Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления



Предметом административного права являются нормы, ре­гулирующие общественные отношения, складывающие­ся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности

Понятие «исполнительная власть» используется в законо­дательстве Республики Беларусь лишь с конца 1990-х гг., а с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) оно получило конституционно-правовое утверждение.

Исполнительная власть представляет один из видов, подсис­тему единой государственной власти, которая осуще­ствляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Следует различать исполнительную власть в непосред­ственном, конституционно-правовом смысле как одну из вет­вей власти и исполнительную власть в широком смысле как функционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти посредством правопри­менительной, исполнительной деятельности.

Исполнительная власть в конституционно-правовом смыс­ле как одна из ветвей власти самостоятельна, не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполни­тельную власть, ни вмешиваться в ее деятельность.

Особенности исполнительной власти (в широком смысле) как специфического властеотношения выражаются в том, что они возникают в общегосударственном масштабе в связи с осу­ществлением государственной функции правоприменительного

158'


(исполнительного) характера. Исполнительная власть призва­на обеспечивать реализацию, проведение в жизнь законов и других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь). Это - подзаконная деятельность.

Исполнительная власть осуществляет свои функции в рам­ках закона и других законодательных актов. «Связанность» исполнительной власти законом не следует абсолютизировать. Ее деятельность не ограничивается лишь исполнением законов.

Посредством закона регулируются лишь важнейшие воп­росы общественной и государственной жизни. Исполнитель­ная власть не только вправе, но и обязана конкретизировать, развивать законы (законодательные акты) в установленных законом формах и пределах.

Исполнительная власть осуществляется не только в форме исполнения, реализации законов (законодательных актов), но и в распорядительной форме, т.е. ее органы правомочны изда­вать в пределах компетенции правовые (нормативные и инди­видуальные) акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.

Исполнительная власть объективируется, олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов - органов исполнительной власти. Орган исполни­тельной власти представляет одно из звеньев (структур) госу­дарственного аппарата.

Адекватно сущности, содержанию исполнительной влас­ти, различным формам ее реализации образуется система го­сударственных органов.

Исполнительную власть в Республике Беларусь в консти­туционно-правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст. 106 Конституции осуществляет Прави­тельство - Совет Министров Республики Беларусь.

Исполнительную власть (в широком значении) как функ-ционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти в форме правопримени­тельной, исполнительно-распорядительной деятельности, осу­ществляет система государственных органов, находящихся между собой в иерархических связях, в отношениях власти -подчинения. К таким государственным органам относят орга­ны общей компетенции.


То обстоятельство, что система межотраслевых и отрасле­вых государственных органов подвергается периодической реорганизации, не изменяет их сущности, роли в системе государ­ственных органов. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают исполнительными функциями и наделены распорядительными полномочиями в отношении подчиненных им субъектов (объектов). Более того, эти органы в той или иной мере обладают координационными, контрольными и распорядительными полномочиями и в отно­шении субъектов, объектов (органов, объединений, предприя­тий), не входящих в их систему.

К органам исполнительной власти относятся:

» Совет Министров Республики Беларусь;

« министерства;

« государственные комитеты;

» комитеты при Совете Министров;

» исполнительные и распорядительные органы на терри­тории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета - исполнительные комитеты;

» в городах с районным делением - администрации райо­нов. К органам исполнительной власти также относятся уп­равления (комитеты), отделы областных (города Минска), городских, районных исполкомов.

Органы исполнительной власти, осуществляющие специ­фический вид деятельности - государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст. 106 Конституции Правительство - Совет Министров - «центральный орган государственного управле­ния». В Конституции органы государственного управления и органы исполнительной власти рассматриваются как тожде­ственные. В ст. 107 Основного Закона указывается, что Правительство Республики Беларусь «руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

Любой орган исполнительной власти - это также и орган государственного управления. Однако не всякий орган госу­дарственного управления является органом исполнительной


власти. Систему органов государственного управления со­ставляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти.

К органам государственного управления относятся: Ад­министрация Президента, администрации объединений, пред­приятий, учреждений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.