Поляки (94 тыс. чел.) на территории Российской Федерации имеют в основном иммигрантское происхождение. Большая часть их проживает в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Томской, Омской и Иркутской областях, в Алтайском крае. Среди других западнославянских народов можно выделить чехов (4,4 тыс. чел.) и словаков (0,7 тыс. чел.).
Народы мира в зеркале геополитики
Южнославянская группа
На территории Российской Федерации эта группа включает такие народы, как болгары (32,8 тыс. чел.;
проживают в основном в российских городах, а также в Московской, Тюменской и Кемеровской областях, в Республике Коми), сербы (1,6 тыс. чел.; говорятна штокав-ском диалекте сербохорватского языка) и хорваты (0,5 тыс. чел.).
Немцы
Самой старой немецкой общиной в пределах Российской империи можно считать балтийских немцев — потомков средневековых тевтонских рыцарей, воинов и купцов. Они оказались в России в начале XVIII в., после завершения Северной войны. Привилегии немецкого дворянства и городских классов, подтвержденные польскими и шведскими хартиями, постепенно размывались и после Октябрьской революции ]917 г., когда в Прибалтике образовались независимые государства, были полностью отменены. В 1940-1941 гг., когда в Советский Союз была включена Прибалтика, балтийские немцы, согласно советско-германскому пакту о ненападении, были репатриированы в Германию. Другая, меньшая по численности, группа российских немцев включала потомков тех, кто приехал в Россию в разное время на военную службу, в качестве преподавателей, ремесленников или торговцев. Но большую часть российских немцев составляли потомки фермеров-иммигрантов, селившихся в Нижнем Поволжье, около Саратова и в Ново-россии.
Раздел 6
Политика привлечения немецких колонистов, начатая Екатериной II в 1762 г., была пересмотрена в 1870-е годы, когда были отменены некоторые из привилегий, в первую очередь право по религиозным причинам не служить в армии. Это вызвало активную эмиграцию иностранных колонистов в Америку.
После 1917 г. немцы Поволжья стали первым советским этническим меньшинством, которое получило свою национальную территорию— Трудовую Коммуну немцев Поволжья (1918 г.), трансформировавшуюся позднее в АССР немцев Поволжья. После начала войны с Германией около 700 тыс. немцев было депортировано на восток, а АССР немцев Поволжья была упразднена. Депортация украинских немцев была сорвана стремительным наступлением германской армии, но в 1944-1945 гг. многие из советских немцев, эвакуированных в 1941 г. на территорию Польши и Германии, были возвращены в Советский Союз. Указами 1955 и 1964 гг. немцы Поволжья были реабилигированы, но вернуться на прежнее место жительства им не удалось, и, несмогря на открытие школ с преподаванием на немецком языке и разрешение совершать лютеранское богослужение, все попытки российских немцев восстановить свою национальную территорию оканчивались неудачей. Это вызвало массовую эмиграцию в ФРГ, значительно сократившую долю немцев в населении страны.
В России немцев (самоназвание дойче) 842,3 тыс. чел. Проживают они в Омской области (134,2 тыс. чел.), Алтайском крае (127,7 тыс. чел.). Новосибирской области (61,5 тыс. чел.), Красноярском крае (54,3 тыс. чел.), в Кемеровской (48,0 тыс. чел.), Оренбургской (47,6 тыс. чел.). Челябинской (39,2 тыс. чел.) областях. Краснодарском крае (31,8 тыс. чел.), а также в Свердловской
Народы мира в зеркалегеополитики
(31,5 тыс. чел.). Тюменской (29,6 тыс. чел.), Волгоградской (28,0 тыс. чел.), Саратовской (17,1 тыс. чел.). Пермской (15,3 тыс. чел.) областях, Ставропольском крае (13,2 тыс. чел.) и Самарской области (10,6 тыс. чел.). В республиках России наибольшее число немцев в Коми (12,9 тыс. чел.), Хакасии (11,3 тыс. чел.), Башкирии (11,0 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (8,6 тыс. чел.). Из республик бывшего СССР больше всего немецкого населения сосредоточено в Казахстане (957,5 тыс. чел.). К 1989 г. численность немцев в СССР достигала 2038,6 тыс. чел., но сейчас их стало меньше в связи с эмиграцией в Германию. По переписи 1989 г. лишь 48,7% всех немцев России считали немецкий язык родным, тогда как 50,6% из них считали родным русский язык. Общая численность немецкого населения достигает 86 млн. чел.
Евреи
По переписи 1989 г. в Советском Союзе насчитывалось 1 млн. 378 тыс. евреев. На протяжении всего XX в. число евреев уменьшалось: их было 5 млн. в 1897 г., 2,7 млн. в 1926 г. и 2,2 млн. в 1959 г. Более 2,5 млн. советских евреев погибло во время Великой Отечественной войны.
Около 90% советских евреев составляют западные евреи — ашкенази, говорящие на идиш (вариант средневекового немецкого). Восточные евреи — сефарды проживают в Средней Азии и на Северном Кавказе. В 1989 г. около 9 тыс. евреев проживало в Еврейской автономной области, что равнялось лишь 4% от общей численности населения.
Евреи — преимущественно городской народ. В городах сосредоточено 98% всех евреев, около 1/4 из
Раздел 6
них— в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Они традиционно имеют высокий уровень образования. Например, в 1975 г. евреи, доля которых в населении страны не превышала тогда 0,8%, составляли 4,1% лиц с высшим образованием. Среди советских евреев всегда было много адвокатов, врачей, ученых, работников культуры и искусства, писателей и журналистов. Но их крайне мало было в партийном аппарате, органах государственной безопасности и на дипломатической работе — ситуация, обратная той, которая наблюдалась в первые два десятилетия после революции 1917 г., когда они были «локомотивом» революционных преобразований.
Доля евреев падала не только из-за эмиграции в Израиль, но также из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции. В 1989 г. из 537 тыс. евреев России 91% считали русский язык родным, хотя в 1926 г. более 70% евреев называли своим родным языком идиш.
Территории, заселенные западными евреями, вошли в состав Российской империи после трех разделов Польши при Екатерине II. В царское время они подвергались сильной дискриминации и понесли большие потери из-за массовых погромов, а после революции — и гражданской войны. Советская власть предоставила им равные права с другими народами, при этом были запрещены еврейские националистические партии, ограничено официальное употребление идиш.
Романская группа
Эта группа включает такие народы, как молдаване (172,6 тыс. чел.) и румыны (6 тыс. чел.).
Народы мира в зеркале геополитики
Балтийская группа
В эту группу входят литовцы (70,4 тыс. чел.; проживают в основном в Москве и в Калининградской, Иркутской, Пермской областях), а также латыши (46,8 тыс. чел.; живут по преимуществу в Москве, Омской области, Башкирии).
Литовцы и латыши, заселяющие восточные берега Балтики, получили официальное признание после революции 1917 г. Языки латышей и литовцев принадлежат к балтийской группе индоевропейских языков, и хотя латыши и литовцы не похожи друг на друга, оба языка имеют общую лексическую структуру. Культура и языки прибалтийских народов обязаны своим расцветом подъему национальных движений в последней четверти XIX в. и шедшему параллельно процессу этнокультурного возрождения. Лютеранство, распространенное в Латвии, повлияло на уровень грамотности среди местного крестьянства и вместе с литовским католицизмом удерживало эти народы в стороне от их восточнославянских соседей.
Армянская группа
Включает всего один народ — армян (самоназвание хай; численность в пределах РФ достигает 532,4 тыс. чел.). Армяне — основное население Республики Армения (3083,6 тыс. чел.), компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. чел.), Грузии (437,2 тыс. чел.). Они живут также свыше чем в 70 странах мира и больше всего их в США (650 тыс. чел.). Общая численность армян мира превышает 6,5 млн. чел. Армянский язык имеет
Раздел 6
множество диалектов и говоров, а также два варианта литературного языка— восточноармянский и западно-армянский. Верующие армяне — главным образом хри-стиане-монофиситы, но небольшая часть — армяно-ка-толики, католики и протестанты. Самые крупные на территории России анклавы армянского населения — в Москве (44 тыс. чел.), Санкт-Петербурге, Майкопе, Краснодаре и Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской области. В Армавире и его окрестностях проживает этнографическая группа армян — черкесские армяне (или черкесо-гаи), ранее жившие среди западных адыгов и переселившиеся с территории Северо-Западного Кавказа под натиском ислама, который распространяли крымские ханы.
Греческая группа
Включает всего один язык и один народ — греков (на территории РФ— 91,7 тыс. чел.). Однако греческий язык имеет множество наречий, подчас взаимонепони-маемых. Российские греки живут главным образом в сельской местности Северного Кавказа — в Краснодарском крае. Северной Осетии, Адыгее. На территории Грузии и в Приазовье сохранилась особая этнолингвистическая группа греческого народа — греки-тюркофоны (урумы).
Индоарийская группа
Представлена в России всего одним народом — цыганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочисленные этнографические группы, а цыганский язык име-
Народы мира в зеркале геополитики
ет несколько диалектов. Самая крупная группа— русская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северозападных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.
Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.
Большинство цыган бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая — через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканского влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рассеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.
Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах
Разделе
(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесорубами. Большинство цыган кочевали, но те из них, которые регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.
Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивляются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.
Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, — русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой
Народы мира в зеркале геополитики
аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру— выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском языке не появлялись.
Тюркская группа
Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.
Поволжские тюрки — татары, чуваши, башкиры — находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы — длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.
В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обычно в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.
Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),
Раздел 6
Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), однако дисперсно проживают во всех регионах Европейской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татарский литературный язык сформировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.
Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского населения, а в самой Башкирии этот титульный народ составляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.
Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских языков. В Чувашии численность титульного населения составляет 907 тыс. чел., в Татарии— 134,2 тыс. чел., в Башкирии— 118,6 тыс. чел., в Самарской области— 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области — 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.
Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире более 9 млн. чел.) делились на три территориальных кочевых объединения: Семиречье — Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан — Средний Жуз (орта жуз), Западный Казахстан — Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.
Народы мира в зеркале геополитики
Азербайджанцы (в РФ 335,9тыс. чел., в Азербайджане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.
Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюменской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;
большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы — в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.
Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР — 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.
Хакасы (78,5 тыс. чел.)— коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут такжев Туве(2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).
Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев— 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы).
Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) — коренное население Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.
Раздел 6
чел., в том числе в Республике Алтай — 59,1 тыс. чел. Их общая численность— 70,8 тыс. чел. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Алтайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диалекты. Большая часть верующих алтайцев— православные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм — разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении переписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык родным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.
Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., причем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов — православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представления.
Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность — 0,75 тыс. чел. Верующие чулымцы — православные христиане.
Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.
Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) — основное население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.
Народы мира в зеркале геополитики
Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.
Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)— коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы (78,3 тыс. чел.) — коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы — мусул ьмане-сун ниты.
Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане — 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии— 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии — 9,5 тыс. чел.; общая численность— 282,2 тыс. чел.)— коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык — кумыкский.
Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы — мусульмане-сунниты.
Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы— коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы — православные христиане.
Раздел 6
Иранская группа
Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Иране. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.
Осетины (402 тыс. чел.) — основное население Северной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон-цев и дигорцев (последние сосредоточены главным образом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.
Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курдского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана — части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Верующие курды — мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.
Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Дагестана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане проживает около 10 тыс. татского населения. Все таты делятся по религиозному признаку на три группы: таты-мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).
Народы мира в зеркале геополитики
Горские евреи (самоназвание джухур)— этнолингвистическая группа в составе евреев, а также этнокон-фессиональная группа в составе татов (11,3 тыс. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Говорят на татском языке, имеющем махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский говоры.
К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), среднеазиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая группа евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).
Монгольская группа
Все монгольские народы принято подразделять на несколько больших подгрупп, самыми крупными из которых являются буряты и калмыки. Хотя многие народы Азии, например тувинцы, алтайцы и эвенки, испытали на себе сильное влияние монгольской культуры, их языки не относятся к монгольской группе и их следует рассматривать отдельно. Только очень небольшая доля тех, кто принадлежит к монгольским народам, считает русский язык родным.
В XVII в. буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской территории. Они сохраняли старинные традиции и находились под косвенным, а не прямым управлением царского пра-
Раздел 6
вительства. Калмыки, как и буряты, говорят на одном из диалектов монгольского языка. Первоначально они жили на территории Западной Монголии (в Джунгарии), а в начале XVII в. мигрировали в Нижнее Поволжье, спасаясь от феодальных войн. К началу XVIII в. они перешли от шаманизма к буддизму и их культурные связи с Монголией сохранились. Позднее, под давлением царского правительства, часть калмыков вернулась в Китай, а оставшиеся 13 тыс. поселились на юго-западе Астраханской губернии. Как и буряты, калмыки имели своих племенных правителей. После революции кочевое скотоводство стало для калмыков менее важным, и в 1930-е годы, после насильственной коллективизации и прикрепления к земле, оно почти полностью исчезло.
Буряты (421 тыс. чел.)— коренное население Бурятии (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области (49,3 тыс. чел.), Агинского Бурятского автономного округа Читинской области (42,4 тыс. чел.). Небольшие группы бурят проживают в Монголии и на северо-востоке Китая. Их общая численность в мире достигает 500 тыс. чел. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, а верующие буряты Забайкалья — буддисты-ламаисты.
Калмыки (самоназвание хальмг) достигают численности 165,8 тыс. чел., составляют основное население Калмыкии (146,3 тыс. чел.), но живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае и в Сибири. Верующие калмыки — буддисты (ламаизм, школа гелугпа), но частьизних — православные христиане.
Халха-монголы (2,1 тыс. чел.) живут в крупных городах, в основном в Москве. Подавляющая часть халха-
Народы мира в зеркале геополитики
монголов живет в Китае (Внутренняя Монголия) и в Монголии. Верующие — буддисты-ламаисты.
Корейская группа
Эту языковую группу составляет один народ— корейцы (107,1 тыс. чел.; всего в мире 69,8 млн. чел.). Большая часть корейцев живет в двух государствах Корейского полуострова, но заметные их группы есть также в Китае (1,92 млн. чел.), Японии (670 тыс. чел.), США (500 тыс. чел.) и в среднеазиатских республиках бывшего СССР (438,7 тыс. чел.). В России наиболее компактные группы корейцев проживают на Сахалине (35,2 тыс. чел.), в Приморском крае (8,5 тыс. чел.). Ростовской области (7,1 тыс. чел.). Краснодарском крае (1,8 тыс. чел.), Ставропольском крае (4,6 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (5 тыс. чел.) и Северной Осетии (3 тыс. чел.). Большая часть корейцев России владеет русским языком. Верующие российские корейцы придерживаются традиционных верований, составляющих сложное переплетение буддийских, конфуцианских, даосистских представлений с элементами христианства (которое в форме православия распространилось среди корейцев России в конце XIX в.) и мощным пластом древних шаманских культов.
Народы Севера
Коренное население Российского Севера гораздо более разнообразно и многочисленно, чем население арктической и субарктической Америки. Советские этно-
Раздел 6
графы использовали понятие «малые народы Севера» для общего обозначения 26 народов, принадлежащих к алтайской и уральско-юкагирской семьям и палеоазиатским народам, но исключили при этом две большие по численности национальные северные группы — коми и якутов. Наряду с мордвой, удмуртами и марийцами они были причислены к финно-угорским народам. С другой стороны, эстонцы и карелы, хотя и принадлежащие к финно-уграм, были отнесены к группе балтийских народов.
Численность некоторых народов Севера при царском режиме сокращалась, но вряд ли можно говорить об изменении этой ситуации после революции: численность их, например, с 1926 по 1970 г. возросла менее чем на 10%. Правда, частично это объясняется ассимиляцией народов Севера с русскими мигрантами, которую не смогло предотвратить широко разрекламированное изобретение письменности почти всеми малыми народами, численностью более 30-40 тыс. чел. В результате миграции русских все народы Севера, уже в первые десятилетия советской эпохи, за исключением коми-пермяков, стали меньшинствами на собственных территориях, носивших их имя.
Якуты (самоназвание саха) в РФ достигают численности 380,2 тыс. чел., в Якутии — 365,2 тыс. чел. Основные территориальные группы якутов — амгинско-лен-ские, вилюйские, олекминские, северные якуты-оленеводы. Якутский язык входит в карлукскую ветвь тюркских языков.
Долганы (6,6 тыс. чел.) живут в Таймырском (Долга-но-Ненецком) автономном округе, главным образом в Хатангском районе, а также в Якутии. Говорят на дол-ганском диалекте якутскогоязыка. По вероисповеданию православные.
Народы мира в зеркале геопол ити ки
Эвенки (29,9 тыс. чел.) живут от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и р. Амур на юге, а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел.). Верующие эвенки — православные, при сохранении мощного пласта дохристианских верований.
Эвены (устаревшее название ламуты) достигают численности 17,2 тыс. чел. Они населяют территорию Охотского побережья и прилегающих к нему районов Верхнеколымского бассейна, а также побережья Гижи-гинской и Пенжинской губ. Распространенная религия — православное христианство, но сохранились и дохристианские религиозные представления.
Нанайцы (12 тыс. чел.) живут в основном в Хабаровском крае на Амуре (районы Хабаровский, Нанайский, Комсомольский), а также в Приморском крае, на Сахалине. Часть нанайцев (4,2 тыс. чел.) расселена в Маньчжурии (КНР). Формально к XIX в. нанайцы были обращены в православие, однако сохранили традиционные верования — анимизм, шаманизм.
Ульчи (3,2 тыс. чел.) живут в Ульчском районе Хабаровского края (2,7 тыс. чел.) и некоторых других регионах Приамурья. Верующие ульчи — православные.
Удэгейцы (1,9 тыс. чел.)— один из народов Хабаровского и Приморского краев (живут в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Язык удэгейцев бесписьменный. Среди удэгейцев преобладают традиционные верования — шаманизм, анимизм.
Орочи (915 чел.) живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на р. Тумнин близ г. Советская (в прошлом Императорская) Гавань, а такжена Амуре.
Раздел 6
Язык орочей бесписьменный. Современные орочи двуязычны, но молодое поколение владеет только русским. Почти 80% орочей считает родным русский язык.
Негидальцы (622 чел.) преимущественно живут в Хабаровском краена реках Амур и Амгунь. Традиционные верования негидальцев — анимизм, шаманизм. В XIX в. они были формально крещены в православие.
Ороки (179 чел.) проживают в Сахалинской области. Орокский язык относится к числу бесписьменных. Верующие ороки исповедуют православие.
Селькупы (остяки-самоеды, остяки; 3,6 тыс. чел.) живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и в других районах Тюменской области (1632 чел.), в Каргасокском, Парабельском, Верх-некетском, Колпашевском районах Томской области (1347 чел.), а небольшая их группа— в Туруханском районе Красноярского края. В составе селькупов различаются две территориальные изолированные группы:
северные и южные селькупы. В 1989 г. русский язык в качестве родного назвали 50,6% селькупов. Для традиционной религии селькупов характерны анимистические представления.
Нганасаны (самоеды-тавгийцы; 1,3 тыс. чел.) расселены в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (849 чел.). Разделяются на две группы: западные (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточные (вадеевские нганасаны, с центром в пос. Новая). Различаются авамский и вадеевский говоры. Вадеевские нганасаны владеют также долган-ским языком. Сам нганасанский язык бесписьменный. По религиозным воззрениям нганасаны — шаманисты.
Энцы (198 чел.; по данным этнографических опросов, 340 чел.) — коренное население Таймырского (Дол-207
Народы мира в зеркале геополитики
гано-Ненецкого) автономного округа (103 чел.). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах. Энецкий язык имеет диалекты. Верующие.энцы — православные.
Юкагирская группа
Юкагиры (самоназвание одул, вадул; устаревшее русское наименование омоки) достигают численности 1,1 тыс. чел., живут в Нижнеколымском районе (тунд-ренные юкагиры, или одул). Юкагирский язык имеет тундренный и таежный диалекты. Распространены также якутский, эвенский и чукотские языки. С XVIII в. среди юкагиров внедрялось православие, однако они сохранили и дохристианские верования.