Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, от- ношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по кругу лиц может базироваться не только на принципе равенства, но и на неко- торых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и соответственно различное действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц допускаются в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обусловли- вать в уголовном судопроизводстве служебный иммунитет, т.е. особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственно- сти и производства по делу в отношении ряда категорий должностных лиц, вклю- чающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на про- ведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет не означает приобретения такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государ- ственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим ос- нованием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы независимости судей, разделения властей и др.
Служебный иммунитет для различных категорий лиц имеет разный объем и мо- жет распространять свое действие на различные правовые отрасли. В соответствии с положениями гл. 52 УПК ограниченный служебный иммунитет предоставлен на- званным в ней лицам. Производство в отношении этих лиц представляет собой об- щий порядок уголовного судопроизводства с изъятиями и дополнительными процес- суальными гарантиями. Это в основном должностные лица государственных органов, деятельность которых требует особых гарантий их независимости или самостоятель- ности, однако особый порядок производства действует и в отношении адвокатов, ко- торые состоят в негосударственной организации.
Рассматриваемый особый порядок следует отличать от особой процедуры веде- ния уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипло- матическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным правом и в целом отличается еще бoльшим объемом изъ- ятий из ординарного строя судопроизводства.
Особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный гл. 52 УПК, в том или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении следующих категорий лиц (ч. 1 ст. 447):
— членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; депутатов за- конодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
— судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдик- ции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;
— Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
— Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
— Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полно- мочий, а также кандидатов в Президенты Российской Федерации;
— Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
— следователей;
— адвокатов;
— членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
— зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зареги- стрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.