Но культ личности Сталина не мог остановить поступат. развития сов. общества, изменить характер социалистич. строя, поколебать силу сов. народа, основы КПСС, хотя он и создал дополнит, трудности а нанес серьезный урон делу коммунизма.
Суровой проверке подвергся сов. социалистич. строй в годы Великой Отечеств, войны 1941—45. В эти грозные годы КПСС выступила как вдохновитель и организатор всенар. борьбы против фашистских агрессоров. Несмотря на врем, неудачи Сов. Армии в начале войны, СССР не только устоял перед натиском фашистской Германии и ее сателлитов, но, преодолев неимоверные трудности, разгромил врага. В годы войны с огромной силой проявились преимущества социалистич, строя перед капиталистпч. строем, превосходство социалистич. идеологии над человеко-ненавистнич. фашистской идеологией. Победой над гитлеровской Германией и империалистич. Японией сов. народ сыграл решающую роль в избавлении народов Европы, Азии и др. континентов от угрозы фашистского порабощения, в спасении мировой цивили-
зации. Ход и исход Отечеств, войны подтвердили, что в мире нет сил, к-рые могли бы остановить поступат. движение социализма.
После окончания войны все силы партии и народа были направлены на восстановление и дальнейшее развитие нар. хозяйства, на завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму. Возросли роль и авторитет Сов. Союза на междунар. арене. Всемирно-историч. значение имело отпадение от капиталистич. системы ряда стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Возникла новая форма политич. организации общества —народная демократия, явившаяся одной из форм диктатуры пролетариата. Под ударом нац.-освободит, движения начался распад колониальной системы империализма. В результате произошло дальнейшее обострение общего кризиса капитализма. Империализм вступил в период заката и гибели. Темпы мирового обществ, прогресса значительно усилились. Гл. содержание, направление и особенности историч. развития человечества во все возрастающей мере определяют теперь мировая социалистич. система, силы, борющиеся против империализма, за социалистич. переустройство общества.
Начиная с 1953 партия приняла решит, меры к ликвидации вредных последствий культа личности Сталина, к восстановлению ленинских норм парт, жизни и принципа коллективного руководства. Поворотным пунктом в жизни партии и страны, в междунар. коммунистич. движении явился XX съезд КПСС (1956). Партия смело вскрыла ошибки и недостатки, допущенные в прежние годы в партийной, государственной и хоз. жизни, и решительно повела курс на ликвидацию последствий культа личности, на осуществление ленинских демократических принципов и традиций. Партия идейно и политически разгромила антипартийную группу Молотова, Кагановича, Маленкова и др., которая сопротивлялась ленинскому курсу XX съезда КПСС.
Курс XX съезда КПСС, его решения нашли горячее одобрение в междунар. коммунистич. движении. Решения XX съезда КПСС «.. .имеют не только великое значение для КПСС и коммунистического строительства в СССР, но и положили начало новому этапу в международном коммунистическом движении, способствовали его дальнейшему развитию на основе марксизма-ленинизма» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 84).
Разоблачая культ личности Сталина, последовательно преодолевая его вредные последствия во всех областях жизни, партия в то же время выступает против попыток под видом борьбы против культа личности Сталина реабилитировать разгромленные в свое время враждебные ленинизму антиленинские фракции и течения, перечеркнуть и очернить героич. деятельность партии, ее успехи в строительстве социализма. Партия осуждает также, как не имеющие ничего общего с марксизмом-ленинизмом, попытки анархич. отрицания авторитета руководителей.
Под руководством КПСС в СССР за последние годы осуществлены крупнейшие политич. и народнохозяйств. мероприятия, направленные на обеспечение крутого подъема всех отраслей нар. хозяйства. Успехи сов. народа в дальнейшем развитии нар. хозяйства позволили ему в короткий срок завершить строительство социалистич. общества и выйти на новые историч. рубежи. Внеочередной XXI съезд КПСС (1959) сделал вывод о том, что социализм в СССР победил не только полностью, но и окончательно. Страна вступила в период развернутого строительства коммунизма.
Величайшим событием в жизни партии и страны явился XXII съезд КПСС (1961) — съезд строителей коммунизма, имевший огромное значение для всего
28 КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
международного коммунистического движения. На XXII съезде КПСС был дан анализ международного и внутреннего положения СССР, подведены итоги деятельности партии за период после XX съезда, определены перспективы коммунистического строительства. Съезд полностью одобрил политич. курс и прак-тич. деятельность ЦК КПСС в области внутр. и внешней политики, одобрил выводы и предложения, содержавшиеся в отчете ЦК КПСС. Съезд принял новую, третью Программу Коммунистической партии Советского Союза, к-рая отвечает условиям совр. история, периода в жизни Сов. Союза, социалистич. лагеря, всего мирового рабочего и освободит, движения. В Программе определены и научно обоснованы гл. задачи партии на период строительства коммунизма: пути и методы создания материально-технич. базы коммунизма, преобразования социалистических отношений в коммунистические, воспитания сов. людей в духе коммунизма. Все эти три великие задачи внутренне связаны. Но определяющим весь ход коммунистич. строительства естественно является создание материально-технич. базы коммунизма, создание могучих производит, сил. Это основа высокой производительности труда, источник и условие изобилия материальных благ, основа ликвидации остатков классовых различий и формирования всесторонне развитой личности.
Выработка новой Программы партии является ярким выражением громадной теоретич. деятельности КПСС. Программа дает научно обоснованные ответы на главные вопросы современности. В Программе партии, в решениях съездов и пленумов ЦК КПСС развито ленинское учение о путях перехода от социализма к коммунизму, о характере совр. эпохи, о мирном сосуществовании двух обществ, систем, о возможности предотвращения войн в совр. эпоху, о разнообразии форм перехода от капитализма к социализму, о более или менее одновременном вступлении социалистич. стран в коммунизм, о превращении гос-ва диктатуры пролетариата во всенар. гос-во, о превращении партии рабочего класса в партию всего народа и др. В Программе и др. парт, документах разработаны крупнейшие проблемы периода развернутого строительства коммунистич. общества: о путях и формах сближения колхозной и общенар. собственности и перспективах их слияния в единую коммунистич. собственность, о развитии коммунистич. обществ, отношений, о переходе от общенар. гос-ва к коммунистич. самоуправлению и др.
Историч. опыт показывает, что с 1953 КПСС проделала гигантскую теоретич. работу; по объему и результатам этой деятельности партии истекший период был исключительно творческим, плодотворным.
В период развернутого строительства коммунизма в СССР партия вступила в новый этап своего развития. Возникнув как авангард рабочего класса, КПСС превратилась в авангард всего сов. народа; ее направляющее влияние на все стороны жизни общества еще более расширилось.
Это обусловлено ростом масштабов и сложностью задач коммунистического строительства, требующих более высокого уровня политического и организационного руководства; подъемом творческой активности масс, вовлечением новых миллионов трудящихся в управление гос. делами и производством; дальнейшим развитием социалистич. демократии, повышением роли обществ, организаций, расширением прав союзных республик и местных организаций;воз-растающим значением теории науч. коммунизма, ее творческого развития и пропаганды, необходимостью усиления коммунистич. воспитания трудящихся и борьбы за преодоление пережитков прошлого в сознании людей.
Опираясь на возросшую активность сов. народа, партия проводит громадную работу по дальнейшему развитию производит, сил страны, созданию материально-технич. базы коммунизма. КПСС постоянно совершенствует формы руководства всеми областями коммунистического строительства, глубоко анализирует сложные процессы экономической, политической и культурной жизни, вырабатывает на этой основе правильные решения. Ленинская партия—враг субъективизма и самотека в коммунистич. строительстве. Ей чужды прожектерство, скороспелые выводы и поспешные, оторванные от реальности решения и действия, хвастовство и пустозвонство, увлечение администрированием, нежелание считаться с тем, что уже выработали наука и практический опыт. Строительство коммунизма не терпит канцелярских методов, единоличных решений, игнорирования практического опыта масс.
Как передовой отряд народа партия показывает пример выработки наиболее совершенных форм коммунистич. обществ, самоуправления. Законом ее жизни является неуклонное соблюдение ленинских норм парт, жизни и принципов коллективного руководства, повышение ответственности парт, органов и их работников перед парт, массами, обеспечение и развертывание внутрипарт. демократии. Партия требует от коммуниста своим поведением на производстве, в обществ, и личной жизни показывать образцы борьбы за развитие и упрочение коммунистич. отношений, принципов и норм коммунистич. морали. Чуждая догматизму, косности, партия постоянно совершенствует формы и методы своей работы.
Создание материальных и духовных предпосылок коммунизма — взаимосвязанный процесс: мощное развитие производит, сил и непрерывное повышение жизненного уровня народа способствуют росту коммунистич. сознания людей, а это, в свою очередь, ускоряет решение хоз. задач. Главное в идейно-воспи-тат. работе партии — идеологически обеспечить претворение в жизнь Программы КПСС, создание материально-технич. базы коммунизма, формирование коммунистич. обществ, отношений, воспитание нового человека; вести развернутое наступление против империалистич. идеологии, против идей антикоммунизма, против пережитков прошлого в сознании людей.
Важнейшая закономерность развития КПСС — постоянное усиление ее связей с массами. Ярким проявлением тесной связи партии с народом является рост ее рядов. Если в первый год существования Сов. власти в партии насчитывалось ок. 300 тыс. членов, то теперь армия коммунистов в СССР составляет более 11 млн. членов и кандидатов.
Осуществляя развернутое строительство коммунизма, КПСС проводит мирную внешнюю политику. Политика мирного сосуществования — это линия на исключение воен. средств борьбы между гос-вами с различной социально-экономич. организацией; она предполагает борьбу в форме экономич. соревнования, политич. и идеологич. борьбы. Стремясь предотвратить новую мировую войну, КПСС, как и все социалистич. страны, все коммунисты, опирается на новое соотношение сил на мировой арене, на реальные средства', позволяющие обуздать империалистич. агрессоров. Борясь за мир, всеобщее и полное разоружение под строгим междунар. контролем, партия и Сов. пр-во в то же время учитывают воен. приготовления наиболее агрессивных империалистич. сил и поэтому считают необходимым поддерживать боевую готовность Вооруж. Сил СССР на уровне, обеспечивающем решит, и полный разгром любого агрессора.
КПСС и Сов. пр-во последовательно и настойчиво ведут борьбу против колониализма, оказывают бескорыстную помощь освобождающимся народам в их
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД29
борьбе против империализма, за политическую свободу и самостоятельное социально-экономическое развитие.
Во всей своей деятельности КПСС неукоснительно соблюдает решения, принятые междунар. совещаниями представителей коммунистич. и рабочих партий, борется за генеральную линию междунар. коммунистич. движения: за мир, демократию, нац. независимость и социализм, за полную победу социализма икоммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза последовательно борется за единство и сплоченность мирового коммунистического движения и стран социалистического содружества; отстаивая чистоту марксизма-ленинизма, она вместе с другими марксистско-ленинскими партиями борется против ревизионизма, правого и левого оппортунизма, догматизма и сектантства.
Более чем за шестьдесят лет КПСС прошла славный и героич. путь. Созданная и выпестованная Лениным она всегда была на высоте историч. задач. Выполнив две программы, она приступила квыполнению третьей Программы — величественной Программы построения коммунистического общества. Она прокладывает путь всему человечеству.
Сов. Союз является в нашу эпоху источником самых возвышенных, благородных и вдохновляющих идей в борьбе за мир, за демократию и социализм, за счастье всех людей на земле. Творцом этих идей является Коммунистическая партия Советского Союза.
Г. Обичпин, Н. Рубан. Москва.
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД—1) в узком и строгом смысле слова присущий зрелому коммунистич. обществу труд вне нормы, без условия о вознаграждении (см. В. И. Ленин, Соч., т. 30, с. 482); 2) в широком смысле — совокупность тех элементов труда в социалистич. обществе, развитие к-рых подготавливает переход к собственно К. т.
Собственно К. т.— это деятельность, выступающая как первейшая и определяющая потребность каждого члена коммунистич. общества. Превращение труда в такую потребность означает, по Марксу, превращение трудовой деятельности в самодеятельность, когда определяющим побудит, мотивом является не внешняя для нее необходимость, а внутр. содержание самой деятельности; превращение свободного времени, ставшего временем универсальной деятельности, в мерило обществ, богатства; превращение труда, поскольку он наполнен всем богатством социального содержания, из средства в цель жизни каждого человека; превращение всестороннего, целостного и свободного развития человеч. сил в самоцель; превращение самого процесса деятельности в источник эстетич. наслаждения. При этом труд отд. человека, становясь с самого начала достоянием и богатством всего общества, не перестает быть также и его личным достоянием и богатством, ибо он не отчуждается, и то, что человек обретает в процессе деятельности, представляет собой нечто неизмеримо более высокое в сравнении с тем, что он расходует и что необходимо возместить средствами потребления.
С торжеством К. т. связано полное осуществление принципа коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям», причем К. т. означает коренное изменение самих способностей и потребностей: всякая деятельность по способностям становится потребностью, а удовлетворение потребностей, ставших у каждого подлинно человеческими, в сущности совпадает с самой деятельностью по способностям.
Необходимыми условиями К. т. являются материально-техническая база коммунизма, преодоление существ, различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, существенное сокращение рабочего времени; достижение высокого уровня обществ.
самосознания каждым членом общества. Технич. вооружение К. т., являющееся его предпосылкой, станет также и его результатом, т.е. будет воспроизводиться, ускоренно расширяясь и прогрессируя. Вместе с тем человек будет столь же сознательно направлять всю свою повседневную деятельность на созидание и изменение социальных отношений, человеч. «природы», как и на вещные результаты своего труда.
«Труд и дисциплина не будут в тягость человеку; трудовая деятельность перестанет быть только средством к жизни и превратится в подлинное творчество, источник радости» (Программа КПСС, 1961, с. 64).
Идеи утопистов — предшественников марксистской концепции коммунистического труда.Учения представителей утопич. социализма и коммунизма содержат замечат. догадки относительно нек-рых черт К. т., к-рые были результатом критики бурж. общества и поисков его антипода, его идеальной противоположности. Обличение презрения к труду и паразитизма всреде господств, классов приводило их к идее труда как всеобщей почетной обязанности, как одной из осн. этич. и правовых норм общества. Критика отношения! ктруду как к средству существования приводила их ' к идее о труде как внутр. потребности и эстетич. наслаждении. О труде как всеобщей обязанности писал еще основоположник утопич. коммунизма Т. Мор (см. «Утопия», М., 1953, с. 119). Дж. Беллерс к «Проекту учреждения трудового колледжа»... (1695) избирает (из Поел, фессал. 2, 3) эпиграф: «Бездельник должен ходить в лохмотьях; кто не работает, да не ест!». Согласно уравнит. программе Ф. Бабёфа и бабувистов, «...никто не мог уклониться от труда, не совершив тем самым преступления» (Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства..., т. 2, М.—Л., 1948,с. 152). Но у большинства утопистов всеобщность труда — лишь предпосылка решения проблемы отношения ктруду. Т. Дезами в «Кодексе общности» (1842) вслед за Мабли и Н. Ретифом де Ла Бретонном писал: «Труд... был бы развлечением, если бы его разделяли все» (указ. соч., М., 1956, с. 147). Поиски, еще не выводившие за пределы отношения к труду как к средству жизни, шли от идеи о контроле над трудом с помощью правовых и моральных норм к идее о различных видах морального поощрения и основанном на них соревновании. Утописты подчеркивают значение обществ, мнения, превращения труда в дело чести и славы. Согласно, напр., Морелли, честолюбие заключалось бы в желании превзойти других в изобретательности, трудолюбии, прилежании (см. «Кодекс природы...», М.— Л., 1947, с. 68). Фурье придумывает для этого целую иерархию почетных званий и особую роль отводит соревнованию (см. «Теория четырех движений», в кн.: Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1951, с. 212).
Поскольку моральное поощрение как особая форма вознаграждения не совпадает с содержанием труда, утописты искали внутр. побудит, мотивы труда. Нек-рые из них надеялись, что усвоение моральной иправовой обязанности трудиться в форме долга приведет к закреплению ее как привычки к труду, дающей чувство удовлетворения (Д. Верас, бабувисты и др.). Более глубокие умы пошли дальше — к идее об освобождении человека от власти вещного «богатства», от подчинения разделению труда. Кампа-нелла говорит о соляриях: «Не они служат вещам, а вещи служат им» («Город Солнца», с. 71). Уже Т. Мор писал о свободном выборе каждым «ремесла» и о перемене занятий. Кампанелла, выдвинувший идею трудового воспитания подрастающего поколения, п Дезами считали целью участия детей во всех видах произ-ва не просто приучение их к труду, а «выяснение наклонностей каждого», выбор любимого занятия. Чернышевский справедливо рассматривал в качестве основы «вольного труда в охоту» то, что почти все
30 КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД
делают машины, а люди главным образом управляют ими (см. Полн. собр. соч., т. 11, 1939, с. 590).
Наибольшую ценность представляют мысли нек-рых утопистов о труде, к-рый не нуждается ни в каком вознаграждении, поскольку сам является высшей «наградой» жизни. Идею использования свободного от работы в материальном произ-ве времени для научной и художеств, деятельности выдвигает уже Т. Мор (см. «Утопия», с. 120, 126). У Кампанеллы солярии «не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний...» («Город Солнца», с. 54, 70). Однако здесь в первую потребность превращается только часть труда; труд в материальном произ-ве, хотя и «доставляет удовольствие»,остается лишь средством к жизни. Провозгласивший «трудовое притяжение» целью всего «социетарного строя», Фурье различал 1) «прямое притяжение» к труду, когда люди «страстно увлечены самим предметом, самим родом деятельности», 2) «косвенное притяжение», 3) «расходящееся, или извращенное притяжение», включающее в себя и утилитарные мотивы (см. Избр. соч., т. 3, М., 1954, с. 200—05). На высшей стадии (rap-монизм) люди находят наслаждение в самой деятельности, что делает излишним вознаграждение за ее выполнение.
Выдвинутая Ретифом (см. «Южное открытие», М.—Л., 1936, с. 146) вместе с идеей частых перемен занятий и развитая Фурье теория труда-и г р ы (см. там же, т. 2, с. 270 и др.) позволяла представить труд как не являющийся ни навязанным бременем, ни добровольной мукой. Однако на деле труд никогда не будет просто игрой. К. т. тем и отличается, что наслаждение трудом и его целесообразность перестанут быть враждебны друг другу.
Моррис делал акцент на эстетич. отношении к труду. Приходя в ужас от обесчеловечивающего утилитаризма, от культа материального благополучия в бурж. обществе, Моррис полагается на спасит. роль иск-ва, к-рое станет «... неотделимой частью всякого труда», по аналогии с трудом ср.-век. ремесленника — творца шедевров. В изображенном им утопич. обществе «всякая работа стала предметом искусства»; «вознаграждением за труд» служит радость творчества (см. «Вести ниоткуда», СПБ, 1909, с.68, 99). Однако Моррису, так же как и Чернышевскому (см. Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 609), не удается преодолеть натурализм, т.к. отношение к труду они выводят из абстрактного «природного стремления довести до совершенства... всякую исполняемую работу», из некоего «инстинкта» (Моррис У., там же) или из физиологич. потребности человеч. организма.
Ограниченность утопистов коренится в их субъективном методе, в аппеляции к предпочтительному, к абстрактному долженствованию.
Разработка основ теории коммунистического труда Марксом и Энгельсом.Создавая теорию научного коммунизма, Маркс и Энгельс подвергли переосмыслению наследие утопистов. Наиболее ценным у Фурье Энгельс считал идею о том, что «... труд может стать тем, чем он должен быть,— наслаждением» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 528), а также идею Фурье о соревновании (см. там же, с. 562). В «Анти-Дюринге» (см. там же, т. 20, с. 304) концепциям Фурье и Оуэна о труде как привлекат. деятельности дана высокая оценка. Маркс особое внимание уделил критике теории труда-игры, настаивая на том, что свободный труд не развлечение, ибо он — «дьявольски серьезная вещь, интенсивнейшее напряжение» [«Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie (Rohentwurf), 1857—1858», M., 1939, S. 505; cp. S. 599].
Основоположники марксизма выводили отношение ктруду из его специфич. обществ, условий на основе
материалистич. понимания истории. Маркс иЭнгельс также и в проблеме отношения к труду окончательно преодолели т. зр. «робинзонады», неисторич. натурализм и антропологизм (см. Соч., 2 изд., т. 3, с. 441, 486—87). При этом плодотворность критич. переработки идей утопистов была связана с одновр. критич. переосмыслением проблем классич. нем. философии, в особенности роли деятельности субъекта и предметных форм его культуры. Труд не может превратиться в первую потребность в результате лишь «воздействия на сферу сознания», ибо отношение к труду не «заключено» в ней, а образует социальное отношение, к-рое и надо переделать.
В работах Маркса и Энгельса 1844—46 уже можно проследить наметки теории К. т. (см. MEGA, Abt.l, Bd 3, 1932, S. 546—47) [тогда уже сформулирован тезис: человек есть «.. .результат его собственного т р у д а» (М а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627)].
В «Немецкой идеологии» переход к К. т.раскрывается как «превращение труда в самодеятельность», как развитие «индивидов в целостных индивидов», как превращение мнимой и вынужденной коллективности в действит. и свободную, как универсальное присвоение и освоение путем деятельности материальной и духовной культуры.
В произведениях Маркса 1850—60 теория К. т. развивается на основе его политико-экономич. исследований. К. т. противопоставляется порабощающему человека разделению труда, его отчуждению. Прогресс технич. разделения производств, функций всегда был и будет неотделим от прогресса производит, сил. Социальное разделение труда, напротив, исторически преходяще. Оно означает раздробление человека как субъекта общественных отношений и «...существует, подобно природному отношению, вне индивидов... Индивиды подчинены общественному производству, которое наподобие рока существует вне их...» (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Внутри капита-листич. системы прогресс технич. разделения труда осуществим только путем усиления социального разделения труда. Тенденции в развитии разделения труда превращают рабочего в частичного человека, низводят его до роли придатка машины, мучительным для него путем лишают его труд содержательности, отчуждают от рабочего духовные потенции труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 651). Такова картина разделения физич. и умственного, материального и духовного труда, функций управления и исполнения, города и деревни, «профессиональный идиотизм» и т. п. формы осуществления отчуждения. Свобода кажется осуществимой только в сфере потребления, вне деятельности (см. К. Marx, Grundrisse..., S. 203, 505).
В противоположность этому К. т. предполагает и создает всесторонне и, главное, целостно развитых людей. К. т. предполагает преодоление социального разделения труда, лишающего человека целостности развития, на основе прогресса технич. разделения производств, функций и специализации целостно развитых людей. Маркс предвидел первейшую предпосылку К. т.— гигантский прогресс техники, автоматизации собственно материального производства. Важным условием К.Т.Маркс считал приобретение процессом труда «научного характера» (см. там же, S. 505). Благодаря этому получат полный простор творч. функции труда. Человек не будет искать мнимой свободы вне деятельности и добьется, чтобы самоутверждение выступало, как — «реальная свобода, деятельное проявление которой и есть труд» (там же).
На стадии социализма, когда формируются предпосылки К. т. в строгом смысле, материальное произ-во еще существует в форме «собственно материального производства», к-рое «...всё же остаётся царством необ-
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД 31
ходимости» (Маркс К., Капитал, т. 3, 1955, с. 833). На стадии полного коммунизма труд полностью и во всех своих видах становится самодеятельностью — произ-вом предметного мира человека, направленным непосредственно на развитие его творч. способностей п столь же непосредственно осуществляющим такое развитие.
Коммунизм — это царство труда, ставшего первой потребностью каждого, когда «труд,— как писал Энгельс,— станет своим собственным вознаграждением...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 558). Это означает коренное изменение понятия богатства. Его мерилом станет свободное время («Grund-risse...», S. 596). «Чем иным является богатство как не полным развитием человеческого господства над силами природы ... как не абсолютным обнаружением творческих дарований человека...» (там же, S. 387). К. т. означает преодоление, «снятие противоположности между свободным и рабочим временем» (там же, S. 599), т. е. слияние труда в рабочее время и труда в свободное время в единую самодеятельность, время к-рой— подлинно свободное время.
Для сформировавшегося человека коммунистич. общества, целостной личности, труд — это «...материально творческая и опредмечивающаяся наука» (там же, S. 599—600). Социальная необходимость деятельности реализуется через его творч. волю, волю свободного субъекта-деятеля. Однако такому отношению к труду необходимо предшествует процесс его воспитания. Для формирующегося человека «этот процесс... есть дисциплина» (там же, S. 599), к-рая через самодисциплину ведет к преобразованию и превращению внешней необходимости в свободу.К. т. неизмеримо поднимает значение человеч. личности, ибо человек станет, как никогда, далек оттого, чтобы его можно было считать лишь «рабочей силой», лишь агентом произ-ва средств потребления или лишь потребителем материальной и духовной культуры. К. т. делает самоцелью «...тотальность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу...», и человек тогда «воспроизводит себя не в какой-либо одной определенности, но производит себя во всей тотальности», «не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, но находится в абсолютном движении становления» (там же, S. 387). Это «развитие человеческой силы, которое является самоцелью», и есть, по Марксу, «истинное царство свободы» (см. «Капитал», т. 3, с. 833).
Пока сам труд еще не стал потребностью, наслаждения находятся «...вне действительного содержания жизни людей и в противоречии с ним...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 419). К. т., напротив, означает, что «отпадает самая основа всей этой противоположности между трудом и наслаждением» (тамже, с. 206). Тезис: «...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни» (Маркс К., там же, т. 19, с.20)— глубочайшая характеристика коммунистич. общества.
Ленин о коммунистическом труде. В произведениях Ленина теоретически осмыслены реальные процессы обществ, преобразований и поставлены практич. задачи борьбы за торжество К. т. Главное внимание Ленин уделял вопросам становления элементов К. т., создания его историч. предпосылок. Так, в «Детской болезни „левизны" в коммунизме» (1920) указывается на роль обществ, организаций в подготовке перехода «... к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию... всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (Соч., т. 31, с. 32). Ленин не только обосновывает положение о необходимости трудового воспитания требованиями совр. уровня техники и науки