Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенция Парламента



Палаты Парламента не могут заседать совместно и прини­мать совместные решения. Компетенция каждой из палат опре­делена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98.

Основная функция любого Парламента - законотворчес­кая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом сле­дует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законода­тельству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представи-


телей, а затем - в Совете Республики. Многие другие полно­мочия являются, как правило, для каждой из палат исключи­тельно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

» Полномочия Палаты представителей

1. Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции

Указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избира­тельным правом. Таким образом, требуется инициатива от спе­циально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.

Процедура внесения Президентом в Палату представите­лей проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции в принципе анало­гична внесению проектов законов. Согласно ст. 167 Регламен­та Палаты представителей, если предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рас­сматривается в соответствии с Регламентом, за исключением визирования, согласования с субъектом права законодатель­ной инициативы и приложения к законопроекту необходимых материалов.

Согласно ст. 139 Конституции закон об изменении и до­полнении Конституции может быть принят после двух обсуж­дений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и допол­нения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении идентичен. В противном случае будет нарушено указанное конституционное требование.


Согласно Регламенту Палаты представителей проект за­кона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, под­готовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам, обла­дающим правом законодательной инициативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Законы о внесении изменений и дополнений в Конститу­цию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосова­ло не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

Учитывая специфичность субъектов, в Регламенте Пала­ты представителей предусмотрено, что проект закона о внесе­нии изменений и дополнений в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом либо его представите­лем. Если же проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей либо его заместитель (ст. 172 Регламента).

В целях исключения какого-либо давления на волю депу­татов предусмотрена норма о недопустимости изменения и до­полнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Запрет на изменение Конституции в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране)

Аналогичной является процедура толкования Конститу­ции Палатой представителей, которая имеет цель обеспечить правильное и единообразное толкование конституционных норм. Регламентом предусмотрено направление такого проек­та депутатам не позднее чем за семь дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

2. Рассмотрение проектов законов

В п. 2 ст. 97 Конституции к компетенции Палаты предста­вителей отнесено рассмотрение проектов законов, в том числе


об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратифика­ции и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обя­занностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств, об утверж­дении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социаль­ной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружаю­щей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуп­равлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объяв­лении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государствен­ных наград; о толковании законов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Можно сделать несколько выводов. Во-первых, к компе­тенции Палаты представителей (а значит, и Парламента в це­лом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в этой сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон.

3. Внесение предложения о проведении референдума. На­значение выборов Президента

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь. В качестве инициатора его проведения могут выступить Палата представителей и Совет Республики. Предложение об этом принимается палатами на их раздельных заседаниях большинством от полного состава каждой из палат.

Таким образом, в данном случае обе палаты должны вы­разить единую (совпадающую) волю. В соответствии с Регла­ментом Палаты представителей принятое ею постановление по


данному вопросу должно содержать предполагаемую дату ре­ферендума, вид референдума, вопросы, выносимые на рефе­рендум, предложение Совету Республики рассмотреть вопрос о проведении референдума (ст. 206; см. также ст. 199 и 200 Регламента Совета Республики).

После принятия соответствующего постановления Сове­том Республики предложение, надлежащим образом оформ­ленное, должно быть направлено Президенту для принятия им решения о назначении референдума.

В новой редакции Конституции распределены роли по на­значению выборов Президента и палат Парламента. Палата представителей назначает выборы Главы государства. Поря­док и сроки назначения выборов Президента предусмотрены Конституцией (ст. 81) и Избирательным кодексом.

Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь и об обеспечении связанных с этим организационных мероприятий по их подготовке и проведению является исключи­тельным правом Палаты представителей: оно принимается без участия второй палаты - Совета Республики. Данное решение принимается в форме постановления Палаты представителей.

4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном осво­бождении от должности, смещении с должности Президен­та Республики Беларусь

Срок полномочий Президента Республики Беларусь -5 лет, однако он в любое время может подать в отставку, ко­торая принимается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соответствующим постановлением. Президент не обязан указывать мотивы своей отставки.

Согласно Конституции (ст. 88) Президент Республики Бе­ларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении от дол­жности Президента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и боль­шинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создавае­мой палатами комиссии.


Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого пре­ступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследо­вании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов.

Непринятие Советом Республики и Палатой представите­лей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение об­винения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

5. Делегирование Президенту законодательных полномочий

Норма ст. 101 Конституции предусматривает право Пала­ты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предло­жению Президента делегировать ему законодательные полно­мочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон может быть принят: во-первых, только с участием двух палат; во-вторых, предложение о наделении законодательны­ми полномочиями должно исходить только от Президента.

Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

» Полномочия Совета Республики

Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует отметить право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов.

Он дает согласие на назначение Президентом Председате­ля Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведе-


нию республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; из­бирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выбо­рам и проведению республиканских референдумов.

В связи с тем, что Совет Республики является палатой терри­ториального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Так, Совет Республики вправе отменять решения местных Советов депутатов, не соот­ветствующие законодательству; принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или гру­бого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 19 Закона от 20 февра­ля 1991 г. в редакции от 10 января 2000 г. «О местном управ­лении и самоуправлении в Республике Беларусь» ')•

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение про­тив Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его рас­следовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смеще­нии Президента с должности; рассматривает указы Президен­та о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трех­дневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

'Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № Ц(13). Ст. 122; НРПА. 2000. № 8. 2/137, № 59. 2/174, № 100. 2/203; 2001. № 50. 2/765; 2004. № 4. 2/1012, № 189. 2/1089.


Глава 8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.