Одним из ключей Макнерни к успеху было его желание перекроить действовавший на момент его прихода в ЗМ стратегический план компании. Глобальные рынки в первые годы XXI века были в глубоком обмороке, что делало бизнес-план, который он унаследовал, «абсолютно неподходящим» (по его признанию). В первый день работы он ощутил, что живет одним из аспектов доктрины Уэлча: переписывает свой график.
Действительно, обстоятельства появления Макнерни в ЗМ в 2000 году имеют много общего с назначением Уэлча в GE несколько десятилетий назад. Прежде всего Макнерни увидел сложное экономическое положение, которое гарантировало ему с самого начала «битву на вершине холма». Вместо того чтобы многое списать на это «трудное положение», он поднял планку, наметив крайне амбициозные цели. Он поставил целью обеспечить рост компании на 10% — в два раза больше, чем это было в предшествующее десятилетие:
В старые времена, в 1970-х, 1980-х и 1900-х годах, вы могли вести бизнес и оставаться на плаву, повышая производительность... или наращивая ее. Сегодня цели бизнеса заключаются в одновременном превосходстве на производстве и органическом росте.
Результаты выбора такого рода долгосрочных целей были действительно впечатляющими.
Б 2003 году компания Макнерни добилась впечатляющих темпов роста, чем завоевала сердца работников и акционеров.
Макнерни приобрел «платиновую» репутацию среди элиты исполнительных директоров. Джеральд Р. Роч, председатель совета директоров рекрутинговой компании Heidrick&Struggles International, заявил журналу Fortune. «К нам приходят люди и говорят: сделайте из нас Джима Макнерни». Fortune писал, что имя Макнерни обычно вспоминают, когда 100 компаний, входящих в элитный список Fortune (Coke, Disney, Merck), нуждаются в лидере. Его стиль менеджмента — кнут и пряник.
Некоторые полагают, что нужно выбирать: или вы проповедуете жесткий, требовательный, командно-контрольный стиль управления, или обращаетесь с людьми мягко, поддерживаете и воспитываете их. Я уверен, что одно без другого не бывает.
Его новая повестка дня в ЗМ включала более жесткий финансовый менеджмент, более амбициозные финансовые цели и большой акцент на развитие лидерства. Как Уэлч, Макнерни действовал собственным примером. Он подключался к программам компании по подготовке лидеров, провозглашая их «фундаментальными» для исполнительных директоров, на которых была возложена ведущая роль в развитии кадрового потенциала компании.
Макнерни возвел подготовку лидеров в ранг одного из приоритетов компании. Он превратил центр НИОКР ЗМ в городе Сент-Пол в аналог центра повышения квалификации GE в Кротонвилле. Названный Институтом подготовки лидеров, центр в ходе 17-дневной «Ускоренной программы подготовки лидеров» подготовил 40 первоклассных специалистов.
Вся программа была подчинена решению проблем компании, которые лично идентифицировал и выбирал исполнительный директор Макнерни. В последний день занятий он выслушивал решения, выработанные в ходе занятий. Некоторые из них впоследствии были реализованы во всех подразделениях компании. Как центр GE в Кротонвилле, центр ЗМ был также местом, где проходили подготовку менеджеры по ключевым программам, в частности по программе «Шесть сигм».
Мой опыт заключается в следующем: если люди убеждены в том, что они растут номере достижения целей компании, то это означает, что у вас есть способность зажигать их сердца.
Тот факт, что ЗМ имеет долгую историю коллегиальности, сделало задачу Макнерни более трудной. Проблема заключалась в том, что «коллегиальность» способствовала росту недисциплинированности и нетребовательности. Макнерни пришел из закаленной в боях компании с тонкоотточенной культурой исполнения. Сейчас он возглавлял компанию, которую еще только начали принуждать смотреть реальности в лицо. Он понимал, что реформирование компании означает укрепление дисциплины и акцентирование внимания на исполнительности.
Например, он настоял на том, чтобы все сотрудники ЗМ были классифицированы по той же кривой жизнеспособности, которая применялась в GE. До Макнерни система компенсации в компании была одинаково щедра в отношении как хороших, так и неповоротливых работников. Например, каждый менеджер выше определенного уровня получал опционы на акции независимо от того, как он работал. Эта система вознаграждения старших менеджеров из-за того, что они старшие, никак не увязывала их работу с результатом. Макнерни быстро изменил такую практику, настояв на том, что только результативные менеджеры могут получать опционы. Вот что говорит Макнерни по этому поводу:
ЗМ имеет тенденцию переоценивать опыт и недооценивать лидерство.
Он также заострил внимание компании на росте. До его появления всем подразделениям назначались одинаковые бюджетные показатели независимо от того, как работает подразделение и каков его потенциал. Подход Макнерни в данном случае был более чем стратегическим.
Так же как Джефф Иммельт делал упор на «двигателях роста» GE, Макнерни сконцентрировал внимание на видах бизнеса ЗМ, у которых имелись самые лучшие перспективы роста. Он выделял средства пропорционально на исследования и маркетинг, основываясь на своем понимании потенциала роста каждого вида бизнеса. Это означало, например, что больше средств будет выделено медицинскому направлению, самому большому в ЗМ, продажи составили 4 миллиарда, операционная прибыль — 1 миллиард долларов.
Макнерни знал, что залог успеха в будущем заключается в улучшении исполнительности его компании. Он понимал, какие области рынка компания может контролировать, а какие — нет.
Мы знаем, что не можем управлять мировой экономикой... но мы можем управлять собой, выпуском наших новых товаров и нашими ценами. И таким образом формировать наш успех.