Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хабаровский край, пос. Ванино 20 страница



 

Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют иного подхода в воспитании и обучении. Организуя образовательный процесс, необходимо помнить, что есть особенности, которые проявляются только в раннем возрасте, и если не обеспечить условия для гармоничного развития каждой сферы личности, то после трех лет может произойти их «блокировка» и компенсировать недостатки развития будет невозможно. Так, если в раннем возрасте не будет сформировано смысловое восприятие, то в дошкольный период у ребенка исчезнет предрасположенность к нему, что может привести к задержке в развитии других познавательных процессов и сфер личности.

 

Вывод: современное образование станет продуктивным, если процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития современных детей, их потенциала и возможностей.

Литература и примечания

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.

Это издание (пятое) главной книги Л.С.Выготского (1896–1934), принесшей ему посмертную мировую славу, воспроизводит первое (1934) издание. Книга издавалась также в 1956, 1982 и 1996 гг.

 

 

И.С.Култашева,

педагог-психолог Института экологии человека,

руководитель проекта «Сад Индиго»,

Москва

 

О подготовке открытия детских садов
для детей с новыми качествами.
Принципы организации

Интерес к феномену детей индиго, детей нового сознания растет с каждым днем, однако на сегодня данные о психологии и физиологии таких детей очень разрознены, необходима их систематизация и детальное изучение. Мы должны обобщить имеющиеся у нас знания и совместными усилиями найти наиболее эффективные способы помощи им в сложившейся сегодня ситуации.

В силу возрастающей популярности этой темы возникает немало мифов и ничем не подкрепленных гипотез, которые благодаря стараниям СМИ оседают в умах большинства, тем самым причиняя много боли и неудобств самим детям и их родителям. Остановлюсь коротко на некоторых из мифов, с которыми мне довелось столкнуться.

Сейчас много спорят о том, когда же стали появляться новые дети. Называют разные годы XX века: одни указывают на конец 70-х, другие – на начало 80-х, третьи уверены, что ближе к середине 90-х. Сейчас, пожалуй, точное время не установить. В своей практике я встречалась с рожденными в указанные периоды детьми – носителями нового сознания. И первое, что хочу отметить, – между ними есть немало общего, как-то: наличие разной степени выраженности экстрасенсорных способностей, глубокое внутреннее стремление ко всему духовному, независимость мышления и полное отрицание стяжательства и блеска славы. Но есть и некоторые отличия, на которые я обратила внимание. Например, чем младше дети, тем сильнее в них выражена внутренняя цельность и самодостаточность, словно бы у них нет лишнего времени на движение по ложному Пути.

Второй момент, с которым также пришлось столкнуться, – это определение приблизительного количества детей нового сознания среди ныне живущих. Во многих источниках говорится, что сейчас практически все дети – это дети нового сознания, однако практика показывает, что это не совсем так. Если бы все дети обладали чертами нового поколения, то и проблем бы не было, а для того чтобы точно назвать число таких детей, нужно провести диагностическое исследование, для которого еще нет объективных критериев. Такие дети, безусловно, есть, но то ли в силу того, что семейное воспитание подавляет развитие их необычных дарований, то ли потому, что они сами не стремятся открыто демонстрировать качества, которыми обладают, пока таких детей выявлено не очень много.

Новые дети имеют необычные способности; например, нередко отмечалось, что многие из них помнят свои прошлые жизни. Кто-то вспоминает Древние Цивилизации, есть такие, кто рассказывает о своем предыдущем воплощении. А один ребенок в свои три с небольшим года может подробно рассказать о том, как устроен автомобиль и что надо сделать, чтобы его угнать… Но можно ли отнести такого ребенка к числу детей нового сознания?! Ведь важен не факт воспоминания ребенком своей прошлой жизни, этим сейчас мало кого удивишь. Имеет значение, что именно ребенок помнит о себе, какие Дары Духа он готов перенести из прошлой жизни в настоящую. Возвращаясь к юному угонщику, могу добавить, что не стоит относить таких детей к обладающим новым сознанием.

Есть также гипотеза, что дети индиго – это красивая обертка детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, который называют СДВГ. Эту гипотезу пришлось проверять долго и кропотливо и, разумеется, не по книгам, т.к. западные авторы дают весьма невразумительный ответ, постоянно подменяя одно понятие другим. Мои наблюдения показали: индиго и СДВГ – это разные дети. Дети СДВГ действительно неспособны долго концентрировать внимание, они раскоординированны, причем врачи называют эту особенность их визитной карточкой. Если ребенок сидит, но при этом его руки, ноги и тело совершают непрерывные движения, которые ребенок не не хочет, а не может контролировать, то будьте уверены, что перед вами СДВГ. Кроме того, эти дети обладают очень низкой чувствительностью, в то время как у детей индиго это качество экстремально сильно выражено.

Проблема и счастье детей индиго – в их чувствительности. Она дает основу многим их способностям и одновременно усложняет общение с внешним миром, который для них является слишком травмирующим фактором. Их реакция на сильный раздражитель может быть чем-то похожа на реакцию ребенка с аутизмом (именно этот диагноз, кстати, с большой вероятностью, врачи поставят задумчивому ребенку индиго). Также сопутствующими диагнозами могут быть алалия или мутизм, причем ребенок может совершенно нормально говорить дома, но в саду или в других присутственных местах на него нападает немота.

Так почему же таких детей путают?! Мои наблюдения показали, что новые дети часто ведут себя довольно-таки активно, но это происходит в силу того, что они не знают, как научиться управлять теми потоками энергии, которые в них бурлят. Им просто не хватает знания элементарных упражнений по саморегуляции, и как только такие упражнения становятся частью их повседневной жизни, симптомы повышенной двигательной активности моментально уходят.

Дети Индиго – это трудные дети

Сейчас найдется немало людей, кто понаслышке знает о новых детях, но не особенно вникал в суть вопроса, поэтому легко причисляет всех неудобных детей к индиго. Этот ярлык будет выдан и детям из неблагополучных семей, которые чаще являются просто педагогически запущенными, и детям с психическими отклонениями, и просто агрессивным детям. В результате у родителей складывается именно такой стереотип: индиго и трудный ребенок – это одно и то же. Мы не будем сейчас обсуждать, откуда берутся трудные дети, об этом написано немало книг, но я как психолог твердо знаю одно: если в семье трудные дети, значит, там серьезные проблемы, а ребенок – это только их отражение.

Очень много споров ведется о том, какое из полушарий мозга является ведущим у детей нового сознания. В некоторых источниках говорится, что большинство этих детей должно иметь доминанту правого полушария над левым. По другим исследованиям и из непосредственного общения с самими детьми можно сделать вывод, что у них в равной степени задействованы оба полушария, мозг работает как бы с удвоенной силой, но главная особенность в том, что у них ведущим каналом восприятия является зрительный. От многих детей, с кем мне довелось общаться, я слышала о том, что они воспринимают информацию образами, и если она не складывается в образ, то просто не запоминается.

В книгах, посвященных новым детям, часто фигурируют классификации детей по четырем подгруппам. Л.Кэрролл и Д.Тоубер новых детей разделяют на группы по внешним признакам и при этом делают предположения об их профессиональных склонностях; З.Войтинас дает классификацию иного рода, которая больше описывает внутренний мир ребенка, но не отвечает на вопрос, почему они именно такие. Я постаралась найти ответ на этот вопрос и построила свою классификацию, основанную на тех внутренних задачах, которые стремятся реализовать новые дети. Моя классификация состоит из трех групп.

1) Наблюдатели или Пророки. В эту группу входят дети, которые имеют видение будущего и прошлого и открыто делятся с нами информацией о том, как следует себя вести, чтобы прийти к миру и гармонии. Но при кажущейся активности эти дети сами не делают ничего, они своего рода маяки, которые лишь указывают Путь, пройти который мы должны сами.

2) Воины Духа. Эти дети не отличаются воинственностью, но внутреннее чувство справедливости не дает им смолчать, когда они видят и чувствуют проявление какой-либо несправедливости или агрессии. Они стоят на страже Нового мира, не позволяя в него проникнуть ничему дурному. Многие из них точно знают, что и когда они должны начать делать в будущем, но пока это время не наступило, они будут находиться в напряженном ожидании.

3) Целители. Эти дети с раннего возраста начинают на полевом уровне воздействовать на близких, помогая им стать более гармоничными и здоровыми. Они стремятся помогать и готовы бескорыстно отдать свою энергию нуждающимся. Они чрезвычайно сострадательны и скромны, тонко чувствуют природу, могут сами составлять травяные сборы, нигде не учась этому. Им подсказывает сама Земля, и они тонко чувствуют ее советы.

 

Внутренний мир детей Нового Сознания

Каждый ребенок нового сознания ощущает некоторую раздвоенность: с одной стороны, он страдает от того, что ему трудно найти человека, который понимал бы его переживания, разделял мысли и чаяния; но с другой стороны, он уверен, что такие люди, как он, непременно есть. Общение с этими детьми убеждает, что их сознание можно было бы назвать групповым, так как они хорошо ощущают себя не как индивидуумы, а как некую группу, объединенную общими задачами. Дети нового сознания тянутся друг к другу, и не правы те, кто считают, что таким детям трудно общаться между собой или просто находиться рядом. Их общение внешне может быть никак не выражено, но при этом между ними будет происходить напряженный внутренний диалог. По словам уже взрослых индиго, при встрече у них сразу возникает ощущение родства, некоей духовной близости. Каждый такой человек воспринимает другого как своего брата или сестру, а дальнейшие отношения напоминают общение по-настоящему близких людей. Жизненные истории людей индиго во многом необъяснимо похожи: та же тоска по своему настоящему дому и настоящим отношениям с людьми, то же отсутствие интереса к забавам сверстников и нежелание приспосабливаться, то же безукоризненное распознавание фальши в отношениях и частое непонимание внутри своей семьи. Практически каждый из взрослых людей нового сознания признается, что в детстве обладал и экстрасенсорными, и многими другими способностями, которые, не получив развития, уходили и только спустя годы стали возвращаться. Новые дети часто знают свое будущее и свою роль в этом вселенском процессе. Кто-то знает, как пройдет его жизнь, а кто-то – когда наступит смерть. У них нет нашей привязки к земной форме, поскольку они помнят о том, что тело – это не более чем оболочка, а тот, кто ее населяет, вечен. Новые дети знают и помнят Бога, для них он не Господь, а Отец, в этом основа их Духовности. Они равны Ему, они столь же всемогущи и едины, как Он, и они умеют читать знаки, которые поступают из Пространства. Новые дети настроены на прием информации. Иногда они готовы открыться и передать что-то миру, но сделают это только при получении согласия Сил Света. В целом эти дети свою внутреннюю жизнь выстраивают в соответствии со своей задачей на эту жизнь. Они очень цельные натуры, и как бы их ни уводили в сторону, все равно найдут свой Путь и уже не сойдут с него.

В моменты, когда уникальные качества новых детей проявляются очень ярко, дети могут быть наиболее уязвимы. К сожалению, нередко случается, что, увидев «странности» в поведении своего ребенка, родители немедленно тащат его к психиатру или впадают в другую крайность, стремясь из способностей своего чада извлечь выгоду для себя. К сожалению, никому из взрослых совершенно не ясно, что делать и как вести себя с детьми, которые могут дать ответ прежде сформулированного вопроса или выложить человеку всю его подноготную в самый неподходящий для этого момент.

По моим наблюдениям, у новых детей пики проявления способностей часто практически полностью совпадают с периодами наибольшей невротизации, следовательно, эти моменты для самих детей оказываются достаточно болезненными. И если к ребенку в это время отнестись грубо, неделикатно, то его способности могут снова погрузиться в глубины подсознания. Иногда в такие моменты ребята ощущают себя «неправильными» и, по рассказам некоторых из взрослых индиго, могут своими же способностями сознательно причинять себе вред.

 

Об образовании и детском саде

Дети, проявляющие необычные дарования с раннего возраста, стали встречаться все чаще и чаще, но в садах и школах они, по словам многих родителей, оказываются «неудобными». Родителей фактически вынуждают переводить ребенка на домашнее воспитание, не предоставляя никаких адекватных альтернатив. Следовательно, мы, педагоги и психологи, не можем не учитывать так называемых «неформатных» учеников, обладающих ярко выраженным творческим мышлением и часто – высоким показателем коэффициента IQ, но при этом по своим индивидуальным характеристикам способных к усвоению лишь части материала обучающей программы системы образования ввиду ограниченной эффективности многих распространенных педагогических методик. Таким ученикам (их в любом детском учреждении становится все больше), имеющим по закону не только право на образование, но и на индивидуальный подход к личностному развитию, реально можно помочь только создав соответствующие условия психофизического комфорта. В условиях же постоянного стресса, испытываемого в школе или саду детьми с высоким уровнем чувствительности, и, соответственно, неизбежно возникающих проблем пресловутой неуспеваемости учителя и воспитатели нередко забывают о важности обоюдной с родителями ответственности (!) перед ребенком за его будущее. В силу раннего личностного становления, но из-за недостатка опыта и из-за внутреннего конфликта между формирующимся чувством собственной идентичности и недопониманием со стороны взрослых и сверстников Новые дети сегодня чаще сталкиваются с проблемами, чем находят их решение. Чтобы изменить такое положение дел, необходимо выработать принципиально новый подход, основанный на богатом опыте отечественного образования и последних научных достижениях в области педагогики, психологии и психотерапии.

Существующая система образования ориентирована на старую парадигму: ребенок – чистый лист, что на нем запишешь, то и получишь. Обучение строилось на аксиоме: ребенок не может знать, что для него лучше; поэтому в каком направлении он будет обучаться, определял взрослый. Упор делался на развитие интеллектуальных способностей, т.е. логического мышления и памяти. Считали, что другие способности развивать не нужно. И первому поколению новых детей было очень тяжело жить и учиться при такой системе. Эти умные, смышленые дети не могли раскрыть свои способности даже наполовину – к таким выводам ученые пришли после проведенного в школах исследования детей на одаренность. Так как обучение не соответствовало природным способностям и склонностям детей, им было скучно учиться, поэтому их нередко считали умными, но ленивыми. Каждый такой ребенок считал, что образование должно быть иным. Но поскольку их было мало и они были разрознены, их мнение так и не было услышано. Однако время шло, изменился социальный строй, и пришли новые дети – дети с новой ментальностью, новым отношением к жизни.

В последние годы качество нашего образования сильно снизилось, а потребности в новых образовательных подходах возросли. Родители стремятся отдать своих детей в какие-либо детские клубы, центры, кружки, интуитивно чувствуя, что даваемого государственными образовательными учреждениями не достаточно.

Поскольку детей нового сознания становится все больше и проблема их обучения стоит достаточно остро, у ряда психологов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга возникла идея создания специализированных детских садов, клубов и школ для таких детей. Двигаясь интуитивно, шаг за шагом, собирая по крупицам данные исследований о проблемах новых детей, мы разработали программу для детского сада, ориентированную на психологические особенности этих детей.

 

Детский сад Индиго

Это принципиально новая образовательная среда, направленная на воспитание целостной гармоничной личности. Такой подход учитывает необходимость поддержки и развития всех сторон личности, не только интеллектуального уровня. Простое расширение программы путем включения в нее дополнительных занятий не решает данной задачи. Принципиально новый подход заключается в том, что мы не занимаемся развитием в ребенке отдельно интеллектуальных, эмоциональных, физических и даже духовных составляющих. Мы хотим организовать пространство, в котором дети учатся не запоминать информацию, а прежде всего познают разнообразные способы работы с нею. Обучение не разделяется на отдельные занятия. На определенное время задается тема, которая детьми совместно с педагогом обыгрывается и развивается с помощью разнообразных методов, затрагивающих развитие всех сторон личности. Учитывая все многообразие способностей ребенка, в воспитании нужно применять целостный подход, а также совершенствовать способы общения ребенка с окружающим миром.

Программа включает в себя многоступенчатую работу не только с детьми, но с родителями таких детей, чтобы создать в семье гармоничную обстановку, где ребенок смог бы чувствовать себя легко и свободно. Учебная программа сада строится на принципе: внутри каждого ребенка нового сознания заложен огромный духовный потенциал, и ребенку нужно лишь помочь активизировать его. Если ребенок пережил душевную травму, связанную с непризнанием его необычных качеств, то наша программа включает в себя мягкие терапевтические методы, помогающие детям восстановить душевное равновесие, обрести уверенность в том, что обладать теми качествами, которые у них развиты с рождения, – нормально. Поскольку новые дети обладают экстрасенсорными способностями, в нашей программе есть методы по развитию этих качеств. Мы собираемся обучить детей методам саморегуляции, что направлено на преодоление типичной для них гиперактивности.

Важным аспектом программы является целостный подход к обучению и развитию ребенка. Мы предлагаем детям возможность творить, не ограничивая себя рамками какой-то определенной сферы деятельности. Взрослый показывает, какое многообразие инструментов и методов существует для воплощения одной и той же идеи, после чего ребенок сам выбирает то, что ему больше всего нравится. В нашей системе занятия вплетаются в жизнь и игру ребенка. Мы постарались так составить программу, чтобы она отвечала сезонности и корректировала особенности поведения детей в разное время года. Очень важно, чтобы занятия доставляли радость, а это бывает, если они отвечают интересам ребенка, дают ему возможность самому найти решение вопроса, а не принять какой-то готовый образец. Дети нового сознания не приемлют жить по указке. Наша задача – показать детям способы самовыражения, а выбирать они будут сами.

Большой акцент делается на духовно-нравственном развитии детей, умении ладить с окружающими, помогать им. Новые дети – это духовно одаренные люди. При отсутствии в образовании духовно-нравственного фундамента оно становится для них лишенным смысла, и если они оказываются в среде стандартизованного образования, то ощущают себя словно рыбы, выброшенные на берег. Кстати, формируя детский коллектив, мы во время набора, проводя тестирование, уже можем понять, кто пришел в коллектив. Мы не предполагаем проводить отсев, так как не считаем возможным отказывать кому-либо в приеме (кроме детей с выраженным агрессивным поведением), поскольку одной из основных воспитательных задач является воспитание толерантности и уважения к окружающим. Кроме того, мы считаем, что новые дети не смогут реализовать свою жизненную программу, если будут находиться только среди себе подобных.

Мы также считаем очень важной организацию питания детей индиго. Многие специалисты отмечают значение правильно подобранного рациона питания для предотвращения возможности проявления симптомов гиперактивности у этих детей. Поскольку новые дети – крайне чувствительные натуры, мы пришли к выводу, что и атмосфера, в которой будут проходить занятия, должна быть энергетически очищенной.

В результате реализации нашей программы ребенок должен научиться:

– понимать себя, уметь называть свои чувства и управлять проявлением эмоций;

– разумно использовать внутренние ресурсы, соизмерять собственные силы и возможности;

– взаимодействовать с окружающими людьми на основе доверия и взаимного расположения;

– уметь ориентироваться в потоках информации, «отфильтровывать» стереотипы, навязываемые СМИ, избегать оценочного формального мышления и пр.;

– бережно относиться к природе, понимать важность заботы о среде обитания;

– достигать взаимопонимания с членами семьи;

– пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром, ощущать спокойствие и уверенность в своих действиях.

Кроме того, наша программа должна помочь родителям лучше понимать особенности своих детей – ведь процесс обучения двусторонен, не только мы на детей, но и они на нас оказывают влияние.

Прежде чем ответить на вопрос, как воспитывать нового человека, мы должны сказать себе, что сами стремимся стать такими, какими хотим видеть своих учеников. Во все времена это было самым эффективным способом. И еще. Конфуций говорил: «Покажи мне – и я вспомню». Поможем детям вспомнить самих себя. Наш главный постулат, с которым мы идем к ним, – вспомни, что все это ты уже знаешь, все в тебе уже есть. Ты – Вселенная.

 


 

И.А.Грызлова,

педагог Московского городского Дворца

детского (юношеского) творчества,

Москва

 

Современные дети, какие они?
Из опыта работы с детьми во Дворце Детского Творчества

Новые дети приходят в мир. Они отличаются от детей прошлых поколений. Особенно это замечают бабушки, одна из которых говорила мне про своего правнука: «Вырастила 5 детей, 9 внуков, а такого ребенка встречаю впервые». Действительно, приходят новые дети. И поэтому сейчас очень важно обращать внимание на таких детей и помогать им, оберегать их. Это наша задача.

Чем же отличаются современные дети от своих сверстников прошлых лет?

Одна из отличительных черт – уверенность в том, что они имеют право на свободу выбора, свободную деятельность, имеют право на принятие самостоятельных решений. Эта уверенность относится не только к детям, активно выражающим свое мнение, но и к ребятам спокойным, молчаливым. Сейчас практически нельзя заставить ребенка делать то, что ему не интересно и не нужно.

Во Дворце творчества на Воробьевых горах для детей в рамках системы дополнительного образования созданы и работают разные кружки. 20–30 лет назад в них занималось очень много детей. Им все было интересно, они задавали вопрос «почему?» и хотели получить ответ. Сейчас в кружках детей значительно меньше, и вопрос они задают другой – «зачем?» Зачем нужен тот или иной кружок, та или иная информация? И если ответа нет, то дети в кружок не пойдут. Я работаю в отделе «Астрономия и Космонавтика». Астрономия – наука, которая не сулит детям обеспеченного будущего. Это непрестижно и с точки зрения родителей не так необходимо, как, например, английский язык. Но все-таки дети приходят. И уже это делает их в какой-то мере необычными детьми. Я считаю, что большинство таких детей можно назвать новыми.

В нашем кружке занимаются дети 7–8 лет. Это в основном мальчики, часто активно-агрессивные и одновременно способные и доброжелательные. Как совместить агрессивность и доброжелательность? Очень трудно, особенно самому ребенку. Например, Женя очень энергичен и упрям. Мама говорит, что в детском саду его называли «несадовским» ребенком, а школьные учителя считают, что он не должен учиться вместе с другими детьми, так как очень агрессивен. На занятиях Женя легко схватывает материал, творческие работы выполняет быстрее всех, никогда не сидит без дела. А если видит, с его точки зрения, несправедливость, тут же начинает драться, да с таким напором, что понимаешь позицию учителей. И при этом именно он приносит на каждое занятие что-нибудь интересное, чтобы поделиться с другими. Он единственный на первое занятие второго года обучения принес всем детям подарки (светящиеся звездочки) и с радостью вручил их каждому. Не забывает и меня.

– Когда у Вас день рождения?

– Летом.

– Жалко, но я Вам все равно сейчас подарю.

И дарит красивый рисунок. И еще он с радостью готов помочь во всем, даже в уборке класса. Обычный Женя ребенок или нет? Трудно сказать. Но его нельзя сделать счастливым насильно. Он имеет свое мнение и отстаивает его с кулаками. А доброе сердце позволяет ему делать подарки и радоваться этому.

Итак, с одной стороны – доброжелательность и даже альтруизм, с другой – агрессивность и непримиримость. Я думаю, эти черты детей проявляются благодаря времени, в которое мы живем. Переходная эпоха от эгоизма и самости к альтруизму и самоотверженности влияет на поведение и характеры детей. Поэтому они так часто протестуют против устоявшегося мира, против правил, навязываемых взрослыми. Это борьба со всем старым, отжившим. Ведь чтобы появилось что-то новое, старое должно быть разрушено. Но все же они – просто дети. И, несмотря на свою агрессивность, нуждаются в защите. Наша любовь может им помочь. Если ребенок чувствует неподдельный интерес к себе, к тому, что он делает, то агрессивность его пропадает. Если к ребенку относиться с уважением, как к равному, то и он чувствует ответственность за свои поступки и готов на добрые дела.

Большинство детей, приходящих в кружок, способные, интересные ребята. Но мы знаем, что, повзрослев, талантливые дети часто перестают выделяться среди сверстников. И способствуют этому родители. Даже столь безобидным, на первый взгляд, окриком: «Стой, туда нельзя!», повторяемым достаточно часто, можно добиться того, что ребенок вырастет недостаточно смелым человеком и, несмотря на свои способности, не сможет познавать мир в полной мере, делать открытия, потому что для этого нужно бесстрашие. Поэтому родителям необходимо постоянно напоминать об уважительном отношении к детям, объяснять, что проблемы, которые возникают в связи с необычным поведением детей, разрешимы, только надо внимательнее к ним отнестись.

Также очень важно помочь талантливым, способным детям в реализации их талантов. Необходимо, чтобы эти таланты были востребованы обществом. Тогда из талантливых детей вырастут талантливые люди. Но таланту, проявившемуся, например, в живописи, в музыке, в науке, помощь оказать несложно. Таланту во вненаучном познании мира помочь труднее, труднее помочь именно с реализацией такого таланта. А ведь детей, у которых в равной мере развиты логические и интуитивные способности, становится все больше. Вот, например, Настенька. С раннего детства она много мечтала, фантазировала. Она рассказывала о планетах, где живут только цветы, и эти цветы разговаривают друг с другом, меняя свою окраску, которая больше похожа на радугу, потому что светится. Есть другие планеты, говорила Настя, на которых нет тени, поэтому люди там прозрачные и светящиеся, легко летают. Интересно, что книг по астрономии в доме не было, но планеты каким-то образом возникли в ее воображении. Она собирала камешки и разговаривала с ними, камни «рассказывали» ей разные истории и «помогали» путешествовать по разным планетам. Разговаривала она и с цветами, для нее все было живым и могло разговаривать. В 7 лет ее отдали в художественную школу, где одним из домашних заданий было нарисовать себя. Очень интересный рисунок получился: девочка в красивом платье, украшенном цветами и узорами. Настя ничего не знала об энергетических центрах, но этими узорами обозначила именно их. Объясняла так:

– В центре, там, где сердце, – солнышко.

– А что на голове?

– Это как светлый фонтанчик.

– Он у всех есть?

– Нет, у некоторых людей там темно.

– А это что за лучик? (Луч шел от солнышка к звезде.)

– А это я со звездочкой разговариваю.

И действительно, Настя разговаривала со звездой, которую она видела в окно. Этой звездой, как выяснилось, была Венера.

Так, как Настя нарисовала себя, она видела и других людей, но никому этого не рассказывала. Среди сверстников вела себя немного отстраненно, но доброжелательно. Часто болела «температурой», как говорила мама (т.е. температура поднималась без видимой причины). Например, когда Настя случайно увидела отрывок из фильма «Терминатор», то температура сразу поднялась и держалась три дня.

Конечно, таким утонченным детям непросто жить в нашем агрессивном мире, наполненном часто ужасной информацией. Но они пришли именно сейчас, и их надо защищать. Необходимо бережное, чуткое отношение, которое поможет им раскрыть себя. Ведь, с одной стороны, важно не проявлять к таким детям излишнего внимания, чтобы не происходило навязывания своего «взрослого» видения и понимания того, о чем говорят дети. А с другой – необходимо направить их способности в творческое русло, дать возможность рисовать, заниматься музыкой, наукой. Настя, подрастая, стала не только рисовать, но и писать сказки, в которых отчасти отражались ее детские мечты и фантазии. И хочется пожелать, чтобы ее удивительный внутренний мир продолжал раскрываться и радовать людей.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.