Миша прочитал свое творение и добавил: «Говорили о новой реформе. Хотели сделать так: как слышится, пусть так и пишется. Я не согласен, потому что в каждой букве есть свой смысл, это – глубина русского языка. Поэтому и написал шуточное стихотворение, но с таким смыслом».
В ученом мире, действительно, не так давно обсуждался вопрос, как упростить русский язык, убрать «лишние» знаки, которые не имеют соответствующего звучания. Очевидно, Миша оказался в курсе этой дискуссии. Вот и выразил свое отрицательное отношение к «реформаторам» языка.
Это примеры того, как дети помогают нам, взрослым, в разных жизненных ситуациях. Они реально видят трудности и предлагают способы их преодоления.
Дети нацелены на прекрасное, возвышенное и духовное
Когда мы включали в наши материалы все возвышенные тексты, обязательно имеющие нравственную основу, то ориентировались и на В.А.Сухомлинского, и на Я.Корчака, и на И.Г.Песталоцци; последний писал об элементарном нравственном воспитании, в основе которого следующее: 1) вырабатывать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; 2) упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, чтобы дети превозмогали себя и прилагали усилия; 3) формировать нравственное мировоззрение через размышления и сопоставления правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится.
Моя аспирантка (Кунцэ Светлана), работающая над диссертацией, в которой она раскрывает особенности общения в гуманном педагогическом процессе, провела эксперимент в обычной и экспериментальной школах. Детям третьего класса она предложила письменно выполнить несколько заданий.
Сначала нужно было ответить на вопрос: Какие качества я в себе развиваю?
В обычной школе на этот вопрос были получены такие ответы: которые сделают меня знаменитым, богатым; сделают отличником, буду получать одни только пятерки; сделают меня депутатом Госдумы; позволят стать балериной и т.д. в том же духе. В ответах детей чувствовалось их желание приспосабливаться к требованиям современного общества, чтобы прочно стоять на ногах; практицизм и меркантилизм сквозил в их взглядах на свою будущую карьеру.
Школьники, воспитание которых базировалось на гуманно-личностном подходе к ним, отвечали так: я развиваю в себе ответственность, честность, искренность; очень важно быть хорошим другом; не причинять людям зла; каждый человек должен быть настоящим. В подавляющем большинстве ответов все желаемые детьми качества были направлены на заботу о других людях; ход их мыслей имел альтруистический характер; они понимали значение истинных ценностей.
Так могут говорить действительно другие, особые дети. Таким детям, детям Света нужны, как мудро отметил А.Е.Акимов, учителя Света. Всё зависит от того, что учитель несет детям. У хорошего учителя, как правило, хорошие ученики.
Следующее задание было связано с завершением предложения: Настоящий человек – это…
Как правило, в обычной школе дети выстраивают предложение так: «Настоящий человек – это тот, кто делает хорошее мне».
Иначе трактуется понимание настоящего человека учениками из школы с гуманно-личностным подходом к детям. «Настоящий человек – это тот, кто выполняет обещания, кто щедрый, мудрый, не предает, умеет слушать, совестливый, доброжелательный, заботится о людях».
В третьем письменном задании дети заканчивали предложение: Каждый человек должен быть…
Третьеклассники обычной школы заканчивают его однообразно, друг за другом повторяя одно слово: «добрый».
В экспериментальной школе дети мыслят значительно шире: «Каждый человек должен быть добрым, любящим рассуждать, честным, великодушным, интеллигентным, образованным…»
Проанализировав ответы детей, мы сделали такой вывод:
– В обычной школе процесс очеловечивания школьника затормаживается.
– В классах, работающих по системе Гуманной педагогики, процесс очеловечивания набирает силы; дети полностью раскрываются; те функции, которые изначально были в них заложены, раскрываются с помощью учителей и общей обстановки; каждый ученик овладевает умением заглядывать в свой внутренний мир и находить нужные ответы на самые главные проблемы человечности в человеке.
Я чуть отступлю от темы, но мне хотелось бы об этом рассказать…
Вчера, когда Шалва Александрович вернулся домой, ему позвонили с первого канала ТВ: «Мы хотим знать о жестокости детей». Шалва Александрович ответил, что в нашей школе такого нет. Снова звонок. Это уже друзья: «Включите первый канал. В 22.20 передача – «“Дедовщина” в школе»[18]. Включили, видим: какой-то ужас, всё, как в кошмарном сне, у детей дикие, зверские лица! «Что мы делали, то и получили!» – сказала Л.В.Шапошникова. Вот мы и получили: старшеклассники бьют более слабых без всякой причины; выпускница дает пощечину восьмикласснице, потом таскает ее за волосы, и даже обращение матери девочки к директору не дает никакого результата.
А жестокость учителя? Или ее нет?! Учитель следует полученным инструкциям, поэтому для него ученики – ходячие отметки, знания, умения, навыки. Он разными способами, порой силовым давлением, добивается этих знаний у детей. Но детей, тем более современных, невозможно заставить исполнять задание, поэтому учитель ожесточается. И жестокость порождает очередную жестокость…
Дети умеют схватывать и обобщать суть явлений
Это – удивительное свойство. И оно постоянно проявляется в детях.
Даша Овсеева (4 класс) на Восьмое марта подарила мне стихотворение. Я храню его в особом конверте, как и другие детские откровения. Это самые дорогие мои ценности и богатства. Вот что она написала:
Вы нас учили стихи сочинять,
Вы нас научили рассказы писать,
В чужой восторг переселяться,
В иной душе определяться,
Поэмы с одами писать
И незамедленно влюбляться
Во всё хорошее подряд.
Мне очень понравилось стихотворение Даши, но я сразу не осмыслила его, а потом, когда проанализировала, – очень удивилась. Вся суть гуманной педагогики, вся суть человеческих отношений представлена здесь! Начинает Даша с обычного: «Вы нас учили стихи сочинять, вы нас научили рассказы писать…» – да, отталкиваясь от образцов высокой поэзии, мы постепенно вселяем в детей поэтический вкус. А дальше: «В чужой восторг переселяться…» – то есть, сочувствовать, сопереживать, сорадоваться. Тексты, которые мы им всегда предлагаем с нравственной, моральной нагрузкой, позволяют перекидывать мостики в их духовный мир, чтобы каждый в себе находил именно то, что ему понравилось в герое, или отстранялся от того, что они не приемлют в персонаже художественного произведения – поэтому: «В иной душе определяться…» «Поэмы с одами писать…» – этого на наших уроках не было; по-видимому, возвышенность стиля общения учителя с учеником потянула Дашу упомянуть и поэмы, и оды.
Но финальные строки стихотворения бесподобны по своей глубине: «И незамедленно влюбляться во всё хорошее подряд» – по всей видимости, Даша говорит о защитном механизме, который появляется в детях и направлен против вопиющей действительности, начиная со сквернословия и кончая изображениями всевозможных увечий, кровопролитий, доходящих до садизма. В Латвии однажды провели такой эксперимент: на экранах демонстрировались фильмы ужасов. Спустя месяц именно те подростки, которые смотрели эти фильмы и отнюдь не остались безразличными к проявлению изощренных форм насилия, увиденных на экране, совершали разные правонарушения и преступления.
Дети уверены в своих силах и возможностях
Известно, что в Москве, как, наверное, и в других регионах, проводятся районные, окружные, городские, областные конкурсы научных проектов по развитию, проявлению интеллектуальных возможностей, по выразительному чтению. Мы наших учеников специально не готовим к конкурсам, но углубленная работа по раскрытию сути явлений, оптимистический взгляд на детей способствуют их активному участию в конкурсах, где они занимают призовые места.
Как-то мальчик, который победил в интеллектуальном марафоне, признался: «Мне сказали, что у меня лингвистический дар». И действительно, при письме он не допускает ни одной ошибки. Такие дети становятся нашей опорой: «Алеша, помоги, пожалуйста», – часто обращаюсь я к нему во время урока. И он безошибочно комментирует, какие в слове «запрятаны» трудности, провоцирующие детей, чтобы они допускали ошибки.
Дети устремлены к познанию, к творчеству, к преодолению трудностей в сотрудничестве с взрослыми
Комментируя это обобщение, приведу два примера.
В начале учебного года мы знакомили четвероклассников с фантастическими рассказами Эриха Распе о бароне Мюнхгаузене. На уроке я прочитала детям несколько веселых эпизодов из приключений барона. «А теперь, ребята, – говорю им, – найдите книги о приключениях Мюнхгаузена, покупайте, берите в библиотеках и читайте, потому что книги обогащают вас, ваш внутренний мир».
На следующий урок они принесли книги, сами интересно и увлеченно их читали, смеялись, комментировали. Я смотрела на лица детей – они были счастливы. Урок пролетел незаметно, и когда прозвенел звонок, я испугалась: у меня ведь был совсем другой план урока! Думала, почитаем 10–15 минут, а потом перейдем к новому материалу. А теперь… Поэтому после урока сказала детям: «Продолжайте читать про Мюнхгаузена». Но вдруг вижу, что ко мне с вопросом протискивается Федя Кравченко: «А какое творческое письменное задание вы нам даете к следующему уроку?» Я растерялась: ведь у меня-то творческое задание было к тому уроку, который я не успела провести. А Федя, заметив мою растерянность, предлагает: «А можно мы, как писатель Эрих Распе, напишем фантастические истории и рассказы?» Я остановила уже расходящихся детей: «Ребята, послушайте меня. Я не раз вам говорила, что не только я – ваш учитель, но и вы – мои учителя, вы – мои великие учителя. И вот, пожалуйста, сегодня я что-то упустила, а Федя стал моим учителем и подсказал прекрасное творческое задание на дом: фантазировать в стиле Эриха Распе».
С нетерпением жду следующего урока, как ребята проявят себя. И вот к доске выходят первые четыре ученика, чтобы порадовать всех своими сюрпризами. То ли праздник был в тот день, то ли какое-то торжественное мероприятие, потому что все они в черных жилетках с бабочками, в белоснежных рубашках – как настоящие рыцари, и читают, читают! Письменную работу одного из них, Вали Медведева, я перескажу, хотя она, конечно, по всем уровням превосходит мой рассказ.
Нечто подобное описывал Л.Н.Толстой. Как-то в Ясной Поляне он проводил урок, и в связи с каким-то творческим заданием дети загорелись: «Напишем! Напишем!.. Давайте, Лев Николаевич, и вы напишете, и мы». Успокоились, сосредоточились, пишут. «И я тоже сел и пишу, – рассказывал Толстой, – потом мы начали читать свои работы. И когда дети услышали, что и как я написал, у них вытянулись лица, потому что мое сочинение (по сравнению с их работами) выглядело как черная муха в белом молоке».
Возвращаюсь к фантастическому рассказу Вали Медведева: «Я помогал маме на кухне, она готовила салат. И вот я режу огурец. Режу и вдруг слышу – откуда-то звуки. Оказывается, от огурца. “Сю-сю, тя-тя” – вот такие звуки. Я посмотрел на него. “Я ничего не понимаю”, – говорю ему. А он продолжает, и я по тону его чувствую, что он о чем-то просит. Тогда я глубоко задумался, как барон Мюнхгаузен. Интересно, а что он, огурец, хочет? Это явно инопланетянин, и, наверное, ему хочется вернуться на свою планету. А чем я могу помочь? Я взял тарелку, положил огурец на тарелку и пустил его в космос. Так я спас инопланетянина».
Второй пример.
На одном из уроков во втором классе я прочитала детям своеобразный рассказ, где каждое слово начиналось с одной и той же буквы, а затем предложила им: «Наверное, вы тоже сможете написать 2–3 предложения или рассказ, где каждое слово будет начинаться с одной и той же выбранной вами буквы». Когда есть интерес, дети всё смогут, все трудности преодолеют. Чувствуя их увлеченность, даю им способ действия и говорю: «Обращайтесь к большим толковым словарям и оттуда на одну какую-то букву, которая вам нравится, подберите слова, а потом соедините их по смыслу. Ведь мы “учимся не мыслям, а мыслить” (как говорил Кант) – вот это главное!»
Каждый писал по-своему. Антон, например, написал всего три предложения. Но какие! «Армия арбалетчиков атаковала аул. Американские авианосцы атаковали Афганистан. Антон аплодировал аккордеонисту Алексею Арбузову». И подпись: Антон.
Свое задание мальчик читал с явным удовольствием. Дети слушают, а мне как-то неловко стало – ведь это явно недетская работа, но вижу, что Антон очень старался, поэтому очень деликатно спрашиваю: «Антон, тебе кто-нибудь помогал, наверное?» (Если родители помогают, это, конечно, хорошо, путь они подключаются к творческому процессу.) А он внимательно и серьезно посмотрел на меня и сказал: «Вся семья работала!» Я говорю: «Припиши, пожалуйста, на листочке с твоим заданием, что вся семья работала». Он приписал. Спустя две недели, встретив Антона в коридоре, я улыбнулась и сказала: «Антон, как ты здорово сказал, что вся семья работала!» Он снова внимательно посмотрел на меня и с улыбкой добавил: «А еще папин приятель пришел и тоже помог».
Наряду с такими работами учеников, которые пока находятся в поиске и нуждаются в помощи взрослых, есть и прекрасные произведения детей. Еще во втором классе Кирилл (сейчас он уже в десятом, необыкновенный парень растет, с блестящими способностями) написал «Карнавал».
Дети не скрывают своего отношения – положительного или отрицательного – к окружающему миру и проявляют его в разных ситуациях.
Никита появился в нашей школе уже в 4 классе, завершающем, выпускном. В будущем году ему придется искать другую школу. Я всегда радуюсь, видя в классе новое лицо, и не скуплюсь на добрые слова: «Как хорошо, что ты пришел! Мы тебя ждали!» По письменной речи Никита, конечно, ничего не мог делать – были упущены первые три года, как же он включится в работу? Никита с интересом слушает, пытается проявлять активность, но…
Как-то классная руководительница мне говорит: «Представляете, до нашей школы Никита три школы поменял». Я встревожилась: почему ребенок никак не мог ужиться ни в одной школе? И в памяти всплыло: «Мадам Маргарита» – интереснейшая пьеса и потрясающий спектакль. Бразильский автор Роберто Атайда написал эту пьесу, когда ему был 21 год. Помня и, очевидно, пережив множество горьких минут за годы учения и успев поменять семь школ, он в своей пьесе рисует обобщенный образ бездушного, авторитарного, не любящего детей учителя – мадам Маргариты.
Подзываю к себе Никиту и спрашиваю: «Никита, почему ты ушел из одной школы, а потом – из другой, из третьей?» И он чистосердечно и открыто признается: «Ой, там мне жизни никакой не было…» Жизни не было мальчику! Прошу его уточнить: «Как это – “жизни не было”?» Никита отвечает коротко и ясно: «Жизни не было, потому что плохие учителя». Это именно те педагоги, которые зациклились на знаниях, умениях и навыках, а дальше – ни ребенка не замечают, ни личности не видят. Словом, «мадам Маргариты». Вот и отношение к ним соответствующее. «А здесь, – спрашиваю, – у тебя жизнь есть?» «Да, да, есть, учителя хорошие, добрые, только с ребятами я еще не успел подружиться», – и добавил: «А ребята там хорошие были».
И еще пример проявления непримиримости к несправедливости.
Мальчик в первом классе, страдает дисграфией, а учительница сердится на него, постоянно злится: «Портишь картину всего класса! Все пишут, как рисуют, а ты что безобразничаешь?!» У мальчика дрожащий почерк, соскальзывающий с первой строчки на последнюю. Ведь это же заболевание! В высших педагогических учебных заведениях все будущие учителя изучают физиологию, где черным по белому написано, что дисграфия – не вина, а беда ребенка.
Прошло два с половиной месяца с начала учебного года, а страданиям ребенка нет конца. И однажды, когда мама будит его, чтоб повести в школу, он говорит: «Мама, я в школу больше не пойду!» Мама в недоумении: «Как не пойдешь?! Все учатся, а ты… Что случилось, Миша?» И мальчик спокойно отвечает: «Я так огорчаю свою учительницу, что больше этого делать не хочу». Сколько благородства проявил семилетний ребенок по отношению к своей злобной учительнице! Тогда мама решила найти школу, где учительница не будет терроризировать ребенка. Так он попал в нашу школу, а мне посчастливилось с ним встретиться. Но привести его к нам удалось только хитростью; два с половиной часа наш директор Марина Игоревна Шишова, терпеливо рассказывала, показывала, убеждала и под конец спросила: «Ну как, Миша, ты придешь к нам?» А Миша: «Я еще немного подумаю». Он думал неделю, а потом пришел.
К Восьмому марта он протянул мне сложенный вдвое лист бумаги: «Это мое стихотворение, я вам посвятил; я диктовал, а мама писала». Вот какое стихотворение он сотворил:
Приходит время, и кончается перемена.
Начинается урок письменноречевой деятельности.
Это не просто русский язык или математика,
Когда нужно просто писать и считать.
Здесь ты автор и писатель,
И можешь удивить весь мир.
Замечательный урок.
Я тебе дарю цветок.
Обратите внимание на последние две строчки. Какой прекрасный образ создан!
В конце первого класса он уже школе посвятил стихотворение, которое так заканчивается: «Мне было трудно, но я преодолел. Я получил свой изумруд судьбы». И я почувствовала в нем поэтический дар. С тех пор он творит и творит. А сейчас он старшеклассник и говорит, что пишет роман, но никому не показывает.
Вот какие таланты скрыты в детях. И всегда, рассказывая про Мишу, я спрашиваю учителей: «Что было бы с этим ребенком, если бы он не проявил свой характер, не возмутился несправедливостью и жестокостью взрослого и остался в той же школе?»
Что было бы? Комплекс неполноценности и загубленная судьба мальчика. Но Миша сам свершил чудо и спас себя от многолетних страданий школьной жизни.
В заключение я хочу привести два замечательных высказывания.
«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Одно образование делает вас человеком ученым, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политическим и т.д.; но нравственное образование делает вас просто “человеком”…» [1, с. 431].
«Осторожно прикасайся к человеку – учим мы детей, подростков, юношей. Жить среди людей – это все равно что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы. Надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля» [2] – прекрасный образ тончайших струн взаимности, в которых нуждаются дети нового сознания.
Какой дефицит этого, дефицит нравственности! И только объединившись, сделав образование нравственным, мы сможем способствовать тому, чтобы в человеке восторжествовала человечность.
Литература
1. Белинский В.Г. Избранные сочинения. М.: Полиграфкнига, 1947.
2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. – 288 с.
В.Г.Акимова,
методист лаборатории дополнительного образования,
руководитель Светомузыкального оптического театра
школы № 906,
Москва
пространство творчества: новые средства в работе с новыми детьми[19]
Педагогика нужна мне для того, чтобы, перефразируя Горького, заглянуть в ребенка и где-то в потаенных уголках его души открыть волшебный бубенчик, а потом осторожно затронуть этот бубенчик и тем самым дать возможность зазвучать всему лучшему, что есть в ребенке.
Ш.А.Амонашвили
Работа в школе дает мне возможность общаться с детьми и наблюдать за изменениями, которые происходят с ними. Есть изменения, которые болью отдаются в моем сердце. Приведу несколько примеров.
1. Алена, ученица второго класса. 2005 год. На занятии в Светомузыкальном оптическом театре дети рисуют свои мысли, чувства, ощущения. В рисунках Алены ощущается чье-то незримое присутствие. Спрашиваю: «Что ты нарисовала?» Она поясняет: «Ангелов. Они всегда рядом со мной». Свои рисунки она называет очень красиво: «Золотой дождик», «Золотое состояние».
2006 год. Дети 1–2 классов из группы продленного дня пришли с прогулки, смеются, бегают, толкаются. Такой же год назад была и Алена, но в ее семье непростая ситуация, и я вижу, что девочка изменилась. Она стоит, прислонившись к стене, и смотрит на детей. Ее взгляд не позволил мне пройти мимо – это был взгляд взрослого, разочаровавшегося человека. Спрашиваю: «А помнишь, во втором классе ты была такой же радостной, открытой? Давай поговорим, что произошло». Ее ответ меня поразил: «Мне разонравился этот мир, я устала в нем жить и даже иногда думаю: может быть, мне уйти?»
2. Прекрасный, ласковый мальчик Иван. Во втором классе старался одарить улыбкой и любовью всех. В третьем классе у него – потухшие глаза, избегает контакта со мной. Спрашиваю: «Что с тобой случилось?» Он тихо, опустив глаза, отвечает: «У меня из сердца ушла Любовь, в таком состоянии я даже стеснялся приходить к Вам».
3. Ученица седьмого класса так описала свое состояние:
Как мы зависимы и как мы свободны…
Но одни…
Мы одни в этой галактике или нас много?
Счастье – возможно ли оно здесь
Или есть другой, счастливый мир?
А существуем мы или нам только кажется?
Я одна… Лишь луч надежды…
Как одиноко… Но я терплю…
Я выдержу все.
Словно о таких людях писал Антуан Экзюпери. В его романе «Цитадель» есть слова, которые автор назвал молитвой одиночества:
«Пожалей меня, Господи, тяжело мне мое одиночество.
Мне некого ждать.
Господи, не о человеке прошу Тебя, не о зримом присутствии. <…>
Вылечи меня, освети мне душу <…>
Одиночество, Господи, плод души-калеки.
Смысл вещей – вот родная земля души. <…>
Душа расправляет крылья только на просторах смысла,
не вещи нужны ей – картина, что возникла,
когда они слились воедино.
Научи меня видеть сквозь дробность целое.
Тогда, о Господи, я перестану быть одинокой» [5, с. 303–304].
Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время приходят дети с новыми качествами, а именно: высокоразвитым сознанием, повышенной восприимчивостью и интуицией, со знанием своей миссии. Несмотря на выдающиеся способности, каждый из них нуждается в помощи и защите взрослого, каждый надеется на встречу со взрослым. Наша задача – помочь им не только не забыть, но и выполнить свою миссию, носителем знания которой, несомненно, является душа. Но душа ребенка нуждается в постоянном питании. Поэтому так необходимо создание и внедрение в образовательный процесс новых методов и средств, питающих духовное устремление ребенка, формирующих его мировоззрение и помогающих ему понять себя и свою роль на Земле. Этому может способствовать пространство красоты и творчества, созданное искусством. «Тропа искусства ведет прямо с Земли к Небу <…>», – говорится в «Гранях Агни Йоги» [2, 219].
Одним из средств, помогающих развивать детское сердце и обогащаться духовно, является Светомузыкальный оптический театр, над созданием которого мы начали работу десять лет назад под руководством С.М.Зорина. Пространство театра – это звездное небо над головой, это космические сюжеты на стенах и, конечно, специальное оборудование, с помощью которого мы показываем светомузыкальные слайдовые композиции. Музыка, светоживопись, образы и слова учителя создают в театре особую, гармоничную, возвышенную атмосферу взаимодействия педагога и ребенка, резонируют с его внутренней духовной сущностью и способствует проявлению уже присутствующего в ребенке. Наш театр дети называют театром Души, театром Света, театром Сердца.
Описать встречи в театре не просто. Слишком большое пространство занимает здесь интуиция, спонтанность и недоговоренность.
Последовательность изменения состояния как ребенка, так и взрослого на занятиях в театре можно представить следующим образом: удивление – ощущение утраты – обращение к своему внутреннему миру – вопрошание – обретение гармонии с собой и окружающим миром – озарение, вдохновение и творчество.
На занятиях в театре мы смотрим, слушаем, переживаем, чувствуем, фантазируем, с помощью пультов светодинамическими узорами рисуем свое состояние. Создание детьми творческих работ (сочинения, рисунки – состояния), т.е. вербализация ими ощущений, чувств и образов, является завершающим этапом каждой встречи и помогает детям осмыслить и закрепить полученный на занятиях опыт.
На основе накопленного материала можно сделать вывод о том, что методы и средства театра позволяют ребенку пройти определенные этапы духовной жизни. Ниже приводятся высказывания учащихся 2–11 классов (высказывания сгруппированы по темам, стиль авторов сохранен).
1. Рождение необыкновенного внутреннего подъема:
«Сердце мое раскрывалось, и я почувствовал, что душа наполняется силой» (Александр, 7 класс).
«Я ощутил необыкновенный прилив внутренней энергии и наполнение моего внутреннего мира. Моя душа взлетела до небес» (Кирилл, 8 класс).
«Я ощутила себя по-настоящему счастливой. В моей душе совершился огромный переворот» (Ирина, 10 класс).
2. Ощущение гармонии с собой и окружающим миром и Вселенной:
«Я чувствовала радость и горе одновременно. Душа наполнялась ощущением гармонии и чего-то особенного, невыразимого» (Лена, 7 класс).
«Я погружалась в необыкновенный мир, зовущий в бесконечный мир Вселенной, и почувствовала, что погружаюсь в себя» (Инна, 9 класс).
«Внутри меня все пришло в гармонию, и гармония стала стремиться наружу. Мне нравится ощущать бескрайность Вселенной. Смотришь на мир другими глазами, ощущаешь полную гармонию с ним» (Артем, 8 класс).
«Я поняла, что гармония мира начинается с себя» (Катя, 7 класс).
3. Переживание необыкновенного чувства – открытость и «прорастаемость» в миры:
«В моей душе оживает космос. Я вижу невидимое – бесконечность мироздания» (Оксана, 10 класс).
«Человек – это Вселенная, а Вселенная – это его душа»(Настя, 5 класс).
«Я ощущаю бескрайность Вселенной» (Артем, 7 класс).
«Когда я смотрела композицию, я чувствовала любовь. Роза на экране вызвала чувство радости и печали, ощущение рождения всей Вселенной и рождения Бога» (Аня, 5 класс).
4. Наполнение сердца самым космическим универсальным чувством – Любовью:
«Я ощутил Красоту, Любовь и Солнце…» (Даниил, 2 класс).
«Я почувствовал приход любви» (Дмитрий, 10 класс).
«Вы помогли мне зажечь свой огонек, и я постараюсь никогда не затушить его» (Андрей, 5 класс).
На занятиях в театре дети начинают размышлять о смысле жизни:
«Я впервые задумалась о смысле жизни. Я поняла, что гармония мира начинается с себя» (Наташа, 9 класс).
«На сегодняшней встрече я осознал, для чего родился человек и что в его внутреннем мире скрыты безграничные таланты и возможности» (Илья, 6 класс).