При необходимости получения на территории иностранного государства того или иного вида правовой помощи суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного го- сударства.
Согласно ст. 454 УПК запрос о производстве процессуальных действий должен иметь письменную форму, быть подписан должностным лицом, его направляющим, заверен гербовой печатью и содержать следующие сведения:
— наименование органа, от которого исходит запрос;
— наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
— наименование уголовного дела и характер запроса;
— данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождение;
— изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запраши- ваемых документов, вещественных и других доказательств;
— сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его ква- лификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а при необходи- мости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Помимо указанных сведений в запросе об оказании правовой помощи целесооб- разно сообщать:
— о его цели, характере расследования или судебного разбирательства, наимено- вании и компетенции органа, осуществляющего производство по делу (особенно это важно для точного выполнения запросов по делам, расследуемым следователями во- енной прокуратуры, ФСБ);
— необходимости использования конкретной процедуры или условия, соблюде- ние которых желательно для запрашивающей стороны;
— сроки, в течение которых ожидается исполнение запроса.
Указание на использование конкретной процедуры или условия, соблюдение ко- торых желательно для запрашивающей стороны, необходимо, прежде всего, при на- правлении запроса в те государства, уголовно-процессуальная система которых не принадлежит к европейскому континентальному типу. Так, например, в англосаксон- ских странах, где действует система общего права, не предусмотрено проведение фор- мального предварительного расследования, поэтому вне судебного разбирательства не проводится допрос свидетелей. Вместо этого сотрудниками полиции осуществля- ется опрос и предоставляется краткий отчет о его результатах, без подписи опраши- ваемого и обычно без указания времени и места опроса. Поэтому в запросе по пору- чению российской стороны необходимо указать, какие реквизиты должны быть включены в исполненное поручение.
Если в запросе ставится вопрос о применении мер принуждения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.п.), которые в соответствии с порядком, действу- ющим у запрашиваемой стороны, требуют получения в этом государстве ордера ком- петентного учреждения юстиции, к запросу следует прилагать документы, подтверж- дающие обоснованность предположения или утверждения, что соответствующие предметы находятся на территории запрашиваемого государства в определенном ме- сте или у определенного лица. При направлении запроса о проведении обыска в стра- ны англосаксонской правовой системы в нем, кроме того, целесообразно указывать мотивы, заставляющие полагать, что лицо, у которого требуется провести обыск, не представит необходимые предметы или документы добровольно.
К запросу обычно прилагаются заверенные и в установленных случаях санкцио- нированные надлежащим органом юстиции постановления о производстве следствен- ных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Запрос обычно имеет письменную форму, однако в неотложных обстоятельствах или при допущении этого запрашиваемой стороной он может быть направлен с помо- щью средств электронной связи. При этом письменный оригинал высылается так ско- ро, как только это представится возможным. Язык составления запроса, а также при- лагаемых к нему документов оговаривается в тексте договора. В ряде соглашений оговаривается также язык, на котором исполняется поручение или оформляется ответ на запрос.
Запрос направляется через следующие ведомства:
— Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда
РФ;
— Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судебной деятельно-
стью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
— Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психо- тропных веществ — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
— Генеральную прокуратуру РФ — во всех остальных случаях.
Перечисленные центральные ведомства проверяют содержание и форму запроса требованиям международного договора, направляют запрос соответствующим цен- тральным органам запрашиваемого государства, осуществляют контроль за исполне- нием запроса в иностранном государстве, организуют в случае необходимости предо- ставление его органам необходимой дополнительной информации, согласуют условия сохранения конфиденциальности предоставляемой информации.
Вместе с тем в соответствии с п. 7 оговорок, сделанных Россией к ст. 24 назван- ной Конвенции при ратификации Конвенции о взаимной правовой помощи по уго- ловным делам 1959 г., в случаях, не терпящих отлагательства, запрос (поручение) может быть направлен в упрощенном порядке — непосредственно через исполняю- щие запрос судебные органы, под которыми для России, в смысле данной Конвенции, понимаются лишь суды и органы прокуратуры. При этом копия запроса одновремен- но передается в соответствующий центральный орган (соответственно Министерство юстиции или Генеральная прокуратура РФ), который также должен быть немедленно извещен и о передаче исполненного запроса.