Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституция Республики Беларусь



Структура

Структура Конституции представляет собой систему груп­пировки ее норм и последовательное их расположение. Кон­ституционные нормы включаются в разделы и главы.

/~ Структура Конституции Республики Беларусь является /стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключи-\телъные переходные положения.

« В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусмат­ривается, что Конституция является Основным Законом Рес-


публики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

* Основная часть Конституции состоит из восьми разде­лов, разделы III, IV и V состоят из глав (всего восемь глав).

В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Зак­репляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т е. верхо­венства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гаран­тирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности, и другие.

Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям чело­века и гражданина.

В разделе III фиксируются основные положения, касающи­еся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.

Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреп­лены полномочия Главы государства, Парламента, Прави-тельства^ органов судебной власти.

Положения V раздела касаются местного управления и. самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты орга­низации и деятельности, полномлаий местных Советов, испол­нительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие дея­тельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, дек­ретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возло­жен контроль за исполнением бюджета, использованием госу­дарственной собственности и некоторые другие вопросы.


Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кре­дитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Кон­ституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем реша­ются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

» Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особен­ностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

Основные черты

22 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии.

Проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. и августе 1992 г.). Была отмечена высокая активность граждан и организаций республики при обсужде­нии проекта новой Конституции.

Работа над проектом Основного Закона завершилась на 13-й сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г.

Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти че­тырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.

30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в респуб­ликанских газетах и с этого дня вступила в действие. День приня­тия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем.

Отличительные признаки нового Основного Закона Бе­ларуси:

1) деидеологизированный характер;

2) закрепление в качестве экономической основы много­
образия форм собственности;


3) установление равенства государства и гражданина, на­
личие у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве вектора для развития текущего
законодательства приоритета общепризнанных принципов
международного права;

5) разделение и взаимодействие властей;

6) прямой характер действия норм Конституции.

«Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 Кон­ституции, - осуществляется на основе многообразия полити­ческих институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может уста­навливаться в качестве обязательной для граждан».

Конституция любого государства, в том числе и белорус­ского, ставит и решает три группы проблем:

1) регламентация института прав и свобод;

2) создание нового государственного механизма;

3) разработка нового права, создание новой судебной сис­
темы, которая должна пресекать возможный произвол власти.

Конституция сформулировала генеральную схему балан­сов и противовесов. Однако некоторые оставшиеся пробелы необходимо было восполнить. Например, в Конституции было закреплено право Парламента определять дату выборов в высший представительный орган и не указывались иные орга­ны, которые могли бы поправить позицию депутатов, когда она не основана на Конституции.

Конфликт между ветвями власти, начавшийся с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г., привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предло­жили для народного голосования самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994 г.

Итоги референдума 24 ноября 1996 г. были опубликованы в газете «Советская Белоруссия» 27 ноября 1996 г. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предло­женный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

За день до вступления в силу Конституции именно Верхов­ный Совет принял Закон «О республиканском референдуме


24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь». Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 г.

В соответствии со ст. 144 Конституции Президент Респуб­лики Беларусь сохраняет свои полномочия. Срок его полномо­чий исчисляется со дня вступления в силу Конституции.

Что появилось принципиально нового в Конституции пос­ле прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума?

В Основном Законе закреплен принцип верховенства пра­ва (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концеп­ции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, осно­ванных прежде всего не на актах какого-либо одного вида, а на праве как высшей справедливости. Такой подход позволяет нам предъявлять соответствующие требования к органам, осу­ществляющим нормотворческую деятельность, к судам, кото­рые призваны осуществлять не законо- или указосудие, а правосудие, включая и конституционное правосудие.

Наиболее существенные изменения претерпел раздел IV,
посвященный организации и деятельности высших органов го­
сударства - Президента, Парламента, Правительства и су­
дов, расширены права граждан. \

Произошло Лерераспределение полномочий между указан­ными органами, их уточнение. Будет неверным утверждать, что только Президент получил дополнительные права и обя­занности, ведь значительно возрос объем полномочий Прави­тельства, более конкретно сформулирован механизм взаимо­действия между представительной и исполнительной властью, законодательный процесс сформулирован таким образом, что­бы к минимуму свести споры между его участниками.

По форме правления Беларусь - президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, однако по сво­ему объему они не шире тех, которыми обладают президенты, например, США, России, Франции, Казахстана и других стран.

Важнейшие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полно­мочия могут быть предусмотрены обычными законами.

Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций яв­ляется определение предмета и пределов законодательного ве­дения Парламента. В этих целях в ст. 97 и 98 Конституции указано, какие общественные отношения должны регулиро-


ваться законами, а также указано на то, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмот­рено Конституцией. Такой подход позволяет исключить пре­вышение Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может изда­вать временные декреты, имеющие силу закона. За рубежом исполнительная власть часто также имеет право издания ак­тов, имеющих силу законов.

Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конститу­ции не предусматривается проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обла­дает своей компетенцией. И лишь принятие законов - дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не пре­дусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. ~

Существование двухпалатного парламента способствует повышению эффективности законодательной деятельности.

По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти -представительной и исполнительной - в формировании Конститу­ционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяй­ственного судов, что совпадает с зарубежной практикой.

В Конституции имеются нормы, определяющие законода­тельный процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициати­вы, в то же время им наделено Правительство. Однако, не­смотря на это, круг таких субъектов все же шире, чем это принято за рубежом.

Более продуманному отношению к подготовке проектов бу­дет способствовать правило, согласно которому законопроек­ты, следствием принятия которых может быть сокращение [ осударственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Парламент лишь с согласия Президента либо по его поручению - с согласия Правительства.

Президент, как и ранее, имеет право вето на принятый за­кон. Однако новым,является то, что закон не считается подпи­санным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое «карманное» вето, которое давно предусмотрено в Конститу­ции США. С учетом опыта работы законодательных и испол­нительных органов штатов США в Конституции Беларуси


предусмотрено право Президента высказать возражения отно­сительно отдельных положений закона, которые возвращают­ся для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Сове­там Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения. Это позволяет исключить ситуацию, ког­да необходимый для практики закон не может быть введен из-за каких-либо частных замечаний.

В Конституции получил свое развитие принцип судебной защиты гражданами своих прав и свобод. Во-первых, в ст. 60 Основного Закона закреплено право каждого на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Во-вторых, согласно новой редакции ст. 61 каждый вправе в соответствии с международ­но-правовыми актами, ратифицированными Республикой Бела­русь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта кон­ституционная норма устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, позволяя им выходить на международ­ный уровень, если внутри государства не удалось защитить свои права. Основой для этого являются соответствующие меж­дународные договоры. В-третьих, в ст. 112 Конституции зак­реплено ' правило о том, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии норматив­ного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о при­знании данного нормативного акта неконституционным.

Предупреждению конфликтных ситуаций, нарушений прав и свобод граждан могло бы явиться наделение Конституционного Суда правом осуществлять превентивный контроль за приняты­ми актами. Сочетание его с последующим контролем способство­вало бы укреплению конституционного порядка в стране.

В целом новая редакция Конституции, несмотря на некото­рые минусы, создает условия для формирования сильного го­сударственно-правового механизма.

На референдуме 17 октября 2004 г. была принята в новой редакции ч. 1 ст. 81 Конституции, в результате чего сейчас нет ограничения на занятие должности Президента Республики Бе­ларусь одним и тем же лицом какими-либо сроками.


Глава 4

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.