Особый порядок предусмотрен в отношении определенных категорий лиц для принятия решений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о привлечении их в ка- честве обвиняемых, когда уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления (не в отношении какого-либо конкретного лица); в) о повороте обвинения к худшему в части квалификации преступления. Кроме того, для данной категории дел уста- новлена особая подследственность.
Согласно п. 1—14 ч. 1 ст. 448 УПК решения о возбуждении уголовного дела про- тив определенного лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого (если уго- ловное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния) принимаются в особом порядке. Его элементами являются:
1) вынесение соответствующего решения:
а) Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ — против члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ,
судьи Конституционного Суда РФ, судей судов общей юрисдикции, в том числе миро- вых судей, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Прези- дента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом ре- шающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ (п. 1, 2, 3—8, 12 ст. 448);
б) исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при проку- ратуре РФ — против Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 2.1 ст. 448),
в) руководителем следственного органа Следственного комитета при прокурату- ре РФ по субъекту РФ — против депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, члена избирательной комис- сии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п. 9, 12 ч. 1 ст. 448)1; в отно- шении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного долж- ностного лица органа местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 448),
г) вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ — против прокурора, руководителя следственного органа, сле- дователя (п. 10 ст. 448),
д) руководителем следственного органа Следственного комитета при прокурату- ре РФ по району, городу — против адвоката (п. 10 ч. 1 ст. 448);
2) предварительное получение прокурором перед принятием такого решения за- ключения о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления:
а) особой коллегии из трех судей Верховного Суда РФ — в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ2, судьи Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж- ного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда горо- да федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, фе- дерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. 1—4 ст. 448), б) такой же коллегии областного, краевого и равного им суда, военного суда соот- ветствующего уровня — в отношении всех иных судей судов общей юрисдикции, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъек-
та РФ (п. 5, 9 ст. 448),
в) судьи районного суда или гарнизонного военного суда, действующего едино- лично, — в отношении следователя, адвоката, прокурора (п. 10 ч. 1 ст. 448);
3) предварительное получение согласия государственного органа власти или про- фессиональной корпорации, к которым, как правило, принадлежит данное лицо: Со- вета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ — в отно- шении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448); Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ — в отно- шении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (ч. 7 ст. 448); Конституционного Суда РФ — в отношении судьи Конституционного Суда РФ (п. 3
1 В момент подготовки данной редакции учебника в тексте п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в качестве субъекта возбуждения дела против члена избирательной комиссии, комиссии референдума с пра- вом решающего голоса, по всей видимости, ошибочно назван прокурор субъекта РФ.
ст. 448); соответствующих квалификационных коллегий судей — в отношении иных судей (п. 4—5 ст. 448); Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ — в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы (п. 13 ч. 1 ст. 448); руководителя следственного органа Следственного комитета при проку- ратуре РФ по субъекту РФ — в отношении зарегистрированного кандидата в депута- ты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448);
4) производство предварительного следствия или дознания в отношении указан- ных лиц только следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ (подп. «б» п. 1 ч. 2; п. 7 ч. 3 ст. 151).
Рассмотрение соответствующего представления о даче судом заключения о на- личии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления проводится в за- крытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представ- ления в суд.
Судебное заседание по рассмотрению представления производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного засе- дания1. В судебном заседании участвует руководитель следственного органа, лицо, в отношении которого внесено представление, и его защитник, а также может прини- мать участие лицо, заявившее о преступлении2. Рассмотрев представление руководи- теля следственного органа, суд дает заключение о наличии или об отсутствии в дей- ствиях лица признаков преступления либо отказывает в этом. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действих одного из лиц, указанных в п. 1— 5, 9 и 10 ч. 1 ст 448, является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 6 ч. 1 ст. 24).
Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность его утверждения о наличии оснований для возбужде- ния уголовного преследования в отношении лица, и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу3.
Если в ходе расследования уголовного дела встанет вопрос о необходимости из- менения квалификации деяния, содержащейся в заключении коллегии судей, в сторо- ну ухудшения положения лица, против которого ведется уголовное преследование, оно производится в том же порядке. Это значит, что прокурор направляет в соответ- ствующую коллегию, состоящую из 3 судей, представление, в котором обосновывает необходимость такого изменения квалификации преступления. Однако это условие применяется для поворота обвинения к худшему лишь в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи (ч. 6 ст. 448).
Согласно принятому порядку, при необходимости получения согласия Совета Федерации или Государственной Думы на производство рассматриваемых процессу- альных действий против члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
1 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 12-Дп02-13 по делу Симолкина.
2 См. определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 № 345-О, от 24.02.2005 № 132-О, от 14.12.2004 № 392-О.
3 См. определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 452-О.
(а равно во всех других случаях, когда возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого является прерогативой Генерального прокурора РФ, либо если испрашивается согласие Конституционного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ) орган предварительного расследования направляет надзирающе- му прокурору соответствующее мотивированное постановление. Надзирающий про- курор, если постановление признано им обоснованным, представляет материалы проку- рору субъекта Федерации или приравненному к нему прокурору с просьбой о возбуждении перед Генеральным прокурором РФ ходатайства о внесении представле- ния. Вместе с проектом представления к ходатайству прилагаются обосновывающие его документы (протоколы следственных действий, заключения экспертов и др.). По уголов- ным делам и материалам, находящимся в производстве территориальных органов Мини- стерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и т.д., к ходатайству прилагается также заключение за подписью руководителя следственного подразделения, органа дознания федерального министерства или ведомства.
Определенные особенности имеет принятие решения о возбуждении уголовного дела (или привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбужде- но в отношении других лиц) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. В течение 3 суток после вынесения этого решения Генеральный прокурор РФ должен направить в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекра- тившего исполнение своих полномочий, это решение вместе с представлением Гене- рального прокурора РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. В срок до 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы решение Совета Федерации по вопросу о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято. Об этом в трех- суточный срок извещается Генеральный прокурор РФ. Решение Государственной Думы либо решение Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновен- ности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК.