После первых 100 дней на новом месте Вивек Пол Й откровенно довел до сведения всех свою оценку ком-is; панки. Позже он поставил небывало амбициозную задачу роста до 4 миллиардов долларов в 2004 году. И хотя компания не достигла запланированного уровня роста, постановка такой задачи была крайне важна для повышения уверенности в себе у всех, кто работает в компании. Оценивать реальность и ставить высокие задачи — это не противоречие, скорее наоборот, в комплексе это может сыграть главную роль в создании культуры, основанной на высоких показателях и оценке.
Как и его коллеги в IBM, он пришел к выводу, что будущее Wipro лежит не в одиночных, единовременных проектах, а в проведении интегрированных «комплексных решений». И даже в конце столетия, когда существенный спад особенно сильно ударил по высокотехнологичным компаниям, Пол наращивал усилия по выбору правильных направлений, стараясь создать в компании новые мощности (об этом позднее в этой главе).
Тратить, когда другие экономят, — это нелогичный шаг, который привлек всеобщее внимание. Но это был только маленький кусочек большой стратегии. После перестройки бизнеса Пол предпринял ряд дерзких стратегических шагов, которые закрепили успех Wipro и обеспечили ей сильные позиции для роста в будущем. И как во многих поучительных рассказах, настоящая история трансформации Wipro, осуществленная Полом, может быть понята только при изучении всех деталей.
Трансформация — это стратегия
С 1999 года Пол был заместителем председателя совета директоров Wipro и исполнительным директором таких подразделений, как Global Information Technology, Product Engineering и Business Process Services. Это были относительно новые области для фирмы, базирующейся в Бангалоре. История компании представляет собой историю трансформации под влиянием того, что журнал Economist назвал «успешная оппортунистическая диверсификация». Основанная в 1945 году как компания, занимающаяся растительным маслом, она позже переродилась в технологическую компанию, которая продавала все, от ламп курировать с такими компаниями, как Accenture, EDS и IBM Global Consulting.
Он все еще далек от того, чтобы на равных конкурировать с такими гигантами, как IBM Global Consulting. Но с рыночной капитализацией, превосходящей 15 миллиардов долларов, Wipro образца 2005 года успешно соревнуется со многими мировыми технологическими тяжеловесами. Она выиграла выгодные контракты с широким рядом фирм — таких, как Home Depot, Nokia, Delta Airlines и Best Buy, — во многом потому, что очень гибко подошла к своим рынкам.
Мы не пытаемся выстроить идеальное решение, мы не боимся грязной работы, мы меняемся, воспринимаем новое и растем. Только так.
С того времени, как Пол занял место исполнительного директора сервисных подразделений, их вклад в общую копилку Wipro стал составлять 35% в год. Однако за этими ошеломляющими цифрами стоит еще более захватывающая история.
Первые годы работы на новом месте были для j Пола очень сложными. После снижения NASDAQ в 2001 году конкуренты Wipro, такие как Infosya, перешли на оборонные позиции, урезая расходы и отказываясь от приобретения в обозримом будущем. Пол для себя решил, что отрасль входит в «опасную зону».
Конкуренты Wipro решили в этот момент, что наилучшим способом преодолеть похмелье, вызванное раздутым курсом технологических компаний, было притаиться и отсидеться до лучших времен. Вивек Пол мог бы сделать то же самое, выбрав, таким образом, путь наименьшего сопротивления. Вместо этого он поступил с точностью до наоборот. Он рассмотрел понижение рынка не как время для позиционной войны, а как блестящую возможность перейти в наступление.
Я думаю, вы должны рассматривать понижение рынка в контексте... Последние полтора года рынок был раздут. Опрос слишком быстро, и это не предвещало стабильности... Мы будем продолжать расти после этого... Потому что мы чувствуем дыхание (движение) бизнес-процессов. При этом необходимо охватить всю ширину и качество изменений и предложить продукт, который будет лучшим в мире и наиболее конкурентоспособным.
В обстановке снижения роста и падающей прибыли Пол увеличил продажи, почти на 50% повысил расходы на маркетинг и далее, в течение следующих трех лет, утроил количество работников в области маркетинга и продаж. Он также потратил около 150 миллионов долларов на изобретение компаний, представляющих различного рода бизнес-услуги и консультации. Пол называл себя «наследственным оптимистом». Возможно, это было главным фактором в его решении осуществлять такой дерзкий план. И действительно, надо быть большим оптимистом, чтобы пойти против опыта обычного бизнеса так решительно, как это делал Пол. Вот как он понимал это в середине 2001 года, в самый тяжелый период технологического спада:
Вокруг много возможностей. Это всего лишь переход. Это время для того, чтобы инвестировать и подготовить своих людей, чтобы, когда вернутся нормальные времена, быть в том положении, чтобы воспользоваться своим преимуществом... Конечно, можно подождать, когда осядет пыль, но если будете сидеть сложа руки, скорее всего, окажетесь позади общего потока.