Я получаю больше удовольствия от созерцания выполненной работы, чем от философствования или возведения песчаных замков. Многие считают исполнительность мелочностью, которая ниже достоинства руководителя компании. Это неправильно. Это самая важная работа лидера.
ЛАРРИ БОССИДИ,
бывший СЕО и председатель
правления Honeywell
Джек Уэлч встретился с Ларри Боссиди за теннисным столом на совещании менеджеров GE на Гавайях в 1978 году. В мемуарах Уэлч описал, как они оба втянулись в безостановочную игру, которая убедила Уэлча, что Боссиди отличается от «тусклых» менеджеров среднего звена, заполнивших штат GE в конце 70-х годов.
Уэлч написал, что «пришел в волнение от знакомства с этим парнем, который был так наполнен жизнью и обладал такой сильной соревновательной жилкой». Уэлч уже позднее стал называть Боссиди звездой и единомышленником. Но Уэлч и GE чуть не потеряли Боссиди еще до того, как он пошел в гору.
Сразу же после изнуряющей игры в пинг-понг Боссиди шокировал Уэлча признанием: он с казал, что намерен покинуть GE в самое ближайшее время. Боссиди просто не мог дальше переносить бюрократию, процедуры, вечные отсрочки и все прочее, что обычно связано с клацающим механизмом большой и неповоротливой компании. «Это место сводит меня с ума», — подытожил Боссиди.
Уэлч отреагировал мгновенно. «Дайте мне шанс, — попросил он его. — Вы — как раз тот, кто нам нужен. Это место скоро будет другим».
Уэлч сдержал свое слово. GE очень быстро стала совершенно другой компанией. Уэлч сначала назначил Боссиди главным операционным директором компании GE Credit, а затем, в 1984 году, вице-председателем. Этот пост сделал его вторым лицом в GE. После того как Боссиди привел в компанию консультантов для выработки ценностей GE, в дальнейшем сформировавших ядро ее культурной трансформации, он стал правой рукой Уэлча.
Ноэль Тичи, консультант GE, вновь возглавивший центр в Кротонвилле, так описывал этот период в своей книге об Уэлче, где говорится о целях, стоящих перед ним и его командой в середине 1980-х годов: «Проблема, с которой столкнулась новая кротонвилльская команда, заключалась в устранении пережитков старых методов и одновременной разработке программ для воплощения новых идей в GE». «Устранение старого» — зачастую первый шаг, необходимый в любых реформах, но он почти всегда оказывается более трудным, чем представляют себе менеджеры.
Вскоре после того, как были сформулированы ценности GE, Боссиди оказался перед учебной группой новых менеджеров в Кротонвилле. Это произошло в середине наиболее болезненного периода в карьере Уэлча — во время массовых сокращений.
Уэлч во всеуслышание говорил тогда, что он не увольнял более 100 тысяч работников (благодаря этому рекорду его и прозвали «Нейтронный Джек»); а только сокращал должности. Но эффект от этого не менялся. Уцелевшие опасались за свое будущее и обозлились на руководство компании или испытывали близкие к тому эмоции.
Все эти настроения проявились в Кротонвилле, когда в понедельник утром в октябре 1985 года Боссиди выступал в большой аудитории (или в «Яме», как ее называли в Кротонвилле). Один смелый новый менеджер имел дерзость задать второму человеку в GE вопрос, который был на уме у всех: «Как обстоит дело с гарантией занятости?» Боссиди знал, что его ответ воспримут критично. В действительности его реакция будет интерпретирована как квинтэссенция философии и самого Уэлча, и обновленной GE.
Прежде чем направить Боссиди в аудиторию, Тичи предложил провести брифинг, зная, что тому предстоит столкнуться с некоторыми весьма жесткими вопросами. Но Кротонвилль не был открыт для чужаков, такая публика, как журналисты и аналитики, туда не допускалась. Таким образом, это было единственное место, где Боссиди и Уэлч чувствовали себя абсолютно свободно и могли делать откровенные высказывания. Боссиди ответил Тичи, что ни в чем не нуждается; он «просто пойдет и будет общаться».
Боссиди ответил на вопрос о гарантии занятости следующим образом:
Вы правы, что задаете этот вопрос. Это чрезвычайно острая и очень уместная тема. Мы думаем, единственное, что остается, - это сказать людям, что в компании GE отсутствует гарантия занятости, ее может обеспечить только клиент. <...> В этом заключается реальность рынка.
Говоря эти слова, Боссиди доказал, что, как выясняется, он — решительный лидер с волей к победе, который также обладает способностью заряжать энергией других. Он стал новым образцом искренности. До Уэлча и Боссиди такого откровенного обмена мнениями не было ни в одном из залов и учебных центров GE. Но это та откровенность, в которой нуждалась компания с более чем вековой историей. Любая неповоротливая бюрократическая система формирует у всех работников компании чувство инерции и самодовольства, а это — главные враги стремления к совершенству.
Боссиди завершил эту встречу искренним призывом. Он объяснил, что является «ярым последователем» ценностей GE, но в то же время было понятно, что некоторые из присутствующих в аудитории менеджеров не разделяют этой приверженности. Боссиди призывал менеджеров определить свои позиции. Если они не принимают сердцем ценностей GE, они должны «решиться и уйти». Другими словами, мнение Боссиди в этом отношении почти полностью совпадало со взглядами Уэлча: «Мы все находимся или в автобусе, или вне его. Если вы не можете быть внутри, уходите». Это была рискованная открытость, но снова (как оказалось) Боссиди подкупил ею свою аудиторию. Тичи, Боссиди и менеджеры-слушатели ушли со встречи, чувствуя себя действительно заряженными энергией.