движении, так и комплексных — уровня дистанционной скорости, способности к быстрому отталкиванию при выполнении старта или поворота и др.
В процессе скоростной подготовки пловцов следует учитывать то, что скоростные возможности пловцов в сложных комплексных двигательных действиях (старт, поворот, циклическая работа) определяются многими компонентами, требующими направленного совершенствования. Скоростные способности при выполнении старта зависят от времени реакции пловца на стартовый сигнал, скорости выполнения первых движений, силы толчка, траектории и дальности полета, положения тела при входе в воду, эффективности скольжения и выхода на поверхность воды, своевременности и интенсивности выполнения первых плавательных движений. Каждый из этих элементов во многом определяет эффективность целостного двигательного действия, оказывает существенное влияние на эффективность старта. Скоростные способности при выполнении поворота определяются эффективностью реакций при подплывании к поворотному щиту, быстротой и точностью выполнения вращения, силой толчка, скоростью скольжения, согласованностью выполнения первых плавательных движений после скольжения. Максимальная скорость плавания зависит от темпа и шага гребковых движений, уровня силы, развиваемой при выполнении отдельных гребков, совершенства межмышечной координации, техники гребковых движений и согласованности их с дыханием и др.
Необходимо помнить, что элементарные формы скоростных' способностей значительно детерминированы генетически и слабо поддаются совершенствованию (Заци-орский, 1980; Коц, 1986; Верхошан-ский, 1988).
У пловцов высокой квалифика-
ции время простои реакции или время простого одиночного движения обычно очень незначительно отличается от показателей, регистрируемых у неспортсменов. Что же касается комплексных форм проявления скоростных качеств, то здесь в результате специальной тренировки можно добиться очень большого прогресса. Это обусловлено тем, что комплексные проявления скоростных способностей зависят не столько от уровня развития элементарных форм, сколько от большого количества факторов технического, физического и психологического характера, которые хорошо »поддаются совершенствованию.
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Для развития скоростных способностей широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и могут быть направлены на совершенствование скоростных компонентов старта, поворота, работы циклического характера. Такими упражнениями могут быть: 1) выполнение старта с акцентом на максимальную быстроту или силу движений; 2) выполнение старта с акцентом на максимально быструю реакцию на стартовый сигнал; 3) выполнение старта с акцентом на максимальный темп первых циклов движений; 4) скоростное проплывание отрезков (5—15м) с
ГЛАВА 21 Скоростная подготовка
максимальной интенсивностью; 5) кратковременные ускорения (3 — 5 м) взрывного характера при выполнении циклической работы и т. п.
Комплексному совершенствованию скоростных способностей помогают соревновательные упражнения, в частности проплыва-ние коротких дистанций (50 и 100 м) в условиях соревнований. Этим удается достичь таких показателей скорости выполнения отдельных компонентов соревновательной деятельности, которых, как правило, не удается показать в процессе тренировки.
Упражнения, применяемые для развития скоростных способностей, могут быть аналитического и синтезирующего характера. Аналитические упражнения направлены на совершенствование относительно локальных компонентов скоростных способностей, таких, как время реакции на стартовый сигнал, эффективность отталкивания при выполнении старта, длина шага гребка и т. п. Синтезирующие упражнения предусматривают совокупность простых движений и действий, в комплексе определяющих скоростные способности при дистанционном плавании, выполнении старта или поворота.
Упражнения скоростного характера можно также подразделить на выполняемые на суше и в воде, с использованием дополнительных средств (тренажеры, гидроканал, сопротивления и др.) и без них.
Упражнения на суше очень разнообразны. Это спортивные и подвижные игры с выраженными ско-ростно-силовыми элементами, требующие быстроты реагирования, ориентирования в сложных ситуациях, частого переключения от одного вида двигательных действий к другому. Хороший фундамент для работы по совершенствованию старта и поворота позволяют создать упражнения прыжкового характера из арсенала легкой атлетики, акробатики, спортивных игр.
Такие упражнения обеспечивают развитие скоростно-силовых способностей мышц, совершенствуют внутримышечную и межмышечную координацию.
Широко применяется работа с использованием различных тренажеров, способствующих совмещенному совершенствованию скоростных возможностей мышц и взрывной силы. Например, скорост-но-силовые упражнения на тренажерах, имитирующих отталкивание при выполнении старта или поворота, разгибание ног при плавании брассом, способствуют повышению эффективности старта и поворота, повышению дистанционной скорости. Скоростно-силовые упражнения на тренажерах «Мини-Джим», «Мертенса —Хюттеля», скользящих тележках, позволяющих имитировать гребковые движения, создают прочный скорост-но-силовой фундамент для повышения дистанционной скорости.
Упражнения в воде циклического характера направлены как на раздельное совершенствование скоростных качеств, так и на их объединение в целостном дистанционном плавании. Это проплыва-ние тренировочных отрезков по элементам — с помощью рук, ног и в координации, а также при различном сочетании работы рук, ног и дыхания.
Широко используются упражнения со средствами облегчающего воздействия, позволяющие превышать максимальную в обычных условиях скорость: плавание с лопатками, с помощью буксировочных устройств, с ластами, с применением лидеров скорости (свето- и звуколидеры, задающие необходимый темп движений и скорость плавания), с задержкой дыхания и т. д.
Для совершенствования скольжения используется скольжение со старта или после поворота с различным положением рук, после старта с разбега по бортику бассейна, где акцент делается на