Западноавстронезийская группа. Народы:малайцыИндонезии, малайцы Малайзии, среднесуматринские малайцы (пасемах,серавей)и др.
Централъноавстронезийская группа.
Воспючноавстронезийская группа.
2.6. Конфессиональное описание
При характеристике этносов исследователи в большинстве случаев учитывают их религиозную принадлежность.
Соотношение религиозных и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным. В первобытнообщинную эпоху и в раннеклассовом обществе (по крайней мере, на начальной его стадии) этнические и религиозные границы, как правило, совпа-
Народы мира в зеркале геополитики
дали. В раннеклассовом обществе каждая государственно-политическая единица и соответствующий ей этнос имели своих богов, свои религиозные представления. С развитием общества, усилением контактов между этносами возникали более широкие религиозные общности, одна и та же религия становилась характерной для многих народов. В дальнейшем все учащались случаи, когда одна часть этноса продолжала придерживаться старых верований, а другая принимала новую веру. Таким образом, народы постепенно становились поликонфессиональными. С возникновением так называемых мировых религий этнические границы уже, как правило, перестали совпадать с религиозными, однако и при этом в рабовладельческую и феодальную эпохи этническое самосознание очень часто вытеснялось самосознанием религиозным. Особенно это характерно для средних веков, когда мировоззрение было по преимуществу теологическим. В некоторых случаях религиозные различия играли важную роль и в национальном разграничении очень близких в языковом отношении групп населения (голландцев и фламандцев, сербов и хорватов и т. д.).
В последующие эпохи религиозная принадлежность все более теряла свою связь с принадлежностью этнической. Подавляющая часть более или менее крупных современных народов включает в свой состав группы, принадлежащие к различным конфессиям (не говоря уже о том, что в составе каждого народа увеличивается процент неверующих), в то же время одна и та же религия нередко исповедуется многими этносами. Сейчас лишь в единичных случаях, и то весьма условно, можно говорить о национальных религиях (армяно-григорианская церковь — у верующих армян, синтоизм — у основной части японцев, сикхизм — у части пенджабцев и др.).
Раздел 2
Несколько по-иному обстоит дело в мусульманских странах, где и поныне этническое самосознание все еще нередко подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется статистикой главным образом по религиозному признаку, а в число национальных меньшинств включаются группы, не исповедующие ислам — господствующую в этих странах религию. Так, в Иране национальными меньшинствами признаются не только армяне, евреи, ассирийцы, но и гербы (зороаст-рийцы), хотя они и являются частью персидского народа. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех немусульман, но и тех, кто принадлежит к различным направлениям ислама, не являющимся господствующими в данной стране.
Как и для этнических общностей, для религиозных общностей характерна иерархичность. Любая религия состоит из различных направлений, течений, сект, церквей. И если мы с определенной долей условности можем говорить о мусульманских, христианских, буддийских народах или странах, то на более низком таксономическом уровне эта однородность исчезает. Как правило, в каждой мусульманской стране имеются последователи разных направлений, сект и толков. Еще большие различия характерны для некоторых христианских стран; даже в тех из них, где подавляющее большинство населения являются протестантами или католиками, религиозная картина обычно осложняется наличием многих течений и церквей. Так, немцы исповедуют протестантизм (в двух его формах—лютеранства и реформаторства) и католицизм; среди различных групп жителей Швейцарии имеются протестанты (реформаторы) и католики; среди шотландцев преобладают протестанты-пресвитериане, но есть и католики; половина голландцев — протестанты-
Народы мира в зеркале геополитики
реформаторы, другая половина— католики. Наиболее сложная религиозная структура характерна для США;
здесь около 260 зарегистрированных церквей, из них86насчитывают свыше 50 тыс. последователей каждая.
Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким церквам приводит к возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых этнорелигиозных групп. Такой группой были, например, старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов резко обособилась религиозная группа йезидов, среди арабов Сирии и Ливана — друзы, среди египтян — копты. При наличии других сопутствующих обстоятельств религиозные различия могут служить важным этнодифференцирующим фактором. Государственное размежевание западных бенгальцев-индуистов и восточных бенгальцев-мусульман постепенно приводит к образованию двух самостоятельных наций — западнобенгальской и бангладешской. Постепенно обосабливаются пенджабцы-мусульмане Пакистана от пенджабцев Индии (последние состоят из двух религиозных групп — индуистов и сикхов, этнические различия между которыми также весьма значительны).
В последней трети XX в. огромные достижения технических и естественных наук, быстрый подъем культурного и образовательного уровня населения привели к отходу от религии широких масс населения. Темпы этого процесса различны в странах с разными уровнями социально-экономического развития. Влияние религии невелико в бывших социалистических и в развитых капиталистических странах Европы и Америки. В то же время в развивающихся странах Азии и Африки, где значительные массы населения неграмотны и их культурный уровень низок, влияние религии все еще велико. Темпы от-
Раздел 2
хода от религии в определенной степени зависят и от религиозной системы, которая господствует в стране.
Падение влияния религии во многих странахмираеще, конечно, не означает, что церковь утрачивает все свои позиции. Приспосабливаясь к новым условиям, религия продолжает оказывать большое влияние на жизнь людей, на их общественно-политическую деятельность, быт и культуру. Многие политические события в послевоенном мире нельзя понять, если не учитывать религиозную ситуацию, сложившуюся в тех или иных регионах. Достаточно перечислить такие важнейшие события послевоенной истории, как раздел бывшей Британской Индии по конфессиональному признаку на два отдельных государства (что вызвало миграцию в разных направлениях почти 20 млн. индуистов и мусульман), столкновения различных конфессиональных групп в Ольстере, Ливане, на Филиппинах и др. Во всех этих конфликтах, вызванных политическими и социально-экономическими причинами, существенную роль играл и религиозный фактор. Религия влияет и на внутриполитическую жизнь;
иногда даже политические партии и профсоюзы построены по конфессиональному признаку.
Из всего сказанного видно, что для правильного понимания различных исторических событий и явлений современной жизни, для уяснения этнических взаимоотношений необходим анализ религиозной структуры населения. Но перед тем как познакомиться с конфессиональным составом населения современного мира, сделаем краткий экскурс в историю религий.
Зачатки религии появились много десятков тысяч лет назад у людей неандертальского типа. С течением времени формы религии усложняются. Начинают распространяться магические (вера людей в возможность
Народы мира в зеркале геополитики
влиять сверхъестественным путем на других людей, животных, явления природы) и тотемические верования (вера в сверхъестественное родство групп людей с каким-либо видом животных, растений или явлением природы). Позднее возникают анимизм (вера в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы), шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей) и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства). Анимистические верования постепенно эволюционируют в направлении особого почитания духов предков и культа природы. С разложением первобытнообщинного строя и возникновением раннеклассовых государств большое значение приобретают культы предков-покровителей, племенных вождей, земледельческие и скотоводческие культы, появляется иерархия духов, в качестве особого сословия выделяется жречество. Классовое расслоение общества нашло свое отражение в том, что религии стали выделять высшие и низшие божества, а затем и одно главное божество. В некоторых религиях (так называемых монотеистических) этот процесс привел к возникновению единобожия.
Со II тысячелетия до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся вплоть до настоящего времени. Одним из самых ранних таких верований был иудаизм, появившийся в Передней Азии сперва как политеистическая религия, но впоследствии перешедший в монотеистическую. В начале I тысячелетия до н.э. в том же регионе развивалась другая религия — зороастризм (в его основе лежит дуализм — представление о противоборстве доброго и злого начал), а в XI в. н.э. возникло еще одно из его ответвлений — йезидизм. В других частях Азии
Раздел 2
сформировались политеистические религии. В Южной
Азии это были брахманизм (трансформировавшийся позднее в индуизм), окруживший религиозным ореолом господствовавшую в этом регионе кастовую систему, и джайнизм (VI-V вв. до н.э.), отвергший кастовый строй. В VI-V вв. до н.э. в Китае почти одновременно появляются два философско-этических учения, со временем сложившиеся в религии, — даосизм и конфуцианство. В Японии на основе господствовавших в этой стране в первобытнообщинную эпоху почитания предков и культа природы возникает синтоизм.
Некоторые религии, распространившись на огромных территориях, превратились в так называемые мировые религии (к их числу обычно относят буддизм, христианство и мусульманство).
Буддизм, возникший в VI-V вв. до н.э. в северной части Южной Азии как антитеза брахманизму, вскоре распался на два основных направления, сильно различающихся между собой, — тхераваду, или хинаяну, и махаяну; ответвлением последней является буддизм-ламаизм.
В начале I тысячелетия н.э. в Передней Азии появилась монотеистическая религия — христианство. В 1054 г. оно раскололось на два направления: православие и католицизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть римского первосвященника-папы и провозгласивший своей целью возврат к раннему христианству. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главные из которых англиканство, лютеранство и кальвинизм. Эти течения, в свою очередь, дали значительное число ответвлений. Кроме перечисленных выше трех основных направлений христианства
Народы мира в зеркале геополитики
(православия, католицизма и протестантизма) имеется еще два менее распространенных направления, сложившихся в V в. и по обрядности близких к православию, — монофиситство и несторианство.
Другая монотеистическая религия — ислам — возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм (последнее направление не получило значительного распространения). Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме «священное предание»— сунну; шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка. Что касается хариджитов, то они близки к суннитам, но предъявляют более суровые требования к своим последователям: осуждают роскошь, запрещают игры и музыку и т. д. Наиболее известной сектой суннизма является ваххабизм. Шиизм дал большое число сект, крупнейшие из них — зейдизм и исмаилизм; от исмаилизма ответвились секты друзов и нусайритов (или алавитов), вобравшие элементы зороастризма и христианства.
Религиозный состав населения Земли можно исчислить лишь приблизительно. Статистический учет религиозной структуры ведется во многих странах, однако официально определяемая численность последователей тех или иных религий часто значительно превосходит действительное число верующих, так как опрашиваемые при переписях населения нередко указывают свою принадлежность к той или иной религии, от которой они фактически уже отошли. В разряд атеистов обычно попадают лишь активные противники религии, а безразлично относящиеся к ней, как правило, отмечаются как
Раздел 2
верующие. Крометого, в некоторых странах умышленно искажают численность последователей различных вероисповеданий, преувеличивая за счет других количество приверженцев господствующей религии.
С очень большой осторожностью следует подходить и к данным церковных организаций. Во-первых, численность приверженцев определяется в этих организациях по-разному (в одних случаях учитываются все связанные с церковью лица, в других — лишь старше определенного возраста, прошедшие тот или иной обряд). Во-вторых, статистика церквей часто бывает тенденциозной.
Следует также отметить, что в некоторых восточно-азиатских странах один и тот же человек нередко отправляет культ двух, а то и трех религий, и его соответственно включают в число последователей сразу нескольких религий. В качестве примера можно привести Японию, где многие верующие одновременно являются синтоистами и буддистами. В некоторых развивающихся странах к адептам той или иной разновидности христианства или мусульманства иногда причисляют лиц, фактически придерживающихся традиционных верований.
И все же официальный учет свидетельствует о росте рядов атеистов. Так, в Нидерландах, согласно данным переписи 1971 г., более чем пятая часть всего населения признала себя атеистами, а в Амстердаме — даже около половины. Правда, имеющиеся материалы переписей населения других стран дают более низкий процент неверующих: в Финляндии, Австрии, Люксембурге, Чили, Мексике удельный вес атеистов составляет от 2 до 5% , а в некоторых странах— еще ниже. В Великобритании и Франции, по косвенным данным (в переписях этих стран вопрос о религиозной принадлежности не ставится), около трети жителей не связано с церковью. По данным
Народы мира в зеркале геополитики
80-х годов считалось, что в социалистических странах большая часть населения отошла от религии.
Несмотря на то, что данные о численности последователей отдельных конфессий очень неточны и не всегда сопоставимы, они все же позволяют ориентировочно оценить относительное влияние различных религий и церквей.
Общее число христиан в мире — около 1 млрд. чел., среди них католиков— 580 млн. (по разным данным— от 300 до 380 млн.) и православных, включая приверженцев других восточных церквей, — около 80 млн. Основная часть католиков сосредоточена в Америке (более половины их общего числа); на Европу приходится приблизительно 180 млн., на Азию и Африку— по 50 млн. Протестантов больше всего в Америке (2/5 их общего числа) и Европе (1/3 всех протестантов сосредоточена преимущественно в северной половине этой части света);
в Африке и Азии число протестантов соответственно равно 36 и 65 млн., в Австралии с Океанией — около 14 млн. (2/3 всего населения). Православные и приверженцы других восточных церквей преобладают среди верующего населения Юго-Восточной Европы, России и Северо-Восточной Африки.
Из протестантов наиболее крупные группы образуют баптисты — 75 млн., лютеране — 70 млн., англикане — 67 млн., рефоматоры и пресвитериане — 52 млн., методисты — 43 млн., пятидесятники — 8 млн., свидетели Иеговы — 5 млн., последователи «Армии спасения» — 5 млн., мормоны — 4 млн., конгрегационисты — 3 млн., адвентисты седьмого дня — 3 млн. Среди представителей восточных церквей около 20 млн. монофиситов и 100 тыс. несториан.
Раздел 2
Общее число мусульман— около 800 млн., в том числе суннитов — 730 млн. и шиитов — 70 млн. Подавляющее их большинство сосредоточено в Северной Африке и Азии (исключая восточную ее часть).
Приверженцы всех остальных религий — в основном жители Азии. Индуистов насчитывается примерно 520 млн., буддистов— 250 млн. (среди них махаяни-стов— около 60%), конфуцианцев— 180 млн., синтоистов — 90 млн., даосистов — 30 млн., сикхов — 12 млн., джайнов — 3 млн., зороастрийцев — 250 тыс., йези-дов— 100 тыс.; иудаистов насчитывается около 13 млн., причем более половины их приходится на страны Америки.
Труднее всего поддаются учету приверженцы местных традиционных верований, в значительном числе сохранившиеся в Африке, Азии и Океании. Их сложно учесть хотя бы потому, что переход от традиционных верований к мировым религиям совершается очень постепенно, а формальная религиозная принадлежность не всегда соответствует подлинным верованиям населения. Кроме того, население указанных регионов слабее всего изучено в статистическом отношении. По очень приблизительным подсчетам, последователей традиционных верований насчитывается около 100 млн. чел.
В связи с указанными выше сложностями учета конфессионального состава населения выявить динамику численности последователей различных религий довольно трудно. Это объясняется тем, что в странах, где господствуют индуизм и ислам, наблюдается наивысший прирост населения. Кроме того, ислам в Африке активно продвигается на юг, в ее тропическую часть, а индуизм распространяется среди племен Индии. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что идеи атеизма пока еще не
Народы мира в зеркале геополитики
получили в районах господства этих двух религий широкого распространения.
Несколько изменилось соотношение различных религий и их направлений и по отдельным частям света, регионам и странам. Так, в Африке (к югу от Сахары) в результате деятельности миссионеров заметно возросла численность христиан и мусульман за счет сокращения числа последователей племенных религий. В Латинской Америке, остающейся цитаделью католицизма, за последние десятилетия довольно сильно возрос процент протестантов. Наоборот, в США, Канаде и некоторых европейских странах (Нидерланды, Германия, Швейцария), где имеются как протестанты, так и католики, удельный вес последних несколько повысился (что связано с характерной для них более высокой рождаемостью). Усиливают свои позиции в 90-х годах католицизм и разного толка реформаторские конфессии в России.
Распространение конфессиональных групп по крупным регионам выглядит следующим образом.
Среди верующих на территории бывшего СССР преобладают православные (большинство районов России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии). Верующие Армении принадлежат к монофиситской армяно-григорианской церкви. В Литве наиболее распространен католицизм, в Латвии и Эстонии — лютеранство. В России и других новых государствах имеются небольшие группы отклонившихся от православия старообрядцев и представителей различных протестантских церквей и сект. Ислам распространен среди части верующего населения Средней Азии и Казахстана, Азербайджана, большинства российских республик Кавказа, Татарии и Башкирии. Буддизм-ламаизм исповедуют верующие в Бурятии, Туве и Калмыкии. Верующие евреи — иудаисты.
Раздел 2
На севере Европы преобладает протестантизм в форме лютеранства, в Англии — англиканства, в Шотландии — пресвитерианства. В Бельгии, Люксембурге, Франции, Испании, Португалии, Италии, в Австрии и на Мальте распространен католицизм. В Центральной Европе католиков и протестантов примерно равное число, причем в Германии среди протестантов преобладают лютеране, а в Швейцарии и Нидерландах — реформаторы. В Греции подавляющее большинство верующих — православные, а в европейской части Турции — мусульмане.
Среди верующих в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии преобладают католики, в Болгарии и Румынии — православные, в Албании — мусульмане (преимущественно сунниты). В Югославии и Македонии больше всего православных, в Хорватии и Словении — католиков, в Боснии — православных и мусульман.
В Азии распространены самые разнообразные религии. Ислам резко преобладает во всех странах Передней Азии (кроме Израиля, Кипра и Ливана), а также в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивских островах и в Индонезии. Более половины населения принадлежит к мусульманам в Малайзии и Ливане, значительное число последователей ислама имеется на Кипре, в Восточном Тиморе, Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах. В большинстве стран господствует суннитское направление ислама, лишь в Иране преобладает шиизм, а в Ираке, Йемене и Бахрейне суннитов и шиитов примерно поровну. В Иране, Индии, Пакистане имеются небольшие группы зоро-астрийцев, в Иране, Ираке и Турции — йезидов.
Основными районами распространения индуизма являются Индия и Непал. Индуисты образуют, кроме того, значительную долю среди верующих в Шри-Ланке и Бангладеш, а также на о. Бали в Индонезии.
Народы мира в зеркале геополитики
В странах Индокитая и в Шри-Ланке подавляющее большинство верующего населения придерживаются буддизма (во Вьетнаме — в форме махаяны, в остальных странах— тхеравады). Махаянистский буддизм распространен также в странах Восточной Азии, где он сосуществует с другими религиями: конфуцианством и даосизмом — в Китае, конфуцианством и традиционными верованиями— в Корее, синтоизмом— в Японии. Верующее население Монголии —буддисты-ламаисты.
Христианство преобладает в Азии лишь на Филиппинах (преимущественно в форме католицизма) и на Кипре (православные). Почти половина верующих населения Ливана также христиане (2/3 их марониты).
Число последователей племенных культов в Азии непрерывно сокращается. В настоящее время они сохраняются лишь в труднодоступных горных районах Южной и Юго-Восточной Азии.
В Африке во всех арабских странах, а также в Сома-ли и Джибути господствует ислам суннитского направления. В ряде стран, лежащих к югу от Сахары (Судан, Чад, Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д'Ивуар), кроме последователей ислама, сохранились группы, придерживающиеся местных традиционных верований. В Эфиопии 2/3 населения исповедует христианство моно-фиситского направления. В Нигерии имеются мусульмане (их больше половины всего населения, и они размещены на севере страны), христиане, а также лица, придерживающиеся местных традиционных верований. Во всех остальных странах континента в разных пропорциях представлены христиане (протестанты и католики) и приверженцы местных традиционных верований и культов (их больше всего в Африке).
Раздел 2
В Америке почти во всех странах христианство резко преобладает над другими религиями, причем в США и Канаде много и протестантов, и католиков, а в странах Южной и Центральной Америки подавляющее большинство верующих — католики. В Вест-Индии на одних островах доминирует католицизм, на других — протестантизм. На Кубе считается, что значительная часть населения порвала с религией, но она относится к католическим странам. В Гавайях, Суринаме и Тринидаде и Тобаго кроме христиан (протестантов и католиков) имеется значительное число индуистов и мусульман. Индейское население глубинных районов Южной Америки частично сохраняет местные традиционные верования.
В Австралии и Океании большая часть верующих— протестанты различных течений и сект, меньшая — католики; лишь на островах Новая Каледония, Гуам, Уол-лис и Футуна католиков больше, чем протестантов. На Фиджи наряду с христианами много индуистов и мусульман. Приверженцев местных традиционных культов больше всего осталось на Вануату, в Папуа-Новой Гвинее и среди аборигенов Австралии.
Общей тенденцией в мире является отход от религии значительной части населения. Отход от религии — процесс сложный и длительный. На первых порах он выражается в том, что лица, принадлежавшие к определенной конфессии, не исполняют ее предписаний и плохо разбираются в тонкостях официального вероучения. Затем появляются также люди, которые считают себя принадлежащими к той или иной церкви «по традиции», в силу этнического происхождения. Это широко проявляется в России. И наконец, все более значительные группы населения теряют связь с религией и не идентифицируют себя с конкретной конфессией.