Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хабаровский край, пос. Ванино 18 страница



Противопоставив евразийское «государство правды» демократическому, Н.Н.Алексеев показывает их кардинальное отличие: демократическое государство ограждает свободу личности от внешних посягательств и создает приемлемые условия для ее внешней (преимущественно экономической и политической) самореализации. Но при этом западным демократиям дела нет до внутреннего мира человека, оно, государство, даже в подавляющем большинстве случаев враждебно его духовной жизни. «Праведное государство, – по мысли выдающегося евразийца, – не может ограничить своих задач ролью простого полицейского, который заступается, когда происходит нападение и кричат “караул”. Праведное государство должно решительно бороться с теми социальными условиями, в силу которых человек стихийно попадает в обстановку, лишающую его всякой возможности духовного развития и духовной жизни. И эти задачи особенно важны в укладе жизни современных человеческих обществ» [16, с. 318–319].

К другим атрибутам евразийского «государства правды» и, соответственно, евразийского политического сознания можно отнести:

– Ставку не на прямые парламентские выборы, когда голосуют за отдельных кандидатов или за отдельные партии, а на делегирование в государственные органы от земель и корпораций уже проверенных в реальном деле лучших людей при сохранении за ними постоянного народного контроля. Это так называемое территориально-корпоративная, опосредствованная демократия, когда власть последовательно выстраивается снизу вверх и от периферии к центру. Власть Советов, преступно и бездарно разрушенная в начале 90-х годов прошлого века, была построена именно так, как, впрочем, и Земские соборы XVII века, вытянувшие Россию из хаоса Смутного времени.

– Наличие в государстве праведной «идеи-правительницы» и общенациональных святынь, которые цементируют общество, невзирая на его этническое, религиозное и социальное разнообразие. Об агиократии – власти святынь – говорил учитель евразийцев, выдающийся отечественный правовед П.И.Новгородцев [17, с. 580].

– Кристаллизацию правящего слоя, духовной аристократии страны, которая была бы творческим носителем высших евразийских ценностей и хранителем святынь евразийских народов.

– Широкую опору всех звеньев государства на науку и ученых.

Важно и то, что «государство правды» – не миф и не утопия. Оно уже реально сбывалось в истории человечества: в золотой век Перикла, во времена правления индийского царя Ашоки и у нас в России в первые семь лет правления Ивана Грозного (период Избранной рады).

4) Отсюда вытекает еще одна абсолютная ценность личного и социального бытия, блестяще схваченная евразийцами и неосознанно исповедуемая всеми этносами многонациональной Евразии. Это хозяйственная ценность нестяжательства. Его суть состоит в отрицании самоценности частной собственности, богатства, денег, роста количества товаров и услуг. «Царство всеобщего достатка, даже богатства, – справедливо писал тот же Н.Н.Алексеев, – может быть по существу своему просто большой свинарней, в которой люди жрут и валяются в грязи» [16, с. 320]. Но если общественная жизнь отдельного государства, а тем более мировая интеграция не могут эффективно строиться на голой экономической выгоде [18], то какие же конструктивные нестяжательские ценности, претендующие на абсолютный характер, предлагают евразийцы? В самом общем виде к ним можно отнести:

– Взгляд на экономику как на средство воспроизводства гармоничной общественной и индивидуальной жизни, а также сохранения естественной природной среды обитания (принцип «бережения людей, вещей и природы») [11, с. 220–221]. С этих позиций евразийцы (прежде всего тот же П.Н.Савицкий) последовательно разделяют экономику и хозяйство [19].

– Обеспечение среднего достатка всего населения.

– Ставку на сочетание государственной и частной собственности, но поощрение в первую очередь собственности кооперативной как наиболее прогрессивной и соответствующей задаче духовного развития человека [16, с. 321]. Конкуренция же у нас затруднена в силу суровых климатических и ландшафтных условий, особенно в Сибири.

– Экономгеографическую взаимодополняемость регионов Евразии.

– Особую ценность земли и необходимость жесткого государственного контроля за ее выделением и целевым использованием.

– Высокую оценку трудовых затрат работника, дающую ему право не только на зарплату от капиталиста, но и на собственность в отношении продукта. «Правосознание русского народа, – верно замечает Н.Н.Алексеев, – так высоко ценит труд, что склонно считать рабочего как бы собственником в известной доле обработанного им чужого материала» [16, с. 272].

Евразийская ценность нестяжательского отношения к жизни призвана стать универсально значимым императивом деятельности и важнейшим элементом нового сознания в свете нарастающего глобального экологического кризиса, главной причиной которого является культ безудержного материального потребительства и комфорта.

5) В традициях евразийских народов с древних времен существовало (древние скифы, славяне, тюрки) особое почитание женского начала и роли женщины в жизни семьи и общества. Не патриархально униженная восточная женщина-домохозяйка и не «свободная» западная феминистка, во всем желающая подражать мужчине, а женщина – носительница высших ценностей миролюбия, сострадания, верности долгу и жертвенности – идеал евразийства, запечатленный и в языческих образах Матери Мира, и в буддийском почитании богини Тары, и в христианском почитании Богородицы. Особенно значимой становится роль женщины в нынешнюю эпоху. Очень точно и проникновенно о ценности женского начала еще в середине прошлого века писал Н.К.Рерих, и его слова звучат сегодня как нельзя более актуально: «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце <…> А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? <…> И какой же глаз, впитав всю боль сострадания, ответит и самоотверженно, и во Благо?» [20, с. 129].

В самом деле, разве будет подавляющее большинство матерей поощрять войну и религиозное насилие? Разве согласится любящая мать с разрушением систем медицинского обслуживания населения, школьного и высшего образования? Разве найдет сочувствие с ее стороны воинствующий проповедник разврата и однополой любви, кощунник и злопыхатель? Именно женщина всегда твердо стоит на страже нравственности и культурных традиций общества, сопротивляясь жажде сомнительных политических и экономических инноваций. Среди революционеров обнаруживаются в основном мужчины и маргинально-феминистские женские типажи, неспособные к созданию крепкой семьи и нравственному труду. Но там, где у власти женщина-мать – там целомудрие и созидание, просвещение и почитание традиций.

Словом, в нынешней «мировой нужде» абсолютна ценна щедрость и чуткость женского сердца, причем во всех его проявлениях. Чем больше в парламенте и правительстве женщин – тем лучше, ибо они всегда совершенно резонно предпочтут старую истину новой мужской глупости.

6) Евразийские этносы чтут своих героев и духовных подвижников, лично воплощающих высшие ценности человеческого бытия: миролюбия и страннолюбия, открытости другим культурам и воли к личному нравственному совершенствованию, высокой образованности и сострадания к ближнему. У русских – это преподобный Сергий Радонежский и Александр Невский, Пушкин и Достоевский; у монголов – просветитель Зая-Пандита и скульптор Дзанабадзар; у казахов – Чокан Валиханов и Абай Кунанбаев… У каждого народа всегда есть те высшие человеческие образцы, на которые этот народ равняется.

Если хотите обеспечить глубинный диалог и взаимное мудрое ученичество культур (и евразийских, и мировых) – обратитесь к изучению жизни и творческого наследия гениев народов, выражавших самые сокровенные чаяния национальной души. И здесь вам откроется, что они на разных языках и с разными вариациями говорят, в сущности, об одном и том же, но при этом не только говорят, но еще и живут в соответствии с вечными ценностями, чем, собственно, и отличаются от обыкновенных людей [21].

Именно с возвращением к высоким жизненным образцам гениев и подвижников человечества, зримо противостоящих всему, к чему призывает современная реклама, можно связывать надежды на справедливую и конструктивную интеграцию мирового сообщества. «Всеобъемлемостью своею, – писал Н.К.Рерих, – широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские, в лучах света посылают друг другу привет ничем не заслоненный <…> Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?» [20, с. 224].

Возникает вопрос: а можно ли привести все выделенные евразийские ценности, имеющие, естественно, и общечеловеческое значение, к какой-то единой синтетической формуле, могущей лечь в основание рациональной и долговременной региональной и глобальной интеграции мирового сообщества? На мой взгляд, эта формула будет звучать следующим образом: безусловно и абсолютно ценным является свободное и сознательное единение народов и людей, создающее оптимальные условия для их всестороннего личного совершенствования и индивидуализации.

Литература и примечания

1. Вопросы о природе, функциях и свойствах ценностей, в том числе и в социальном контексте их функционирования, подробно рассматриваются автором в его совместной монографии с В.В.Мироновым: Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. Раздел III. М., 2004.

2. Типа войны Запада с исламским миром.

3.Типа классовых антагонизмов между держателями крупного капитала и массой неуклонно нищающего населения, особенно в бедных странах Востока и Латинской Америки.

4. Типа застарелой вражды суннитов и шиитов в исламском мире, православных и католиков в мире христианском.

5. Пионерами критики интеграции мирового сообщества по западным образцам следует признать отечественных мыслителей – Киреевского, Данилевского, Достоевского и Леонтьева.

6. Как показал, к примеру, А.В.Чаянов, подавляющее большинство крестьянских хозяйств в России до XX века не были рыночными.

7. Этот факт стал очевидным после многолетних исследований одной из самых стабильных европейских демократий – норвежской. Особенно сильные разочарования у людей вызывает неэффективность деятельности национальных органов власти на фоне нарастающего всевластия транснациональных корпораций и наднациональных органов типа МГАТЭ, МВФ и т.д.

8. Включая использование запрещенных видов оружия против мирного населения в Ираке, издевательств над военнопленными и создание тайных концлагерей по всей Европе.

9. Более подробно см.: Иванов А.В. Глобализация и стратегия хозяйственной деятельности в уникальных биосферных регионах Евразии // Философия хозяйства. 2004. № 3.

10. Недаром наш выдающийся литературовед и историк В.В.Кожинов когда-то остроумно заметил, что если Россия – «тюрьма народов», то Европу справедливо было бы назвать «кладбищем народов».

11. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.

12. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

13. См.: Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.

14. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992.

15. Рерих Н.К. Пути благословения. Рига, 1992.

16. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

17. См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

18. Чудовищный разрыв в доходах между богатыми и бедными странами – прямое следствие философии стяжательства.

19. Более подробное развитие этой темы см.: Иванов А.В. Экономические взгляды евразийцев и их возможные региональные приложения // Евразийские тетради. Научно-публицистический журнал. № 2 (8). М., 2005.

20. Рерих Н.К. О Вечном… М., 1994.

21. Попытка проследить эту непрерывную духовную историю человечества, как эстафета передающуюся от гения к гению, предпринята в монографии: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006.

 


 

А.А.Лебеденко,

кандидат педагогических наук,

заместитель руководителя научно-просветительского отдела МЦР,

ответственный секретарь
Севастопольского городского фонда Рерихов,

заместитель руководителя
Севастопольской Творческой лаборатории

гуманной педагогики Шалвы Амонашвили

 

Педагогические основы Школы Будущего

В последние десятилетия в мир приходят дети высокого уровня сознания. Приход новых детей есть очевидный факт и свидетельство сознательного творчества космической эволюции, одухотворенного Космоса. Дети нового сознания несут синтетическое мироощущение, демонстрируют обществу необычные способности, помогающие уяснить структуру Мироздания, место в нем человека, проявляют сознательное отношение и готовность к сотворчеству с космической эволюцией. Этот уникальный процесс описан в Живой Этике – философии космической реальности.

Феномен появления таких детей требует принципиальных изменений в педагогической системе, системе здравоохранения, государственных и общественных структурах общества. Необходимо организовать их защиту, имея в виду общее тяжелое положение большинства детей не только в России, но и во всем мире.

Систематизация и изучение многогранного наследия семьи Рерихов, дальнейшее развитие их педагогических идей позволит использовать заложенную в этом наследии мудрость на нынешнем этапе эволюции, когда каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны искать пути к воспитанию более совершенного человека.

Академик Николай Константинович Рерих, директор Школы общества поощрения художеств, самого крупного в свое время художественного среднего учебного заведения России, считал, что в педагогике Школы Будущего должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения, или три сферы единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Это:

– осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего;

– кооперативное мирное строение жизни;

– доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца.

Н.К.Рерих писал: «Без этих трех основ строение невозможно. <…> Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле» [11, с. 74].

«…Воспитание детей может быть поручаемо лишь человеку, действительно образованному, имеющему в своих предметах основательные познания и вполне обеспеченному, чтобы не рассеиваться в отыскании побочной работы. <…> Нужно воспитать народное сознание в истинном понимании, что такое труд во всеобщее благо» [11, с. 123].

«Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное» [11, с. 143].

«Основы Этики и Культуры всюду нужны. Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. <…> Все это не отвлеченность, но великая основная реальность. <…> Дума о Культуре есть Врата в Будущее» [11, с. 225].

На этих основах, без которых «строение невозможно», в образовательном пространстве созидается наилучшее будущее, и предпосылать их следует не отвлеченно, а в полном соответствии с жизненными реальностями.

Рассмотрим наиболее значительную из названных Н.К.Рерихом основ – осознание в бытии высочайшего.

Этнопедагогика народов мира, история отечественной педагогики говорят нам именно о приоритетном хранении, бережении и утверждении этой основы в сознании всех участников образовательного пространства. Каждый народ оберегает свои святыни. В основе любой национальной культуры всегда лежат эти нравственные, жизнеутверждающие Идеалы, являющиеся цементирующими скрепами духовной общности и единства народа. Такие святыни сподвигают живущее и последующие поколения на свободное творческое устремление к духовным вершинам. Поэтому можно утверждать, что Идеалы являются основой в царстве ценностей, нравственными маяками в океане культуры и фундаментом Школы Будущего. Наличие в обществе Идеалов и их почитание дает возможность проявлению высочайшей формы одухотворения – высшим и будущим, без чего не может состояться не только прогрессивное общество в целом, но и просто культурный человек. Идеалы привлекают носителей духовных ценностей, в сознании потомков сохраняющихся в духовных и материальных свидетельствах своего творчества – учениях, сказаниях, литературных трудах, картинах, архитектурных памятниках и технических творениях и т.д. Живы они в памяти народа и по воспоминаниям и отзывам современников, творчеству ближайших учеников, педагогическому воздействию на национальную и мировую культуру созданными ими искусствами, ремеслами и иными видами творчества.

Идеал – это символический луч Эволюции, пробуждающий в нас ту духовную силу, в которой мы можем усмотреть свет высших и вечных ценностей.

Философы А.В.Иванов и В.В.Миронов пишут: «Идеал есть воистину закваска мировой культуры; ее живая и содержательная ценностная матрица, стимулирующая индивидуальное аксиологическое творчество и выступающая средством конструктивной оркестровки других ценностных содержаний и их материальных носителей» [6, с. 639]. В народной педагогике подражание Идеалу практикуется интуитивно и является одним из самых главных и эффективных способов воспитания и самовоспитания. В этих случаях Идеалы реализуются в соответствии с характером, особенностями и устремлениями нации. В сфере народных ценностей Идеалы Учителей, Героев, Подвижников никоим образом не уменьшаются ни из-за отсутствия исторических данных о них, ни из-за несовершенства доказательств подлинности манускриптов. Многие из рассказываемых историй могут не иметь подтверждений в истории, однако они правдивы этически и нравственно.

Поклонение и подражание духовным святыням философ И.А.Ильин называл «созерцающим вчувствованием» и писал, что идеальное содержание «мыслится, или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте, или же рисуется, лепится, поется, строится, выговаривается в слове, или совершается в виде поступка. Созерцающее вчувствование может предаться любому жизненному содержанию или любому предмету, – воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви» [7, с. 474]. Таким образом, «силою духовной любви» к Идеалу люди нацеливаются на внутреннее культивирование и аккумуляцию в себе особой психической энергии, которая проявляется в социуме в форме нравственных качеств человека: преданности Родине, трудолюбии, человечности, доброжелательности, дружелюбии, искренности, подвижничестве и др. В повседневной жизни эта сила любви ободряет, дает духовную опору и наращивает иммунитет добра через деятельное утверждение этических норм заповеданной народной мудрости: «Достойное поведение выше всякого богатства» (балкар.); «Прощающий – благороден», «Прощение от могущества» (осет.); «Снисходительность дополняет щедрость», «Будь милостив к тем, кто ниже, слабей тебя» (кабард.). Народной традицией особенно рекомендуется подготовка человека к высшему предназначению через овладение духовной силой Идеала. Народные воспитательные традиции проповедуют идею долготерпения как достойную черту характера каждого человека. Особенно она рекомендуется младшим в общении со старшими. У всех народов обычай уважать старших – один из древнейших. Генетически он связан с культом предков и проявляется в искреннем и глубоком почитании Учителя, Героя, Подвижника, Наставника или просто старших по возрасту или опыту людей, родителей. В народном афористическом творчестве Идеал иерархии мудрости предстает как источник Справедливости, Знания, Добродетели, как Светоч Истины. Народы заповедуют: «В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности», «В доме, где нет старших, много плача», «Молодого наставляют, а старого разве поучают?», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», «Молодые дерутся, старшие советуются», «Старшего не окликают, его догоняют» (адыг.); «Где нет старшего, нет и младшего» (абазин.); «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика», «Много живший – много знает», «Не станет сам старшим не слушающий старшего», «Очаг не светит в той семье, где нет старшего» (балкар.); «Кто старшего не послушается, в большую яму упадет (чечен.); «У старика вытри нос и спроси у него совета» (осет.); «Старый человек стоит четверых» (чуваш.); «Хочешь в чем-нибудь добиться успеха – посоветуйся с тремя стариками» (кит.); «Не поступающий по словам стариков – до старости не будет удачливым» (крым. татар.). Как видим, у всех народов в преемственности поколений был заложен глубокий смысл, именно таким путем герои приобщались к духовным святыням, и можно только сожалеть, что нравственные Идеалы в отечественном образовательном пространстве сегодня востребованы лишь педагогами-интуитивистами.

Достоин внимания опыт народов Юго-Восточной Азии, отличающихся альтруизмом и стремлением действовать во благо человека, страны, мира, будущего. Культивируемые ими тысячелетние традиции и нравственные ценности одухотворяют современную цивилизацию Востока, где в школах наряду со специальными детям дают знания о традиционных нравственных ценностях. К примеру, в Южной Корее изучают «26 добродетелей» – квинтэссенцию этнопедагогических основ культуры корейского народа, а в старших классах ученики осваивают курс «Национальной этики». Аналогичные ориентации, культивируемые и в Индии, Китае, Японии, Сингапуре, на Тайване, корнями связаны с народной системой этических норм, воспитывающих верность долгу, честность, почитание старших, бережность, смирение, человечность. Общеизвестно, что в течение многих веков Восток привык оценивать значение и реальность того или иного мировоззрения по степени претворения в жизнь его Идеалов последователями.

Выдающийся художник, философ, ученый-естествоиспытатель, исследователь культуры Индии, всемирно известный педагог и общественный деятель С.Н.Рерих, принимавший самое активное участие в становлении одной из ведущих школ Индии (создана в 1967 г. на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша и расположена в Бангалоре), говорил о ней так: «На опыте нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда. <…> Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения» [14, с. 87]. Святослав Николаевич считал, что «жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству» [14, с. 92].

В бангалорской школе важнейшая роль отводится эстетическому развитию учащихся, пониманию красоты во всех ее аспектах, внесению Прекрасного во все проявления жизни. Преподаватели максимально ориентируют учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения Идеалов красоты. Эта школа – настоящий храм красоты, утопающий в зелени, наполненный благоуханием цветочных ароматов. На первом этаже, во внутреннем дворике, – настоящий сад, в котором много роз. В саду стоят две древние каменные скульптуры из индийского храма. По всем этажам на стенах репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников. Там есть изображения красивых видов природы, звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд, на котором вывешивают вырезки из журналов и газет со статьями о последних научных открытиях и достижениях. На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Тут же стоит небольшой столик, на нем ваза с цветами, книга, бумага и карандаши. Здесь в свободное время можно позаниматься. Такая естественная, свободная и полная доверия атмосфера сближает людей.

Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания, например: «Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек», «Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего», «Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир», «Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо», «Побеждай любя – и ты победишь все», «Ищи радостно – и все ответит тебе», «Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца», «Молчание – это великое искусство вести беседу», «Мы всегда окружены тем, о чем помышляем», «Истина – единственный источник мужества», «Будем всегда стремиться к Прекрасному» [15, с. 22–32]. Читая эти высказывания великих людей, дети имеют возможность самостоятельно или вместе с учителем подумать и обогатить сознание мудрыми мыслями. Кроме того дети ведут дневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений. С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии… Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.

Дети обучаются в школе с трех лет. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим и записывает свои наблюдения, которые ведет до окончания ребенком школы. В настоящее время в школе учится около 3000 человек. Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и «Гармония». Классы по 30–35 человек. День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке для пятиминутной молитвы. В Индии все дети приучены к молитвам.

Малыши много занимаются рукоделием, рисованием для развития моторики кистей рук. Рисуют не только кисточкой или карандашом, но и просто пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. С малышами проводят специальные занятия, на которых они учатся говорить, пересказывая истории и сказки. Раз в неделю каждый ребенок должен провести определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует, занимается самообразованием.

Особое внимание в бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети с раннего возраста работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и очень много трудятся в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке, декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают журнал, радиогазету; устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники. В школе действует система патронажа старших над младшими. Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникновении затруднений. По субботам директор и учителя проводят встречи с родителями и дают им рекомендации по воспитанию. Преподавателей в школу подбирают по двум критериям: они должны любить детей и иметь широкое мировоззрение, т.к. с начала обучения в школе в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста в очень простой и доступной форме воспитывают безбоязненное отношение к смерти. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику: «Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть».

Учитывая высокий уровень подготовки выпускников бангалорской школы и осуществляя принцип преемственности начальной, средней и высшей школ, в Бангалорском университете открыт колледж для учеников, окончивших школу имени Ауробиндо Гхоша. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? – пишет С.Н.Рерих. – Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. Подобный лаборатории духа, великий поиск более совершенной жизни, высокого идеала, которому можно следовать и к которому можно стремиться.

Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота – это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем свое восхождение» [13, с. 106–107]. По воспоминаниям директора Школы имени Ауробиндо Гхоша, госпожи Адити Васиштха, доктор Святослав Рерих любил приходить к ним и всегда подчеркивал значимость именно внутреннего качества жизни. Он говорил о важности образования, особенно – образования детей. Его присутствие вносило благодать в атмосферу учебного процесса.

В 1972 г. С.Н.Рерих основал в Бангалоре Культурно-просветительский центр искусств «Читракала Паришад», ставший отделением местного университета. Школа имени Ауробиндо Гхоша также была включена в состав университета. С.Н.Рерих был президентом этого центра до последних лет жизни, оказывал постоянную финансовую поддержку школе. К 1989 г. завершилось строительство основных зданий Центра. В него вошли выставочные залы, художественная галерея Н.К.Рериха и пр. Святослав Николаевич финансировал это строительство и передал Центру картины отца и свои. Центр стал его детищем, и он внимательно следил за методикой и содержанием преподавания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.