Макнерни сказал Джурану, что в дополнение к осязаемым выгодам от программы «Шесть сигм» (меньшие издержки, более высокая доходность инвестиций) эта программа также может расширить возможности компании и сделать ее культуру основанной на фактах. Макнерни понимал, что любая стратегия, направленная на улучшение деятельности, особенно такая амбициозная, как «Шесть сигм», должна быть соотнесена со стратегией компании и любыми «долгосрочными трансформациями компании».
Как и Уэлч, Макнерни никогда не пропускал возможности обсудить выгоды «Шести сигм». Так как эта программа использовалась везде — от технологий продаж до разработки новой продукции, — каждый год большой процент менеджеров проходил подготовку по этой программе.
К весне 2004 года около 25% работников ЗМ, которые проходили подготовку по программе «Шесть сигм», получали новые назначения, по крайней мере, дважды. В силу того что в программе используется качественный и количественный подходы, она дает возможность воспитывать следующее поколение лидеров ЗМ.
«Глобализация интеллекта»
«Шесть сигм» не только программа под «торговой маркой» Уэлча, которую Макнерни успешно применил в ЗМ, в международном аспекте ЗМ (действует более чем в 60 странах и ведет дела более чем в 120) способствовала «глобализации интеллекта компании». ЗМ использует менеджеров на местах для ведения международного бизнеса, это является основной стратегией в успешной инициативе GE по глобализации.
Будучи главой ЗМ, Макнерни сделал значительно больше инвестиций в рынки вне США, особенно в те рынки, которые имели наилучший потенциал роста. Сокращая штат и бюджет долгосрочных расходов на территории США, он увеличил инвестиции и прием на работу на наиболее быстрорастущих рынках в Азии, придерживаясь своего амбициозного плана по удвоению роста. Вот как он говорит о своем отношении к глобализации при одновременном рассмотрении спорного вопроса об аутсорсинге:
Я отвечаю за то, что ЗМ является конкурентоспособной организацией в мировом масштабе. В настоящее время трудно угодить китайским клиентам во многих видах нашего бизнеса. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не создадим производство в Китае. Мы делаем это не для того, чтобы сократить рабочие места в США, а чтобы по-прежнему быть конкурентоспособными.
В результате акцента на программе «Шести сигм» и других инициативах Макнерни у компании появилось больше возможностей решать свои задачи. Но если и есть какая-либо последовательная критика среди тех, кто наблюдает за работой Макнерни, то она заключается в том, что его напряженное внимание к итоговым показателям несовместимо с культурой подлинной инновации. В ЗМ работники гордились (и гордятся) своими традициями в «побочной технологии». Это означает, что у них есть возможность использовать принадлежащую компании технологию в производстве новой продукции.
Таким образом, вопрос, который могли бы задать ЗМ наблюдатели: может ли корабль ЗМ с Макнерни у штурвала, который использует научно выверенную программу «Шести сигм» в качестве основного навигационного средства, сохранять традиции компании в отношении «побочных технологий»?
Макнерни уверяет, что он осознает эту опасность. Он говорит, что самое худшее, что бы он хотел сделать, это подавить дух инициативы, который принес миру клейкую ленту и наклейки для заметок. Он понимал с самого начала, как он говорит, что сохранение уникальной культуры ЗМ сыграет главную роль в омоложении компании Например, для того чтобы подчеркнуть важность, которую он придает непрерывному потоку новых идей и инноваций, Макнерни выдвинул «вызов 2х/3*>. Этот вызов был сформулирован, когда работники ЗМ, с одной стороны, удвоили число новых передовых идей, а с другой стороны, утроили число «победителей» — тех, кто работал уже с существующими проектами.
Для того чтобы превратить этот вызов в реальность, ЗМ будет нуждаться в активизации процесса выработки новых идей, а также должна будет изыскать систематический метод конвертирования идей в новую продукцию, который пройдет испытание временем.
Эксперты спорят о том, имеет ли план 2х/3х Макнерни потенциал для трансформации всей компании. Расширяя «владение знаниями и управление знаниями» по всей компании, план может содействовать росту продуктивности в других сегментах бизнеса, как в дистрибьюции, так и маркетинге.
Помимо призывов, которые он адресовал работникам, Макнерни вкладывает деньги в нужные сферы бизнеса, делает большие инвестиции в НИОКР, тратит более 1,1 миллиарда долларов в год для обеспечения будущего роста компании. Однако он избирателен в этих инвестициях. Ключевым положением его плана повышения производительности является концентрация НИОКРв тех видах бизнеса и на той продукции, которые наиболее вероятно дадут максимальный коммерческий результат. В прошлом ЗМ не разрабатывала стратегию в отношении распределения своих средств на исследования.
В данном случае Макнерни следует принципу ориентации на клиента, что стало частью доктрины Уэлча, который добавил собственные идеи в ряд инноваций.
Самые лучшие и стабильные инновации происходят там, где пересекаются креативность и потребности клиента. Хорошие идеи не рождаются в лабораториях - они определяются четкими запросами клиента и нуждаются в подкреплении правильными ресурсами.
Культура организации зачастую является одним из труднейших аспектов корпоративной жизни. (Майкл Делл сказал о культуре, что он «узнает ее, когда увидит».) Несмотря на ее неуловимую сущность, ее значение высоко оценивается большинством закаленных руководителей крупных компаний. Они относятся к «формуле культуры» осторожно, так как не могут себе позволить рисковать ценными аспектами существующей культуры, когда они работают над плохими аспектами. Макнерни осознает это: «Я думаю, что мы являемся мировыми лидерами на переднем крае инновационного процесса, и если я не поддержу наш энтузиазм в этом деле, то грош мне цена».
Дайте людям возможность свободно общаться
Одно дело — признавать «потребности клиента» только на словах, и совершенно другое дело — создать культуру, которая помогала бы работникам услышать эти запросы в шумной и беспорядочной обстановке, которая присуща большим компаниям. Но Мак-нерни проявляет серьезное отношение к поддержанию организации в таком состоянии, чтобы она расцветала от каждого следующего нового события, которое, естественно, определяется клиентом.
Одним из путей оказания содействия инновациям и поддержания контактов между исследователями и их клиентами внутри компании была реализация его программы, получившей название «15% времени». Эта программа отражает дальновидную политику, которая побуждает работников лабораторий проводить до 15% времени, выделенного на организацию встреч, для общения с представителями других подразделений организации в целях налаживания обмена мнениями и информацией с коллегами:
ЗМ дорожит идеями, и я намерен сохранить эту естественную тенденцию ученых «прогуливаться по залу».
Вновь мы видим влияние GE на компанию ЗМ Макнерни. В свои последние годы в GE Уэлч очень интересовался новыми идеями и был сосредоточен на формировании интеллектуального капитала организации. Это факт отражает интересную эволюцию мышления Уэлча. Еще раньше он рассматривал большие размеры компании почти исключительно как помеху. Большая компания предполагает бюрократию, медленное принятие решений, командно-управленческий стиль и подавление инноваций.
Как отмечалось, тем не менее мысли Уэлча в этом отношении эволюционировали. В последние годы работы в GE он стал склоняться к мнению, что большие размеры компании могут быть преимуществом. Крупные компании, считал Уэлч, имеют больший штат, больше мозгов и больше свежих идей. Вызов заключается в том, чтобы существующая операционная система смогла использовать весь этот интеллект. Конечно, «прогуливаться по залу» — это далеко не «операционная система», но, безусловно, верно и то, что неформальные диалоги и дискуссии, которые происходят каждый день в коридорах и комнатах, где стоит копировальное оборудование крупных компаний, — это место, где происходит наиболее содержательный обмен мнениями.