Противопоставив евразийское «государство правды» демократическому, Н.Н.Алексеев показывает их кардинальное отличие: демократическое государство ограждает свободу личности от внешних посягательств и создает приемлемые условия для ее внешней (преимущественно экономической и политической) самореализации. Но при этом западным демократиям дела нет до внутреннего мира человека, оно, государство, даже в подавляющем большинстве случаев враждебно его духовной жизни. «Праведное государство, – по мысли выдающегося евразийца, – не может ограничить своих задач ролью простого полицейского, который заступается, когда происходит нападение и кричат “караул”. Праведное государство должно решительно бороться с теми социальными условиями, в силу которых человек стихийно попадает в обстановку, лишающую его всякой возможности духовного развития и духовной жизни. И эти задачи особенно важны в укладе жизни современных человеческих обществ» [16, с. 318–319].
К другим атрибутам евразийского «государства правды» и, соответственно, евразийского политического сознания можно отнести:
– Ставку не на прямые парламентские выборы, когда голосуют за отдельных кандидатов или за отдельные партии, а на делегирование в государственные органы от земель и корпораций уже проверенных в реальном деле лучших людей при сохранении за ними постоянного народного контроля. Это так называемое территориально-корпоративная, опосредствованная демократия, когда власть последовательно выстраивается снизу вверх и от периферии к центру. Власть Советов, преступно и бездарно разрушенная в начале 90-х годов прошлого века, была построена именно так, как, впрочем, и Земские соборы XVII века, вытянувшие Россию из хаоса Смутного времени.
– Наличие в государстве праведной «идеи-правительницы» и общенациональных святынь, которые цементируют общество, невзирая на его этническое, религиозное и социальное разнообразие. Об агиократии – власти святынь – говорил учитель евразийцев, выдающийся отечественный правовед П.И.Новгородцев [17, с. 580].
– Кристаллизацию правящего слоя, духовной аристократии страны, которая была бы творческим носителем высших евразийских ценностей и хранителем святынь евразийских народов.
– Широкую опору всех звеньев государства на науку и ученых.
Важно и то, что «государство правды» – не миф и не утопия. Оно уже реально сбывалось в истории человечества: в золотой век Перикла, во времена правления индийского царя Ашоки и у нас в России в первые семь лет правления Ивана Грозного (период Избранной рады).
4) Отсюда вытекает еще одна абсолютная ценность личного и социального бытия, блестяще схваченная евразийцами и неосознанно исповедуемая всеми этносами многонациональной Евразии. Это хозяйственная ценность нестяжательства. Его суть состоит в отрицании самоценности частной собственности, богатства, денег, роста количества товаров и услуг. «Царство всеобщего достатка, даже богатства, – справедливо писал тот же Н.Н.Алексеев, – может быть по существу своему просто большой свинарней, в которой люди жрут и валяются в грязи» [16, с. 320]. Но если общественная жизнь отдельного государства, а тем более мировая интеграция не могут эффективно строиться на голой экономической выгоде [18], то какие же конструктивные нестяжательские ценности, претендующие на абсолютный характер, предлагают евразийцы? В самом общем виде к ним можно отнести:
– Взгляд на экономику как на средство воспроизводства гармоничной общественной и индивидуальной жизни, а также сохранения естественной природной среды обитания (принцип «бережения людей, вещей и природы») [11, с. 220–221]. С этих позиций евразийцы (прежде всего тот же П.Н.Савицкий) последовательно разделяют экономику и хозяйство [19].
– Обеспечение среднего достатка всего населения.
– Ставку на сочетание государственной и частной собственности, но поощрение в первую очередь собственности кооперативной как наиболее прогрессивной и соответствующей задаче духовного развития человека [16, с. 321]. Конкуренция же у нас затруднена в силу суровых климатических и ландшафтных условий, особенно в Сибири.
– Экономгеографическую взаимодополняемость регионов Евразии.
– Особую ценность земли и необходимость жесткого государственного контроля за ее выделением и целевым использованием.
– Высокую оценку трудовых затрат работника, дающую ему право не только на зарплату от капиталиста, но и на собственность в отношении продукта. «Правосознание русского народа, – верно замечает Н.Н.Алексеев, – так высоко ценит труд, что склонно считать рабочего как бы собственником в известной доле обработанного им чужого материала» [16, с. 272].
Евразийская ценность нестяжательского отношения к жизни призвана стать универсально значимым императивом деятельности и важнейшим элементом нового сознания в свете нарастающего глобального экологического кризиса, главной причиной которого является культ безудержного материального потребительства и комфорта.
5) В традициях евразийских народов с древних времен существовало (древние скифы, славяне, тюрки) особое почитание женского начала и роли женщины в жизни семьи и общества. Не патриархально униженная восточная женщина-домохозяйка и не «свободная» западная феминистка, во всем желающая подражать мужчине, а женщина – носительница высших ценностей миролюбия, сострадания, верности долгу и жертвенности – идеал евразийства, запечатленный и в языческих образах Матери Мира, и в буддийском почитании богини Тары, и в христианском почитании Богородицы. Особенно значимой становится роль женщины в нынешнюю эпоху. Очень точно и проникновенно о ценности женского начала еще в середине прошлого века писал Н.К.Рерих, и его слова звучат сегодня как нельзя более актуально: «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце <…> А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? <…> И какой же глаз, впитав всю боль сострадания, ответит и самоотверженно, и во Благо?» [20, с. 129].
В самом деле, разве будет подавляющее большинство матерей поощрять войну и религиозное насилие? Разве согласится любящая мать с разрушением систем медицинского обслуживания населения, школьного и высшего образования? Разве найдет сочувствие с ее стороны воинствующий проповедник разврата и однополой любви, кощунник и злопыхатель? Именно женщина всегда твердо стоит на страже нравственности и культурных традиций общества, сопротивляясь жажде сомнительных политических и экономических инноваций. Среди революционеров обнаруживаются в основном мужчины и маргинально-феминистские женские типажи, неспособные к созданию крепкой семьи и нравственному труду. Но там, где у власти женщина-мать – там целомудрие и созидание, просвещение и почитание традиций.
Словом, в нынешней «мировой нужде» абсолютна ценна щедрость и чуткость женского сердца, причем во всех его проявлениях. Чем больше в парламенте и правительстве женщин – тем лучше, ибо они всегда совершенно резонно предпочтут старую истину новой мужской глупости.
6) Евразийские этносы чтут своих героев и духовных подвижников, лично воплощающих высшие ценности человеческого бытия: миролюбия и страннолюбия, открытости другим культурам и воли к личному нравственному совершенствованию, высокой образованности и сострадания к ближнему. У русских – это преподобный Сергий Радонежский и Александр Невский, Пушкин и Достоевский; у монголов – просветитель Зая-Пандита и скульптор Дзанабадзар; у казахов – Чокан Валиханов и Абай Кунанбаев… У каждого народа всегда есть те высшие человеческие образцы, на которые этот народ равняется.
Если хотите обеспечить глубинный диалог и взаимное мудрое ученичество культур (и евразийских, и мировых) – обратитесь к изучению жизни и творческого наследия гениев народов, выражавших самые сокровенные чаяния национальной души. И здесь вам откроется, что они на разных языках и с разными вариациями говорят, в сущности, об одном и том же, но при этом не только говорят, но еще и живут в соответствии с вечными ценностями, чем, собственно, и отличаются от обыкновенных людей [21].
Именно с возвращением к высоким жизненным образцам гениев и подвижников человечества, зримо противостоящих всему, к чему призывает современная реклама, можно связывать надежды на справедливую и конструктивную интеграцию мирового сообщества. «Всеобъемлемостью своею, – писал Н.К.Рерих, – широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские, в лучах света посылают друг другу привет ничем не заслоненный <…> Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?» [20, с. 224].
Возникает вопрос: а можно ли привести все выделенные евразийские ценности, имеющие, естественно, и общечеловеческое значение, к какой-то единой синтетической формуле, могущей лечь в основание рациональной и долговременной региональной и глобальной интеграции мирового сообщества? На мой взгляд, эта формула будет звучать следующим образом: безусловно и абсолютно ценным является свободное и сознательное единение народов и людей, создающее оптимальные условия для их всестороннего личного совершенствования и индивидуализации.
Литература и примечания
1. Вопросы о природе, функциях и свойствах ценностей, в том числе и в социальном контексте их функционирования, подробно рассматриваются автором в его совместной монографии с В.В.Мироновым: Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. Раздел III. М., 2004.
2. Типа войны Запада с исламским миром.
3.Типа классовых антагонизмов между держателями крупного капитала и массой неуклонно нищающего населения, особенно в бедных странах Востока и Латинской Америки.
4. Типа застарелой вражды суннитов и шиитов в исламском мире, православных и католиков в мире христианском.
5. Пионерами критики интеграции мирового сообщества по западным образцам следует признать отечественных мыслителей – Киреевского, Данилевского, Достоевского и Леонтьева.
6. Как показал, к примеру, А.В.Чаянов, подавляющее большинство крестьянских хозяйств в России до XX века не были рыночными.
7. Этот факт стал очевидным после многолетних исследований одной из самых стабильных европейских демократий – норвежской. Особенно сильные разочарования у людей вызывает неэффективность деятельности национальных органов власти на фоне нарастающего всевластия транснациональных корпораций и наднациональных органов типа МГАТЭ, МВФ и т.д.
8. Включая использование запрещенных видов оружия против мирного населения в Ираке, издевательств над военнопленными и создание тайных концлагерей по всей Европе.
9. Более подробно см.: Иванов А.В. Глобализация и стратегия хозяйственной деятельности в уникальных биосферных регионах Евразии // Философия хозяйства. 2004. № 3.
10. Недаром наш выдающийся литературовед и историк В.В.Кожинов когда-то остроумно заметил, что если Россия – «тюрьма народов», то Европу справедливо было бы назвать «кладбищем народов».
11. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
12. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
13. См.: Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.
14. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992.
15. Рерих Н.К. Пути благословения. Рига, 1992.
16. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.
17. См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
18. Чудовищный разрыв в доходах между богатыми и бедными странами – прямое следствие философии стяжательства.
19. Более подробное развитие этой темы см.: Иванов А.В. Экономические взгляды евразийцев и их возможные региональные приложения // Евразийские тетради. Научно-публицистический журнал. № 2 (8). М., 2005.
20. Рерих Н.К. О Вечном… М., 1994.
21. Попытка проследить эту непрерывную духовную историю человечества, как эстафета передающуюся от гения к гению, предпринята в монографии: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006.
А.А.Лебеденко,
кандидат педагогических наук,
заместитель руководителя научно-просветительского отдела МЦР,
ответственный секретарь Севастопольского городского фонда Рерихов,
заместитель руководителя Севастопольской Творческой лаборатории
гуманной педагогики Шалвы Амонашвили
Педагогические основы Школы Будущего
В последние десятилетия в мир приходят дети высокого уровня сознания. Приход новых детей есть очевидный факт и свидетельство сознательного творчества космической эволюции, одухотворенного Космоса. Дети нового сознания несут синтетическое мироощущение, демонстрируют обществу необычные способности, помогающие уяснить структуру Мироздания, место в нем человека, проявляют сознательное отношение и готовность к сотворчеству с космической эволюцией. Этот уникальный процесс описан в Живой Этике – философии космической реальности.
Феномен появления таких детей требует принципиальных изменений в педагогической системе, системе здравоохранения, государственных и общественных структурах общества. Необходимо организовать их защиту, имея в виду общее тяжелое положение большинства детей не только в России, но и во всем мире.
Систематизация и изучение многогранного наследия семьи Рерихов, дальнейшее развитие их педагогических идей позволит использовать заложенную в этом наследии мудрость на нынешнем этапе эволюции, когда каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны искать пути к воспитанию более совершенного человека.
Академик Николай Константинович Рерих, директор Школы общества поощрения художеств, самого крупного в свое время художественного среднего учебного заведения России, считал, что в педагогике Школы Будущего должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения, или три сферы единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Это:
– осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего;
– кооперативное мирное строение жизни;
– доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца.
Н.К.Рерих писал: «Без этих трех основ строение невозможно. <…> Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле» [11, с. 74].
«…Воспитание детей может быть поручаемо лишь человеку, действительно образованному, имеющему в своих предметах основательные познания и вполне обеспеченному, чтобы не рассеиваться в отыскании побочной работы. <…> Нужно воспитать народное сознание в истинном понимании, что такое труд во всеобщее благо» [11, с. 123].
«Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное» [11, с. 143].
«Основы Этики и Культуры всюду нужны. Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. <…> Все это не отвлеченность, но великая основная реальность. <…> Дума о Культуре есть Врата в Будущее» [11, с. 225].
На этих основах, без которых «строение невозможно», в образовательном пространстве созидается наилучшее будущее, и предпосылать их следует не отвлеченно, а в полном соответствии с жизненными реальностями.
Рассмотрим наиболее значительную из названных Н.К.Рерихом основ – осознание в бытии высочайшего.
Этнопедагогика народов мира, история отечественной педагогики говорят нам именно о приоритетном хранении, бережении и утверждении этой основы в сознании всех участников образовательного пространства. Каждый народ оберегает свои святыни. В основе любой национальной культуры всегда лежат эти нравственные, жизнеутверждающие Идеалы, являющиеся цементирующими скрепами духовной общности и единства народа. Такие святыни сподвигают живущее и последующие поколения на свободное творческое устремление к духовным вершинам. Поэтому можно утверждать, что Идеалы являются основой в царстве ценностей, нравственными маяками в океане культуры и фундаментом Школы Будущего. Наличие в обществе Идеалов и их почитание дает возможность проявлению высочайшей формы одухотворения – высшим и будущим, без чего не может состояться не только прогрессивное общество в целом, но и просто культурный человек. Идеалы привлекают носителей духовных ценностей, в сознании потомков сохраняющихся в духовных и материальных свидетельствах своего творчества – учениях, сказаниях, литературных трудах, картинах, архитектурных памятниках и технических творениях и т.д. Живы они в памяти народа и по воспоминаниям и отзывам современников, творчеству ближайших учеников, педагогическому воздействию на национальную и мировую культуру созданными ими искусствами, ремеслами и иными видами творчества.
Идеал – это символический луч Эволюции, пробуждающий в нас ту духовную силу, в которой мы можем усмотреть свет высших и вечных ценностей.
Философы А.В.Иванов и В.В.Миронов пишут: «Идеал есть воистину закваска мировой культуры; ее живая и содержательная ценностная матрица, стимулирующая индивидуальное аксиологическое творчество и выступающая средством конструктивной оркестровки других ценностных содержаний и их материальных носителей» [6, с. 639]. В народной педагогике подражание Идеалу практикуется интуитивно и является одним из самых главных и эффективных способов воспитания и самовоспитания. В этих случаях Идеалы реализуются в соответствии с характером, особенностями и устремлениями нации. В сфере народных ценностей Идеалы Учителей, Героев, Подвижников никоим образом не уменьшаются ни из-за отсутствия исторических данных о них, ни из-за несовершенства доказательств подлинности манускриптов. Многие из рассказываемых историй могут не иметь подтверждений в истории, однако они правдивы этически и нравственно.
Поклонение и подражание духовным святыням философ И.А.Ильин называл «созерцающим вчувствованием» и писал, что идеальное содержание «мыслится, или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте, или же рисуется, лепится, поется, строится, выговаривается в слове, или совершается в виде поступка. Созерцающее вчувствование может предаться любому жизненному содержанию или любому предмету, – воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви» [7, с. 474]. Таким образом, «силою духовной любви» к Идеалу люди нацеливаются на внутреннее культивирование и аккумуляцию в себе особой психической энергии, которая проявляется в социуме в форме нравственных качеств человека: преданности Родине, трудолюбии, человечности, доброжелательности, дружелюбии, искренности, подвижничестве и др. В повседневной жизни эта сила любви ободряет, дает духовную опору и наращивает иммунитет добра через деятельное утверждение этических норм заповеданной народной мудрости: «Достойное поведение выше всякого богатства» (балкар.); «Прощающий – благороден», «Прощение от могущества» (осет.); «Снисходительность дополняет щедрость», «Будь милостив к тем, кто ниже, слабей тебя» (кабард.). Народной традицией особенно рекомендуется подготовка человека к высшему предназначению через овладение духовной силой Идеала. Народные воспитательные традиции проповедуют идею долготерпения как достойную черту характера каждого человека. Особенно она рекомендуется младшим в общении со старшими. У всех народов обычай уважать старших – один из древнейших. Генетически он связан с культом предков и проявляется в искреннем и глубоком почитании Учителя, Героя, Подвижника, Наставника или просто старших по возрасту или опыту людей, родителей. В народном афористическом творчестве Идеал иерархии мудрости предстает как источник Справедливости, Знания, Добродетели, как Светоч Истины. Народы заповедуют: «В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности», «В доме, где нет старших, много плача», «Молодого наставляют, а старого разве поучают?», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», «Молодые дерутся, старшие советуются», «Старшего не окликают, его догоняют» (адыг.); «Где нет старшего, нет и младшего» (абазин.); «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика», «Много живший – много знает», «Не станет сам старшим не слушающий старшего», «Очаг не светит в той семье, где нет старшего» (балкар.); «Кто старшего не послушается, в большую яму упадет (чечен.); «У старика вытри нос и спроси у него совета» (осет.); «Старый человек стоит четверых» (чуваш.); «Хочешь в чем-нибудь добиться успеха – посоветуйся с тремя стариками» (кит.); «Не поступающий по словам стариков – до старости не будет удачливым» (крым. татар.). Как видим, у всех народов в преемственности поколений был заложен глубокий смысл, именно таким путем герои приобщались к духовным святыням, и можно только сожалеть, что нравственные Идеалы в отечественном образовательном пространстве сегодня востребованы лишь педагогами-интуитивистами.
Достоин внимания опыт народов Юго-Восточной Азии, отличающихся альтруизмом и стремлением действовать во благо человека, страны, мира, будущего. Культивируемые ими тысячелетние традиции и нравственные ценности одухотворяют современную цивилизацию Востока, где в школах наряду со специальными детям дают знания о традиционных нравственных ценностях. К примеру, в Южной Корее изучают «26 добродетелей» – квинтэссенцию этнопедагогических основ культуры корейского народа, а в старших классах ученики осваивают курс «Национальной этики». Аналогичные ориентации, культивируемые и в Индии, Китае, Японии, Сингапуре, на Тайване, корнями связаны с народной системой этических норм, воспитывающих верность долгу, честность, почитание старших, бережность, смирение, человечность. Общеизвестно, что в течение многих веков Восток привык оценивать значение и реальность того или иного мировоззрения по степени претворения в жизнь его Идеалов последователями.
Выдающийся художник, философ, ученый-естествоиспытатель, исследователь культуры Индии, всемирно известный педагог и общественный деятель С.Н.Рерих, принимавший самое активное участие в становлении одной из ведущих школ Индии (создана в 1967 г. на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша и расположена в Бангалоре), говорил о ней так: «На опыте нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда. <…> Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения» [14, с. 87]. Святослав Николаевич считал, что «жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству» [14, с. 92].
В бангалорской школе важнейшая роль отводится эстетическому развитию учащихся, пониманию красоты во всех ее аспектах, внесению Прекрасного во все проявления жизни. Преподаватели максимально ориентируют учащихся на самовоспитание и самообразование, чтобы дети могли открыть и реализовать свой путь достижения Идеалов красоты. Эта школа – настоящий храм красоты, утопающий в зелени, наполненный благоуханием цветочных ароматов. На первом этаже, во внутреннем дворике, – настоящий сад, в котором много роз. В саду стоят две древние каменные скульптуры из индийского храма. По всем этажам на стенах репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов и других художников. Там есть изображения красивых видов природы, звездного неба, цветов, детей и животных. Есть специальный стенд, на котором вывешивают вырезки из журналов и газет со статьями о последних научных открытиях и достижениях. На первом этаже около приемной хранятся подарки со всего мира. Тут же стоит небольшой столик, на нем ваза с цветами, книга, бумага и карандаши. Здесь в свободное время можно позаниматься. Такая естественная, свободная и полная доверия атмосфера сближает людей.
Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания, например: «Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек», «Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего», «Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир», «Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо», «Побеждай любя – и ты победишь все», «Ищи радостно – и все ответит тебе», «Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца», «Молчание – это великое искусство вести беседу», «Мы всегда окружены тем, о чем помышляем», «Истина – единственный источник мужества», «Будем всегда стремиться к Прекрасному» [15, с. 22–32]. Читая эти высказывания великих людей, дети имеют возможность самостоятельно или вместе с учителем подумать и обогатить сознание мудрыми мыслями. Кроме того дети ведут дневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений. С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии… Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.
Дети обучаются в школе с трех лет. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим и записывает свои наблюдения, которые ведет до окончания ребенком школы. В настоящее время в школе учится около 3000 человек. Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и «Гармония». Классы по 30–35 человек. День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке для пятиминутной молитвы. В Индии все дети приучены к молитвам.
Малыши много занимаются рукоделием, рисованием для развития моторики кистей рук. Рисуют не только кисточкой или карандашом, но и просто пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. С малышами проводят специальные занятия, на которых они учатся говорить, пересказывая истории и сказки. Раз в неделю каждый ребенок должен провести определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует, занимается самообразованием.
Особое внимание в бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети с раннего возраста работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и очень много трудятся в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке, декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают журнал, радиогазету; устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники. В школе действует система патронажа старших над младшими. Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникновении затруднений. По субботам директор и учителя проводят встречи с родителями и дают им рекомендации по воспитанию. Преподавателей в школу подбирают по двум критериям: они должны любить детей и иметь широкое мировоззрение, т.к. с начала обучения в школе в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста в очень простой и доступной форме воспитывают безбоязненное отношение к смерти. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику: «Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть».
Учитывая высокий уровень подготовки выпускников бангалорской школы и осуществляя принцип преемственности начальной, средней и высшей школ, в Бангалорском университете открыт колледж для учеников, окончивших школу имени Ауробиндо Гхоша. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? – пишет С.Н.Рерих. – Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. Подобный лаборатории духа, великий поиск более совершенной жизни, высокого идеала, которому можно следовать и к которому можно стремиться.
Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота – это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем свое восхождение» [13, с. 106–107]. По воспоминаниям директора Школы имени Ауробиндо Гхоша, госпожи Адити Васиштха, доктор Святослав Рерих любил приходить к ним и всегда подчеркивал значимость именно внутреннего качества жизни. Он говорил о важности образования, особенно – образования детей. Его присутствие вносило благодать в атмосферу учебного процесса.
В 1972 г. С.Н.Рерих основал в Бангалоре Культурно-просветительский центр искусств «Читракала Паришад», ставший отделением местного университета. Школа имени Ауробиндо Гхоша также была включена в состав университета. С.Н.Рерих был президентом этого центра до последних лет жизни, оказывал постоянную финансовую поддержку школе. К 1989 г. завершилось строительство основных зданий Центра. В него вошли выставочные залы, художественная галерея Н.К.Рериха и пр. Святослав Николаевич финансировал это строительство и передал Центру картины отца и свои. Центр стал его детищем, и он внимательно следил за методикой и содержанием преподавания.