Джек Уэлч так подобрал преемника, что никто не мог бы сравниться по масштабам с Джеффом Иммельтом.
Многие думали, что Иммельт споткнется. Моментально появилась плеяда новых грамотных критиков. Откровенно говоря, вопрос стоял не о компетентности Иммельта, а о том, что того угораздило стать наследником народного корпоративного героя космического масштаба. Любой, кто пришел бы после Джека Уэлча, проигрывал бы от сравнения с ним.
И «медовый месяц» Иммельта был безжалостно короткий — его почти не было. Ему выпало оказаться у руля компании, когда почти десятилетнее удвоение прибылей компании GE подошло к концу в 2002 году. Но «отлив» был неизбежен независимо от того, кто занимает главный кабинет. Удвоить 130-миллиардный бизнес значительно сложнее, чем 25-миллиардный (размеры GE, когда Уэлч встал во главе компании), и застой в мировой экономике только усугубил положение.
Порывать с прошлым — старая уважаемая традиция, которая касалась и нового СЕО в GE. Редж Джонс, предшественник Уэлча, дал тот же совет, что и Уэлч дал Иммельту: «Взорви это». Другими словами, порви старый план и создай новый, скроенный под те новые условия, с которыми столкнулась компания.
Поначалу казалось, что Иммельт пренебрегает советом. Однако потом стало очевидно, что он все делает по сценарию Уэлча. Например, за одну неделю осенью 2003 года он сделал два крупных приобретения: Vivendi Universal и British Amersham (каждое стоимостью 14 и 10 миллиардов долларов соответственно).
Эти два приобретения были крупнейшими за всю историю GE (однако следует отметить, что наибольшим приобретением была бы покупка Honeywell за 45 миллиардов, если бы тогда Уэлчу разрешили провести ту сделку). Иммельт, демонстрируя стиль Уэлча «лидерство с волей к победе», смог «продавить» обе эти сделки с уверенностью, что данные приобретения будут расти быстрее, чем остальная экономика.
Но допущение, что Иммельт просто имитировал стиль Уэлча, было недолговечным. Месяц спустя после приобретения Vivendi Universal и British Amersham Иммельт решил разбить на части медленно растущие страховые компании и сформировать из них структуру, названную Gen-worth. В прямом соответствии со стратегией Уэлча Иммельт провозгласил, что «страхование было просто не тем бизнесом, который нужен нам в будущем». Это решение освободило примерно 4,5 миллиарда наличных.
Как мы уже ранее отмечали, приобретения Уэлча дали примерно 40% всего роста GE в период его правления. Ранние приобретения Иммельта (которые включали кабельные каналы Telemundo и Bravo) действительно вначале снизили темпы роста компании, но в долгосрочной перспективе укрепили позиции GE. Может, это было интуитивное замечание, но Джерри Юсим из Fortune, похоже, понимал, что пытается сделать Иммельт-«Иммельт не покупает рост как таковой, он покупает способность к росту».
Великими двигателями роста GE у Уэлча были GE Capital и богатейший портфель финансовых услуг; Иммельт же изменил эти виды бизнеса и сами рынки. Уэлч верил в развитие лидеров GE путем быстрого продвижения их вверх с одной должности на другую, более высокую, создавая компанию талантливых универсалов. Машина же Иммельта работала медленнее, принося большой урожай специалистов.
И конечно, Иммельт оказал свое личное влияние на отношения компании с Уолл-стрит. Уэлч, вопреки всем аналитикам, устанавливал амбициозные квартальные планы, и они выполнялись как часы. Иммельт использует долговременный подход: выстраивает долгосрочные задачи и тщательно планирует краткосрочные цели.
По сути, подход Иммельта — преимущество планирования на четверть столетия вперед перед планированием на квартал. В отличие от топ-менеджеров многих крупнейших компаний Иммельт знает, что за исключением непредвиденных случайностей его пост гарантирован ему еще 20 лет. Немногие американские топ-менеджеры в крупных компаниях могут похвастаться такой роскошью.
Настоящим парадоксом является то, что, порвав с прошлым GE, Иммельт, по сути, остался ему верен. Большинство менеджеров GE каждые 90 лет начинали прокладывать собственные пути, и этот потенциально рискованный способ развития компании тем не менее приносил свои плоды.
«Вместо того чтобы объявлять о введении каких-либо новых сырых инициатив, — как писал Юсим в журнале Fortune, — он просто делал то, что должен делать настоящий лидер. Разрабатывать продуманный план. Увязывать финансы. Поднимать дух войска. Инвестировать в клиентов.