ-ва не просто приучение их к труду, а «выяснение наклон­ностей каждого», выбор любимого занятия. Черны­шевский справедливо рассматривал в качестве основы «вольного труда в охоту» то, что почти все


30 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД


делают машины, а люди главным образом управляют ими (см. Полн. собр. соч., т. 11, 1939, с. 590).

Наибольшую ценность представляют мысли нек-рых утопистов о труде, к-рый не нуждается ни в каком вознаграждении, поскольку сам является высшей «на­градой» жизни. Идею использования свободного от работы в материальном произ-ве времени для научной и художеств, деятельности выдвигает уже Т. Мор (см. «Утопия», с. 120, 126). У Кампанеллы солярии «не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний...» («Город Солнца», с. 54, 70). Однако здесь в первую потребность превращается только часть труда; труд в материаль­ном произ-ве, хотя и «доставляет удовольствие»,остает­ся лишь средством к жизни. Провозгласивший «тру­довое притяжение» целью всего «социетарного строя», Фурье различал 1) «прямое притяжение» к труду, когда люди «страстно увлечены самим предметом, самим родом деятельности», 2) «косвенное притяжение», 3) «расходящееся, или извращенное притяжение», включающее в себя и утилитарные мотивы (см. Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 200—05). На высшей стадии (rap-монизм) люди находят наслаждение в самой деятель­ности, что делает излишним вознаграждение за ее вы­полнение.

Выдвинутая Ретифом (см. «Южное открытие», М.—Л., 1936, с. 146) вместе с идеей частых перемен занятий и развитая Фурье теория труда-и г р ы (см. там же, т. 2, с. 270 и др.) позволяла представить труд как не являющийся ни навязанным бременем, ни доброволь­ной мукой. Однако на деле труд никогда не будет просто игрой. К. т. тем и отличается, что наслажде­ние трудом и его целесообразность перестанут быть враждебны друг другу.

Моррис делал акцент на эстетич. отношении к тру­ду. Приходя в ужас от обесчеловечивающего утили­таризма, от культа материального благополучия в бурж. обществе, Моррис полагается на спасит. роль иск-ва, к-рое станет «... неотделимой частью всякого труда», по аналогии с трудом ср.-век. ремесленника — творца шедевров. В изображенном им утопич. обще­стве «всякая работа стала предметом искусства»; «вознаграждением за труд» служит радость творчест­ва (см. «Вести ниоткуда», СПБ, 1909, с.68, 99). Однако Моррису, так же как и Чернышевскому (см. Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 609), не удается преодолеть натурализм, т.к. отношение к труду они выводят из абстрактного «природного стремления довести до со­вершенства... всякую исполняемую работу», из не­коего «инстинкта» (Моррис У., там же) или из физиологич. потребности человеч. организма.

Ограниченность утопистов коренится в их субъек­тивном методе, в аппеляции к предпочтительному, к абстрактному долженствованию.

Разработка основ теории коммунистического труда Марксом и Энгельсом.Создавая теорию научного ком­мунизма, Маркс и Энгельс подвергли переосмыслению наследие утопистов. Наиболее ценным у Фурье Эн­гельс считал идею о том, что «... труд может стать тем, чем он должен быть,— наслаждением» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 528), а также идею Фурье о соревновании (см. там же, с. 562). В «Анти-Дюринге» (см. там же, т. 20, с. 304) концепциям Фурье и Оуэна о труде как привлекат. деятельности дана высокая оценка. Маркс особое внимание уделил кри­тике теории труда-игры, настаивая на том, что сво­бодный труд не развлечение, ибо он — «дьяволь­ски серьезная вещь, интенсивнейшее напряжение» [«Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie (Rohentwurf), 1857—1858», M., 1939, S. 505; cp. S. 599].

Основоположники марксизма выводили отношение ктруду из его специфич. обществ, условий на основе


материалистич. понимания истории. Маркс иЭнгельс также и в проблеме отношения к труду окончательно преодолели т. зр. «робинзонады», неисторич. натурализм и антропологизм (см. Соч., 2 изд., т. 3, с. 441, 486—87). При этом плодотворность критич. переработки идей утопистов была связана с одновр. критич. переосмыс­лением проблем классич. нем. философии, в особен­ности роли деятельности субъекта и предметных форм его культуры. Труд не может превратиться в первую потребность в результате лишь «воздействия на сферу сознания», ибо отношение к труду не «заключено» в ней, а образует социальное отношение, к-рое и надо переделать.

В работах Маркса и Энгельса 1844—46 уже можно проследить наметки теории К. т. (см. MEGA, Abt.l, Bd 3, 1932, S. 546—47) [тогда уже сформулирован тезис: человек есть «.. .результат его собствен­ного т р у д а» (М а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627)].

В «Немецкой идеологии» переход к К. т.раскрывает­ся как «превращение труда в самодеятельность», как развитие «индивидов в целостных индивидов», как превращение мнимой и вынужденной коллективности в действит. и свободную, как универсальное присвое­ние и освоение путем деятельности материальной и духовной культуры.

В произведениях Маркса 1850—60 теория К. т. раз­вивается на основе его политико-экономич. исследова­ний. К. т. противопоставляется порабощающему чело­века разделению труда, его отчуждению. Прогресс технич. разделения производств, функций всегда был и будет неотделим от прогресса производит, сил. Со­циальное разделение труда, напротив, исторически преходяще. Оно означает раздробление человека как субъекта общественных отношений и «...существует, подобно природному отношению, вне индивидов... Индивиды подчинены общественному производству, которое наподобие рока существует вне их...» (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Внутри капита-листич. системы прогресс технич. разделения труда осуществим только путем усиления социального разде­ления труда. Тенденции в развитии разделения труда превращают рабочего в частичного человека, низводят его до роли придатка машины, мучительным для него путем лишают его труд содержательности, отчуждают от рабочего духовные потенции труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 651). Такова картина разделе­ния физич. и умственного, материального и духов­ного труда, функций управления и исполнения, го­рода и деревни, «профессиональный идиотизм» и т. п. формы осуществления отчуждения. Свобода кажется осуществимой только в сфере потребления, вне дея­тельности (см. К. Marx, Grundrisse..., S. 203, 505).

В противоположность этому К. т. предполагает и создает всесторонне и, главное, целостно развитых людей. К. т. предполагает преодоление социального разделения труда, лишающего человека целостности развития, на основе прогресса технич. разделения производств, функций и специализации целостно раз­витых людей. Маркс предвидел первейшую предпосыл­ку К. т.— гигантский прогресс техники, автоматиза­ции собственно материального производства. Важным условием К.Т.Маркс считал приобретение процессом труда «научного характера» (см. там же, S. 505). Благодаря этому получат полный простор творч. функ­ции труда. Человек не будет искать мнимой свободы вне деятельности и добьется, чтобы самоутверждение выступало, как — «реальная свобода, деятельное про­явление которой и есть труд» (там же).

На стадии социализма, когда формируются предпо­сылки К. т. в строгом смысле, материальное произ-во еще существует в форме «собственно материального производства», к-рое «...всё же остаётся царством необ-


КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД 31


ходимости» (Маркс К., Капитал, т. 3, 1955, с. 833). На стадии полного коммунизма труд полностью и во всех своих видах становится самодеятельностью — произ-вом предметного мира человека, направленным непосредственно на развитие его творч. способностей п столь же непосредственно осуществляющим такое развитие.

Коммунизм — это царство труда, ставшего первой потребностью каждого, когда «труд,— как писал Эн­гельс,— станет своим собственным вознаграждением...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 558). Это означает коренное изменение понятия бо­гатства. Его мерилом станет свободное время («Grund-risse...», S. 596). «Чем иным является богатство как не полным развитием человеческого господства над силами природы ... как не абсолютным обнаружением творче­ских дарований человека...» (там же, S. 387). К. т. означает преодоление, «снятие противоположности между свободным и рабочим временем» (там же, S. 599), т. е. слияние труда в рабочее время и труда в свобод­ное время в единую самодеятельность, время к-рой— подлинно свободное время.

Для сформировавшегося человека коммунистич. общества, целостной личности, труд — это «...ма­териально творческая и опредмечивающаяся наука» (там же, S. 599—600). Социальная необходимость дея­тельности реализуется через его творч. волю, волю свободного субъекта-деятеля. Однако такому отноше­нию к труду необходимо предшествует процесс его воспитания. Для формирующегося человека «этот процесс... есть дисциплина» (там же, S. 599), к-рая через самодисциплину ведет к преобразованию и превращению внешней необходимости в свободу.К. т. неизмеримо поднимает значение человеч. личности, ибо человек станет, как никогда, далек оттого, чтобы его можно было считать лишь «рабочей силой», лишь агентом произ-ва средств потребления или лишь по­требителем материальной и духовной культуры. К. т. делает самоцелью «...тотальность развития, т. е. раз­вития всех человеческих сил как таковых, безотно­сительно к какому бы то ни было заранее уста­новленному масштабу...», и человек тогда «вос­производит себя не в какой-либо одной определенно­сти, но производит себя во всей тотальности», «не стре­мится оставаться чем-то окончательно установившим­ся, но находится в абсолютном движении становления» (там же, S. 387). Это «развитие человеческой силы, ко­торое является самоцелью», и есть, по Марксу, «истин­ное царство свободы» (см. «Капитал», т. 3, с. 833).

Пока сам труд еще не стал потребностью, наслаж­дения находятся «...вне действительного содержания жизни людей и в противоречии с ним...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 419). К. т., напротив, означает, что «отпадает самая основа всей этой противоположности между трудом и наслажде­нием» (тамже, с. 206). Тезис: «...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой по­требностью жизни» (Маркс К., там же, т. 19, с.20)— глубочайшая характеристика коммунистич. общества.

Ленин о коммунистическом труде. В произведениях Ленина теоретически осмыслены реальные процессы обществ, преобразований и поставлены практич. зада­чи борьбы за торжество К. т. Главное внимание Ленин уделял вопросам становления элементов К. т., созда­ния его историч. предпосылок. Так, в «Детской болез­ни „левизны" в коммунизме» (1920) указывается на роль обществ, организаций в подготовке перехода «... к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию... всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (Соч., т. 31, с. 32). Ленин не только обосно­вывает положение о необходимости трудового воспи­тания требованиями совр. уровня техники и науки

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.