Адыги— этническая общность, включающая в настоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Численность адыгского населения РФ— 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают таюке абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеданию все они мусульмане-сунниты. Языки — адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западно-адыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диалектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабар-дино-черкесского языка).
Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в
г
Раздел 6
основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабардинцев, живущих в Адыгее); выделяется также малокабардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы — мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа— в основном христиане-православные.
Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) живут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге-рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев-цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диалектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев-ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобразный, шапсугский.
Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс. чел.) проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, куда переселились во второй половине XIX в. Черкесы имеют единый литературный язык с кабардинцами.
Шапсуги в настоящее время выделяются как самостоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Современная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсипском и Лазаревском районах Краснодарского края и небольшими группами в Адыгее.
Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) — коренное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Западной Европы, США. Диалекты абхазского языка— аб-
Народы мира в зеркале геополитики
жуйский и бзыбский. Верующие абхазы — христиане-православные и мусульмане-сунниты.
Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселены в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкородственный абхазскому, имеет два диалекта (соответствующих двум субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапантский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.
Некоторые исследователи говорят о едином абхазо-абазинском языке и его диалектах. Промежуточное положение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его помнят лишь несколько человек — потомки убыхских ма-хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшиеся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абхазами, либо адыгейцами-шапсугами.
Картвельская группа
Из представителей этой языковой семьи в РФ проживают по преимуществу грузины (самоназвание карт-вели; 130,7 тыс. чел.). Грузины— основное население Грузии (3787,4 тыс. чел.); в пределах России живут в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии (12,3 тыс. чел.). Краснодарском крае (12,8 тыс.). Ставропольском крае (6 тыс.), Чечне (1 тыс.), Дагестане (0,9 тыс. чел.). Грузинский язык имеет многочисленные диалекты. Свои языки имеют субэтнические группы в составе грузин — мегрелы, сваны (Западная Грузия), лазы (в основном
Раздел 6
Турция). Сохраняются локально-этнические группы грузинского народа— картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилой-цы (в Азербайджане). Большинство грузин — христиане-православные. Аджарцы, грузинские месхи и ингилой-цы — мусульмане-сунниты. Есть небольшие группы грузин-католиков.
Грузинские евреи (самоназвание эбраэли) — этнолингвистическая группа евреев. В РФ их 1,2 тыс. чел., в Грузии— 14,31 тыс. чел. Говорят на грузинском языке. Используют его также в качестве письменного языка. Верующие— иудаисты. В 1970 г. 43 тыс. грузинских евреев называли родным грузинский язык; 70%из них кконцу 1970-х годов выехало в Израиль.
Финно-угорские народы
Финская группа
Народы финской группы уральско-юкагирской языковой семьи составляют несколько ветвей: прибалто-финскую, поволжско-финскую и пермскую.
Мордва (998 тыс. чел.)— коренное население Мордовии (313,4 тыс.). Живут также в Башкирии (31,9 тыс.), Татарии (28,9 тыс.), Чувашии (18,7 тыс.), Самарской (116,5 тыс.), Пензенской (86,4 тыс.), Оренбургской (68 тыс.). Ульяновской (61,6 тыс.). Нижегородской (36,7 тыс.). Саратовской областях (23,4 тыс.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс.), а кроме того, в Казахстане (30 тыс.), на Украине (19,3 тыс.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.). Мордовский народ состоит из двух су-
Народы мира в зеркале геополитики
бэтносов — эрзя и мокша, имеющих свои языки. В Мордовии группа мокша расселена преимущественно в западных и южных районах, а эрзя — на востоке республики. Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская мокша, именуемая иногда «шокшей» (проживают в основном в Теньгушевском районе Мордовии), и каратайская мордва, именуемая иногда «кара-таями» (проживают в Камско-Устьинском районе Татарстана). Еще в первой половине XX столетия существовала особая этнографическая группа — терюшевская мордва (терюшане, или терюхане). Полностью перейдя на русский язык, они продолжали считать себя мордвой и сохраняли мордовские (эрзянские) черты в материальной и духовной культуре. Эрзянский язык включает пять диалектов, а мокшанский — три диалекта. Верующие представители мордовского народа — православные, их крещение было завершено уже в середине XVIII столетия.
Марийцы, или черемисы (643,7 тыс. чел.), — коренное население Республики Марий-Эл (324,4 тыс. чел.). Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс.), Татарии (19,5 тыс.), Удмуртии (9,5 тыс.). Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Делятся на три основные субэтнические группы: горных (правобережье Волги), луговых (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточных (к востоку от р. Вятки, главным образом на территории Башкирии) марийцев. В марийском языке выделяются следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Верующие марийцы преимущественно православные и приверженцы «марийской веры» («марла вера»), сочетающие православие с традиционными верованиями, но восточные марийцы сохранили дохристианские культы.
Раздел 6
Удмурты, или вотяки (714,8 тыс. чел.), — коренное население Удмуртии (496,5 тыс.). Они живут также в Татарии (24,8 тыс.), Башкирии (23,7 тыс.), Марий-Эл (2,5 тыс.); в Пермской (32,8 тыс.). Кировской (2 тыс.), Тюменской (7,1 тыс.). Свердловской (23,6 тыс.) областях; в Казахстане (15,8 тыс.), на Украине (8,6 тыс.), в Узбекистане (2,7 тыс.), Белоруссии (1,2 тыс. чел.). Удмуртский язык имеет несколько диалектов— северный, южный, бесермянский — и срединные говоры. Большая часть верующих — православные, но некоторые придерживаются дохристианских верований. У южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных — русское. В настоящее время лишь 69,6% удмуртов России считают удмуртский язык родным. Однако в пределах своей республики удмуртский язык считают родным 75,7% удмуртов. Выделяется этнографическая группа бесермян, которые проживают на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чупцы (приток р. Вятки), а также в сопредельных районах Кировской области. Их численность по переписи 1926 г. составляла 10 тыс. чел., но в последующих переписях они включались в число удмуртов. В языке бесермян ощутимо тюркское
влияние.
Коми (коми-зыряне; 336,3 тыс. чел.), составляя титульный народ Республики Коми (291,5 тыс. чел.), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях. Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Основные этнографические группы коми — верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удор-цы. Язык народа коми имеет следующие диалекты: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присык-
Народы мира в зеркале геополитики
тывкарский, среднесысольский, удорский. Большая часть верующих — православные, но есть и старообрядцы.
Коми-пермяки (147,3 тыс. чел.)— коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс. чел.) и части Пермской области. Общая численность коми-пермяков в СССР была 152,1 тыс. чел. В пределах одноименного автономного округа они составляют 60% населения. За его пределами исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинские и зюз-динские. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне р. Язьвы (приток Вишеры) и насчитывают около 2 тыс. чел. Зюздинские коми-пермяки живут в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области (в 1950-х годах их было около 7 тыс. чел.). В настоящее время зюздинские коми-пермяки как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. В последних переписях их записывали русскими, хотя часть ич них сохранила и национальное самосознание и родной язык. Коми-пермяцкий язык, близкородственный коми-зырянскому и удмуртскому, имеет четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвен-ское), верхнекамское и коми-язьвинское. Большая часть верующих коми-пермяков— православные христиане, среди которых есть и старообрядцы.
Карелы (124,9 тыс. чел.) проживают в Республике Карелия (78,9 тыс.), а также в Тверской области — тверские, или верхневолжские, карелы (23,2 тыс.), в Ленинградской. Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской областях. Основные диалекты карельского языка — собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиков-ский (Прионежье). Распространен также финский язык. Верующие карелы — православные.
Раздел 6
Финны (47,1 тыс. чел.) живут в Карелии (18,4 тыс.), Ленинградской области (11,8 тыс.), Санкт-Петербурге (5,5 тыс.). Их численность в Финляндии 4,6 млн. чел. Самая многочисленная группа в РФ — финны-ингер-манландцы, старожильческое население современной Ленинградской области. Традиционно финны исповедуют лютеранство.
Эстонцы (46,4 тыс. чел.) — основное население Эстонии, где они составляют 963,3 тыс. чел. Общая численность эстонцев в мире 1,1 млн. чел. Диалекты эстонского языка объединяются в группы — северную, южную и северо-восточную прибрежную. Верующие эстонцы — лютеране, однако есть православная этноконфес-сиональная группа эстонцев — сету.
Вепсы (дореволюционное русское название «чудь») живут группами на юге Республики Карелия, в северовосточных районах Ленинградской и в северо-западных районах Вологодской области. Общая численность вепсов в РФ 12,5 тыс. чел., из них 49,6% проживает в Карелии. Вепсский язык делится на три диалекта: северный, средний и южный. Среди вепсов распространено православие.
Ижорцы (449 чел.) говорят на ижорском языке, который имеет четыре диалекта: сойкинский; нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата; восточный (или хеваский), и оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Ижорцы живут преимущественно в северозападной части Ленинградской области и в Эстонии. Общая их численность в пределах бывшего СССР 820 чел.
Водь (самоназвание вадьялайе) — крошечный при-балто-финский народ, насчитывающий в настоящее вре-
Народы мира в зеркале геополитики
мя менее 100 чел. (в середине XIX в. численность води достигала 5 тыс. чел.). Живут чересполосно с ижорцами и русскими. По большей части утратили родной язык. По вероисповеданию православные христиане.
Саамы (лопари; 1,8 тыс. чел.) живут на Кольском полуострове (главным образом в Ловозерском районе Мурманской области с центром в с. Ловозеро). В отличие от саамов Скандинавии и Финляндии, называются Кольскими саамами. Язык Кольских саамов имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и ба-бенский, а также ряд говоров. Верующие саамы — православные.
Угорская группа
Ханты (остяки; 22,3 тыс. чел.) — коренное население Западной Сибири. Сосредоточены в Ханты-Мансийском (11,9 тыс.), Ямало-Ненецком (7,2 тыс.) автономных округах и Томской области (804 чел.). Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные. Они различаются диалектами, самоназваниями, хозяйственными и культурными особенностями. Внутри каждой из них выделяются также территориальные группы (васюганские, салымские, казымские и др.) по названиям обских и иртышских притоков, где живут эти группы хантов. Верующие ханты — православные, сохранились и дохристианские верования.
Манси (вогулы; 8,3 тыс. чел.) — коренное население Ханты-Мансийского автономного округа (6,6 тыс. чел.). Живут на левых притоках Оби. Небольшая группа есть на северо-востоке Свердловской области. Объединяются с хантами под названием «обские угры». Родной язык сохранили лишь 3,1 тыс. манси. Среди них выделяются
Раздел 6
этнографические группы: северная с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами; южная (или тавдин-ская); восточная с кондинским диалектом; западная с пе-лымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозь-винским диалектами. Язык и традиционная культура сохранились лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Манси были крещены, но сохранили пережитки дохристианских верований.
Венгры (5,7 тыс. чел.; живут также на Украине— 161,1 тыс.). Общая численность в мире— 14,5 млн. чел., в том числе в Венгрии — 10,6 млн. чел. В России венгры проживают дисперсно в крупных городах. Верующие в основном католики, но есть кальвинисты и незначительное число лютеран.
Самодийская группа
Ненцы (самоеды, юраки; 34,2 тыс. чел.) — коренное население Европейского Севера и северной части Западной Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. чел.), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс.), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс.) и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (2,4 тыс. чел.). Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалектам, особенностям культуры. Лесные ненцы насчитывают около 2 тыс.чел.
РАЗДЕЛ 7
ДИНАМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
7.1. Этнодемографические процессы
Знакомство с этнической структурой населения России и расселением ее народов дает возможность лучше понять направленность и темпы характерных для нее в последней трети XX в. демографических, миграционных да и социальных процессов.
Численность всего населения России за 30-летие между переписями 1959 и 1989 гг. увеличилась в 1,25 раза (с 117,5 млн. до 147,0 млн. чел.), однако динамика роста численности разных народов страны была весьма различной. По темпам прироста все народы можно поделить на две основные группы: имеющие прирост более высокий, чем средний показатель по России, и имеющие прирост ниже среднего показателя [15].
Прирост русских за 30-летие был немного ниже среднего по России — их численность увеличилась в 1,2 раза, что привело к уменьшению доли основного народа страны в общем населении России с 83,3 до 81,5%. Близ-
___________________________Раздел 7
кий к русским прирост (примерно в 1,2 раза) имели чуваши, удмурты, коми. Немного выше среднего (в 1,3 раза) прирост в данный период был у украинцев, марийцев, манси, нивхов. Прирост в 1,4 раза имели татары, башкиры, белорусы, хакасы, удэгейцы, коряки, чукчи. Почти вдвое возросла численность греков и ногайцев. Еще больше увеличилась численность чеченцев и ингушей (более чем в 3 раза), узбеков и азербайджанцев (более чем в 4 раза!).
Исключительно высокий прирост характерен для большинства этносов Северного Кавказа вследствие высокой рождаемости (правда, более чем трехкратное увеличение чеченцев и ингушей связано с другой причиной — возвращением на родину некоторых, до того не вернувшихся семей, депортированных в Казахстан и другие республики СССР). Что же касается более чем четырехкратного увеличения численности в России узбеков и азербайджанцев, то оно обусловлено миграцией представителей этих народов в российские города.
Уменьшение численности характерно прежде всего для народов, которые выделяются дисперсным расселением. Невысокий прирост, помимо русских и других восточнославянских народов, был свойствен также народам Поволжья. У большей части народов Сибири и Дальнего Востока, вопреки бытующим представлениям об их вымирании, по данным переписи наблюдался не очень высокий, но достаточно стабильный прирост.
Сильно влияли и продолжают влиять на изменение этнического состава населения РФ этнические процессы, хотя действительная глубина этого влияния несколько затушевывается существующей фиксацией этнической принадлежности в паспорте. Активно идущая конверса-ция русскими части живущих в России украинцев и бе-
Народымира в зеркале геополитики
лорусов, а также ассимиляция мордвы, карел и представителей некоторых других народов, вместе с начавшимся возвращением русских из ближнего зарубежья, несколько сглаживают существующую тенденцию к снижению доли русских в населении РФ.
Как известно, на динамику численности воздействуют демографические, миграционные и этнические процессы.
Демографическая ситуация в России в конце XIX в. отличалась очень высокой рождаемостью (около 50%о), высокой смертностью (более 30%о) и большим по сравнению со странами Европы естественным приростом (около 20%о). Очень высокая рождаемость была обусловлена повсеместно распространенными ранними браками и почти полным отсутствием планирования размеров семьи. Заметной дифференциации рождаемости по этническому признаку не было. Уровень же смертности у разных народов заметно варьировал, и эти различия в первую очередь были вызваны сильной дифференциацией показателей младенческой смертности. Повышенная младенческая смертность, наблюдавшаяся у русских, была связана с распространенным на селе обычаем давать ребенку едва ли не с рождения, наряду с материнским молоком, жеваный хлеб, кашу и другую пищу, что оборачивалось частыми желудочными заболеваниями. У мусульманских народов новорожденного ребенка кормили только грудью, причем период грудного вскармливания был довольно большим, что определяло более низкий уровень младенческой смертности.
В первое десятилетие XX в. рождаемость несколько снизилась (в 1913 г. до 45%о в Европейской части России). Немного понизился и уровень смертности (до 27%о), что частично объясняется уменьшением рождаемости и свя-
Раздел 7
занным с ним некоторым уменьшением доли младенческой смертности, а также успехами в борьбе с эпидемиями.
В дальнейшем большое снижение рождаемости (до 25%о) было обусловлено первой мировой войной, причем одновременно резко возросла смертность. Эта тенденция продолжалась и в последующие годы. Так, огромные людские потери были связаны с гражданской войной, вспыхнувшими эпидемиями тифа и испанки, засухой. С октября 1917 г. до начала 1923 г. численность населения страны непрерывно падала, кроме того, из-за эмиграции. В 20-30-е годы рост смертности был связан с гибелью людей во время коллективизации, не учитывавшей возможности страны форсированной индустриализации и катастрофической засухи 1932-1933 гг. По некоторым данным, в 1933 г. уровень смертности в России стал самым высоким в мире. Рост смертности сопровождался и снижением рождаемости. В результате резко упал естественный прирост.
Снижение рождаемости было особенно характерно для русских, живших в промышленно развитых районах страны, несколько в меньшей степени — для украинцев. У народов Поволжья, слабее охваченных индустриализацией и урбанизацией, снижение уровня рождаемости было менее значительным. Довольно высокая рождаемость сохранялась также на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. На Северном Кавказе это было связано со стойко державшимися традициями ранних браков и многодетности. В Сибири и на Дальнем Востоке высокая рождаемость может быть объяснена относительно молодым составом населения, что, в свою очередь, обусловливалось постоянным притоком мигрантов.
Огромные потери населению России нанесла вторая мировая война. Только прямые потери составили 16 млн.
Народы мира в зеркале геополитики
чел., вместе же с косвенными (резким уменьшением уровня рождаемости и увеличением уровня смертности гражданского населения) общие потери от войны достигли 45 млн.чел.
В первые послевоенные годы в России,как и повсюду в воевавших странах, происходило компенсационное повышение рождаемости, захватившее и начало 50-х годов. Одновременно наблюдалось еще более заметное снижение смертности, что привело к существенному увеличению естественного прироста. Наибольшимонбыл в Азиатской части РФ, наименьшим — в сильнее всего затронутых войной западных и центральных областях Европейской части.
Однако со второй половины 50-х годов уровень рождаемости начал постепенно снижаться. Особенно существенным это снижение стало в 60-е годы. Одновременно появилась тенденция к стабилизации и даже к некоторому повышению уровня смертности. Все это привело к уменьшению естественного прироста. Снижение рождаемости в 60-е годы объясняется тем, что в этот период в брачный возраст вступили поколения военных лет (1942—1945 гг.), которые по численности сильно уступали предыдущим. Сказалось также все более практикующееся внутрисемейное планирование детности.
В последующие десятилетия основные демографические тенденции в целом сохранились. Некоторое же увеличение рождаемости в начале 80-х годов было обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что в это время в репродуктивный период вступили когорты женщин 50-х годов рождения, отличавшиеся многочисленностью. Но с конца 80-х годов вновь начинается заметный спад рождаемости, продолжающийся и поныне. На падение уровня рождаемости влияет как неблагоприятная возрас-
Раздел 7
тная структура населения, так и тяжелое экономическое положение. В 1993 г. коэффициент смертности (14,3%о) даже превысил коэффициент рождаемости (9,0%о), что свидетельствует о начале депопуляции. Причем уровень рождаемости у основного народа России — русских — ниже, чем этот показатель у большинства других народов страны. Например, в 1989 г. русские, составляя 81,5% населения республики, давали лишь 75% всех рождений. Печальна в РФ и ситуация с показателем младенческой смертности: 24 умерших в возрасте до одного года на тысячу родившихся, что в 3-4 раза выше, чем в странах Западной Европы.
Тревожит и такой демографический показатель, как средняя продолжительность жизни, обнаруживающий тенденцию к снижению. Впервые проявившись в конце 60-х годов (у мужчин средняя продолжительность жизни начала сокращаться с 1966 г., у женщин — с 1968 г.), эта тенденция развивается до сих пор. Достигнув очень низкой отметки к концу 70-х годов (61,5 года у мужчин и 73,2 года у женщин), этот показатель в середине 80-х годов, в период проведения антиалкогольной кампании, несколько повысился. Однако затем вновь продолжалось его снижение. В 1993 г. средняя продолжительность жизни россиян едва превышала 66 лет, что на 5—10 лет ниже, чем в развитых странах Запада. Неприятной демографической особенностью России является то, что для нее характерен один из самых высоких в мире разрывов между средней продолжительностью жизни у мужчин и женщин. Жизнь мужчин в нашей стране в среднем на 10-14 лет короче, чем жизнь женщин, тогда по миру в целом этот разрыв составляет 3 года. И еще одна, весьма специфическая особенность России: в отличие от большинства других стран мира в ней средняя продолжительность
Народы мира в зеркале геополитики
жизни в городах выше, чем в сельской местности, что связано с тяжелыми условиями труда и быта в деревне.
В то же время показатели средней продолжительности жизни варьируют у разных народов. Так, средняя продолжительность жизни русских ниже, чем средняя продолжительность жизни в целом по России. Показатели средней продолжительности жизни татар и немцев идентичны соответствующему показателю у русских. Одной из основных причин высокой смертности и низкого показателя продолжительности жизни у некоторых северных народов является алкоголизм.
Снижение показателей средней продолжительности жизни у большинства народов России вызвано «омоложением» смертности (впрочем, одновременно с этим за счет сильного сокращения рождаемости наблюдается увеличение доли лиц пожилого возраста). Возрастные же характеристики смертности зависят прежде всего от качества жизни населения. При этом продолжительность жизни больше у людей с более высоким культурным и образовательным уровнем, так как они более рационально относятся к своему здоровью. Симптоматично, например, что смертность детей у матерей с высшим образованием в два раза ниже, чем соответствующий показатель по России. На здоровье населения и на продолжительность жизни непосредственное влияние оказывает также экологическая обстановка в местах обитания. В частности, в сильно загрязненных индустриальных районах на юге Сибири состояние здоровья населения очень плохое. На продолжительности жизни сказывается и то, насколько тот или иной народ приспособлен к жизни в данных природных условиях. Например, интенсивные миграции русских привели к тому, что некоторые из переселенцев оказались расселенными в районах, сильно
Раздел 7
отличающихся по природно-климатическим условиям от исходных мест обитания, что отразилось на показателе смертности: смертность русских в Сибири выше, чем в европейских областях.
Как известно, основными причинами смертей ныне являются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, которые в последнее время все более «молодеют». Повышает смертность и учащающийся производственный и бытовой травматизм, тесно связанный с распространением алкоголизма, плохим состоянием техники безопасности и др. Для этнодемографического анализа наибольший интерес представляет «этническая избирательность» болезней, обусловленная в основном особенностями питания. Так, у тюркских народов самый высокий в России уровень заболеваемости раком пищевода; у якутов, например, широкое распространение рака пищевода связано с постоянным употреблением в пищу замороженной рыбы, политой уксусом и посыпанной перцем.
Для структуры населения России характерна диспропорция полов. В 1991 г. мужчины составляли лишь 47% населения РФ. Это еще дающие о себе знать последствия войны (естественно, что мужчин погибло во время войны значительно больше, чем женщин) и результат большей продолжительности жизни женщин. Поэтому диспропорция полов характерна только для старших возрастов; в возрастных группах до 35 лет численность мужчин и женщин примерно равна. Однако у разных народов соотношение мужчин и женщин неодинаково. У большинства этносов России женщины численно преобладают над мужчинами. Мужчин больше, чем женщин, у живущих в России азербайджанцев, узбеков, таджиков, туркмен, каракалпаков, уйгуров, турок-месхетинцев, курдов, лезгин, ингушей, ассирийцев, энцев. Преимуще-
Народы мира в зеркале геополитики
ственно это мусульманские народы, и многие из них не являются коренными жителями РФ, а хорошо известно, что для исламских стран и народов очень характерно преобладание мужчин.
Согласно большинству прогнозных оценок, сделанных разными исследовательскими группами, численность населения России будет сокращаться в течение ближайших 10-15 лет. Убыль населения должна смениться некоторым ростом при условии достаточно благоприятного развития процессов рождаемости и смертности, с одной стороны, и довольно значительного миграционного притока населения — с другой. Как уже говорилось, процессы рождаемости, смертности и миграции населения составляют главные компоненты демографической динамики, причем определяющую роль обычно играют процессы рождаемости и смертности.
Уровень рождаемости в России в основном определяют брачные рождения, хотя в последние годы растет доля детей, рожденных вне брака: с 1980 по 1994 г. она увеличилась в 1,8 раза и приблизилась к 20%. Современная российская семья характеризуется устойчивой мало-детностью. По оценкам демографов, в России почти 100% женщин контролируют рождаемость, причем не только число рождений, но и сроки появления детей на свет. В значительной мере контроль рождаемости осуществляется посредством искусственных абортов. Однако соотношение родов и абортов с 1980 по 1993 г. почтинеизменилось: 204,6 аборта на 100 родов в 1980 г. и 235,2—в 1993г.