Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы взаимоотношений



Государства с человеком и гражданином

В Республике Беларусь

Социально-экономический характер общественного строя раскрывает ценность человека и степень его участия в осуще­ствлении власти, его место и роль в политических и социальных процессах, в формировании представительных органов, раз­личных форм самоуправления и участия в них.

Не все права и свободы даруются человеку естественным путем с момента рождения. Государственные органы, обладая полномочиями, определяют позитивные права, свободы и обязан­ности граждан, закрепляя их в законах. Юридическое закрепле­ние правового положения (статуса личности) гражданина в Конституции Республики Беларусь отражается в их отноше­ниях с государством в трех основных сферах - в области лич­ных прав и свобод граждан, политических прав и свобод и социально-экономических прав. В каждой группе этих обще­ственных отношений стороны (общество, государство и


граждане) имеют четко установленные права и несут обязан­ности в точном соответствии с требованиями закона, обяза­тельными как для граждан, так и для государственных органов.

Кроме Конституции, государственные органы другими за­конами и подзаконными актами закрепляют и защищают много­численные права, свободы и обязанности граждан в различных сферах жизни, устанавливая таким путем всесторонние виды взаимоотношений государства с человеком и гражданином: политические, социальные, экономические, экологические, трудовые, в области культуры, образования, воспитания, со­здания, укрепления и защиты семьи, налогообложения, укреп­ления дисциплины, законности и правопорядка, привлечения граждан к ответственности за правонарушения и др.

Взаимоотношения государства с гражданами могут быть постоянными (например, состояние гражданства) и временны­ми (например, поощрение государством гражданина или при­влечение его к ответственности за правонарушение).

Для демократического государства установление тесной связи со всеми слоями общества, выявление воли, желания лю­дей и использование их при решении вопросов является глав­ной стратегической задачей. Лишь та власть остается в благодарной памяти потомков, которая поддерживает граж­дан, опирается на них, защищает, созидает, а не разрушает.

Развитие и конституционное закрепление истинной демок­ратии требует формирования нового типа человека, иного стиля его жизни, более высокого правового положения в обществе и государстве. Демократия нуждается в определении значения граждан, умении активно решать глобальные жизненные пробле­мы в интересах каждого и всех, государства и общества. Повы­шение гражданина до такого уровня ведет к превращению его в личность. Действующая Конституция Республики Беларусь за­крепляет это принципиальное положение в разделе II «Личность, общество, государство», вкладывая в понятие личности ее соци­альное качество, а не биологические индивидуальности.

Наиболее ярко и весомо взаимоотношения государства с гражданином, человеком определены в ст. 2 и 21 Конституции Республики Беларусь. В ст. 2 установлено: «Человек, его пра­ва, свободы и гарантии их реализации являются высшей цен­ностью и целью общества и государства.


 


Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Граж­данин ответственен перед государством за неукоснительное ис­полнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Эти положения нашли дальнейшее развитие в ст. 21 Кон­ституции:

«Обеспечение прав и свобод граждан Республики Бела­русь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, вклю­чая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улуч­шение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Бела­руси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотрен­ные международными обязательствами государства».

Возрастание авторитета государства и усиление обще­ственно-политических функций граждан - совпадающие и вза­имообусловленные тенденции.

Характерная особенность государственно-властных отно­шений, закрепленных в Конституции, состоит в том, что «вла­ствующие», будучи подотчетными и подконтрольными народу, сами являются подвластными. Народу же принадлежит вся полнота власти (ст. 3 и 4 Конституции).

Обладая суверенитетом, государство в своей деятельности ограничено волей народа и не может брать на себя нереаль­ные, невыполнимые обязанности в отношении граждан, точно так же, как и предъявлять к ним необыкновенные требования.

К гарантиям обеспечения высокого уровня гуманных об­щечеловеческих взаимоотношений между государством и его гражданами можно отнести:

1) реальный суверенитет государства;

2) демократический гуманный путь дальнейшего развития
государства, в котором бы приоритет отдавался человеку,
гражданину, а не государственному чиновнику;

3) реальное обеспечение власти народа. Хотя указанное поло­
жение и закреплено в Конституции, но оно реализуется в недоста­
точной степени. Отсутствует закон о власти народа в Республике
Беларусь и в силу этого - механизм, правила реализации;

4) высокий культурный уровень граждан и государствен­
ных служащих, при котором бы обеспечивались их взаимное
уважение и терпимость;


5) реальное обеспечение конституционных прав, свобод и
обязанностей;

6) устойчивость гражданства Республики Беларусь.

Взаимоотношения государства со своими гражданами строятся па следующих конституционных принципах:

- гуманном социально-экономическом и политическом
строе;

- полноте прав и свобод граждан;

- приоритете прав человека в обществе и государстве;

- сочетании личных и общественных интересов государ­
ства и граждан;

 

- равноправии граждан;

- государственных гарантиях прав и свобод;

- единства прав, свобод и обязанностей;

- ответственности граждан перед обществом, государ­
ством и согражданами;

- уважении прав и свобод человека и гражданина;

- защите прав и свобод человека и гражданина.

При анализе характера взаимоотношений государства с гражданами следует иметь в виду, что единство прав и обязан­ностей граждан - это мера соотношения между их свободой и ответственностью перед государством, народом и согражда­нами. Расширение же прав граждан предполагает в свою оче­редь повышение их ответственности перед государством за выполнение конституционных обязанностей.

На содержание взаимоотношений человека с государ­ством огромное влияние оказывает правовой институт гражданства, который юридически определяет категорию людей, принадлежащих к данному государству.

Документом, удостоверяющим гражданство лица, являет­ся его паспорт, выданный данным государством. Наличие сво­его гражданства и права приема в гражданство - атрибуты и гарантия суверенитета государства.

Иностранцы и лица без гражданства не обладают такой широтой прав и свобод, как граждане государства. Демокра­тическое государство опирается на поддержку своих i раждан, учитывает их волю при проведении внутренней и внешней по­литики и руководит общественными процессами.


 


Раздел III.

Основы

административного

права


Глава 11

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.