Проблемы борьбы с преступностью являются предметом внимания Организации Объединенных Наций, которой был подготовлен ряд конвенций о преступлениях международного характера, учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью. Раз в 5 лет Комитет проводит конгрессы ООН по преду- преждению преступности и обращению с правонарушителями. С 1992 г. действует Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
В сентябре 1990 г. СССР вступил в Международную организацию уголовной по- лиции (Интерпол) со штаб-квартирой в г. Лионе (Франция); членом Интерпола ныне является Российская Федерация. В структуре МВД Россиии существует Националь- ное центральное бюро Интерпола, которое занимается учетом информации о между- народных преступлениях и преступниках, о незаконном обороте наркотиков и оружия, о фальшивомонетничестве, о незаконном отмывании денег и т.д. Бюро обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел России с полицией других государств и с Гене- ральным Секретариатом Интерпола. Оно также является координационным центром правоохранительных органов Российской Федерации, когда это связано с выходом их деятельности на уровень международных взаимоотношений.
На основе международных договоров действуют международные суды. За по- следние полвека, прошедшие со времени действия Нюрнбергского и Токийского меж- дународных военных трибуналов, Совет Безопасности ООН учредил ad hoc два меж- дународных уголовных трибунала: Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (1993) и Международный уголовный трибунал по Руанде (1994).
В июле 1998 г. дипломатическая конференция 120 государств одобрила Римский статут Международного уголовного суда. С 01.07.2002 г., после того как его ратифици- ровали 60 государств (в их числе пока нет России), договор о создании Международ- ного уголовного суда вступил в силу. Международный уголовный суд — постоянно действующий юридический институт, призванный рассматривать уголовные дела о наиболее тяжких с точки зрения международного права преступлениях, таких, как геноцид, преступления против человечества и военные преступления.
Международный уголовный суд должен действовать тогда, когда суды государств, в которых было совершено преступление, не могут или не в состоянии привлечь к ответственности своих подозреваемых граждан: например, если государство не же- лает преследовать своих граждан, занимающих высокое должностное положение; либо если система судопроизводства государства оказалась парализованной в результате внутреннего политического конфликта. Кроме того, он может приступить к рассмот- рению дела только при том условии, если соответствующее государство ратифициро- вало Римский статут. Но из этого правила имеются два исключения, когда: а) не уча- ствующая в Римском статуте страна признала его компетенцию для отдельного случая; б) в суд подал заявление о рассмотрении уголовного дела Совет Безопасности ООН — в этом случае государству, в котором было совершено преступление, придется встре- титься с проблемой главенства международного права перед его внутренним законо- дательством. Однако реальное международное значение Международный уголовный суд сможет обрести лишь тогда, когда он будет признан ведущими мировыми держа- вами. На данный момент Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Турция не подписали договор о его учреждении. Израиль, Египет, Иран, Индонезия, Япония и Россия под- писали его, но пока не ратифицировали Римский статут. Резко отрицательно к созда- нию суда относятся США.
Защитой прав, нарушенных действиями государственных органов и не нашед- ших должной защиты на национальном уровне, занимается Европейский Суд по пра- вам человека, созданный в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения уважения обязательств, выте- кающих из Конвенции для государств, являющихся ее участниками или сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции.