Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абхазо-адыгская группа 4 страница



Этнокультуропоги определяющим фактором фор­мирования этнопсихологических свойств считают куль­турную среду Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограниче­ния, так как целостность культурной среды предполагает единые правила поведения, общую память, сходную кар­тину мира у разных представителей этноса В процессе исторического развития каждый народ создает собствен­ную систему культурных ценностей, которая использу­ется его членами для выражения своего социального и этнического самосознания Национальное искусство в своих различных формах способствует сохранению эт­нического духа традиций, выступая одним из действен­ных механизмов адаптации этноса к деструктивным воз­действиям внешних исторических сил. Но психологиче-


Народы мира в зеркале геополитики

ские явления разноплановы, тесно взаимосвязаны и про­являются не только в специфических чертах созданной этнической культуры, но и во всем многообразии мен­тальных и поведенческих характеристик этноса.

Таким образом, формирование духовных ценностей этноса обусловлено процессами создания присущих именно этому этносу культурных традиций и сохранения этнической специфики. Собственная этническая ценност­но-нормативная система выступает в качестве эталона для всех членов этноса, в связи с чем все иное оценивает­ся в сопоставлении с нею. Механизмом трансляции этни­ческой культуры в данном случае является «социальная память», определяющая способы поведения членов этно­са. Несомненно, внутри этноса имеются сильные вариа­ции в поведении, обусловленные социальным положени­ем индивидов, уровнем их образования, однако без черт «народного духа» этническая общность сводилась бы лишь к сумме внешних объединений, а сам этнос как ак­тивно действующий субъект оставался бы внутренне раз­розненным, разнородным (в смысле этнопсихологической разобщенности), лишенным духовной целостности.

Проявлением этнической целостности выступает эт­ническое самосознание членов этноса, которое не тожде­ственно национальному. Национальное самосознание основано на осознании принадлежности индивидов к оп­ределенной нации как социально-экономической и поли­тической общности. В структуре этой формы сознания выделяются следующие элементы: национальная иден­тификация; представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого, об общности истори­ческого прошлого своего народа, территории его прожи­вания; осознанное отношение к материальным и духов­ным ценностям нации, ее достижениям, ориентациям и


Раздел 8

др. Этническое же самосознание связано в первую оче­редь с этническим самоопределением.

Сам факт рождения в конкретной этнической среде представляет собой вхождение индивида в определен­ную систему внутренних этнических связей, через приз­му которых он начинает оценивать все жизненные явле­ния. Собственная этническая группа, система ее духов­ных ценностей выступает в качестве некоего эталона. Это обусловлено тем, что идентификация этнической группой своего статуса происходит на основе тождества и различия культур, в категориях «свое» и «чужое». Про­тивопоставление образов жизни, типов восприятия дей­ствительности есть, таким образом, компонент этниче­ского самосознания.

Элементы мировой или региональной культуры, воспринятые этнической общностью, становятся достоя­нием собственной, «локальной» культуры, ибо способ­ность этнической общности к восприятию чужой культу­ры является одной из качественных характеристик пси­хологии этноса. Эта характеристика стоит в одном ряду со способностью этноса осмысливать и устранять уста­ревшие элементы культуры или приспосабливать их к новому этапу своего исторического развития. Воспри­ятие зависит и от состояния духовной культуры соседне­го этноса, т. е. от взаимовлияния посредством взаимо­действия этнических общностей.

Духовную культуру этноса следует рассматривать как многоуровневое образование, посколькуее носите­лями выступают разные слои этноса. Причастность каж­дого отдельного индивида к этнической общности изме­ряется не столько биологическими признаками, сколько степенью сознательного приобщения к культурным цен­ностям, составляющим духовное богатство этноса.


Народы мира в зеркале геополитики

Этносоциологи подчеркивают, что этническая спе­цифика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи «межпоколенно­го» социального опыта народа. При этом реально суще­ствующие этнические связи отражаются в феномене эт­нического сознания, который является важным само­стоятельным признаком этноса. Социально-психологи­ческие установки, автоматизмы, способы видения мира составляют совокупность ментальных представлений конкретной этнической общности о своем месте в мире. Причем этнический аспект социального бытия может иметь вполне самостоятельное значение только на уров­не межэтнических отношений. Только в сравнении мож­но исследовать, как тот или иной народ представляет и оценивает свои достоинства и недостатки, насколько ус­тойчивы или как исторически меняются эти интерэтни­ческие оценки. Сравнение своей общности с другими выступает средством активного закрепления собствен­ных этнических отличий, что проявляется в представле­ниях индивидов о типичных чертах своей общности, о ее характеристиках и достижениях.

Этническая общность как сложный системный объект обладает рядом особенностей, в частности потому, что различные ее слои отражают этнические представления по-своему. Так, менее образованные люди сохраняют «на­родность» только в своей общности, а попадая в иную эт­ническую среду, вскоре «денационализируются». Более образованные люди в меньшей степени способны поте­рять свое этническое лицо в инородной этнической среде.

Эпгнопсихо1оги своей важнейшей задачей ставят изучение связей между внутренним, психическим, миром человека и миром внешним, предметным, социальным, этнокультурным, но только не абстрактного человека в


Раздел 8

абстрактном обществе, а конкретного человека в кон­кретной среде, специфичной в этническом отношении. Именно очевидность подобных связей способствовала возникновению как психологических, так и этнологиче­ских концепций, анализирующих соотношение психоло­гических и этнокультурных переменных в развитии со­циума и, как следствие, поведение этнофоров.

Большой вклад в становление культурно-истори­ческой концепции о роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготско­го, Г.Г. Шпета, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гу­милева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа— неоспоримая реальность. Так, с помощью де­тального анализа особенностей психического склада тех или иных этнических общностей (системы представле­ний, настроений, кодов поведения) объяснялись разно­образные формы отражения социальной действительно­сти и реагирования эгноса на воздействия внешнего ми­ра. При этом под понятием «психический склад» подра­зумевались устойчивые особенности психики, сложив­шиеся в результате длительного исторического развития того или иного народа. Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса под влиянием всей совокупно­сти условий его существования. Так, среда со своими природными и историческими социокультурными осо­бенностями накладывает отпечаток на психику этноса, что проявляется в поведении членов этноса. Но этот субъективный этнический склад не распространяется на социальные общности иного вида, например профессио­нальные объединения.


Народы мира в зеркале геополитики

Этнические особенности поведения формируются как в онтогенезе, так и в филогенезе, причем это форми­рование осуществляется под воздействием главным об­разом социальных, этнокультурных факторов. С одной стороны, формируются объективные, внешние, социаль­ные, этнокультурные переменные, а с другой — субъек­тивные, внутренние или собственно психологические переменные. Субъективизация этнически особенного предполагает поиск специфики прежде всего биологиче­ских и социально-демографических показателей общно­сти и отображение этих показателей.

8.2. Психологические детерминанты этнического поведения

Когда говорят о поведении народа (этноса), то име­ют в виду проявление всего множества связей и отноше­ний, в которых реально формируется и развивается кон­кретный народ или его часть. При этом характер детер­минации психических свойств этноса сводится к описа­нию тех или иных комплексов — статичных психиче­ских особенностей народов, часто называемых «абсолю­тизированными психологическими паспортами». Этни­ческие особенности поведения описываются при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» лич­ность, раскрывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноме­нов рассматриваются как бы через призму данных поня­тий. Несомненно, любая историческая общность (нация,


Раздел 8

этнос) несет в себе способность развивать самостоятель­ное волевое единство, в определенной мере подчиняю­щее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценно­стей, символы, отношения к вещам и людям, унаследо­ванные способы поведения как образцы для действий — все это факторы, определяющие «типические коллектив­ные переживания», или особенности, тех или иных этни­ческих общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, или стереотип, как специфическая национальная норма поведения.

Жизнь этноса предполагает наличие ряда условий совместного существования, в том числе способности сообщества придерживаться некоторого единства взгля­дов на один и тот же предмет, критериев оценки, спосо­бов поведения. Процесс формирования оценочных суж­дений в форме нормативно-ритуальных этнопсихологи-ческих эталонов происходит постепенно. Эти эталоны передаются из поколения в поколение в обычаях, тради­циях, обрядах, мифах, стереотипах, оценках и отношени­ях (диспозициях).

В качестве психологической детерминанты поведе­ния следует выделить этнические стереотипы как раз­новидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизи­рованный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значи­тельная часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивают, с одной стороны, его целостность, ярко выраженную ценностную окраску, а с другой — нагруженность так


Народы мира в зеркале геополитики

называемым «ошибочным» компонентом, препятствую­щим более полному, адекватному взаимопониманию лю­дей, выступающим в качестве своеобразных «шор», ко­торые искажают видение особенностей этнической регу­ляции социального поведения даже собственного этноса. Следовательно, система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, проявляющихся в стереотипах, должна стать предметом этнической психологии.

Человек как представитель этноса одновременно яв­ляется продуктом социальных отношений, которые обу­словливают его действия и переживания. В психологиче­ском смысле отношения человека — это целостная, ос­нованная на индивидуальном и социальном опыте сис­тема связей человека как личности (субъекта деятельно­сти и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осозна­вая свою принадлежность к определенному этносу, ин­дивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этниче­скую компоненту, которая часто приобретает домини­рующее значение. Причем каждому человеку присущи свойственные только ему системы отношений, или дис­позиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции также являются детер­минантами этнического поведения.

Еще одним психологическим образованием, которое выступает в качестве детерминанты этнического поведе­ния, являются этнические экспектагпш. В основе этни­ческих экспектаций лежит ролевая и нормативная регу­ляция социального взаимодействия людей. Без прогно­зирования ответного поведения невозможно представить


г

Раздел 8

нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадек­ватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве. Поэтому становление этнических экспектаций, их динамика должны быть предметом этнопсихологическо-го изучения.

Итак, элементы этнического поведения составляют этнические стереотипы, диспозиции и экспектаций взаи­модействующих субъектов, которые и выступают этни­ческими детерминантами человеческого поведения.

8.3. Этнические стереотипы поведения

Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядочен­ную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.

Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного чело­веческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющие­ся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для дан­ной общности представлениях. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а


Народы мира в зеркале геополитики

отказ от стереотипов потребовал бы от человека посто­янного напряжения внимания и превратил бы сам про­цесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных. Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окру­жающей действительности с помощью процессов кате­горизации. При этом категоризация может разворачи­ваться посредством либо когнитивных, либо аффектив­ных, либо поведенческих составляющих психики инди­вида. Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей не­похожести, специфичности. Образно говоря, стереоти­пы — это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть по­кушение на безопасность индивида, он расценивает та­кие действия и как покушение на основы своего миропо­нимания.

Отсюда следуют два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их от­личиях от ценностей других групп. Если на уровне эко­номии усилий процессы категоризации могут идти бес­сознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить. Второе обстоятельство заключается в умении индивида отнести себя к конкретной, определенной из всего мно­жества группе, ценности которой выступают точкой от-


Раздел 8

счета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому социальную стереотипизацию следует рассматривать как функцию межгрупповой дифференциации, т. е. оценоч­ного сравнения своей и чужой групп. Данная дифферен­циация может принимать две формы: противопоставле­ния («внутригрупповой фаворитизм») и сопоставления («миролюбивая нетождественность»). В случае межэт­нических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение.

Понятием стереотипа (в понимании У. Липпмана) описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереоти­пизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. Интерес амери­канской социальной психологии к социальным стереоти­пам объяснялся тем, что ее методологической основой выступал структурный функционализм, который исхо­дил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп; это была наиболее распространенная в США фи­лософская парадигма. Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследо­ванию стереотипа прежде всего как этнического фено­мена. Но и до сих пор этнические стереотипы рассматри­ваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практиче­ской значимостью и актуальностью.

Отечественная психологическая школатакже уделя­ет значительное внимание проблеме этнических стерео­типов. В результате проведенных исследований в отече­ственной науке сложилось определение социального


Народы мира в зеркале геополитики

стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмог/иональ-но отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо со­циальной группы или общности, с легкостью распро­страняемый на всех ее представителей. Стереотипы яв­ляются чувственно окрашенными образами, аккумули­рующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане — целост­ностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане — устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане— сочетанием эмоционального, во­левого и рационального элементов. Этнический стерео­тип, являясь одной из форм социального стереотипа, об­ладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно.

Под этническим стереотипом сегодня принято по­нимать обобщенное представление о физическом, нрав­ственном и умственном облике представителей различ­ных этнических групп. Этнический стереотип характери­зуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В стереотипе выделяются четыре основных параметра:

- содержание — набор характеристик, приписывае­мых этнической группе;

- степень согласованности — единообразие харак­теристик, приписываемых этнической группе;

- направленность — общее положительное или от­рицательное восприятие объекта стереотипизирования


Раздел 8

(может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

- интенсивность — степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характери­стик, приписываемых этнической группе).

Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений:

1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) недифференцирован­но, грубо и пристрастно.

2. Такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длитель­ных отрезков времени.

3. Изменения в социальной, политической и эконо­мической сферах могут обусловливать изменение сте­реотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.

4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (А. Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

5. Социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебно­сти в отношениях между группами, но в условиях на­пряженности или конфликта эти же стереотипы стано­вятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточа-ются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откро­венной враждебности.


Народы мира в зеркале геополитики

На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов:

1) специфика стереотипизируемой группы (ее эт­ническая психология, закрепленная в культуре и в обы­денном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие);

2) социально-политические и экономическиеусло­вия развития групп и специфика взаимоотношений меж­ду ними, сложившаяся на данный момент;

3) длительность и глубина исторического контакта. В отношении третьей группы факторов необходимо отметить, что далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Ус­ловиями оптимальной организации контакта этносов вы­ступают:

а) признание безусловного равенства сторон;

б) наличие обстановки открытости и доверия;

в) принятие общих, значимых для обеих сторон це­лей;

г) уважение к традиционным нормам,ценностям,правилам поведения, образу жизни друг друга.

Выполнение перечисленных условий требует нали­чия в национальных идеологиях контактирующих этно­сов неконкурентных, недискриминационных стратегий, а это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу элит.

Поскольку этнические стереотипы не существуют «вообще», сами по себе. а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они нерасторжимо связаны с социумом, с общественными условиями и, объединяя ранее отчужденных индивидов, структуриру­ют этносы в целостные образования для решения сле­дующих специфических этносоциальных задач: защиты


Раздел 8

территории этнических границ; предпочтения соотечест­венников (соплеменников) пришельцам (мигрантам), ба­зирующегося на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по от­ношению к иноплеменникам.

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и со­хранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», формирование которого происходит прежде всего с помощью ритуалов и невер­бальных средств).

Этнический стереотип,как любой социальный сте­реотип, может быть автостереотипом, т. е. описываю­щим собственную группу, и гетеростереотипом, т. е. описывающим другую этническую группу. На становле­ние этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная сис­темы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непро­тиворечивом единстве, присущем ценностному отраже­нию, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непо­средственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замы­кается внутри нее.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т. е. совокупность реальных фактов жизни индивида.


Народы мира в зеркале геополитики

Особенностью автостереотипов являетсястремлениеэтнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты нацио­нального характера. Например, установлено, что группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом — как отличающихся добротой, сер­дечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой группе экономическое превосходство, — деловитости, предприимчивости. Другим исследованием установлено, что весьма консервативные и морализующие студентки колледжа, не способные признать свои собственные «не­достойные» сексуальные желания, демонстрировали склонность переносить эти желанияна представителей этнических меньшинств, оценивая тех как слишком дос­тупных и порочных. В то же время, как следует из иссле­дований этнографов, этнические автостереотипы не кон­стантны. Они претерпевают в ходе исторического разви­тия этноса определенную эволюцию и в значительной мере отражают уровень этнического самосознания.

Важное место в когнитивной составляющей стерео­типов занимают представления членов этноса об окру­жающей их действительности, что проявляется в так на­зываемых «картинках мира». В рамках этих концепту­альных структур интериоризуются отдельные процессы восприятия, памяти, мышления членов этноса. Это мо­жет служить основой для типологизации этносов по им­плицитной картине мира.

Концептуальные «этнические доминанты» негласно существуют во всех областях жизнедеятельности и в ка­ждую отдельную эпоху воспринимаются этносомкак


Раздел 8

единственно возможный способ общежития. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разнообразные типы социальных связей в обществе. Из­менения в жизни этноса обусловливают изменения в эт­нической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно-мировоз­зренческие и социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов измене­ния этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с ис­торическим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологиче­ских и техногенных факторов. Таким образом, стереоти­пы поведения этноса столь же динамичны, как и сам эт­нос. Об этом говорят и результаты исследований этноло­гов, фиксирующие довольно сильные вариации в пове­дении и установках на поведение представителей раз­личных этнических групп.

Стандарты поведения в значительной степени кор­релируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматривае­мые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъ­екта деятельности, о своего рода «стилистике поведе­ния». На упорядочение разнородных вариантов поведе­ния работает центростремительная тенденция унифика­ции поведения, выработка общепринятых стандартов поведения.


Народы мира в зеркале геополитики

Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается «правильное поведе­ние», в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтерна­тивного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает воз­можность существовать различным этническим оценкам относительно тех или иных поступков, т. е. нормы вы­ступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценива­ния поступков индивида, принадлежащего к иному этно­су, вступают в действие законы межэтнического взаимо­действия.

Согласно концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, ти­пов взаимодействия может быть несколько, в зависимо­сти от уровня этнической истории, отражающегося на содержании и динамике этнических стереотипов:

- на уровне консорций — нестойкие этнические со­четания, слабо отражающиеся на этнических стереоти­пах;

- на уровне конвиксий — деформированные этниче­ские сочетания, при которых у отдельных индивидов можно наблюдать эффект «разбухания» нижних (аффек­тивных) этажей этнических диспозиций, что безусловно сказывается на этнических стереотипах наименее соци­ально и этнически толерантных членов конвиксий;

- на уровне субэтносов — симбиозы, т. е. такие формы взаимополезного существования этносов, при которых этносы сохраняют свое своеобразие компенса-


Раздел 8

цией «разбухания» нижних (аффективных) этажей этни­ческих диспозиций конструктивными элементами на­ционального самосознания и складывающейся нацио­нальной идеологии;

- на уровне этносов — ксении, т. е. нейтральное со­существование этносов при сохранении ими своеобразия, что мало сказывается на этнических стереотипах в силу адекватно выработанных национальных идеологий (речь идет о контакте этносов, принадлежащих одному супер­этносу).

На уровне же суперэтносов возможны еще четыре варианта этнического контакта, а значит, и соответст­вующие варианты развития этнических стереотипов:

1.В случае контакта пассионарно-ненапряженного этноса с пассионарно-напряженным этносом наиболее вероятна ассимиляция или вытеснение слабого этноса. Вариативность динамики этнических авто- и гетеросте-реотипов здесь весьма велика и зависит от всего ком­плекса указанных ранее факторов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.