Новые дети. Они знают, для чего пришли в этот мир. Они могут даже формулировать свои задачи. Например, на занятиях в результате общения с 7–8-летними ребятами я узнала, что овладение психической энергией – одна из задач подрастающего поколения. Эти дети говорят о том, что нужно перестать убивать Землю, выкачивать из нее газ и нефть. Необходимо искать другие источники энергии.
– Откуда можно взять энергию?
– Из смеха!
– Ну да, из радости.
После этого началось настоящее веселье, потому что стали представлять, как это здорово: из смеха взять энергию – и машина сама поедет!
– Но ведь нужна очень сильная мысль, надо не просто подумать, а очень сильно подумать.
– А для того, чтобы сдвинуть гору, нужны сердце, глаза и голова.
– А для чего глаза?
– Чтобы видеть, куда двигать.
– А мне кажется, что раньше люди меньше знали, но больше могли сделать, они уже умели двигать горы. Только не понятно, когда это было. Ведь тогда был каменный век.
– Если к нам прилетит инопланетянин, чтобы помочь, то ему на Земле будет очень плохо. Потому что ему сразу что-нибудь плохое сделают, например, в тюрьму посадят или отправят на опыты.
– И поэтому они невидимые. Они невидимо помогают людям. А ученый, когда что-нибудь открывает, может их чувствовать и сделать открытие. Они так помогают.
– Я хочу стать ученым, придумать космический корабль без топлива и пересечь всю Галактику.
Вот такой разговор произошел на занятии, я потом его записала. Хотелось бы подчеркнуть: то, о чем говорили ребята, не было темой занятия. Видимо, возникла потребность поговорить об этом. Дети говорили сами, без наводящих вопросов.
Вот что сказал Денис (8 лет):
– Вот мы – Боги. Над нами другие Боги, и мы внутри них. Над ними – еще Боги, а над всеми Богами – один Бог, и это – Космос.
Через некоторое время он подытожил:
– Так как мы часть Бога, то мы можем Ему помочь.
– Так как мы часть Бога, то Он нас понимает сразу, как только мы о Нем подумаем.
Ощущение себя частью Вселенной – удивительное чувство, и оно близко детям. Только об этом им надо вспомнить. Они знают, что Вселенная – единое целое, где все взаимосвязано, где мы можем помочь Богу, а Бог знает наши мысли, и это радостно, потому что мысли хорошие. Денис, судя по его высказываниям, знает, как выстраивать отношения и с нашим, и с Высшим Миром. С этим знанием он пришел. Таким детям нужно помочь проявить себя в творчестве. Для этого необходима обстановка любви и понимания в семье, в школе, в государстве. Поэтому будем делать все возможное для развития и защиты наших детей.
а.л.баркова,
кандидат филологических наук, доцент,
старший научный сотрудник научного отдела МЦР
Исключение становится правилом: особенности мировоззрения нового поколения
Нет необходимости доказывать, что нынешнее молодое поколение отличается гораздо большей свободой в поведении, чем хотя бы сорокалетние. Это утверждение в равной степени справедливо по отношению и к студенчеству, и к школьникам, и к учащимся дошкольных лицеев, то есть речь идет не об особенностях воспитания, а о качествах, с которыми дети рождаются. Принцип «надо, потому что так сказали старшие» – не для них. Они способны подчиняться осознанно (или по крайнему принуждению), но никак не в силу традиции. При этом молодежь (я имею в виду возраст от 5 до 25 лет включительно), точнее, талантливая ее часть, гораздо активнее в своем творческом поиске и добивается лучших результатов, чем их сверстники в 80-х годах прошлого века.
Естественно, это свободолюбие вызывает недоумение и возмущение среднего поколения. Педагоги не понимают, как себя вести с такими детьми и юношеством, прибегают к силовым мерам, что дает исключительно отрицательные результаты. Однако, как нам представляется, нынешний тип свободолюбивых талантов и связанных с ними социальных проблем давно описан в таком виде повествований, как героический эпос, и пристальное внимание к архаичным сказаниям может многое прояснить в сегодняшних проблемах.
Отличительная черта эпического героя – анормальность, несоответствие нормам и законам человеческого социума [1]. «Мифические первопредки вели себя часто не по правилам, так как правила только создавались в результате их жизнедеятельности» [6, с. 222]. Так как для архаического героя нарушение законов человеческой жизни является показателем собственно героичности, он ни в коей мере не является образцом для подражания [3, с. 84]. Нет необходимости повторять, насколько это созвучно нынешнему дню.
Анормальность эпического героя проявляется во всем, но нас сейчас интересуют не чисто мифологические черты, типа каменного тела, а его взросление и избыточная сила, которой герой поначалу не может найти применения. Но начнем по порядку. У героя, как правило, один из родителей – человек, а другой – сверхъестественное существо, то есть герой – человек лишь наполовину. Как ни странно, эта эпическая черта чрезвычайно ярко актуализирована в настоящее время. Значительная часть интеллектуальной молодежи так или иначе осознает себя «иными» (образ из «Ночного дозора» и других книг С.Лукьяненко), эльфами, гномами и другими персонажами книг фэнтези. Особенно ярко это проявляется в среде толкинистов (поклонников Дж.Р.Р. Толкиена) и ролевиков, то есть регулярно участвующих в ролевых играх.
Особняком здесь стоит проблема отождествления себя с героями компьютерных игр. В ролевой среде человеку, чтобы занять видное место, надо обладать определенными реальными умениями (фехтовать, изготавливать оружие, шить костюмы, писать стихи и т.д.). В компьютерных же играх никаких собственных достоинств от человека не требуется, однако тип персонажа в этих играх максимально соответствует образу эпического героя, что усиливает самоотождествление с ним, но не приближает к жизни желаемого образа, а контрастирует с ней. Эту разницу между «реальными» и компьютерными играми стоит серьезно учитывать педагогам.
Эпический герой часто предстает сиротой [1], и именно сиротством обусловливается незнание им законов социума. Воспитателем такого героя-сироты становится его собственный конь, а чаще – божественный кузнец, причем почти всегда этого кузнеца-наставника герой воспринимает как первого врага, убивая его или в лучшем случае рассекая его наковальню. В нашей ситуации речь пойдет не о реальном сиротстве, а, если можно так выразиться, о сиротстве духовном: подросток, осознающий себя как не-человек, не имеет общего языка со своими родителями и находит приемного отца (реже – мать), а также побратимов в неформальной среде. Это приемное родство может восприниматься более или менее серьезно, от ни к чему не обязывающей игры до уз, соединяющих на годы и десятилетия. Одиночкой входя в ролевую среду, подросток находит там наставника, но, определив свое место в субкультуре, нередко порывает с ним, причем весьма жестко. Правда, если в эпосе от такого разрыва страдает мастер-кузнец, то в реальной жизни больше теряет скорее подросток, чем его наставник.
Архаический герой часто рождается взрослым или взрослеет мгновенно [7, с. 237–240; 6, с. 307]. Эта мифологическая черта также находит свое воплощение в сегодняшней жизни. Современные дети изучают иностранные языки с пяти лет, в дошкольном возрасте овладевают свободным счетом и письмом – это уже никого не удивляет. Все чаще появляются сообщения об издании книг, написанных школьниками. Раннее взросление современных детей – это не просто «досрочное» раскрытие способностей, но это более активная, чем у взрослых, жизненная позиция, стремление (и способность!) действовать. Разумеется, такое явление нельзя назвать массовым, но и быть единичным оно тоже перестает.
Что же происходит, когда взрослая энергия ребенка не находит применения? Ответ нам также дает эпос.
В детстве архаический герой часто калечит сверстников, не зная другого выхода для своей силы. В сказаниях всегда находится персонаж, указывающий такому герою цель, отправляющий его на первый подвиг. В жизни, увы, ситуация мрачнее. Молодой человек не может реализовать в общественной жизни свои таланты, и практически единственной отдушиной для него оказывается неформальная среда, где яркие способности всегда востребованы. Но и здесь дело обстоит отнюдь не радужно. Поскольку такая среда не может дать человеку цель жизни, многие талантливые ролевики смысл своей жизни видят единственно в играх, что очень печально.
Вопреки распространенному в советское время представлению об эпическом герое как о патриоте, архаические герои вовсе не являются таковыми [2]: их цель – вечная слава, и схватки с чудовищами – это путь к ее приобретению. Каждый архаический герой хоть раз (а часто – не единожды) обращает оружие против своих, а во время схватки с чудовищами сражается с такой силой и яростью, что крушит мироздание. Можно сказать, что целью такого богатыря является самореализация любой ценой, и это утверждение вполне применимо к талантливой молодежи – с той разницей, что критерий славы, особенно славы, переживающей человека, для них практически отсутствует. Подобно тому, как эпический герой стоит один против мироздания, бросая вызов всем – чудовищам, людям, богам, – так и нынешние таланты – индивидуалисты, агрессивные (в лучшем случае – безразличные) к обществу, которое, в свою очередь, относится к ним точно так же.
Конфликт архаического героя с миром людей – непременная черта эпоса любого народа. Герой превосходит обычных людей, – и именно за это его не терпят даже другие богатыри, не говоря об эпическом правителе и обобщенном образе народа. Причина этого кроется в универсальной черте мышления, проходящей сквозь все культуры: любое отступление от стандарта (пусть и в лучшую сторону) считается нарушением норм жизни и подлежит наказанию, достоинством же является сходство с другими [4, с. 201, 215].
К чему приводит этот конфликт? Во всех сказаниях, от наиболее архаичных австралийских мифов о первопредках и до классического литературного эпоса средневековой Европы, герои всегда покидают мир людей, причем их смерть непременно (явно или скрыто) имеет черты самоубийства. Также нередко они гибнут не от врагов, а от своих.
На этот аспект педагогам стоит обратить особое внимание. Талантливая молодежь совершенно не подготовлена к тому, что их яркие способности могут вызывать в обществе не восторг, а отторжение. Между тем, любое общество, вне зависимости от исторической и политической ситуации, ориентировано на средние, а не выдающиеся личности. В этом смысле нет историко-культурной разницы между былиной об Илье Муромце [5, № 76], которого (единственного из богатырей) не позвали на пир, и биографией Ю.М.Лотмана, которого (единственного с кафедры) не приняли в аспирантуру, а затем дважды отказывали в звании академика. Хотим мы того или нет, но неприятие лучшего является доминирующей чертой человеческого мышления, и чтобы талант мог утвердить себя, ему необходимо преодолеть жесточайшее сопротивление среды. Подчеркнем еще раз, что к этому необходимо морально готовить талантливых детей и молодежь.
Эмоциональное состояние эпического героя – крайне неустойчиво. Он подвержен приступам немыслимой ярости, во время которых не различает своих и врагов [2], – в качестве самого яркого примера вспомним приступы безумия у Геракла; о монгольских героях говорится: «Посмотрит вверх – засмеется, посмотрит вниз – заплачет». Такая неустойчивость эмоций, обидчивость, переходящая в гнев, направленный одновременно и на внешний мир, и на себя самого, – все это более чем присуще современной молодежи. Архаический герой крайне невоздержан в употреблении хмельных напитков [2] – о том, насколько остро стоит эта проблема в современной реальности, говорить не приходится. Деструктивность по отношению к самому себе характерна для большой части современной молодежи, и с этим необходимо считаться.
Вернемся еще раз к анормальности архаического героя. Очевидно, этот образ находится вне категорий добра и зла, что в современной культуре приобретает особое звучание. Подростки и юношество не хотят быть «хорошими», на обвинения старших в злости, безнравственности и других недостатках они гордо отвечают: «Да, я злой». Они сознательно пренебрегают моральными ценностями, причем это характерно не только для социальных низов, но и для лучших представителей современной молодежи. Разумеется, есть исключения, но общая картина – такова. То, что в традиционном эпосе было присуще единичным персонажам, то в сегодняшней молодежной культуре становится массовым явлением.
Это уже бесполезно осуждать. С этим уже бесполезно бороться. Это необходимо принять как данность, с которой педагогам приходится работать. Воплощенный в реальной жизни тип архаического героя – это не недостатки отдельных подростков, а черты целого поколения. Обращаясь к мировому эпосу не как к памятнику ушедшей старины, а как к практическому руководству по психологии и судьбе ярких личностей, мы можем предвидеть проблемы, ожидающие наших учеников, особенно одаренных, и готовить их к непременно возникнущим трудностям, чтобы столкновение с действительностью произошло для них менее болезненно.
Литература
1. Баркова А.Л. Отличительные черты архаических героев в эпических традициях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературоведения. М., 1994.
2. Баркова А.Л. Четыре поколения эпических героев // Человек. 1996. № 6; 1997. № 1.
3. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
5. Илья Муромец в ссоре с Владимиром // Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. В 3 т. Т. 2. М., 1938.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
7. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.
франческа барбагли,
доктор психологии научно-исследовательского центра нового воспитания,
Милан, Италия
дети нового поколения: семя нового сознания
Дети, носители нового сознания, приходят в мир с необыкновенным багажом, насыщенным тысячами возможностей: многие из них, словно философы, с пеленок задумываются над смыслом жизни или о том, как спасти планету. Иногда они – ученые, изобретатели или артисты с врожденным талантом. Однако наше общество, все еще опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей, которые могут привести к кризису широко используемых методов воспитания. Эти особенные дети имеют энергетику и жизненную силу более высокого уровня по сравнению с теми, которыми обладают другие дети. Кроме того, они испытывают больше сложностей в создании отношений с окружающим миром. Многих из одаренных детей даже могут принимать за детей с «отклонениями в обучении», потому что их чувствительность, их интеллект, не по годам развитое стремление найти во всем смысл плохо адаптируются с ныне существующими системами образования, предлагаемыми школами и другими образовательными учреждениями. Совсем не обязательно все дети такого типа успешны в школе. Напротив, школа может представлять для них экстремально тяжелое испытание. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. Поэтому некоторые из них могут замкнуться в себе, даже превратиться в асоциальных или, наоборот, могут, в конечном счете, пожертвовать своими творческими способностями, чтобы быть частью группы. Некоторые исследователи, изучающие особо одаренных детей, приводят характерные для них поведенческие модели. Например:
– Они приходят в этот мир с ощущением собственного достоинства (и часто ведут себя соответствующим образом).
– С самого раннего возраста они хотят познать мир, познакомиться с другими странами, другими культурами, с радостью открывая, что в мире нет ничего абсолютного, а каждое жизненное правило или социальная норма – плод культурной относительности. Осознание этого им очень важно, потому что они чувствуют себя частью этого мира.
– Они имеют развитую способность понимать других и сострадать и, несмотря на свой юный возраст, стремятся чувствовать себя полезными и служить, любят учиться и сотрудничать.
– Они ощущают контрасты между добром и злом, светом и тьмой, т.к. обладают повышенной чувствительностью.
– Они имеют дар «содержательного» (инклюзивного) сознания, превосходящий их интеллект, и в то же время являются особенно одаренными умственно.
– Они часто, если не всегда, с самого раннего детства проявляют необыкновенные способности и склонности, могут демонстрировать предпочтительные модальности обучения, особенно в чтении и математике.
– У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора. С другой стороны, они находятся в состоянии фрустрации, если вынуждены интегрироваться в системы, ориентирующиеся на рутину и не требующие применения творческой мысли. Не могут легко и спокойно усидеть, если не поглощены чем-то интересным.
– Как дома, так и в школе они часто видят более рациональный способ сделать что-то, поэтому могут казаться «нарушителями правил», индивидуальностями, которые не желают приспосабливаться к существующей системе. Могут казаться асоциальными, если не окружены людьми, подобными им, а если не имеют рядом кого-то с таким же менталитетом, часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире не понимает их. Легко входят в состояние фрустрации, потому что имеют великие идеи, но им не хватает собственных сил или кого-то, кто бы поддержал реализацию этих идей.
– Так как им легко дается учеба, начинают сильно скучать, и, как ни парадоксально, может показаться, что они обладают пониженным уровнем внимания.
– В своем окружении нуждаются в эмоционально стабильных и уверенных взрослых.
Писательница и терапевт Нэнси Энн Тэпп предложила интереснейшую классификацию, базирующуюся на характеристиках и индивидуальностях таких детей [1, с. 29–31]. Четыре различных типа, каждый с определенной жизненной целью. Рассмотрим их основные характеристики.
– Первый тип – гуманисты. Они проявляют способности, благодаря которым в будущем смогут организовать свою работу, контактируя с массами. Дети этого типа могут стать медиками, адвокатами, учителями, коммерсантами, бизнесменами, политиками завтрашнего дня. Экстремально общительны, часто даже гиперактивны. Беседуют со всеми, в любой ситуации чрезвычайно приветливы. Не умеют играть только с одной игрушкой, хотят иметь перед собой все, даже если потом не трогают их. Этих детей не достаточно один раз просить привести в порядок их комнату, напоминать об этом приходится неоднократно, потому что они очень рассеянны. Они начинают наводить порядок, но, увидев, например, книгу, погружаются в чтение.
– Второй тип – концептуалисты. Они имеют больший интерес к планам, проектам, идеям, чем все остальные. Могут стать инженерами, архитекторами, астронавтами, пилотами и военными завтрашнего дня. Очень часто они атлетичны с раннего возраста. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становятся их матери, если это мальчики. А если девочки, то под управлением у них обычно оказываются отцы.
– Третий тип – художники. Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий индиго, и часто внешне более миниатюрны, хотя бывают и исключения. Любую задачу они решают творчески. Если занимаются медициной, могут избрать профессию хирурга или исследователя. Они могут стать учителями или художниками. В мире изобразительных искусств они – изумительные артисты. В возрасте 4–10 лет могут перепробовать себя в полутора десятках видов творческой деятельности, недолго позанимавшись одним делом и затем забросив его. Дети этого типа могут работать с пятью-шестью различными инструментами, но, повзрослев, останавливаются на каком-то одном и становятся мастерами в избранной области.
– Четвертый тип – живущие во всех измерениях. Дети этого типа крупнее, чем дети остальных типов. Это люди, которые несут в мир новые философии и новые религии. Они могут быть задирами и забияками, потому что они значительно крупнее и потому что не умеют приспосабливаться, как остальные три типа.
* * *
Необходимо подчеркнуть, что для изучения нового сознания необходимо сфокусировать внимание на новом видении человека; в этой связи важен разговор о психоэнергетике – новом рубеже в психологии, которая занимается также тонкими энергиями и энергетической структурой сознания.
Психоэнергетическое представление о человеке базируется на гипотезе, согласно которой жизнь – это проявление сил и энергий, которые обычными органами чувств мы не воспринимаем. Человек уже признан частью Единого – нераздельного, вечного и бесконечного. Поэтому сознание рассматривается как энергетическое поле различных уровней вибрации, соответствующих, с одной стороны, трем уровням, составляющим личность (то есть физическому, эмоциональному и ментально-конкретно-логическому), с другой – иным, более высоким уровням, которые проявляются, когда сознание достигает определенной степени зрелости.
Человек сравнивается с энергетическим полем, в центре которого – магнит, или центр, сам по себе трансперсональный и духовный. Эта высшая сторона присутствует в каждом из нас и рассматривается как первичная причина существования человека. Она выходит за рамки индивидуальной программы развития посредством жизненного опыта.
Каждый ребенок рождается и развивается соответственно цели, скрывающейся в глубинах его сознания. Некоторые дети, как уже было сказано, являются носителями сознания чрезвычайно зрелого, готового раскрыться для более высоких эволюционных возможностей и проявиться в особенных качествах. В этих детях, возможно, с самого раннего детства очень активны уровни абстрактного, или интуитивного, ума, восприимчивого к более высоким идеалам, всегда сопутствующим человеку в разных культурах; им присущи ценности Прекрасного, Истины, Добра; концепция эволюции, понимаемая как восхождение от темноты к свету; модели прямых связей, групповой деятельности, братства, единодушия; служение как деятельность направлено у них на демонстрацию этих магнитов в повседневной жизни с целью принести максимальное добро наибольшему количеству людей.
Очевидно, что применяемое в столь широкой перспективе воспитание таких детей не может свестись только к совокупности мер и наставлений, направленных на содействие внедрению в социальный мир. Это, безусловно, одна из целей, но не единственная и не самая главная. Фундаментальной же целью является развитие сознания и более глубокое проявление способностей и качеств, носителями которых являются эти дети. С воспитательной точки зрения очень важно, чтобы они получили помощь для гармоничного развития различных психических функций, составляющих личность. Некоторые качества важно развивать у всех детей, но особенно необходима поддержка тем, кто имеет сознание более зрелое и «содержательное», то есть инклюзивное. К примеру, самоконтроль – достаточно сложное качество, включающее в себя мужество, терпение и сострадание.
Кроме того, пока восприятие таких детей является особенным качеством сознания и не зависит ни от интеллекта, ни от окружающей среды, ни от полученного воспитания и образования, то есть принадлежит к области психической энергии, нужно помочь им развивать наблюдательные способности. Огромное значение имеет также воспитание мышления и разума. Разум, в глобальном смысле, и абстрактен и конкретен, поэтому, приобретая знания, ребенок может получить великие идеи, способствующие эволюции, и, повзрослев, применить их в конкретных, полезных для мира проектах. Вокруг этих детей нужно создать защищенное с точки зрения психики пространство, дающее возможность для самовыражения и получения опыта с целью высвобождения потенциала личности. В этом воспитательном пространстве необходимо создать атмосферу любви, взаимопонимания, терпения и порядка.
Проиллюстрирую все сказанное несколькими примерами.
Эти дети часто ощущают связь между невидимым и видимым мирами, знают собственное будущее и не боятся смерти. Вот одно из стихотворений маленькой итальянки семи лет, написанное ею за три года до гибели в результате несчастного случая:
МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА
Маленькая девочка
Летает в небе,
Парит в бескрайней голубизне.
Девочка веселая рождается в саду
И расцветает, как цветок абрикоса.
Маленькая девочка, наполненная
Светом и радостью.
А стихотворение другой, восьмилетней девочки кажется синтезом хроники реинкарнации:
НЕОБЫЧНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ
Когда я растворилась в небытии,
Одно только необыкновенное ощущение
Обволакивало мое безмолвное тело
И, как невесомое перышко,
Вело меня к завершению
Моей невидимой жизни.
Нередко эти дети имеют очень точное представление о душе. Вот что пишет десятилетний мальчик:
«Рисунок чайки мне внушает чувство уверенности, потому что чайки – птицы, стойкие к любой непогоде. И только обладая этим даром, можно попробовать прикоснуться к чему-то более высокому. Пишу и представляю себя летящим, ощущаю, что поднимаюсь все выше, в направлении мира, который можно увидеть только в воображении. Самые высокие стены можно преодолеть лишь с божественной способностью другого, Высшего существа, в некотором роде живущего внутри нас. Это и есть Душа – сила, господствующая над телом в Высшем мире, освобождающая и открывающая двери фантазии».
Другие дети уже в очень раннем возрасте свой талант, выражаемый посредством особенных качеств, казалось бы, более присущих взрослым, проявляют в искусстве.
В заключение подведем итог: все дети, и особенно дети – носители нового сознания, должны развиваться под руководством вдохновенного воспитателя, обладающего тонким чувством меры; они нуждаются в любви, взаимопонимании и свободе; при этом им необходима поддержка; особенно они стремятся быть признанными.
Литература
1. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. М., 2006.
бондарев лев,
10 лет,
Феодосия, Крым
о книге «С востока на запад крыма»
Я расскажу о только что изданной третьей моей книге. Это задачник-путеводитель по Крыму «С востока на запад». Моя первая книга называлась «Задачник по математике для детей», вторая – «Ничего страшного. Сказка-задачник для больших и маленьких».
Прежде всего я хочу выразить огромную благодарность Фонду имени Елены Ивановны Рерих за содействие в выпуске книги. Хотелось бы, чтобы было больше фондов, которые помогают детям. Мои одноклассники такие выдумщики, но не пишут книжки, потому что у них просто не получается сдать написанное в издательство – либо оно очень далеко, либо такого, какое бы подошло, вообще не существует.
Я считаю, что творчество должно быть востребовано. Все, что человек делает, он делает для других. Ведь даже если кто-то пишет «в стол», он все равно надеется, что придет время, люди достанут его рукопись и прочитают. Поэтому буквально все пишут для людей. А если искусство никому не будет интересно, то творческие люди станут искать себе другое занятие. Кроме того, каждый человек за свое творчество должен получать деньги, иначе он не сможет содержать семью и также вынужден будет заниматься не своим делом, например, работать грузчиком или продавцом на рынке.
Мне очень нравится, как издана моя книжка, она выпущена очень красочно. Даже если бы не я ее написал, а мне бы ее просто купили, я бы непременно прочитал ее. Но для меня эта книжка уже, так сказать, маленькая. И сейчас из моей уже написанной четвертой книжки, которая называется «Легенды Крыма», я хочу прочитать легенду «Бананы из Никитского ботанического сада»: «Когда экскурсоводы ведут экскурсию по Ботаническому саду, они говорят так: “Вот дерево с розовой корой, вы видите, что кора на нем красная – это потому, что ее ободрали посетители. На этом дереве растут большие красивые цветы, но сейчас цветов на нем нет, потому что их оборвали посетители. А на этом дереве растут очень красивые, но и очень ядовитые ягоды, но сейчас их тоже нет, их все съели посетители”. В конце экскурсии экскурсовод показывает бананы и говорит: “У нас в саду бананы не вызревают, потому что крымский климат для них слишком холодный”. А бананы слушают и смеются про себя. Вовсе не потому они не вызревают, что им холодно, а потому что с первых дней своей жизни в саду они очень внимательно слушали экскурсовода. Им было жалко все растения, которые обижали злые и жестокие посетители. Поэтому и решили бананы не вызревать. Стоят такие зеленые, развесистые, и никто их не трогает».
А теперь я расскажу о путеводителе по Крыму.
В нем есть такая задача:
Я нашел на Чумке[24] 4 камня с дыркой и пять ракушек. Сколько в море сухих ракушек и сколько камней?
Ответ на нее такой: ноль!
Вот еще:
Один мальчик катался на электромобиле до тех пор, пока у его папы не закончились все-все деньги – 21 раз. Он катался на электромотоциклах, закрытых электромобилях и открытых. Сколько раз он катался на электромотоциклах, если известно, что на закрытых электромобилях он катался в 10 раз меньше, чем на открытых?
Решаем эту задачу так: допустим, на закрытом электромобиле он прокатился один раз. На открытых электромобилях он катался в 10 раз больше, т.е. 10 раз. Значит, он прокатился 11 раз. И тогда получается, что на электромотоциклах он катался 21 – 11 = 10 раз. Это очень простая задача, ее может решить любой ребенок, даже самый маленький.
В Путеводителе есть глава про музеи. Я не хотел писать эту главу, потому что про музеи пишут во всех взрослых путеводителях. Но потом пошел в наш краеведческий музей и решил все-таки про музеи написать. Краеведческий музей еще называют «музей древностей». Он находится на набережной, но вход в него со двора, с улицы Галерейной. Во дворе этого музея стоят каменные львы. Они сделаны еще до нашей эры. У них очень худые и гладкие спины. Это потому, что родители сажают на них своих детей и фотографируют. Спины у львов от этого совсем стерлись.