Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Территория и административное деление



Социальная структура.

 

 

После того, как 1 сентября 1939 г, Германия напала на Польшу, у СССР появилась возможность вернуть области, потерянные в результате войны с Польшей в 1921 г. — Западную Украину и Западную Белоруссию. 17 сентяб­ря советские войска вошли в Польшу и остановились на «линии Керзона» — границе 1919 г.

В октябре 1939 г. там были созданы комитеты по организации выборов. На основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании в октябре были избраны Народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии, которые провозгласили установление Со­ветской власти и приняли декларации о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР в составе Украинской и Белорусской ССР. После прекращения войны с Финляндией отошедшая от нее территория бы­ла передана Карельской АССР, которая в марте 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР.

В конце 1939 г., в обстановке начавшейся второй мировой войны прави­тельства Литвы, Латвии и Эстонии заключили с СССР договоры о взаимо­помощи, согласно которым в эти страны вводилось по одному корпусу со­ветских войск. Летом 1940 г. военные успехи Германии побудили прибалтийские правительства переориентироваться на Берлин и начать с немцами секретные переговоры. СССР, опираясь на поддержку левых сил и массовые демонстрации в столицах Литвы, Латвии и Эстонии, предъявил ультиматум, и правительства этих стран ушли в отставку. Были созданы на­родные демократические правительства, которые провели выборы в парла­менты, на которых победили левые блоки («союзы трудового народа»), по­лучившие более 90% голосов. 21 июля 1940 г. новые парламенты приняли декларации с просьбой о вступлении в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. В августе 1940 г. эти республики были включены в состав Союза ССР.

В результате мирного разрешения с Румынией вопроса о захваченной ею в 1918 г. Бессарабии (которая была частью России с 1812 г.) и о передаче СССР населенной украинцами Северной Буковины, в Бессарабии и Север­ной Буковине была установлена Советская власть. Бессарабия была объеди­нена с Молдавской АССР (левобережное Приднестровье) с образованием Молдавской ССР и включением ее в СССР в качестве союзной республики. С 1923 г. на территории РСФСР и СССР началась административная ре­форма. Ее суть состояла в полной замене старых губерний на советские облас­ти, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями, которые к тому времени продолжали еще существовать. Новые области вместо уездов разделялись на округа, а последние делились вместо волостей на районы. Низшим зве­ном стали сельсоветы. Последним шагом этой реформы стало постановление президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. о полной ликвидации губерний и созда­нии областей и краев на оставшейся еще нерайонированной части страны. Фак­тически, административная реформа закончилась к началу 40-х годов.

Общая численность населения СССР накануне войны точно не известна. По оценкам специалистов она достигла 190-195 млн. человек.

В социально-классовом отношении общество было структурировано следующим образом:

рабочий класс составлял 34%; эта социальная группа существенно уве­личивается (за 1929-1937 гг. с 9 до 24 млн. чел.) — в основном за счет вы­ходцев из деревни;

колхозное крестьянство и кооперированные кустари — 47%; в целом, за 1929-1932 гг. численность крестьян сократилась на 1/3; крестьянство мигри­рует в города, уклоняется от работы в колхозах. В 1932-1933 гг. вводится пас­портный режим, причем паспорта выдавались только горожанам, а начиная с 17 марта 1937 г. крестьянам запрещается покидать колхозы без подписанного администрацией трудового соглашения с будущим работодателем;

номенклатура (группа служащих и интеллигенции) — 16,5%; после тер­рора 1936-1938 гг. номенклатура заполняется сталинскими выдвиженцами. Интеллигенция после выступлений Сталина и Жданова на XVIII съезде партии рассматривается как «дружественный» класс. Ее численность уве­личивается (к 1939 г. — до 11 млн. чел.), но только 2 млн. из них имели за­конченное высшее или среднее специальное образование;

крестьяне-единоличники и некооперированные кустари — 2,5%.

Конституция 1936 г.

 

Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под пред­седательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. В разработке проекта Консти­туции принимали участие М.И. Калинин (заместитель председателя Конститу­ционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.М. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Г.М. Кржижановский, М.Н. Тухачевский и др. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и обсуж­дался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на пред­приятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало бо­лее половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуж­дение поправок к проекту Конституции. Медкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Сою­за). 5 декабря 1936 г. VIII съездом Советов СССР постатейным голосовани­ем, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.

Конституция провозгласила победу социализма в СССР.

Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения из­бирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.

Глава II Конституции «Государственное устройство» закрепляла прин­ципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР подлежали: международные сношения и внешняя торговля, вопросы войны и мира; принятие в СССР новых республик; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образова­ния новых краев, областей и автономных республик в составе союзных рес­публик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; госбезопасность; народнохозяйственное планирование СССР; утверждение единого госбюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование всех бюджетов; управление банками, денеж­ной и кредитной системой, учреждениями и предприятиями общесоюзного значения, транспортом и связью; установление основных начал землеполь­зования, просвещения и здравоохранения; законодательство о труде, судо­устройстве и судопроизводстве, союзном гражданстве, браке и семье, уго­ловный и гражданский кодексы; издание общесоюзных актов об амнистии.

Главы III — VIII Конституции закрепляли организацию, систему и по­рядок деятельности высших органов государственной власти. Высшим ор­ганом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат— Совета Союзов и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей из­биралось от каждой союзной.республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Вер­ховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).

Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил ре­ферендум по своей инициативе или по требованию одной из союзных рес­публик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Со­вета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с после­дующим утверждением Верховным Советом СССР; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную моби­лизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах.

Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообще­ния, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промыш­ленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.

После принятия новой Конституции в стране прошли выборы. В декабре 1937 — выборы в Верховный Совет СССР. В январе 1938 г. — избран Прези­диум Верховного Совета (председатель М.И. Калинин); образовано союзное правительство (Совет Народных Комиссаров во главе с В.М. Молотовым) В конце 30-х гг. было создано около 20 новых союзных наркоматов, права со­юзных республик ограничивались.

Экономика.

 

 

Экономическую основу СССР, согласно Конституции СССР 1936 г., со­ставляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собст­венность на орудия и средства производства. Социалистическая собствен­ность закреплялась в двух формах — государственная и колхозно-кооперативная собственность. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, бан­ки, средства связи, совхозы, МТС, коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах относились к государственной собственности. Вме­сте с тем, Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда. Хозяйст­венная жизнь страны определялась народнохозяйственными планами.

Оценивая экономику предвоенного периода, современные историки оп­ределяют ее как директивную. Она характеризуется:

фактически полным огосударствлением средств производства;

свернутостью товарно-денежных отношений;

деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись произволом администрации, а не на основе рыночного спроса и предложения);

предельно жесткой централизацией в управлении и минимальной хозяй­ственной самостоятельностью на местах;

административно-командным фондовым распределением ресурсов и го­товой продукции.

Для директивной экономики характерно использование рычагов внеэко­номического принуждения (законы о трудовой дисциплине, паспортный ре­жим и т.д.). С конца 30-х гг. в экономике все большую роль играет труд за­ключенных — лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, почти 1/3 платины и древесины, строи­ли города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет и т.д.), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва-Волга), железные дороги (Тайшет-Лена-БАМ-Тында, Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, Известковая-Ургал).

Основные капиталовложения направляются в машиностроение, добы­вающую, химическую промышленность, производство электроэнергии.

Третий пятилетний план, утвержденный XVIII съездом партии, поставил задачу догнать и перегнать по уровню производства на душу населения развитые капиталистические страны, не уменьшая расходов на вооружение. Накану­не войны основной упор был сделан на развитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство предприятий-дублеров. Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров не было введено в строй.

Большие средства тратились на развитие оборонной промышленности. Было свернуто производство техники для сельского хозяйства и гражданских целей, гражданское строительство и т.д. Тракторные заводы переключались на производство танков. В результате, в 1938-1940 гг. ежегодный прирост во­енной продукции составлял около 40%.

В полном объеме планы первых пятилеток не были выполнены, но оп­ределенные успехи достигнуты. В строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий (600-700 ежегодно); страна обрела потенциал, который по от­раслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — пятое место).

Накануне войны была ужесточена аграрная политика. Началось ограниче­ние личных подсобных хозяйств, переселение из центральных малоземель­ных районов на Дальний Восток и в Забайкалье (за 1939-1940 гг. переселено около 137 тыс. семей), борьба с хуторами (к началу войны уничтожено 816 тыс. хуторов), установлен обязательный минимум трудодней в году (от 60 в зерновых до 100 в хлопковых районах; не выработавшие обязательный ми­нимум трудодней колхозники исключались из колхоза).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.