Компания Home Depot остро нуждалась в правильном общем руководстве, но большая часть ее менеджеров не воспринимала это. Организациям необходимо проявлять гибкость и в ответ на давление со стороны конкурентов и рынка своевременно проводить необходимые изменения. По крайне мере раз в два года глубоко и внимательно изучайте свой бизнес и тот сегмент рынка, который он занимает. Постарайтесь выявлять новые потребности и направляйте всю свою энергию на их реализацию.
Нарделли провел расчеты и установил, что рынок услуг по благоустройству жилых домов составляет около 900 миллиардов долларов.
Из этой суммы, по его оценкам, рынок монтажных работ составляет 100 миллионов долларов, а при использовании сырья и материалов он вырастает до 300 миллионов. Home Depot в настоящее время проводит любые монтажные работы: от кровли до ванных комнат и систем безопасности. Она строит ангары, палубные настилы, меняет окна. Она отремонтирует все неполадки в вашей бытовой технике и избавит вас от ненужного хлама.
В нашем бизнесе по предоставлению услуг мы учитывали демографические изменения, благодаря которым у нас появляются новые клиенты, желающие улучшить свой дом «для себя». <...> В настоящее время каждый рабочий день мы занимаемся более чем 10 тысячами проектов и ожидаем, что этот бизнес вырастет на двухзначную цифру в процентном выражении.
Создавая бизнес по оказанию услуг, Нарделли воспользовался еще одним пунктом в сценарии Уэлча. В середине 1990-х годов Уэлч пришел к пониманию того, что существует абсолютно новый вид бизнеса, который не практикует его компания. Он назвал это «услуги по продукции», и это стало второй инициативой Уэлча по увеличению компании (первая была глобализация).
Другие видные бизнесмены последовали его примеру в середине 1990-х годов. Например, бывший CEO IBM Лоу Джерстнер создал комплекс услуг и решений — важную часть оборотной стратегии Big Blue's. «Уэлч поверил в инициативу по оказанию услуг и при этом расширил наше понимание услуг... до более крупного и четкого видения». За пять лет Уэлч превратил свою концепцию в бизнес стоимостью 17 миллиардов долларов.
Когда Нарделли пришел в Home Depot в конце 2000 года, он столкнулся с тем же рядом препятствий, с которыми пришлось иметь дело Уэлчу, когда он в начале 1980-х пытался расширить бизнес GE. В течение ста лет GE являлась одной из самых крупных производственных компаний мира. Деятельность всей компании была сосредоточена на производстве таких вещей, как лампочки, холодильники и турбины. В результате GE имела громадную базу клиентов, однако рост на многих ее рынках был медленным, так как у клиентов, как правило, не возникало нужды в новых турбинах или новых авиационных двигателях каждый день (и даже каждый год, если на то пошло).
Частью решения этой проблемы стало предоставление клиентам GE некоторых бесплатных услуг. В Home Depot Нарделли выяснил, что многие из тех, кто хотел улучшить свои дома, не знали, как установить мойку, покрасить дом или смонтировать новые сливные желоба. Возможно, именно поэтому он назвал благоустройство домов «сладким местом розничной торговли», так как некоторые розничные торговцы имели возможность продать товар своим клиентам по более высокой цене.
Все равно все сводится к £
Многие продолжают критиковать Нарделли за то, что он осуществлял активные культурные трансформации с грациозностью слона в посудной лавке. Некоторые менеджеры выражали свое негодование в связи с проводимыми им в 8 вечера в конце рабочей недели совещаниями, не говоря уже о совещаниях в 7:30 утра в субботу. Возможно, оправданно, а возможно, и нет придираться к исполнительному директору за жесткую политику. Тем не менее вы можете предъявить ему претензии за потерю ключевых работников, что и произошло в Home Depot с Нарделли в течение его первого года в компании.
Повторяясь, можно сказать, что Нарделли чувствовал, что он принимает правильные решения, несмотря на жесткость некоторых из них. Он говорил, что организация выходит из «повиновения» и он ищет способы управлять компанией, которую даже ее соучредители называли «разболтанной».
Я люблю предпринимательский дух. Я просто хочу иметь устойчивый дух предпринимательства в определенное время.
Почти во всех случаях обострения ситуации в компании исполнительный директор должен придерживаться золотой середины между слишком жесткими мерами и сохранением управления компанией. Если Нарделли был жесток, особенно в начальный период, то его, вероятно, можно простить за рвение. Во-первых, его наняли для того, чтобы работать и быть начальником. Даже его критики соглашались с тем, что Home Depot крайне нуждалась в финансовой и управленческой дисциплине. Компании был нужен лидер, который не боялся бы говорить правду и которой был бы способен использовать жесткие показатели для измерения производительности и исполнительности. Когда его упрекали за то, что он перегружал Home Depot слишком большим числом показателей, Нарделли раздражался и сравнивал свою компанию с автомобилем: «Хорошо, снимите все датчики. Тогда зачем нужен спидометр?»
И во-вторых, Нарделли вел людей за собой, показывая все на личном примере. Он никогда не просил своих работников работать более энергично, чем он сам. Субботние совещания были тяжелы для него так же, как и для всех остальных. Но Нарделли был убежден в том, что только такой уровень приверженности делу мог улучшить ситуацию
в Home Depot.
Нарделли, так же как и другие исключительные лидеры, описанные в этой книге, понимал, что умение побеждать в конечном счете зависит от людей, от распределения ресурсов и качества руководства. И несмотря на критику, Нарделли осознавал, что ему нужен именно тот тип людей, которые сделали GE самой ценной компанией в мире.
Кого мы ищем, так это человека, обладающего потрясающим запасом энергии, того, кто способен заряжать энергией других. <... > В этом бизнесе вы должны любить людей. Мы ищем тех, кто хочет продолжать свое обучение, кто понимает важность индивидуальной ответственности и способен мыслить широко. Для того чтобы сохранить своих лучших людей, Нарделли платил им в среднем на 15% больше, чем всем остальным. Он также ввел в действие план стимулирования, названный «Достигаем успеха вместе». В соответствии с этим планом менеджерам выплачивались бонусы, когда они выполняли планы по продажам и другим показателям. Он действительно гордился тем, что в последние годы Home Depot выплатила 16 миллионов по этой программе.
В нас горит реальная увлеченность, реальное желание привлечь, мотивировать и сохранить высокопроизводительных работников.
Список задач лидера 4Е
ü Усиливайте ядро, развивайте бизнес, расширяйте рынки.Нарделли усиливал ядро путем совершенствования магазинов; он раз-то 4 правила лидерства Джека вивал бизнес, предлагая услуги по установке и другие сервисные программы; и расширял рынок путем открытия новых магазинов на быстрорастущих рынках, таких как Китай. Изыщите способы укрепить основу своего бизнеса при одновременном его развитии и расширении.
ü Двигайтесь быстрее.Джек Уэлч и Боб Нарделли стремились к тому, чтобы продвигаться быстрее в преобразовании своих компаний. Нарделли говорит, что одно обстоятельство, которое не позволяет ему заснуть ночью — скорость, с которой происходят события. Рассмотрите возможность более смелых мер. Не позволяйте своим опасениям удерживать вас от новых инициатив и выхода на новые рынки.
ü Погрузитесь в сферу сервисного обслуживания.Когда рост вашего производства и другие основные виды бизнеса начнут замедляться, взгляните на сервисное обслуживание как на новую стратегию роста. Если не все виды бизнеса могут использовать эту стратегию, то существует много различных отраслей промышленности, в которых сервисные решения могут способствовать росту более чем в 10%.
ü Создавайте целенаправленные планы стимулирования для менеджеров, достигших основных показателей.Это звучит просто, но планы премирования во многих компаниях не ориентированы должным образом на ключевые показатели. Рассмотрите действующий в вашей компании план. Есть в нем возможность получения значительных премий и опционов на акции для менеджеров и работников, которые не выполняют задачи компании по сбыту и доходам? Если это так, то следует предусмотреть ужесточение этого плана с тем, чтобы обеспечить более прямую связь между премиями и показателями компании.