Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционный Суд Республики Беларусь



Институт конституционного правосудия, как известно, суще­ствует в большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается вер­ховенство права, одним из главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

В Конституции Республики Беларусь установлен порядок формирования Конституционного Суда, присущий большин­ству государств.

Конституционный Суд формируется на паритетной ос­нове: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президен­том, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назнача­ется из числа судей Президентом с согласия Совета Республи­ки. Срок полномочий судей - 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Согласно Конституции Конституционный Суд формирует­ся из высококвалифицированных специалистов в области пра­ва, имеющих, как правило, ученую степень.

Правовую основу организации и деятельности Конститу­ционного Суда составляют Конституция Республики Бела­русь, Закон от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» ', Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утвержденный Конституционным Су­дом. Нормы этического характера для судей Конституционно­го Суда установлены Кодексом чести судьи.

Согласно Конституции на Конституционный Суд возлага­ется контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Рес­публики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения о соответствии'.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; 1995. № 20. Ст. 237; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 7. Ст. 162, № 25-26. Ст. 464; НРПА.2000. № 59. 2/176; 2003. № 8. 2/932.


« законов, декретов и указов Президента Республики Бе­ларусь, международных договорных и иных обязательств Рес­публики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

» актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, меж­дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

» постановлений Совета Министров Республики Бела­русь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международ­но-правовым актам, ратифицированным Республикой Бела­русь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

« актов любого другого государственного органа Кон­ституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Таким образом", Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосудар­ственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распоряди­тельных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля. Конституционный Суд рассмат­ривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Заключения Конституционного Суда являются оконча­тельными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд не обладает правом законодатель­ной инициативы, поскольку сам контролирует конституцион­ность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы & соответствии с их компетенцией предложения о необ­ходимости внесения в акты действующего законодательства


изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государ­ственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Инициаторами производств о проверке конституционности нормативных актов до принятия Конституции в новой редакции являлись Президент Республики Беларусь, Председатель Вер­ховного Совета, постоянные комиссии и группы депутатов Вер­ховного Совета Республики Беларусь, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор Республи­ки Беларусь. По ряду дел, как уже отмечалось, производство возбуждалось по инициативе Конституционного Суда.

В Законе «О Конституционном Суде Республики Бела­русь» детализирован порядок реализации положений тех норм ст. 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 г. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкрет­ного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативно­го акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

В ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Бе­ларусь» предусмотрено, что законы, декреты и указы Прези­дента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образова­ний, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйствен­ного Суда, Генерального прокурора, акты других государ­ственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим бо­лее высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, опреде­ляемого Конституционным Судом.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседани­ях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является право­мочным при наличии не менее восьми судей.


В Законе имеются нормы, в большей мере обеспечиваю­щие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завер­шении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итого­вое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с мо­мента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Зак­лючение Суда считается принятым, если за него проголосова­ло большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь не может возбуждать производство по делам о проверке конституци­онности нормативных актов, если предложение об этом ис­ходит от гражданина, хотя в перспективе к этому можно прийти.

В соответствии с Конституцией и названным Законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными суще­ственными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Рес­публики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит еже­годные послания Президенту и палатам Парламента о состоя­нии конституционной законности в стране.


Глава 10

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.