Присяга при Посвящении, которую мы обсуждаем, состоит из трех частей. Иерофант приводит посвященного к присяге, которая 147] повторяется фраза за фразой вслед за Посвятителем и в разных местах сопровождается словами на сензаре, напеваемыми посвященными той же степени и обозначающими “Да будет так”.
Три части присяги можно приблизительно описать следующим образом:
1. Торжественная фраза, выражающая цель, побуждающую посвященного, торжественное заверение в его неизменном волевом настрое и торжественное заявление о своем осознании вместе с обещанием не разглашать осознанную цель, разве лишь постольку, поскольку она выявляется в его ежедневной жизни в мире людей и его служении расе. Здесь имеется в виду клятва сохранять в тайне ту открытую ему часть Логоического Плана, которую он узрел в “откровении видения”.
2. Исключительно торжественное заверение, определяющее его отношение к другим, связанным с ним “я”, к Ложе, членом которой он является, и к “я” всех людей повсеместно. Оно декларирует его отношение к своим братьям всех степеней и включает обязательство никогда не открывать истинную природу аспекта “Я”, показанную ему при посвящении. Это включает клятву сохранять в тайне осознанное отношение Солнечного Логоса к Планетарному Логосу и Планетарного Логоса нашей схемы – к самой схеме.
3. Провозглашение торжественного обязательства никогда никому не открывать приобретенного им знания об источниках энергии и силы, с которыми он соприкоснулся. Это тройная клятва сохранять абсолютное молчание относительно истинной природы энергии, относительно законов манипуляции ею и обет пользоваться силой, предоставленной в его распоряжение посредством посвящения, только для служения расе и продвижения планов Планетарного Логоса.
148] Эта великая присяга излагается разными терминами в зависимости от посвящения и, как было сказано, состоит из трех частей с интервалами между ними, во время которых группа посвященных исполняет определенную церемониальную работу по отношению к вновь принятому брату.
Здесь можно отметить, что каждая часть присяги касается в действительности одного из трех аспектов божественного проявления, и когда посвященный дает свой обет, он принимается Посвятителем вместе с одним из трех Глав Отделов. Так посвященному предоставляется тройственная энергия, соответствующая трем частям присяги. При двух первых посвящениях эта энергия спускается из трех главных Лучей через Иерофанта и главу соответствующего отдела к посвященному и далее к группе посвященных той же степени, так что каждое посвящение есть способ стимулирования и расширения всех. При последних пяти посвящениях сила протекает через трех Будд Действия, занимающих место Глав Отделов.
Здесь интересно заметить, что во время этой части церемонии группа омывается цветом, соответствующим типу энергии и ее планетарной схеме-источнику; работа Посвятителя состоит в том, чтобы ввести посвященного в контакт с этой энергией. Последняя изливается на группу с начала церемонии[5], когда Посвятитель произносит определенные слова и поднимает Свой Жезл Могущества. Три Будды Действия, Которые являются великими центрами энергии на нашей планете, касаются верхушки Жезла Своими должностными жезлами и совместно произносят определенное тайное Слово, после чего энергия начинает изливаться и изливается до самого конца церемонии.
Можно задать вопрос, нарушают ли посвященные свою присягу. Очень редко, так как нужно помнить, 149] что никакого посвящения не бывает, пока не достигнута определенная стадия. Несколько таких случаев было, но поскольку Господь Мира осведомлен обо всем происходящем, о будущем, как и о настоящем и о прошлом, то посвященному никогда не предоставляется возможности открыть то, что должно быть скрыто. Намерение может иметься, но удобного случая не будет. Посвященный, который таким образом грешит в намерении, будет лишен дара речи, а в некоторых случаях сражен смертью, прежде чем совершит такой проступок.
ГЛАВА XV
СООБЩЕНИЕ СЛОВА
Солнечные Слова
150] В основе всех выраженных явлений лежит Звук, или Слово, произнесенное с могуществом, то есть с целенаправленной волей. В этом, как известно, заключается ценность медитации, так как в медитации в конце концов рождается тот внутренний динамический замысел и собранность, или та внутренняя способность формирования и восприятия идей, которая неизменно должна предшествовать произнесению любого творческого звука. Когда говорят, что Логос создал миры посредством медитации, это значит, что был период, когда Он медитировал и вынашивал в центре Своего сознания Свои цели и планы, когда Он визуализировал весь мировой процесс как совершенное единое целое, провидя конец с самого начала и сознавая все подробности завершенной сферы. Потом, по окончании медитации, когда целое предстало как картина в Его внутреннем видении, Он произнес определенное Слово Могущества, сообщенное Ему Тем, о Ком ничего не может быть сказано, Логосом Космической Схемы, лишь частью которой является наша Солнечная система. Мы не будем рассматривать Космические и Логоические посвящения, разве только в той мере, в какой человеческие посвящения отражают эти высочайшие прототипы, но учащемуся интересно осознать, что, как посвященному при каждом посвящении сообщается некое Слово Могущества, так и Логосу было сообщено то великое Слово Могущества, которое создало нашу Солнечную систему, Слово, которое называется 151] “Священным Словом” или АУМ. Здесь следует помнить, что звук АУМ – это попытка человека воспроизвести в бесконечно малом масштабе тот тройной космический звук, благодаря которому стало возможным творение. Произнесение Слов Могущества всех степеней проходит в три стадии.
Первая. Они издаются некой полностью самосознательной сущностью, причем это обязательно имеет место после периода размышления или медитации, во время которого визуализируется замысел как единое целое.
Вторая. Они воздействуют на дэва царство и создают формы. Их эффект двойственный:
а. Находящиеся на эволюционном пути дэвы, великие строители Солнечной системы, и те, кто по рангу ниже их, но уже прошли через человеческую стадию, отзываются на звук Слова и сознательно сотрудничают с тем, кто его выдохнул, и так исполняется работа.
б. Находящиеся на инволюционной дуге дэвы, малые строители, еще не прошедшие через человеческую стадию, тоже отзываются на звук, но бессознательно или вынужденно, и благодаря могуществу порожденных вибраций выстраивают требуемые формы из собственной субстанции.
Третья. Они действуют как стабилизирующий фактор, и сколько продолжает существовать сила звука, столько существуют формы. Например, после того как Логос перестанет издавать священный АУМ и вибрация прекратится, последует распад форм. То же относится к Планетарному Логосу и так далее вниз по шкале.
Слова Могущества, или вариации АУМ, произносятся всевозможными тонами, полутонами и в четверть тона, и на использовании этих оттенков звука основана вся работа творения и сохранения сотворенного. Многообразие звуков существует в каждом большем звуке и воздействует на разные группы. 152] Нужно также помнить, что, вообще говоря, звуки в Солнечной системе делятся на две группы:
1. Инициирующие звуки, или те, что порождают всякого рода проявления или феномены на всех планах.
2. Звуки, являющиеся результатом, или те, что рождаются внутри самих форм во время эволюционного процесса и являют собой совокупность тонов, издаваемых каждой формой любого царства природы. У каждой формы есть свой тон, создаваемый мельчайшими звуками, исходящими из атомов (составляющих эту форму). Эти звуки исходят от другой группы и влияют на нижестоящие группы, или царства, если можно употребить слово “нижестоящая” по отношению к какой бы то ни было области божественного проявления. Например, человеческое царство (четвертая творческая Иерархия) было создано тройственным АУМ, произнесенным в особом ключе тремя лицами Троицы одновременно: Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым, или Шивой, Вишну и Брахмой. Этот звук еще раздается; взаимодействие, взаимослияние множества крошечных нот каждого человеческого существа производит грандиозный соединенный звук, который слышен в высоких сферах и который, в свою очередь, оказывает определенное действие на животное царство. Он – один из факторов, создающих животные формы для использования как человеком, так и животным, поскольку всегда необходимо помнить, что человек является связующим звеном между животным и божественным.
Невозможно и нежелательно перечислять Слова Могущества, но некоторые общие указания могут быть даны, чтобы помочь учащемуся до некоторой степени осознать величие и сложность предмета.
153] 1. Великое Слово, произносимое Логосом Солнечной системы и сообщенное Ему Тем, Кто выше Его.
2. Три Слова, сообщенные Солнечным Логосом каждому из трех Логосов, а именно:
а. Священный звук “А” – Шиве, Тому, Кто воплощает аспект духа или воли. Это Слово, посредством которого действует Бог-Отец.
б. Звук “У” – Вишну, Богу-Сыну. Он – строит формы, создает тела, которые должен занять дух, и, таким образом, делает божественное воплощение возможным. “А” – звук жизни. “У” – звук формы.
в. Звук “М” – Брахме, Тому, Кто Своей работой по обеспечению энергией соединяет в активном интеллекте дух и форму, или “Я” и “не-Я”.
Здесь можно отметить, что учащийся, который вдумчиво осмыслит эти функции, получит много информации о трех отделах Иерархии нашей планеты.
3. Семь Великих Слов, основанных, опять-таки, на трех священных звуках АУМ. Они обусловили творение, или проявление, семи планов нашей Солнечной системы. Они сообщаются не человеческим существам, а семи великим Дэвам, или Раджа Владыкам, Которые являются одушевляющими жизнями планов; поэтому при различных посвящениях необходимо Их сотрудничество, прежде чем эти ключевые слова могут быть сообщены посвященному.
4. Сорок девять слов, относящихся к сорока девяти подпланам, или Огням, опять-таки, сообщаются сорока девяти Строителям Священных Огней.
Две вышеупомянутые группы слов находятся в компетенции Третьего аспекта и сообщаются Брахмой.
5. Имеются еще пять Великих Слов со знаками, которые подведомственны Вишну, Богу-Сыну, и выдыхаются Им. 154] Посредством их возникли пять царств природы на эволюционной дуге:
а. Минеральное царство;
б. Растительное царство;
в. Животное царство;
г. Человеческое царство;
д. Духовное царство.
Эти пять являются вариациями звука “У”, или выстроены на нем, тогда как ранее перечисленные выстроены на звуке “М”.
Что касается трех первых царств, то интересно заметить, что они основаны на двух звуках: на “У”, звучащем на базовом ключевом тоне “М”. В четвертом царстве тон “М” умолкает, и две звучащие ноты – это “У” и “А”. В пятом царстве “М” перешел в далекий полутон, “У” слился с ним и стал неразличимым, в то время как “А”, или нота Шивы, раздается так мощно, что она почти единственная слышимая нота. Звучание этой ноты – ноты Шивы-Разрушителя – сводит на нет “не-я”, и все, что не от духа, отторгается. Именно звук “А” вызывает отделение, или освобождение, посвященного от трех миров.
6. Имеются некоторые Слова, которые сообщаются каждому Планетарному Логосу и являются основой планетарного проявления. Как хорошо известно, звук аспекта Брахмы, или Третьего аспекта, нашего Планетарного Логоса – “ФА”, и в нем много просветляющей информации о Его точке эволюции, так как сразу становится очевидно, что звук “А” доходит даже до плотного физического плана.
7. В нашей собственной Иерархии имеется множество Слов, базирующихся на Великом Слове нашего Планетарного Логоса; они вверены Главам Отделов, 155] которые, в свою очередь, передают их вариации посвященным согласно их рангу. Учащемуся необходимо четко различать между словами и звуками, так как слово заключает в себе мысль, направленную идею или цель, а звук делает возможным их проявление в какой-либо материи на том или ином из семи планов.
Здесь мы не можем проследить расширение базовых Слов от стадии их провозглашения Космическими Сущностями вплоть до бесконечно малых дифференциаций в речи людей, в голосах животных и в пении птиц. Все они – проявления той или иной степени сознания, и каждое производит результат. Чему учится посвященный, так это тому, чтобы издавать звуки осознанно и, тем самым, производить обдуманный и желаемый результат; произносить слова и полностью осознавать их следствия на всех планах; творить формы и направлять энергию посредством священных звуков, способствуя целям эволюции.
Это отступление, перед тем как продолжить рассмотрение передачи сообщения Слов посвященному, было необходимо, чтобы подчеркнуть первостепенную важность этой темы и объяснить, почему этот аспект божественной работы столь тщательно сохраняется в тайне.
Употребление Слов
Мы уже обсудили вкратце значение Слов Могущества. Теперь можно подытожить изложенные постулаты, а потом коснуться церемонии посвящения и Слов, сообщаемых посвященному. Этих постулатов девять, и если стремящийся их должным образом осмыслит, они многое откроют ему о сути творческого процесса и о могуществе речи.
1. Все Слова могущества происходят от Великого Слова, сообщенного Солнечному Логосу на заре проявления.
156] 2. Все Слова могущества являются вариациями или расширениями трех основных звуков и удлиняются по мере нисхождения по шкале планов, пока не переходят в мириады дифференциаций в речи конечной единицы, человека.
3. Следовательно, на Пути возвращения речь становится всё более сжатой, слова употребляются более экономно, наконец, приходит время, когда адепт использует словесные формулы только для исполнения специфических целей:
а. Конкретных творческих процессов;
б. Определенного направления энергии.
Естественно, это имеет место на планах трех миров.
4. Поэтому стремящийся, готовясь к посвящению, должен освоить, главным образом, три действия:
а. Контролировать любую активность своей троичной низшей природы. Это подразумевает насыщение интеллектуальной энергией каждого атома трех своих оболочек: физической, астральной и ментальной. Это буквально воссияние Брахмы, или Третьего аспекта внутреннего Бога.
б.
157]
Контролировать свою речь ежеминутно в течение дня. Это легко сказать, но очень трудно соблюдать на практике. Тот, кому это удается, быстро приближается к освобождению. Имеется в виду не молчаливость, не угрюмость, сдержанность и замкнутость, часто характерные для малоразвитых натур, которые на самом деле неспособны к членораздельной речи. Имеется в виду контролируемое употребление слов для осуществления определенных целей и сохранение энергии речи, если в ней нет нужды, – а это совершенно иное дело. Подразумевается осознание циклов, сроков и периодов; предполагается знание могущества звука и результатов произносимого слова, постижение строительных сил природы и манипуляция ими, а также способность управлять ментальной материей и приводить ее в движение, с тем чтобы производить результаты в физической материи, созвучные четко определенному замыслу внутреннего Бога. Это воссияние Второго аспекта “Я”, Вишну, или формостроительного аспекта, – этой главной характерной черты Эго на его собственном плане. Полезно над этим поразмыслить.
г. Медитировать и, таким образом, постигать цель Эго. Благодаря такой медитации Первый аспект неотвратимо выходит на первое место, и сознательная воля внутреннего Бога может дать о себе знать на физическом плане.
Эти три действия стремящегося должны осуществляться параллельно, и выясняется, что второе является следствием первого и выражается как энергия на физическом плане. Лишь после того, как стремящийся добьется реальных успехов в этих трех направлениях устремленности, ему сообщается первое из Великих Слов.
5. Каждое Великое Слово заключает в себе свои дифференциации, свои расширения и вариации, и, произнося его, посвященный приводит в действие меньшее посредством вибрации большего. Отсюда гигантская ответственность и величие достигаемых результатов. Каждое слово сообщается посвященному устно и визуально. Сначала оно произносится для него в виде семи слогов, каждый из которых он должен запомнить как отдельное Слово. Затем ему показывают, как соединять эти семь, чтобы получать тройной звук и, стало быть, вызывать в большей степени проникнутые единством и далеко идущие результаты. Наконец, три сливаются в единое Слово, которое ему сообщается. Семь слов, составляющих Великое Слово для каждого конкретного посвящения, сообщаются посвященному другими посвященными той же степени. Их группа разделяется на семь 158] групп в соответствии с Лучом или подлучом, и затем каждая группа быстро поочередно произносит нараспев одно слово. Одновременно перед ним проходят цвета и символы этих звуков, так что он слышит и видит то, что ему сообщается. Потом более продвинутая группа, находящаяся вокруг престола должностного лица (три Главы Отделов при первых двух посвящениях и Пратьека Будды – при последних), пропевает для него тройное Слово, соединяющее все семь, и снова он видит его своим внутренним оком. Наконец Слово произносит Посвятитель, и посвященный на практике осознаёт внутри себя единый великий звук и познаёт его вибрацию в одном из своих центров. Как хорошо известно, каждый центр связан с определенным планом, схемой, Лучом и прочими семеричными делениями, поэтому значение его внутренней реакции очевидно.
6. Учителя и посвященные в Своей работе содействия эволюции трех миров имеют дело, в основном, с семью слогами Слова, соответствующего Их посвятительной степени. Три Слова, соединяющие семь, применяются редко и лишь с прямой санкции одного из Глав Отделов (через употребляемый слог каждое Слово непосредственно связано с тройным АУМ и, потому, с аспектом Брахмы, Вишну или Шивы, планетарными представителями Которых являются три Главы).
Если посвященный желает в целях содействия эволюции использовать всё Слово целиком, необходимо получить санкцию всей созванной Ложи, так как такое Слово воздействует на материю всего плана планетарной схемы и, следовательно, на материю нижестоящих по отношению к нему планов. Например, посвященный третьей степени, произнося Слово своей степени, воздействует на материю низших ментальных подпланов и, далее, на материю астрального и физического планов. Посвященный второй степени подобным образом влияет на астральный план 159] и затем – на физический. Так достигаются далеко идущие результаты и затрагивается работа многих.
7. Каждое Слово, дифференцированное или синтезированное, воздействует на дэва царства, а, следовательно, на формостроительные аспекты проявления. Каждый произнесенный звук всегда вызывает соответствующий отклик в дэва субстанции и побуждает мириады крошечных жизней принять специфические формы. Эти формы существуют и исполняют свои функции столько времени, сколько длится породивший их звук и определенная волевая энергия того, кто его произнес, направлена на живую форму. Это в равной степени верно для Солнечного Логоса, издающего АУМ и таким образом создающего Солнечную систему; для Планетарного Логоса, произносящего Свое планетарное Слово и создающего планетарную схему; для адепта, производящего результаты для помощи человечеству на физическом плане; для обыкновенного человеческого существа, которое – в чрезвычайно дифференцированной и многообразной речи – выражает внутреннюю цель или состояние ума и тем самым выстраивает форму или проводник в дэва субстанции. Большинство человеческих существ строят пока бессознательно, и сооружаемая форма является либо благотворной, либо вредоносной, согласно лежащему в основе мотиву или замыслу человека и исполняет его волю, пока продолжается срок ее существования.
8. Каждое произносимое Слово различается по:
а. Специфическому цвету;
б. Особому тону;
г. Специальной форме;
д. Степени энергии или активности;
г. Природе одушевляющей жизни: самосознательной, сознательной или бессознательной; Бога, человека или дэвы.
Учащийся со временем обнаружит, что это в равной степени верно для солнечной системы, для планетарной схемы, для человеческого существа, для одушевленной элементальной жизнью мыслеформы и для атома физика или химика. Знание этих фактов 160] и их сознательная реализация отличают настоящего оккультиста. Солнечный Логос произнес Слово, и возникла форма нашей Солнечной системы, характеризующаяся синим цветом и особым космическим музыкальным тоном. Степень ее активности определяется определенным математическим соотношением, которое вне понимания человеческого ума на его нынешней стадии развития, а природа великой одушевляющей ее Жизни, природа троичного Логоса – это активная, интеллектуальная Любовь.
9. Великое Слово нашей Солнечной системы настроена в одном ключе, если можно так выразиться, с другими Словами и является лишь одним из Слов семеричного Слова, известного тому Великому Существованию, Которое находится в таком же отношении к Солнечному Логосу, в каком последний находится к Планетарному Логосу. Священные Слова семи Солнечных систем (из которых одна – наша) составляют этот семеричный звук, который вибрирует в настоящее время в космических сферах.
Эти девять утверждений очень кратко выражают главные истины относительно творческих процессов, происходящих в Солнечной системе. В них скрыта тайна истинной магии; их постижение дает человеку, обладающему духовной интуицией, чистотой жизни и мотива, альтруистическим намерением, устойчивым самообладанием и отвагой, способность содействовать осуществлению целей Эго, которое является сознательным сотрудником в работе эволюции и соучастником в планах Планетарного Логоса нашей схемы. Они даны в кратком изложении, чтобы оградить скрытые истины и в то же время раскрыть их тем, кто готов.
Семь Слов Солнечной системы, образующие логоическое Слово, известное нам лишь в его троичной форме как АУМ, открываются при семи посвящениях.
· При 1 посвящении дается Слово для физического плана.
·
161]
При 2 посвящении – Слово для астрального плана.
· При 3 посвящении – Слово для низшего ментального плана.
При Третьем посвящении, когда, как было сказано, Иерофантом является Господь Мира, сообщается не только Слово для низшего ментального плана, но и слово, синтезирующее три Слова для трех миров. Оно дается посвященному как тема для медитации, пока он не получит Четвертое посвящение, но ему запрещается пользоваться им до окончательного освобождения, так как оно дает полную власть на трех низших планах.
· При 4 посвящении сообщается Слово для высшего ментального плана.
· При 5 посвящении дается Слово для буддхического плана.
· При 6 посвящении – Слово для атмического плана.
· При 7 посвящении – Слово для монадического плана.
При Шестом посвящении Иерофантом сообщается Слово, синтезирующее четвертое, пятое и шестое Слова, и посвященный, благодаря могуществу звука, обладает абсолютным контролем над субстанцией пяти планов человеческой эволюции. При Седьмом посвящении истинный характер троичного АУМ открывается просветленному Будде, и он в состоянии манипулировать энергией в шести мирах, или планах.
Можно получить еще два посвящения, но мало что можно о них сказать в нашей Земной схеме по той причине, что наша схема не “священная”, и мало кто (если вообще кто-либо) из представителей нашего человечества достигает Восьмого и Девятого посвящений. Для этого им необходимо сначала – на продолжительный срок служения и обучения – перейти в другую схему. Можно 162] намекнуть лишь на то, что при Восьмом посвящении выявляется двойственность троичного АУМ, а при Девятом открывается единый звук Абсолюта и его значение слышится и видится. Он привносит в сознание посвященного некоторую долю энергии и могущества Того, о Ком ничего не может быть сказано, или Логоса нашего Солнечного Логоса – одним из центров которого является наш Солнечный Логос. Тогда единица сознания совершенна, как совершенен Логос, и переходит на работу, аналогичную работе Солнечного Логоса. Такова великая программа и благоприятная возможность, открывающаяся перед сынами человеческими, да и перед каждым атомом.
ГЛАВА XVI
ДОВЕРЯЕМЫЕ ТАЙНЫ
163] Мы подошли к обсуждению тайн, которые доверяются посвященному во время обряда посвящения. Безусловно очевидно, что можно сказать лишь о наличии тайны и о ее предмете, и даже о них лучше было бы умолчать, если бы не то соображение, что общее знание этой темы может вдохновить кандидата на посвящение на более тщательное ее изучение и более тщательное оснащение ментального тела информацией. Таким образом, (когда в свое время он предстанет перед Посвятителем) он сможет, не теряя времени, воспользоваться сообщенной тайной.
Семеричная Тайна
После принесения присяги, когда новопосвященный дает нерушимую клятву хранить тайну, он один приближается к Иерофанту и дотрагивается рукой до нижней части Жезла Посвящения, который Иерофант держит посередине. Затем Трое, Которые стоят вокруг престола, кладут Свои руки на сверкающий алмаз на верхушке Жезла, и когда все пятеро соединены таким образом циркулирующей энергией, эманирующей из Жезла, Посвятитель доверяет посвященному тайну. Дело в том, что каждое из пяти посвящений, которые непосредственно нас касаются (два высших посвящения, будучи необязательными в нашей схеме, остаются вне данного обзора), воздействует на один из пяти центров человека:
164]
1. Головной,
2. Сердечный,
3. Горловой,
4. Солнечное сплетение,
5. Основание позвоночника
- и открывает ему знание о разных типах силы, или энергии, оживотворяющих Солнечную систему и поступающих к нему через определенный эфирный центр. При приложении Жезла его центры подвергаются особому воздействию. При сообщении Тайны это действие ему объясняется и показывается, что оно идентично причине, неизбежно производящей то или иное конкретное планетарное проявление и инициирующее тот или иной большой цикл.
Следует подчеркнуть, что:
1. Каждая тайна относится к тому или иному из семи больших планов Солнечной системы.
2. Каждая тайна имеет дело с одним из семи Законов природы и формулирует его. Поэтому она относится к одной из базовых эволюций каждой планетарной схемы. Каждая схема воплощает один из Законов в качестве своего основного Закона, и все ее эволюции стремятся проявить в совершенстве этот закон вместе с его шестью дополнительными вариациями, причем эти шесть в каждом случае различаются какой-то одной деталью в соответствии с проявленным первичным законом.
3. Каждая тайна дает ключ к природе какого-либо Планетарного Логоса, и, следовательно, дает ключ к характеристикам Монад, находящихся на Его особом планетарном Луче. Ясно, насколько необходимо это знание адепту, пытающемуся работать с сынами человеческими и управлять силовыми потоками, которые на них воздействуют и от них исходят.
165] 4. Каждая тайна касается какого-то Луча, или цвета, и указывает соответствующие число, ноту и вибрацию.
Эти семь тайн представляют собой лишь короткие формулы, не мантрической, как в случае Священного Слова, но математической природы; они четко выражены словами так, чтобы передать точное намерение говорящего. Для непосвященного они выглядят и звучат как алгебраические формулы, причем каждая имеет вид (для ясновидящего) овала особого оттенка, соответствующего сообщаемой тайне и содержащего в себе пять иероглифов, или символов. Один символ отражает формулу Закона, другой дает планетарный ключ и тон, третий связан с вибрацией, а четвертый показывает число Луча и отдел, к которому он относится. Последний иероглиф олицетворяет изображает один из семи иероглифических ключей, посредством которого члены нашей Планетарной Иерархии могут связаться с Солнечной Иерархией. Очевидно, что это очень неопределенная и многозначная информация, но она показывает, что подобно тому, как для постижения Слов необходимы два чувства, так и для познания тайн снова приходится обращаться к двум чувствам; тогда тайна одновременно слышится и символически предстает перед внутренним взором.
Теперь понятно, почему такое большое значение придается изучению символов и почему учащиеся призываются думать и медитировать о космических и системных знаках. Это подготавливает их к постижению и внутреннему усвоению символов и формул, воплощающих знание, при помощи которого они смогут наконец работать. Эти формулы основаны на девяти символах, которые в настоящее время известны:
1. Кресты разных видов.
2. Лотос.
3.
166]
Треугольник.
4. Куб.
5. Сфера и точка.
6. Восемь животных форм: коза, бык, слон, человек, дракон, медведь, лев и собака.
7. Линия.
8. Определенные знаки Зодиака, – отсюда необходимость изучать астрологию.
9. Чаша, или Святой Грааль.
Все эти символы в сочетаниях или по отдельности служат для передачи той или другой из семи Тайн. Посвященный должен узнать их по виду, услышать их и усилием воли неизгладимо запечатлеть их в своей памяти. Он добивается этого тремя способами.
Во-первых: предшествующей долгой тренировкой в наблюдательности; все стремящиеся могут ее начать здесь и сейчас, и, учась точно запечатлевать в памяти подробности, они кладут основание для мгновенного постижения того, что показывается Иерофантом.
Во-вторых: развитием способности визуализировать то, что было однажды увидено. Теперь ясно, почему все мудрые учителя медитации придают столь большое значение способности тщательно выстраивать ментальные образы. Их цель двоякая:
а. Обучить учащегося точно визуализировать свои мыслеформы, чтобы, когда он начнет творить сознательно, он не тратил времени на неточные трансформации.
б. Дать ему возможность в точности воспроизводить сообщенную тайну, чтобы в случае необходимости можно было немедленно воспользоваться ею.
В-третьих: благодаря приложению твердой воли четырех других Личностей, которые 167] держат Жезл одновременно с посвященным. Их тренированная напряженная ментальная концентрация сильно облегчает ему постижение.
В человеческой эволюции определенные типы силы порождаются, подвергаются манипуляциям, усваиваются и используются сначала бессознательно, а в конце концов с полным пониманием.
1. Во Дворце Неведения человек имеет дело в основном с силой, или энергией, Брахмы (активностью и интеллектом субстанции) и должен познать смысл активности, основанной на:
а. Врожденной энергии;
б. Абсорбированной энергии;
в. Групповой энергии;
г. Материальной энергии, или энергии, скрытой в материи физического плана.
2. Во Дворце Учения он узнает об энергии Второго аспекта и использует ее для формостроительства, в общественных отношениях и в семейных связях. Он распознает смысл пола и сексуальных отношений, но еще рассматривает эту силу как нечто, подлежащее контролю, а не сознательному конструктивному употреблению.
3. Во Дворце Мудрости он обретает знание энергии Первого аспекта, динамического жертвенного применения воли, и ему дается ключ к тройственной тайне энергии. Это та энергия в ее трех аспектах, которую он узнал в двух первых дворцах. При Третьем посвящении, а также при Четвертом и Пятом ему даются три ключа к этим трем тайнам.
Ему вручается ключ к тайне, которую он прочувствовал в первом Дворце, – тайне Брахмы, и тогда он становится способен освободить скрытые энергии атомной субстанции. 168] Ключ к тайне пола, или тайне пар противоположностей, вкладывается ему в руку, и тогда он становится способен освободить скрытые силы волевого аспекта. Ему показывается динамо-машина Солнечной системы (если можно так выразиться) и открывается сложность ее механизма.
Три Солнечные Тайны
Три тайны Солнечной системы следующие:
1. Тайна Электричества. Тайна Брахмы. Тайна Третьего аспекта. Она скрыта в физическом Солнце.
2. Тайна Полярности, или универсального сексуального импульса. Тайна Второго аспекта. Она скрыта в Сердце Солнца, или субъективном Солнце.
3. Тайна самого Огня, или динамической центральной системной силы. Тайна Первого аспекта. Она скрыта в Центральном Духовном Солнце.