Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие двигательных качеств у пловцов. движении, так и комплексных — уровня дистанционной скорости




 


движении, так и комплексных — уровня дистанционной скорости, способности к быстрому отталки­ванию при выполнении старта или поворота и др.

В процессе скоростной подго­товки пловцов следует учитывать то, что скоростные возможности пловцов в сложных комплексных двигательных действиях (старт, по­ворот, циклическая работа) опре­деляются многими компонентами, требующими направленного совер­шенствования. Скоростные спо­собности при выполнении старта зависят от времени реакции плов­ца на стартовый сигнал, скорости выполнения первых движений, си­лы толчка, траектории и дальности полета, положения тела при входе в воду, эффективности скольже­ния и выхода на поверхность воды, своевременности и интенсивности выполнения первых плавательных движений. Каждый из этих эле­ментов во многом определяет эффективность целостного двига­тельного действия, оказывает су­щественное влияние на эффектив­ность старта. Скоростные способ­ности при выполнении поворота определяются эффективностью ре­акций при подплывании к поворот­ному щиту, быстротой и точностью выполнения вращения, силой тол­чка, скоростью скольжения, согла­сованностью выполнения первых плавательных движений после скольжения. Максимальная ско­рость плавания зависит от темпа и шага гребковых движений, уровня силы, развиваемой при выполнении отдельных гребков, совершенства межмышечной коор­динации, техники гребковых дви­жений и согласованности их с ды­ханием и др.

Необходимо помнить, что эле­ментарные формы скоростных' способностей значительно детерми­нированы генетически и слабо под­даются совершенствованию (Заци-орский, 1980; Коц, 1986; Верхошан-ский, 1988).

У пловцов высокой квалифика-


ции время простои реакции или время простого одиночного движе­ния обычно очень незначительно отличается от показателей, регис­трируемых у неспортсменов. Что же касается комплексных форм проявления скоростных качеств, то здесь в результате специальной тренировки можно добиться очень большого прогресса. Это обуслов­лено тем, что комплексные про­явления скоростных способностей зависят не столько от уровня раз­вития элементарных форм, сколько от большого количества факторов технического, физического и пси­хологического характера, которые хорошо »поддаются совершенство­ванию.

Средствами скоростной подго­товки являются различные упраж­нения, требующие быстрой реак­ции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максималь­ной частоты движений. Для разви­тия скоростных способностей ши­роко используются гимнастические упражнения и особенно спортив­ные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скорост­ных качеств. Специально-подгото­вительные упражнения могут быть направлены как на развитие от­дельных составляющих скоростных способностей, так и на их комп­лексное совершенствование в це­лостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соот­ветствии со структурой и особен­ностями проявления скоростных качеств в соревновательной дея­тельности и могут быть направлены на совершенствование скоростных компонентов старта, поворота, ра­боты циклического характера. Та­кими упражнениями могут быть: 1) выполнение старта с акцентом на максимальную быстроту или си­лу движений; 2) выполнение старта с акцентом на максимально быс­трую реакцию на стартовый сиг­нал; 3) выполнение старта с акцен­том на максимальный темп первых циклов движений; 4) скоростное проплывание отрезков (5—15м) с



ГЛАВА 21 Скоростная подготовка


максимальной интенсивностью; 5) кратковременные ускорения (3 — 5 м) взрывного характера при выполнении циклической работы и т. п.

Комплексному совершенствова­нию скоростных способностей помогают соревновательные уп­ражнения, в частности проплыва-ние коротких дистанций (50 и 100 м) в условиях соревнований. Этим удается достичь таких показа­телей скорости выполнения отдель­ных компонентов соревнователь­ной деятельности, которых, как правило, не удается показать в про­цессе тренировки.

Упражнения, применяемые для развития скоростных способнос­тей, могут быть аналитического и синтезирующего характера. Анали­тические упражнения направлены на совершенствование относитель­но локальных компонентов скорост­ных способностей, таких, как вре­мя реакции на стартовый сигнал, эффективность отталкивания при выполнении старта, длина шага гребка и т. п. Синтезирующие уп­ражнения предусматривают сово­купность простых движений и дей­ствий, в комплексе определяющих скоростные способности при дис­танционном плавании, выполнении старта или поворота.

Упражнения скоростного харак­тера можно также подразделить на выполняемые на суше и в воде, с использованием дополнительных средств (тренажеры, гидроканал, сопротивления и др.) и без них.

Упражнения на суше очень раз­нообразны. Это спортивные и под­вижные игры с выраженными ско-ростно-силовыми элементами, тре­бующие быстроты реагирования, ориентирования в сложных ситуа­циях, частого переключения от од­ного вида двигательных действий к другому. Хороший фундамент для работы по совершенствованию старта и поворота позволяют соз­дать упражнения прыжкового ха­рактера из арсенала легкой атлети­ки, акробатики, спортивных игр.


Такие упражнения обеспечивают развитие скоростно-силовых спо­собностей мышц, совершенствуют внутримышечную и межмышечную координацию.

Широко применяется работа с использованием различных трена­жеров, способствующих совме­щенному совершенствованию ско­ростных возможностей мышц и взрывной силы. Например, скорост-но-силовые упражнения на трена­жерах, имитирующих отталкива­ние при выполнении старта или поворота, разгибание ног при пла­вании брассом, способствуют по­вышению эффективности старта и поворота, повышению дистанцион­ной скорости. Скоростно-силовые упражнения на тренажерах «Ми­ни-Джим», «Мертенса —Хюттеля», скользящих тележках, позволяю­щих имитировать гребковые дви­жения, создают прочный скорост-но-силовой фундамент для повы­шения дистанционной скорости.

Упражнения в воде циклическо­го характера направлены как на раздельное совершенствование скоростных качеств, так и на их объединение в целостном дистан­ционном плавании. Это проплыва-ние тренировочных отрезков по элементам — с помощью рук, ног и в координации, а также при раз­личном сочетании работы рук, ног и дыхания.

Широко используются упраж­нения со средствами облегчающе­го воздействия, позволяющие пре­вышать максимальную в обычных условиях скорость: плавание с лопатками, с помощью буксиро­вочных устройств, с ластами, с применением лидеров скорости (свето- и звуколидеры, задающие необходимый темп движений и скорость плавания), с задержкой дыхания и т. д.

Для совершенствования сколь­жения используется скольжение со старта или после поворота с различным положением рук, после старта с разбега по бортику бассейна, где акцент делается на



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.