Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хабаровский край, пос. Ванино 19 страница



В беседе с преподавателями из Новосибирска и Свердловска, состоявшейся в Москве 24 октября 1984 г., С.Н.Рерих сформулировал главные задачи педагогики настоящего и будущего: «Вы знаете, что воспитание человека – самое трудное. Наша главная задача – формировать человека Будущего. Ко мне очень много приезжает специалистов из разных стран. Но я заметил, что у очень немногих педагогов есть представление о том, как, куда стремиться. Как вы знаете, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться (здесь и далее выделено мной. – А.Л.). И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нем думают, но практически нет четкого представления.

Самое главное в воспитании – надо представлять этого будущего более совершенного человека. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе широко цитируются мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны.

Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди и они будут влиять на окружающую среду. <…>

Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. <…> Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. <…> Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет, и не найдете! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, – это стать лучшим человеком» [14, с. 89–91].

Английский теософ А.Безант (1847–1933) считала, что Идеал есть положительная ментальная концепция возвышенного вдохновляющего свойства, предназначенная для руководства поведением [3, с. 200]. Создание такого Идеала является одним из самых эффективных способов воспитания и самовоспитания.

Идеал может получить различные реализации в соответствии с характером и личными особенностями человека. Ценность Идеала сильно зависит от притягательности нашего сердца: ведь то, что привлекает один характер, совершенно не обязательно является притягательным для другого. Абстрактный Идеал и Идеал, воплощенный в личности, одинаково хороши, если рассматривать их с позиций Общего Блага. Интеллектуальная личность скорее всего предпочтет абстрактный Идеал, тогда как личность эмоциональная будет требовать конкретного воплощения своих мыслей. Сердце человека определяет форму Идеала и либо сохраняет его как жизнеутверждающую устремляющую абстракцию, либо реализует в конкретной личности, коллективе, содружестве. Человек должен обдумать предназначение своей жизни, цель, к которой он стремится, и, руководствуясь этим в своем выборе, выделить необходимые для достижения поставленной цели качества, которые должны составить единую концепцию, т.е. он должен ясно представлять этого более совершенного человека. Он должен постоянно думать о новом человеке, о тех прекрасных качествах, которые этот новый человек несет в себе и являет другим. Делать это нужно до тех пор, пока человек не сможет четко представить Идеал, наделенный всей красотой высокой мысли и благородного характера. Такой созидательный посев есть потребность духовной структуры сердца. Человек интеллектуального склада сохранит Идеал как чистую абстракцию, а эмоциональный воплотит в какой-либо конкретной личности, такой, например, как Кришна, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед или некий другой Учитель Жизни. В этом последнем случае человек будет изучать Его жизнь, Его учение, Его деяния; и Идеал будет становиться все более и более живым, реальным для человека-мыслителя. В его сердце возникает любовь к этому Идеалу и стремление воспитать в себе качества Идеала. Если в человеке оживают низменные инстинкты, толкающие его на недостойные действия, то оборонительная сила притягательного Идеала заявит о себе активным сопротивлением, и тогда возвышенное преодолевает, дух побеждает, воля кристаллизуется, а сердце очищается. Таким образом, воин-мыслитель, устремленный к Идеалу, пробуждает в собственном сердце духовный иммунитет. В свое время Серафим Саровский, «горячий молитвенник за весь мир», православный святой отец, чудотворец, пояснял: «Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется» [17]. Поэтому герой духа, принявший Прекрасное в сердце, защищен силой духовной любви к Идеалу от эгоистических поступков, недостойных желаний и мыслей: стыдно оказаться недостойным Прекрасного. Сердечное стремление иметь сходство с тем, к чему человек-мыслитель устремляется, а также общая установка и склонность к благородным размышлениям фокусируют сознание на избранной идее. В нужный момент в памяти всплывает: «Воздерживайся от низменного», «Достигай героического». Низменные желания становятся более и более неуместны и, как сорняки, естественным образом вытесняются из возделываемого сада сознания, потому что не могут дышать этим чистым и ясным воздухом. Таким образом, мысль-магнит, напитанная сердечной любовью, притягивает положительные возможности и, как щит, отрицательные лишает доступа.

Е.И.Рерих, чуткий философ сердца, создатель фундаментального труда Живая Этика, в котором рассудочность сознания уступает место «всесознанию-сердцу» [1], пишет: «Все высокие системы йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах и т.д. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, и он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие избранного Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным» [9, с. 117–118]. И еще: «Устремление к Идеалу, созданному в Огненном Мире, уявляется сильнейшим притяжением к Огненной Сфере, где живут эти Магниты – Представления и Идеалы» [10, с. 253]. Все мыслители рассматривали предназначение человека в утверждении его подобия Силе Высшей. В чем же проявляется это подобие? Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе. Назначение его не может рассматриваться как нечто случайное. Также необходимо рассматривать проявленные формы во всем их разнообразии, ибо во всех сферах существуют свои, соответствующие им формы. То, что Творец создал человека по «образу и подобию Своему», – истина, которая прошла испытание временем. Будучи этим образом и подобием, «человек, – по словам В.С.Соловьева, – является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной» [16, с. 140].

Закон жизни прост и непреложен: человек «дальней перспективы» стремится познать беспредельную глубину собственного микрокосма и непременно должен:

– быть готовым вдохновиться Идеалом;

– быть способным утверждать принятую концепцию Идеала в повседневной жизни;

– сознательно допустить со стороны Идеала руководство собственным поведением;

– быть готовым принять терновый венец, которым отмечает невежественная толпа своих благодетелей.

В Гуманной педагогике, созданной Ш.А.Амонашвили, этот закон является основой образования сердца. Закон суров и строг, но он есть пища сердца героев духа. «Коллеги, только жизнь героя духа приличествует нам!» [2, с. 63], – считает Ш.А.Амонашвили. А вот что писала о значении идеала Е.П.Блаватская: «У человека нет более ценной собственности, чем возвышенный идеал, к которому он непрерывно восходит и в соответствии с которым он формирует свои мысли и чувства и строит, – а это лучшее, что он может делать, – свою жизнь. И если он будет стараться не столько выглядеть, сколько стать, он непременно будет мало-помалу приближаться к своей цели. Однако цели этой не достичь без борьбы; также и реальный прогресс, осознаваемый им, не породит в нем самомнения или самодовольства; ибо если его идеал высок, и если он действительно приближается к нему, то он скорее будет чувствовать незначительность своего “я”, нежели его разбухание» [4, с. 13]. Эту же мысль мы встречаем и в Новом завете: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» [8, 6:40].

В статье «Моя педагогическая вера» В.А.Сухомлинский пишет: «Видение самого себя, сопоставление и сравнение себя с нравственным идеалом – тончайшие движения души. Ювелирное мастерство воспитания, в сущности, и заключается в том, чтобы умело руководить этим процессом. Конечная цель педагогического руководства – воспитать человека-патриота, борца, преданного коммунистическим идеалам, человека чистой и благородной души.

Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь – это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Вот одна из истин моей педагогической веры: в юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку» [18, с. 119].

Закономерное возникновение в жизни учеников нравственных идеалов подтверждается и мыслью А.М.Горького о том, что высокохудожественное литературное слово способно материально насыщать плоть, кровь и сердца людей высокими идеями до предельной плотности. На наш взгляд, ученики, просветленные высоким искусством, способны оставлять на всем индивидуальную характеристику, насыщая духовной энергией пространство, место, каждый предмет и каждое подходящее сердце. Ф.М.Достоевский говорил: «Красота спасет мир». По мысли Н.К.Рериха, в наше время следует утверждать – осуществление Красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о Высоком, сложатся пути в лучшее будущее [12, с. 182].

По завету мудрых, останемся вечными учениками и будем всегда стремиться к Прекрасному! Следует идти тем путем, который так замечательно запечатлен в Высочайших Обликах, ведущих человечество.

Будем помнить пророческие слова одного восточного мудреца:

 

«Ваши дети – это не ваши дети.

Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.

Они приходят через вас, но не от вас.

И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,

Ибо у них свои собственные мысли.

Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,

Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,

Куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.

Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.

Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.

Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.

Стрелок видит знаки на пути бесконечности, и Он сгибает вас

Своею мощью, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.

Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.

Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит,

Он любит и лук, который недвижен» [5, с. 101].

 

Да будет!

Литература

1. Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Академический Проект, 1999.

2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2003.

3. Безант А. Изучение сознания. М.: Алетейа, 1997.

4. Блаватская Е.П. Практическое сокровенное Учение и другие труды. Рига: Издание Дома журналистов Латвии, 1991.

5. Джебран Х. Мудрость Халиля Джебрана. Пророк. Сад Пророка. Голос Мастера. М.: София, 1999.

6. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М.: Современные тетради, 2004.

7. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995.

8. Новый завет. Евангелие от Луки.

9. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2003.

10. Рерих Е.И. У порога Нового мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

11. Рерих Н. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

12. Рерих Н.К. Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996.

13. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

14. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

15. Святослав Николаевич Рерих – вестник Красоты // Пособие для педагогов по проведению уроков-бесед, посвященных 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Симферополь, 2004.

16. Соловьев В.С. Сочинения. М., 1994.

17. Спирина Н.Д. Отблески // Сборник докладов, выступлений. Новосибирск, 1992.

18. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… М.: Молодая гвардия, 1990.

 

 

Н.А.Горлова,

доктор педагогических наук,

профессор Московского городского педагогического университета

 

Дети нового сознания
и современное образование

Проблему сознания человека можно рассматривать с разных позиций: психологии, физиологии, социологии, культурологии. Я представлю эту проблему с позиции психолингвистики как теории речевой деятельности, решение которой очень важно для современного образования, так как позволяет понять, кого мы обучаем и воспитываем. Обращение к этой проблеме было вызвано многочисленными просьбами родителей и педагогов объяснить поведение современных детей, которое порой вызывало недоумение у взрослых и большие трудности в воспитании и обучении, заставляло искать пути обоюдного понимания.

Я представляю научную психолингвистическую школу А.А.Леонтьева.

Расскажу о результатах исследования, которое проводилось на протяжении 25 лет, что позволило сравнивать особенности и закономерности развития детей прошлого века и настоящего и судить о надежности и достоверности полученных нами данных. Остановлюсь на двух основных вопросах:

– Главная проблема и задачи современного образования.

– Особенности и закономерности развития современных детей как базис современной стратегии образования.

 

1. Образование отражает состояние общества на определенном этапе развития. Современный этап развития общества характеризуется переходом от постиндустриального к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие отдельного человека и человечества в целом. Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.

Современному образованию предстоит решить следующие задачи:

– Трансформировать господствующую репродуктивную модель образования в продуктивную. При репродуктивном образовании из поколения в поколение в готовом виде, без каких-либо изменений, передаются знания и навязывается социальный опыт. Репродуктивное образование обеспечивает статическое развитие общества и в конечном итоге ведет к его негативной деформации.

– Разработать и внедрить продуктивную модель непрерывного образования с учетом требований Болонских и Брюгге-Копенгагенских реформ, которые нацелены на создание единого европейского пространства высшего и общего образования, на создание единого информационного центра.

– Подготовить молодое поколение к инновациям и творчеству, к жизни в современном европейском и мировом сообществе, к диалогу культур в рамках толерантности. Современный человек должен обладать активными знаниями и ключевыми компетенциями, уметь принимать ответственное (а не ответное) решение.

Решить эти задачи возможно путем преобразования знания центрированной парадигмы в личностно-ориентированную, в центре которой – современный ребенок с его задатками, особенностями и закономерностями развития.

Проведенные нами исследования показали, что 85% учителей (со стажем работы более 8 лет) испытывают большие трудности при обучении детей, которые зачастую не желают выполнять их указания и инструкции, требуя дополнительных разъяснений (например, зачем надо выполнять это задание), что отнимает много времени на уроке. Подавляющее большинство учителей (90%) отмечают, что дети изменились, и те методы и приемы обучения, которые раньше были эффективны, сейчас устарели.

Только 15% учителей смогли в общих чертах описать образ человека, которого они созидают в процессе обучения и воспитания. Как известно, каждая система образования порождает определенный образ человека. Например, при создании образа человека ощущающего (подобного устройству по переработке информации) процесс обучения направлен на усвоение знаний, выработку навыков и умений. Образ человека нуждающегося представлен образовательными системами, где обучение и воспитание нацелено на удовлетворение личных потребностей и интересов. Образ человека запрограммированного порождается образовательными системами, ориентированными на строгое подчинение определенным правилам и социальным нормам. Созидание какого образа должен выбрать учитель: «знаю – не знаю», «хочу – не хочу» или «надо – не надо»? Думаю, что современное образование должно быть ориентировано на созидание образа человека-деятеля.

2. Может ли современный ребенок соответствовать этому образу, каковы особенности и закономерности его развития? Какие они, современные дети?

Можно привести множество примеров из жизни, подтверждающих наличие особенностей у современных детей. Но при этом мы не получим ответ на главный вопрос образования: что с этими особенностями делать дальше? И будет ли такой подход научным? Поэтому раскрывать особенности современных детей я буду с позиций молодой науки – психолингвистики, характеризуя тип сознания и структуру личности. Такой подход позволил определить объективные закономерности и динамику развития человека.

Какую структуру личности взять за основу? Дело в том, что в настоящее время существует более 350 зарубежных и отечественных теорий личности разной направленности, и в каждой представлена своя структура личности, причем большинство из них – психоаналитические. Но, к сожалению, ни одна из существующих теорий не отвечает требованиям, которые предъявляет к теории личности нынешнее время:

– Во-первых, отражать как идеалистические, так и материалистические теории и представления о человеке, большинство которых заложено в основу образовательных систем.

– Во-вторых, способствовать гармоничному развитию человека на протяжении всей жизни (а не определенного этапа), для того чтобы обеспечить непрерываемость образования.

– В-третьих, быть очень простой, понятной и доступной родителям, учителям и подросткам с тем, чтобы стать методическим инструментарием для образования и самообразования.

Стратегия персонального развития личности была разработана с учетом перечисленных требований. В ней представлена структура личности, в рамках которой раскрываются особенности современных детей.

Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Главная их особенность в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С.Выготского «Мышление и речь» [1].

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. На смену «почему?» – первому вопросу, волнующему малыша, пришел вопрос «зачем?» Современного ребенка интересует не причинно-следственная зависимость объектов и явлений, а смысл поступков и действий. В нем заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – зависит от условий воспитания и обучения. В его сознании основой для получения знаний, выработки навыков и умений, ценностных ориентаций является не совокупность знаний о мире, а система отношений, доминирует смысловая сфера.

Преобладание смысловой ориентации перестраивает всю функциональную систему современного ребенка и приводит к ее преобразованию. Смысловая ориентация становится источником и побудителем развития смысловой сферы личности, которое возможно только при условии удовлетворения духовных потребностей ребенка. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять, если – нет, откажется, протестуя при этом порой даже агрессивно.

Смысловая сфера личности, имеющая три зоны – личностный смысл («я в этом мире»), жизненный смысл («мир вокруг меня») и смысловые структуры личности (ведущие и значимые для каждого возраста виды деятельности, в процессе которых происходит развитие деятельной натуры ребенка), будет формироваться только при комплексном развитии этих зон. Как внутренний мотив и побудитель она управляет развитием других четырех сфер: тела (энергетический план развития), души (эмоциональный план развития), разума (ментальный план развития) и духа (волевой план развития).

1) Современные дети обладают повышенной возбудимостью, или гиперактивностью. Этот диагноз ребенок получает еще в роддоме. Если раньше гиперактивность рассматривалась как патология, то сейчас это норма.

Гиперактивность влияет на сон, который у современных детей непродолжителен, прерывист, очень чуток. Порой удивляешься тому, что шестимесячный малыш днем может не спать, а вечером чувствовать себя бодро. Что касается питания, то такие дети очень рано отказываются от грудного молока, в среднем к шестимесячному возрасту. Проявляясь в повышенном тонусе тела, гиперактивность влияет на развитие осязания, ощущения пространства, кинестетических ощущений, мышечной массы тела, координацию движений. Для того чтобы снять мышечный тонус и восстановить энергетический баланс, ребенок начинает бегать, прыгать, пока не пропотеет, или начинает кружиться и затем резко падает на пол, фиксируя свои ощущения. Негативно гиперактивность отражается и на развитии концентрации внимания, усидчивости и терпения, может вызывать утомляемость и раздражительность.

2) У современных детей повышена потребность в информации.

У них, в отличие от детей прошлого века, с момента рождения начинает функционировать целостное мировосприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга ребенка. Высокоразвитая интуиция помогает малышу воспринимать информацию и перерабатывать ее на чувственной (бессознательной) основе (нравится – не нравится, комфортно – дискомфортно).

Повышенная потребность в информации заставляет ребенка постоянно искать возможность для ее приобретения. И если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то проявляет недовольство или агрессию. Эта же потребность объясняет и тот факт, что современные дети с рождения любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, отличающаяся динамизмом и содержащая информацию в сконцентрированном виде. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что дает ему возможность воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Эта способность позволяет детям ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.

Мы проводили занятия по коммуникативно-речевому развитию с детьми раннего и дошкольного возраста по специально разработанной методике. Уже к трем годам дети свободно общались, удерживая в памяти фразы из 12 слов. Когда эти же познавательно-развивающие игры мы предложили детям младшего школьного возраста (8–10 лет), то они смогли оперировать фразами только из пяти-шести слов. Это говорит о том, что речевые и мыслительные способности надо развивать, иначе они блокируются.

Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, четырехлетний ребенок может выполнить сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет ответить на вопрос: почему он так сделал? Если это комплексное задание разбить на элементы, то ребенок может вообще не выполнить задание. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

У некоторых детей в 2,5–3 года порой наблюдается заикание. Это случается, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи, но на внутреннем плане не успевает осуществить этот перевод и торопится высказаться. Как выражаются многие специалисты, у него мысль опережает речь.

3) У современных детей – повышенная тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это сосуд, который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. Повышенная тревожность проявляется обычно во время ночного сна: ребенок вскрикивает, просыпается, не желает ложиться в свою кроватку, прижимается к маме и не отпускает ее, пока не уснет.

Агрессия проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок бьет, кусает, царапает близких, разбрасывает и ломает игрушки. Причем приступы агрессии могут появляться внезапно.

Ситуации, которые провоцируют агрессию, могут быть разными. Ребенок чувствует не только эмоциональные состояния каждого члена семьи, но и отношения между ними. Мы не раз отмечали, что, например, когда женщина переживает за мужа, ее ребенок воспринимает эту тревогу. Вот как в такой ситуации повел себя малыш 2,5 месяцев. Папа задержался на работе и, придя домой, захотел пообщаться с сыном. Но тот отвернулся и не смотрел на отца. А когда отец взял его на руки, ребенок начал протестовать, царапаться и кричать, не желая общаться. Только после того, как отец при сыне попросил у жены прощения за то, что не позвонил и не предупредил о задержке, ребенок посмотрел на него и заулыбался.

Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он словно «видит» цветовую гамму души. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

Детская врожденная агрессия – продукт и результат развития природы и общества. В последние десятилетия человек стремился покорить природу. Насилие над ней осуществлялось в рамках научно-технической революции под девизом: «Нам незачем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». В результате сегодня нарушен энергетический природный баланс, что ведет к изменениям климата, ураганам, землетрясениям и свидетельствует об угрозе экологической катастрофы. И если человек не научится жить по законам природы, любить ее, понимать и чувствовать, то это может привести к гибели живой материи. Насилие над природой порождает агрессию, которая на бессознательном уровне заполняет душу ребенка. Современный ребенок – проекция природы, ее агрессивного состояния.

С другой стороны, современный ребенок – продукт развития общества.

Образовательная стратегия общества десятилетия, вернее, столетия была ориентирована на реализацию репродуктивного образования, при котором из поколения в поколение передавались готовые знания, отрабатывались навыки и умения. Центрированная парадигма образования диктовала жесткие условия усвоения программы, превращая учащихся в «устройства» по переработке программного содержания. В таких условиях творческий потенциал человека не получает развития через образование и не воплощается в его стремлении к самореализации. Отсутствие реализации духовных потребностей ведет к депрессии и, как следствие, порождает агрессию.

Агрессия – это мощный заряд отрицательных эмоций, но в раннем возрасте при определенных условиях ее можно преобразовать в положительную, т.е. созидательную энергию. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческое тепло и необходимую «порцию» информации, востребованную сферой разума. Недостаток тепла, неудовлетворенная потребность ребенка в получении и переработке информации провоцируют сферу души и вызывают агрессию.

4) Современные дети – настойчивы и требовательны, они не желают слепо подчиняться указаниям взрослых.

Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению его деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится скорее познать окружающий мир. Проявляя любопытство и настойчивость, ребенок тянется к любимой игрушке или криком заставляет родителей выполнить свое желание. Воспринимая ребенка как слабое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что когда малыш подрастет, то станет другим. Но результат зависит только от воспитания и образования.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.