инванзом*) в сочетании с препаратами метронидазола. Следует исключить прием жидкости и пищи через рот, назначить инфузионную терапию и парентеральное питание в течение 6-7 сут.
Не следует применять вышеизложенную тактику при лечении больных сахарным диабетом. Учитывая особенности течения гнойных процессов при этом заболевании, любое проникающее повреждение пищевода подлежит раннему хирургическому лечению.
Хирургическое лечение
Хирургическое лечение разрывов и перфораций пищевода относят к высокотехнологичным сложным вмешательствам. Оно включает эндоскопические манипуляции, хирургический доступ, вмешательства на поврежденном пищеводе и дренирование этой зоны.
Цели хирургического лечения:
• прекращение поступления инфицированного содержимого через дефект стен ки пищевода в средостение;
• адекватное дренирование гнойного очага в средостении;
• временное выключение пищевода из акта пищеварения;
• обеспечение энергетических потребностей организма путем энтерального питания.
Реанимационные мероприятияи предоперационная подготовка.К реанимационным мероприятиям относят трахеостомию, необходимость в которой возникает в связи с развивающимся стридорозным дыханием при позднем поступлении больных с перфорацией шейного отдела пищевода, и дренирование плевральной полости, которое проводят при одновременном повреждении пищевода и медиастинальной плевры. Эвакуация жидкости и газа из плевральной полости перед операцией предупреждает возникновение напряженного пневмоторакса во время вводного наркоза и инсуффляции кислорода через маску.
У больных, поступивших более чем через двое суток после перфорации пищевода, наблюдают резкое обезвоживание вследствие интоксикации и невозможности приема жидкости через рот. Волемические нарушения проявляются гипотензией, тахикардией, олиго- или анурией, без их коррекции хирургическое вмешательство рискованно. Больные нуждаются в кратковременной (не более 3 ч), но интенсивной инфузионной терапии, включающей введение растворов электролитов, натрия гидрокарбоната, коллоидных растворов и плазмы.
Обезболиваниепри операциях у больных с травмой пищевода имеет свои особенности и трудности, обусловленные в том числе локализацией повреждений в непосредственной близости от трахеобронхиального дерева и органов средостения. Раздражение мощных рефлексогенных зон и быстрое нарастание интоксикации создают условия для возникновения шоковых реакций. Значительный отек околопищеводных тканей и обширная эмфизема приводят к расстройству внешнего дыхания и гипоксии. Существует опасность сдавления верхних дыхательных путей и асфиксии. Также обезболивание затруднено вследствие невозможности предоперационного опорожнения желудка с помощью зонда, так как попытка его введения увеличивает разрыв и зонд может попасть вместо желудка в ложный ход в клетчатке средостения и даже в плевральную полость.
У больных с разрывом пищевода используют эндотрахеальный наркоз с мио-релаксантами. Насыщение кислородом с помощью маски должно быть сведено к минимуму, особенно при повреждении шейного и верхнегрудного отделов пищевода,так как через дефект пищеводной стенки газ легко проникает в средостение, вызывая эмфизему клетчаточных пространств, а при дефекте медиастинальной плевры увеличивает пневмоторакс. Эндотрахеальная интубация у больных с повреждением пищевода — ответственная и трудная процедура. Ссадины глотки вследствие предшествующих врачебных инструментальных
ГРУДНАЯ ХИРУРГИЯ
манипуляций или самостоятельных попыток больных избавиться от инородного тела, выраженный отек надгортанника и околосвязочного пространства затрудняют ларингоскопию, при этом существует опасность проведения эндотрахеальной трубки в поврежденный пищевод.
При предоперационной эзофагоскопии и использовании чресшейного доступа анестезиолог должен внимательно следить за положением эндотрахеальной трубки, не допуская ее случайного смещения.
Предоперационная эзофагоскопияслужит важным элементом в комплексе хирургических мероприятий при разрыве стенки пищевода, установленном методами лучевой диагностики. Эту манипуляцию должен выполнять оперирующий хирург, так как она решает несколько тактических задач.
• Во-первых, эзофагоскопия позволяет утогнитъ уровень и сторону поврежде ния, что имеет решающее значение в определении доступа.
• По достижении места разрыва хирург приступает к решению второй задачи — санированию ложного хода. Ход в околопищеводной клетчатке, проделанный инструментом, в течение нескольких часов после разрыва пищевода бывает заполнен инфицированной геморрагической жидкостью, слюной и взвесью бария сульфата, спустя 6-8 ч — гнойным экссудатом. Если не эвакуировать это содержимое, то при выполнении хирургического доступа оно под давле нием распространится на окружающие ткани, что приведет к их массивному инфицированию.
• Опорожнение ложного хода с помощью электроотсоса не только предупре ждает инфицирование, но, уменьшая сдавление стенок пищевода извне, облегчает решение третьей задачи, которая заключается в проведении зонда в желудок под визуальным контролем. При разрывах шейного и верхнегрудного отделов пищевода, когда питание можно осуществлять по назогастральному зонду, его проводят сразу. При разрывах средне- и нижнегрудного, а также абдоминального отделов пищевода проводят толстый желудочный зонд, облегчающий выполнение фундопликации.
Для выполнения предоперационной эзофагоскопии необходимо использовать только жесткие системы эзофагоскопов с металлическим тубусом, через который можно осмотреть весь пищевод и выполнить все манипуляции. Для санации ложного хода клюв эзофагоскопа подводят к месту перфорации, под визуальным контролем в ложный ход вводят зонд с боковыми отверстиями, а затем электроотсосом эвакуируют содержимое. Если ложный ход очень длинный, его следует промыть по зонду, для чего вводят в просвет зонда 40-50 мл антисептического раствора, который затем аспирируют.
После санации ложного хода тубус эзофагоскопа продвигают несколько дис-тальнее места разрыва. Перфорационное отверстие оказывается надежно прикрытым металлической стенкой тубуса, что предупреждает попадание желудочного зонда в просвет ложного хода. Некоторые трудности, обычно возникающие при прохождении клюва инструмента мимо нижнего края перфорационного отверстия, преодолевают вращательным движением тубуса. В случаях использования зонда для питания после проведения его в желудок тубус эзофагоскопа извлекают, а зонд переводят обычным способом через нижний носовой ход из орогастрально-го в назогастральное положение.
Назогастральный зонд для питания не устанавливают:
• при разрывах средне-, нижнегрудного и абдоминального отделов пищевода;
• у больных с выраженными послеожоговыми Рубцовыми стриктурами пище вода;
• при планируемой резекции поврежденного пищевода.
В остальных случаях назогастральный зонд из силикона позволяет решить проблему послеоперационного кормления больного.
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПИЩЕВОДА 257
Хирургигеские доступы. В зависимости от характера и локализации повреждения, времени, прошедшего с момента травмы, и состояния больного используют вне- или чресплевральные доступы к пищеводу.
• Чресплевральнып доступ справа используют для ушивания повреждений верх ней и средней трети грудного отдела пищевода, а также для его резекции.
• Чресплевральный доступ слева применяют при ушивании повреждений ниж ней трети пищевода. Ввиду общеизвестности и широкого применения на практике типичной боковой торакотомии техника ее выполнения в данном руководстве не приведена.
• К внеплевральным доступам относят чресшейный, чрезбрюшинный и их ком бинацию (цервикоабдоминальный).
• При повреждениях шейного и верхнегрудного отделов пищевода используют гресшейный доступ. Если вмешательство ограничено областью шеи, используют термин «коллотомия». В случаях распространения оперативного вмешательства в верхнее средостение речь идет о гресгиейной медиа-стинотомии. Наложение швов на дефект стенки грудного отдела пищевода через шейный доступ возможно только на уровне Thx-Th2 вследствие узости зоны оперативного действия, невозможности мобилизовать стенку пищевода и наложить швы под визуальным контролем. Дренировать заднее средостение из этого доступа возможно на всем его протяжении, вплоть до диафрагмы, но на практике ограничиваются уровнем бифуркации трахеи (Th4-Th5).
Разрез кожи и подкожной мышцы осуществляют продольно вдоль переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы на стороне повреждения пищевода (при повреждении задней стенки удобнее использовать левосторонний доступ). Затем рассекают фасцию и грудино-ключично-сосцевидную мышцу отодвигают крючком Фарабефа кнаружи (рис. 80-6, а). Пересекают узкую ленту лопаточно-подъязычной мышцы. Для удобного подхода к нижним отделам пищевода на шее пересекают и более широкую грудино-щитовидную мышцу. Для доступа к глоточно-пищеводному переходу, к левой и задней стенкам глотки в верхнем углу раны необходимо выделить, перевязать и пересечь лицевую вену.
а б в
Рис. 80-6. Этапы доступа к шейному отделу пищевода (объяснения см. в тексте).
После пересечения мышц открывается боковая поверхность щитовидной железы и сосудисто-нервный пучок, от которого к железе отходят два артериальных сосуда: верхняя и нижняя щитовидные артерии. Под ними пальпируется левая стенка пищевода, она особенно заметна при наличии толстого желудочного зонда в просвете пищевода. Магистральные сосуды шеи осторожно отводят тупым крючком Фарабефа латерально, при этом щито-
258 грудная хирургия
видные артерии натягиваются и хорошо видны (рис. 80-6, б). Необходимо тщательно лигировать и пересечь эти артериальные ветви, обращая особое внимание на то, чтобы культи их с обеих сторон были не короче 2-3 мм. Затем латеральным тупым крючком, более длинным зеркалом скользя по предпозвоночной фасции, необходимо надежно отодвинуть кнаружи на 3-4 см магистральные сосуды шеи, а медиальным, лежащим более поверхностно, коротким зеркалом следует отвести щитовидную железу. При этом на большом протяжении обнажается передняя левая стенка шейного отдела пищевода (рис. 80-6, в).
При операциях в поздние сроки после перфорации пищевода из-за воспа лительной инфильтрации тканей их дифференциация бывает значительно затруднена. В таких случаях целесообразно использовать следующей прием: достигают пищевод на менее измененном уровне с последующим продви жением к месту перфорации строго вдоль стенки органа. Идентификация пищевода облегчается при наличии в его просвете толстого желудочного зонда, который проводят во время предоперационной эзофагоскопии под визуальным контролем, минуя место разрыва, в желудок. • Чрезбрюшинный доступ явля ется методом выбора при раз рывах нижнегрудного и абдо минального отделов пищевода, включая спонтанные разрывы. Общая схема доступа представ лена на рис. 80-7, а. Для луч шей экспозиции области пище водного отверстия диафрагмы и наддиафрагмального отдела заднего средостения больному, лежащему на спине, примерно на уровне мечевидного отрост ка грудины подкладывают валик высотой 10-12 см. Выполняют верхне-срединную лапаротомию с обходом пупка слева (обзор улучшается при расширении раны ретракторами реберных дуг Сигала М.З.). Мобилизуют левую долю печени путем пере сечения ее левой треугольной связки и отводят вниз и впра во, подвертывая под большую салфетку и широкое печеночное зеркало. Берут на двух длинных зажимах брюшинную складку по передней поверхности пище водного отверстия диафрагмы и длинными острыми ножницами вскрывают брюшину ближе к пищеводу. Тупым путем обходят абдоминальный отдел пищевода, берут его на держалку и натяги вают вниз (рис. 80-7, б). Рис.80-7. Чрезбрюшинный доступ к пищеводу