Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ



Понятие, сущность и юридические свойства конституции

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio -установление, строение.

Конституция - это основной закон государства, закрепляю­щий организацию государственной власти и определяю­щий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно опреде­лить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юриди­ческой силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - основной закон. Предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантии прав и свобод человека и
гражданина;

2) организацию государственной власти, определение ос­
нов конституционного строя, форм государства (форм правле­
ния, государственного устройства) и др.

Принято считать, что конституция имеет социально-поли­тическую сущность. Общепринятое понимание сущности кон­ституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы втор­жения государства в область прав и свобод человека и граж­данина.


Наряду с идеологическими и политическими любая кон­ституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.

Конституция является главным, основным законом госу­дарства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию Не­редко называют ядром правовой системы. Часто в самой кон­ституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому ста­тусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным право­вым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соот­ветствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе.

Юридический вес конституционных норм предопределяет­ся их верховенством не только по отношению к разрабатыва­емым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Следующим важнейшим юридическим свойством консти­туции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образец стабильности - Конституция США, которая принята в 1787 г., i е. действует уже более двухсот лет, причем за это время в нее внесено всего 27 поправок.

В Беларуси действует пятая по счету конституция. Опти­мальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформа­ции ее норм с учетом складывающихся политических, эконо­мических и социальных условий.


Виды конституций

В основу классификации конституций могут быть положе­ны различные признаки. Классификация конституций позволя­ет выявить присущие им черты и особенности правового регулирования.

* По сроку действия конституции можно классифициро­
вать на временные и постоянные.

Временные имеют ограниченный срок действия: в основ­ном законе прямо указывается период действия конституции.

Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. они являются постоянными. Это, однако, не гаран­тирует их стабильности, устойчивости, не исключает появле­ния у определенного круга лиц, политических сил желания инициировать изменения конституции, вплоть до принятия но­вой. В некоторых конституциях непосредственно указывает­ся, что она является нерушимой (Мексика), что не исключает возможности внесения необходимых поправок в нее.

Старейшая в мире конституция - Конституция США (1787 г.).

* В зависимости от формы или структуры, в которой вы­
ражены конституции, их подразделяют на писаные и неписаные.

К писаным относят конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным - совокупность законодательных ак­тов. Однако эта классификация не совсем точна, в последнем случае следует вести речь о кодифицированных конституци­онных актах, которые также изложены в письменной форме.

Имеются конституции, состоящие не из одного, а из несколь­ких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

В Великобритании и Новой Зеландии конституции не име^ ют четкой структуры. На практике к ним относят, исходя из важности существования и развития правовой системы, груп­пу актов, составляющих некодифицированную конституцию.

« По способу принятия конституции подразделяются сле­дующим образом:

1) принятые путем народного голосования (референду­мом). В последние годы таким способом приняты конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.;


2) принятые законодательным органом. Наиболее распро­
страненный способ принятия конституции. В данном случае
может действовать иная, более жесткая процедура, чем при
принятии обычных законов, требуется более высокое (квали­
фицированное) большинство;

3) принятые специально создаваемым для этих целей органом
(конституционной ассамблеей, учредительным собранием и др.);

4) редко встречается в настоящее время введение консти­
туции посредством октроирования - одностороннего акта «да­
рования» конституции суверена (монарха) народу.

Во Франции одна из конституций была «дарована» импе­ратором Наполеоном I. В 1990 г. конституцию народу «даро­вал» король Непала.

« По порядку измененияконституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).

Конституция является гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы, каких-либо специальных процедур не предусматривается. Типичные примеры гибких конституций - конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Жесткими являются конституции, которые изменяются (до­полняются) в особом, более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Нередко парламент или иной учре­дительный орган ограничивается изменениями (дополнениями) конституции, т.е. может устанавливаться возможный предмет (содержание) в пределах пересмотра. Наиболее важные с точки зрения субъекта, принявшего конституцию, положения объявля­ются не подлежащими изменению. К ним часто относят основы конституционного строя, права и свободы человека.

Нередко вводятся ограничения изменений конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (Бразилии 1988 г.) закреплялось, что они не подлежат измене­нию в течение пяти лет, что, по мнению сторонников такого подхода, должно способствовать созданию и обеспечению эф­фективного функционирования органов государственной вла­сти. В Беларуси не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.


Более распространенными являются ограничения по обстоя­тельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.

Стабильности конституции содействует более сложная процедура внесения в нее изменений (дополнений). Устанавли­вается более узкий круг субъектов, по сравнению с правом за­конодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент в отношении тех статей, которые он вправе контролировать. Так, согласно ст. 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Кон­ституции рассматривается палатами Парламента по инициа­тиве Президента или по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 99 Основного Закона). Более узкий круг субъектов, обла­дающих правом на внесение предложений об изменении и до­полнении конституции, предусмотрен также в конституциях Португалии, России.

/" Согласно Конституции Республики Беларусь закон об из­менении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом, с промежутком •це менее трех месяцев. Данное правило можно считать соблю­денным, если проект как при первом чтении, так и при втором обсуждении будет идентичным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.