Социальные санкции различаются по степени формализации. В наиболее стабильных этнических общно-стях существуют высокоформальные процедуры, такие как церемония почета для тех, чья служба считается способствующей общему благополучию, и наказание или изгнание для тех, чьи действия оцениваются как вредные. Некоторые этнопсихологи придают большое значение этим высокоформализованным санкциям, поскольку они способствуют консолидации этнической общности, особенно при наличии внешней угрозы со стороны других этнических сообществ. Такие санкции, без сомнения, сдерживают отклоняющееся от нормативного поведение этнофоров, но для большинства людей действеннее ока-
Народы мира в зеркале геополитики
зываются менее формализованные санкции,спонтанныепроявления одобрения или неодобрения.
До какой степени поведение может быть ограничено строгими запрещениями, показывает практика табу. В Полинезии животные, которые считаются священными, не употребляются в пищу даже тогда, когда люди оказываются перед лицом голодной смерти. Интересна реакция тех, кто непреднамеренно нарушает табу. Так, индеец, случайно съевший запрещенную пищу, может считать это неумышленное преступление причиной своего заболевания много лет спустя. Не так ли и у нас: одна только мысль о нечаянно съеденном насекомом может вызвать у человека рвоту.
Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования.
В основе требовательности лежат модели должного отношения к организации, которые реализуются в вырабатываемых организацией нормах отношения к символам, реликвиям, ритуалам, олицетворяющим группу или общность как организацию. При этом социальные нормы выражаются в разных документальных формах: протоколах, распоряжениях, отчетах, меморандумах и т. п. Следовательно, требовательность имманентно проявляется в пределах ценностно-нормативных ограничений, составляющих ее сущность. Это позволяет выбирать такие способы предъявления требований, которые соответствуют принятым в группе нормам и способствуют проявлению и развитию социальной активности. В основе социально-психологического понимания отношений требовательности лежит прежде всего активное принятие членами группы ценностно-нормативных предписаний, направленныхна решение социальных задач группы (общно-
Раздел 8
сти). Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом.
Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности служит приказание. Приказание — это категоричная форма требования. Категоричность — высокая степень волевого побуждения — может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению.
К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.
Доверием обычно стимулируется знакомая и посильная деятельность; оно подчеркивает уважение, которое испытывают члены общности к тем или иным своим представителям. На этом принципе построен институт старейшин, вождей, лидеров, руководителей, которые не только стоят во главе социальных, в том числе и этнических, групп или общностей, но и являются носителями определенных социальных норм поведения и деятельности. Так, для жителей Великобритании подобным нормативным эталоном является королевская семья, для американцев — президент. Одобрение как способ регулирования характеризуется прежде всего определением для этнофора нормативных границ, соблюдение которых вызывает стремление этнических общностей дать позитивную оценку поступкамили деятельности своих представителей, наградитьих.
Народы мира в зеркале геополитики
В заключение сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения.
Принцип определенности состоит в том, что лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение. Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.
Принцип адекватности предполагает, что система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая. Это необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения. Лишь на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания. Ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности. А для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия — важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, но они должны быть таковыми и по содержанию и по форме. В разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.
Принцип своевременности применения социальных санкций, казалось бы, не вызывает сомнения. Однаконапрактике он не всегда соблюдается. Обычно отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобыкак
Раздел 8
поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком. При стимулировании своевременность служит одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.
Принцип наглядности означает предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизировать воздействие. Формы наглядности весьма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наиболее эффективны те формы, которые используются в средствах массовой информации. Этот принцип должен обязательно соблюдаться лидерами.
Названные принципы нормативного регулирования, безусловно, должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адекватным или неадекватным без учета конкретной социальной ситуации.
Социальные условия в обществе изменчивы. Меняются и системы норм. Человек может быть полноценным и активным участником социального, в том числе этнического, взаимодействия, не только усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним.
Следует иметь в виду, что системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны. Поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общности.
Народы мира в зеркале геополитики
8.5. Социальная психология этнического взаимодействия
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоци-альных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически определенным, так как субъект деятельности, ее предмет и средства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этническое сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллективов.
Проблема определения социально-психологических характеристик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействия стала интенсивно изучаться в отечественной социальной психологии в 1960-1970-х годах. Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъекта, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъекга, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый — «общественный» блок— включает в себя социальную направленность, организованность и подготовленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй — «личностный»
Раздел 8
блок — объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий — блок «общих качеств» — были включены такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.
Выделенные социально-психологические феномены, возникающие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социальную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организованность» этнической группы раскрывает ее способность к самоуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаимоотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимодействию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может характеризовать межличностное восприятие и установление взаимопонимания между участниками взаимодействия в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, динамику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая коммуникативность» рассматриваетсякакспособность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеобразная стрессоустойчи-вость, надежность в экстремальных ситуациях. «Интегративность» выступает мерой единства, слитности,
Народы мира в зеркале геополитики
общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удовлетворенность группой, комфортность в ней. «Рефе-рентность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценностей. «Лидерство» — влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интро-групповая активность» выступает мерой активности эт-нофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на иные.
Другое направление исследований характеристик коллективного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой концепции, выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, состоящая из различных по степени опосре-дованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность.
Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказывают главным образом те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущую роль занятий и целей доминирующей этнической группы в данном сообществе. На успешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходятнетолько в ее структурно-формальных параметрах, но и в
Раздел 8
специфических для нее отношениях, возникающих в процессе совместной коллективной деятельности.
Решая вопрос о соответствии системы критериев (показателей, признаков) эффективности деятельности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнормативный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не только им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, «пассионарность этноса» (или, образно, «локомотив этногенеза») как способность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака — пас-сионарии — не могут рассчитать последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого, можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т.е. количеству имеющейся в этнической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психологии пассионарность можно рассматривать как уровень активности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.
В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический
Народы мира в зеркале геополитики
(процессуальный) характер, исследователями,в частности А. Л. Журавлевым, выделяются: целенаправленность, мотивированность, структурированность, согласованность, интегративность, организованность, результативность, пространственные и временные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.
Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскрывает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность определяется групповыми интересами, социальными установками, убеждениями, идеалами. Таким образом, применительно к этническим процессам целенаправленность выражает прежде всего реально существующие тенденции в жизнедеятельности этнического коллектива и является важнейшей чертой его портрета.
Мотивированность как характеристика коллективного субъекта представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Она формируется в результате интеграции индивидуальных мотивов, их взаимного «сложения» и «переплетения» и выражается в активной заинтересованности членов коллектива в совместной деятельности. Сплочение этнической группы способствует формированию и укреплению ее этнического самосознания, которое может проявляться в различных действиях (например, ритуальных, предполагающих одинаковое понимание всеми членами группы обрядовой символики). Данное свойство, таким образом, характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллективного субъекта.
Раздел 8
Структурированность совместной деятельности коллективного субъекта означает четкость и конкретность распределения между членами коллектива функций, прав и обязанностей, ответственности, т. е. определенность его структуры. Параметрами структурированности можно считать тип распределения обязанностей в коллективе, характер его статусно-ролевой структуры, соответствие организационной структуры деятельности организационным отношениям.
Применительно к этническим процессам структурированность этноса может объяснить такое явление, как культурная и этническая нетождественность, характерная для многих этнических групп, что особенно четко проявляется в межэтническом взаимодействии (например, в виде этноцентризма).
Важными характеристиками коллективной деятельности выступают согласованность и интегративность. Без взаимной сработанности, сплоченности членов этнической группы трудно рассчитывать на общую результативность взаимодействия.
Следующая характеристика коллективного субъекта— организованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятельности. Необходимым условием взаимодействия является единое пространственно-временное пребывание и функционирование его участников. Без наличия единого пространства и одновременности выполнения работы
Народы мира в зеркале геополитики
разными людьми не может развертываться совместная групповая деятельность.
Интегральной характеристикой совместной деятельности является результативность. Она определяет не только уровни развития всех перечисленных выше характеристик коллективной деятельности и ее субъекта, но и конкретные результаты совместной деятельности. Параметр «результативность» может быть использован для анализа «истории отдельных этносов» (по Л. Н. Гумилеву), объясняя различные фазы этногенеза: от возникновения, подъема до упадка, умирания этноса.
Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к выделению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концептуальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этнического, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленность этноса как интегральный фактор регуляции этно-социального взаимодействия.
Как известно, регуляция социального поведения детерминирована социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять следующие группы социогенных потребностей: 1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных действиях, взаимопомощи; 2) потребность в лидерстве, руководстве; 3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями; 4) потребность в самовыражении,
Раздел 8
самоутверждении, самореализации и тесно связанная с ней потребность в уважении, престиже, успехе.
По отношению к этническим группамих можно проиллюстрировать следующим образом. Например, потребность в самоуважении стала «ахиллесовой пятой» возрождающейся самостоятельности новых государств на территории бывшего Советского Союза. Так, стремление эстонцев и латышей к сохранению своей самобытности толкает национальный истеблишмент к ограничению прав и гражданских свобод проживающих с ними инонаций, в частности русских. Последствия подобных действий нетрудно предсказать: от русских они вряд ли избавятся, учитывая, что Россия переживает кризис и приток сотен тысяч новых граждан усложнит и без того непростую ситуацию, а вот дестабилизировать положение в самой Эстонии или Латвии вполне смогут.
Другой иллюстрацией могут послужить сравнительно недавние события в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе. Пассионарность граждан этих территорий проявилась в самоотверженной защите своих возможностей в удовлетворении социогенных потребностей, а результатом стало достижение реального суверенитета.
Пассионарность этнического субъекта проявляется не только в его способности находиться в гомеостатиче-ском состоянии по отношению к социальному окружению и своему социальному положению и адекватно реагировать на возникающие при этом ситуации, но и как направленность субъекта, выступает регулятором такой адекватности.
Многие авторы понимают групповую этносоциальную направленность как средство согласования индивидуальных и социальных целей, необходимость которого вытекает из объективных закономерностей достижения общих
Народы мира в зеркале геополитики
целей при конкурирующих или несовпадающих личных потребностях отдельных членов этнической группы либо этнического сообщества. Таким образом, проблема этно-социального субъекта предполагает более углубленное поле изучения — «этническое поле субъекта» или «этническое поле индивида» («поле поведения и активности членов этнической системы», по Л. Н. Гумилеву).
Этническое поле субъекта может быть представлено в виде трехуровневой структуры, компоненты которой обозначаются такими понятиями, как «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства». «Этническое для себя» — это существующая у любого человека система этнических иерархий и этнических экспектаций, которая не обязательно вербализована и осознаваема, напротив, она может не осознаваться в течение всей жизнедеятельности. Но, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую неконгруэнтность, субъект в своем поведении будет исходить из системы этнических иерархий и этнических экспектаций. «Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии. С «этнический для государства» мы сталкиваемся в том случае, когда, например, житель России, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности предстает для окружающих как «русский». Этот же механизм действует, более того культивируется, в США: латиноамериканец, англичанин или русский по происхождению, приняв гражданство США, предстает в любой стране мира как «американец».
Раздел 8
Итак, по отношению к представителю другой национальности индивид действует как человек этнический, проявляя разные компоненты своей личности и прежде всего систему социальных установок (аттитюдов). Такое положение было подтверждено в эксперименте Лапьера.
Лапьер вместе с двумя студентами-китайцами путешествовали по южным штатам США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никаких различий в обслуживании самого Лапьера и его спутников-китайцев не было. Спустя два года после завершения путешествия Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он в сопровождении тех же китайцев снова посетить отель. Ответы пришли из 128 отелей, причем только в одном было согласие, в 25% случаев имел место отказ, а в остальных — уклончивая формулировка. Лапьер объяснил это тем, что между ат-титюдом (в данном случае отношением к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существовало расхождение. Ответы на письма свидетельствовали о наличии негативного аттитюда («этническое для себя»), но в реальном поведении он не был проявлен («этническое для социума»), напротив, поведение было таким, как если бы в его основе был позитивный аттитюд.
Попытаемся проинтерпретировать «парадокс Лапьера» с учетом диспозиционной регуляции социального поведения и уровневой структуры этнического поля субъекта. Низший уровень диспозиционной регуляции характеризуется наличием элементарных установок, значение которых в эмпирическом плане можно интерпретировать как «этническое для себя». Эти установки реа-
Народы мира в зеркале геополитики
лизуются в простых, предметных ситуациях, они не выходят за рамки элементарных бытовых представлений и предрассудков и не связаны с целесообразным социальным взаимодействием. Следующие два уровня диспози-ционной регуляции предполагают наличие социальных установок и направленности субъекта на реализацию конкретных целей и достижение социально значимого результата, им соответствует диспозиция «этническое для социума». Эти уровни обусловлены процессом социального взаимодействия, при котором формируются и фиксируются разнообразные социально значимые установки, т. е. установки на цели и средства взаимодействия в социальной системе, обусловливающие значимость поступков субъекта. Высший диспозиционный уровень представлен ценностными ориентациями личности, регулирующими социальное взаимодействие с точки зрения его этнической значимости и целесообразности. На этом уровне реализуются этнические диспозиции, входящие в «этническое для государства». Представленная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к этническому поведению субъекта. Социальное взаимодействие проявляется в данном случае в том, что «этническое поле субъекта» рассматривается в контексте системы социальных связей и отношений, включенных не только в среду ближайшего социального взаимодействия, но и в гораздо более широкую систему этносоциальных связей
в целом.
С позиций предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить парадокс Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется тем, что проявились разные уровни этнического поля субъекта. Несомненно,
Раздел 8
что в каждой конкретной ситуации поведения «работали» различные уровня диспозиционной регуляции.
Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм этнического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социального развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам предположить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по нашему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехкомпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активности), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление симпатий и антипатий к нему) и практический (последовательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологических характеристик этнического субъекта социального взаимодействия. Когнитивный компонент раскрывается через целенаправленность и мотивированность, аффективный компонент — через эмоциональность и стрессоустойчивость, практический компонент — через интегративность, организованность и коллективность.
Рассмотрим более подробно выделенные структурные элементы.
Целенаправленность может быть определена как характеристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциаль-
Народы м ира в зеркале геополитики
ного взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертывания всех форм внутригруп-повой активности, это организующее и системообра-зующее начало взаимодействия. Цель взаимодействия можно рассматривать как феномен опережающего отражения, как идеальное представление будущего результата, которое определяет характер и способы этносоциаль-ного взаимодействия.
Мотивированностъкак характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отношения к этносоциальному взаимодействию. Она представляет собой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достижении этносоци-альных групповых целей.
Эмо1{иональность проявляется в отношениях к взаимодействию и формируется под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этнической группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызывают позитивное или негативное отношение членов такой группы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности членов группы реализацией этносоциальных целей.
Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъекта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро моби-лизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включенности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психо-
Раздел 8
логического развития и организованности этнической группы, степенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанное гей по нейтрализации дисфункций, подавлению деструктивных проявлений.
Интегративность раскрывает генезис интегратив-ных процессов в этнических группах, коллективах, сообществах и представляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процессов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структурированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Многие социальные психологи имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегратив-ных феноменов этнического субъекта, таких, например, как психологический климат, межличностные отношения и т. д.