Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция прав человека в Конституции Республики Беларусь



Характерная особенность Конституции Республики Бела­русь состоит в том, что в ней закрепляются гарантии, спо­собствующие реализации основных прав и свобод граждан, а также формы их защиты (ст. 59-62). Кроме прав и свобод, в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) - это реальная возможность для гражданина воспользоваться чем-либо, то обязанность - общественно не­обходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гаранти­руемого государством.

Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности долж­ны выполняться гражданами независимо от их желания в точ­ном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение правовых обязанностей устанавливается ответ­ственность (гражданско-правовая, административная, уголов­ная).

В соответствии со ст. 52-57 Конституции граждане Республики Беларусь обязаны:

- соблюдать Конституцию, законы и уважать нацио­
нальные традиции, достоинство права, свободы, законные ин­
тересы других лиц;

- беречь историко-культурное, духовное наследие и дру­
гие национальные ценности, охранять природную среду;

- защищать Республику Беларусь;

- уплачивать государственные налоги, пошлины, иные пла­
тежи.

В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Доб­росовестное исполнение гражданами конституционных обя­занностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.

Концепция правового статуса гражданина ныне действу­ющей Конституции 1994 г. исходит из независимости Респуб-


лики Беларусь, ее самостоятельности в мировом сообществе при проведении внутренней и внешней политики, реального суверенитета народа и государства.

В Конституции закрепляется демократическая, гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям.

В ст. 2 Конституции закрепляется положение о том, что человек является высшей ценностью общества и государства, а в ст. 21 - о том, что обеспечение прав и свобод граждан Рес­публики Беларусь - высшая цель государства.

Никто не может пользоваться преимуществами и привиле­гиями, противоречащими закону. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует рав­ную защиту и равные условия для развития всех форм соб­ственности. Оно регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.

Все граждане Республики Беларусь в своей совокупности составляют социальную общность - народ Беларуси, который является единственным источником государственной власти. На­род осуществляет свою власть непосредственно и через пред­ставительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Фактически народ, его воля являются источником не только государственной, но и многообразной общественно-политической власти, проявляющейся в общественных объе­динениях (политических партиях, общественных движениях, общественных организациях), органах общественного самоуп­равления граждан, собраниях и референдумах.

Получается своеобразный замкнутый цикл: народ как пер­вичный носитель власти наделяет ею государственные и обще­ственно-политические структуры, которые в свою очередь заботятся о каждом гражданине в отдельности и о группах, объединенных в различные ассоциации, гарантируют и защи­щают их права. При такой демократической ситуации госу­дарство должно быть заинтересовано в реальном обеспечении прав и свобод граждан и их объединений.


В Конституции Республики Беларусь 1994 г. учтены все положения международно-правовых актов, ратифицирован­ных парламентом, даже естественные права, к которым совет­ская правовая наука относилась отрицательно. Правовой статус человека в Конституции Беларуси значительно шире, чем он закреплен в международных актах.

Из 146 статей Конституции 77 (т.е. более половины) посвя­щены определению правового статуса личности, граждан Республики Беларусь, а также иных лиц, проживающих на ее территории (иностранцев и лиц без гражданства). Это свиде­тельствует об особом внимании и приоритете граждан государ­ства перед иными конституционно-правовыми институтами. Ни одна из ранее действовавших советских конституций не закреп­ляла личные права и свободы граждан в таком объеме, как ныне действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г.

« На первом месте в Конституции стоят личные права и свободы. К ним относятся: право на жизнь, свобода, неприкос­новенность и достоинство личности. Никто не должен подвер­гаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 25). Государство защищает жизнь человека от любых противо­правных посягательств (ст. 24).

Закрепляется презумпция невиновности. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказа­тельства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27).

Каждый имеет право на защиту от незаконного вмеша­тельства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28).

Консти гуция обеспечивает неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29). Регулируемые от­ношения неприкосновенности личности, ее жилища, иных объектов личной жизни есть не что иное, как формы обеспече­ния (гарантии) личной свободы гражданина и человека.


Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах терри­тории республики, покидать ее и беспрепятственно возвра­щаться обратно (ст. 30).

Каждый имеет право самостоятельно определять свое от­ношение к религии.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста име­ют право на добровольной основе вступить в брак и создать се­мью. Супруги равноправны в семейных отношениях (ст. 32).

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Не допускается цензура.

В Конституции закреплено право каждого сохранять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуж­ден к определению и указанию своей национальной принадлеж­ности (ст. 50). Главное - это человек, а не его национальная принадлежность, что подтверждается высотой культуры и мо­рали в обществе.

Закрепляется право каждого человека, проживающего на территории Республики Беларусь, пользоваться родным язы­ком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в со­ответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ч. 3 ст. 50).

К личным правам относится и право граждан на обжало­вание решений, приговоров и других судебных постановле­ний (ст. 116).

Закрепление в Конституции Республики Беларусь гуман­ных, высокоморальных устоев личной жизни человека способ­ствует ускорению формирования гражданского общества.

* Ко второй группе конституционных прав граждан отно­сятся политические права и свободы, которые определяют фор­мы и пределы участия граждан в политике, в реализации ими своей власти.

Государственные и общественно-политические формы вла­сти (органы государства, политические партии и обществен­ные объединения) являются как бы вторичными после власти


народа. Конституция фиксирует данное явление в следующей формулировке: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуще­ствляет свою власть непосредственно и через представитель­ные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (ст. 3). Власть народа проявляется во всех эле­ментах и субъектах политической системы общества (ст. 4, 5), поскольку политика - высшая форма самореализации воли народа.

Конституция Республики Беларусь закрепляет широкий спектр политических прав и свобод граждан, реализация кото­рых позволяет им более активно осуществлять политическую власть. Это - право граждан на получение, хранение и распро­странение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международ­ной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Респуб­лики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, зат­рагивающими его права и законные интересы (ст. 34), право свободно избирать и быть избранным в государственные орга­ны на основе всеобщего, свободного, равного, прямого изби­рательного права при тайном голосовании (ст. 38).

В соответствии со своими способностями, профессиональ­ной подготовкой граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 35). Они имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представи­телей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референ­думов, обсуждением проектов законов и вопросов республи­канского и местного значения, другими определенными законом способами (ст. 37). Каждому предоставляется право направлять личные или коллективные обращения в государ­ственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный срок (ст. 40).


В Конституции 1994 г. закреплена свобода собраний, ми­тингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республи­ки Беларусь (ст. 35). Каждый имеет право на свободу объедине­ний. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, орга­нов безопасности, военнослужащие не могут быть членами по­литических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Настоящие ограничения установлены для обеспечения независимости и более объек­тивной деятельности указанных должностных лиц.

Впервые за всю историю Республики Беларусь предостав­лено право законодательной инициативы ее гражданам, обла­дающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99).

Юридическое содержание конституционных политических прав и свобод предполагает возможность граждан требовать от государства и его органов исполнения обязанностей, выте­кающих из предписаний Основного Закона. Специфика содер­жания конституционных свобод выдвигает на передний план одну из ведущих функций механизма - обеспечение самостоя­тельности действий личности, невмешательство в сферу ее по­литических суждений.

» Третью группу прав граждан в Конституции 1994 г. представляют социально-экономические права: право на труд, на отдых, на собственность, право на охрану здоровья, вклю­чая бесплатное лечение в государственных учреждениях здра­воохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, право на социальное обеспечение в старости, в случае болез­ни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормиль­ца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, право на образование. Государство гарантирует дос­тупность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способнос­тями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплат­но получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.


Каждый имеет право на участие в культурной жизни, что обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и обще­ственных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

В Конституцию введена специальная ст. 59, обязывающая государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Основным Законом.

Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граж­дан является их юридическая защищенность. В ранее действо­вавших Конституциях БССР отсутствовали положения, уста­навливающие правовую защищенность основных прав и свобод граждан. Уровень защищенности прав человека и гражданина является показателем демократичности правового государства и гражданского общества. Конституция 1994г. (ст. 59) предписывает государственным органам, должност­ным и иным лицам, которым доверено исполнение государ­ственных функций, обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответствен­ность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Государство гарантирует защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь как на территории Белару­си, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 Конституции). И все же основной и наиболее эффективной правовой формой защиты конституционных прав и свобод граждан должна стать судеб­ная защита.

В ст. 60 Конституции 1994 г. закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан. В каком бы положении ни находился человек, какую бы должность он ни занимал, он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением с целью защиты своих интересов, чести, прав, а суд обязан принять иск, рассмотреть его и вынести соответствующее решение. Таким образом, демократизация общественной жизни и судо­производства получает дальнейшее развитие.


Вводится также правило о материальном возмещении мо­рального вреда при защите прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 61 Конституции). С введением такого правила правонарушитель одновременно несет не только уголовную или административ­ную ответственность, но и ответственность материально возме­щать потерпевшим гражданам моральный вред (за переживания, оскорбление и унижение чести и достоинства граждан в общественных местах и др.).

Существует и внесудебная защита прав граждан: профсо­юзными, кооперативными и иными общественными объедине­ниями граждан, органами государственной власти, управле­ния, прокуратуры, внутренних дел, контроля. Особого внимания заслуживает защита прав граждан на различных со­браниях, являющихся прямой формой демократии.

Формой внесудебной защиты является также конституци­онное право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Конституция предоставляет гражданам право на юриди­ческую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государ­ственных органах, органах местного управления, на предприя­тиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В слу­чаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказы­вается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республи­ке Беларусь запрещается.

Иностранные граждане и лица без гражданства на тер­ритории Беларуси пользуются правами, свободами и исполня­ют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международ­ными договорами (ст. 11). Они могут обращаться в судебные, иные государственные органы и общественные объединения для защиты своих прав.

В понятие правового статуса гражданина Конституция вкладывает не только совокупность основных прав и свобод,


но и обязанности граждан. Каждый, кто находится на террито­рии Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, беречь историко-куль­турное наследие и другие культурные ценности (ст. 52-54).

Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55).

Новой закрепленной обязанностью граждан Республики Беларусь является их участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст. 57).

Никто не может быть понужден к исполнению обязаннос­тей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Конституция возлагает обязанности не только на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, но и на государственные органы, общественные объединения и трудовые коллективы. За несоблюдение конституционных обязанностей устанавли­вается ответственность.


Глава 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.