Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абхазо-адыгская группа 6 страница



Социальные санкции различаются по степени фор­мализации. В наиболее стабильных этнических общно-стях существуют высокоформальные процедуры, такие как церемония почета для тех, чья служба считается спо­собствующей общему благополучию, и наказание или изгнание для тех, чьи действия оцениваются как вред­ные. Некоторые этнопсихологи придают большое значе­ние этим высокоформализованным санкциям, поскольку они способствуют консолидации этнической общности, особенно при наличии внешней угрозы со стороны дру­гих этнических сообществ. Такие санкции, без сомнения, сдерживают отклоняющееся от нормативного поведение этнофоров, но для большинства людей действеннее ока-


Народы мира в зеркале геополитики

зываются менее формализованные санкции,спонтанныепроявления одобрения или неодобрения.

До какой степени поведение может быть ограничено строгими запрещениями, показывает практика табу. В Полинезии животные, которые считаются священными, не употребляются в пищу даже тогда, когда люди оказы­ваются перед лицом голодной смерти. Интересна реак­ция тех, кто непреднамеренно нарушает табу. Так, инде­ец, случайно съевший запрещенную пищу, может счи­тать это неумышленное преступление причиной своего заболевания много лет спустя. Не так ли и у нас: одна только мысль о нечаянно съеденном насекомом может вызвать у человека рвоту.

Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффек­тивны две группы: требовательности и стимулирования.

В основе требовательности лежат модели должного отношения к организации, которые реализуются в выра­батываемых организацией нормах отношения к симво­лам, реликвиям, ритуалам, олицетворяющим группу или общность как организацию. При этом социальные нормы выражаются в разных документальных формах: протоко­лах, распоряжениях, отчетах, меморандумах и т. п. Сле­довательно, требовательность имманентно проявляется в пределах ценностно-нормативных ограничений, состав­ляющих ее сущность. Это позволяет выбирать такие спо­собы предъявления требований, которые соответствуют принятым в группе нормам и способствуют проявлению и развитию социальной активности. В основе социально-психологического понимания отношений требовательно­сти лежит прежде всего активное принятие членами группы ценностно-нормативных предписаний, направ­ленныхна решение социальных задач группы (общно-


Раздел 8

сти). Требовательность как способ регулирования пред­полагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального кон­троля общности над конкретным субъектом.

Наиболее популярным способом проявления требо­вательности к этнофорам или всей этнической общности служит приказание. Приказание — это категоричная форма требования. Категоричность — высокая степень волевого побуждения — может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулиро­ваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), кото­рое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению.

К популярным способам нормативного регулирова­ния через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

Доверием обычно стимулируется знакомая и по­сильная деятельность; оно подчеркивает уважение, кото­рое испытывают члены общности к тем или иным своим представителям. На этом принципе построен институт старейшин, вождей, лидеров, руководителей, которые не только стоят во главе социальных, в том числе и этниче­ских, групп или общностей, но и являются носителями определенных социальных норм поведения и деятельно­сти. Так, для жителей Великобритании подобным норма­тивным эталоном является королевская семья, для аме­риканцев — президент. Одобрение как способ регулиро­вания характеризуется прежде всего определением для этнофора нормативных границ, соблюдение которых вы­зывает стремление этнических общностей дать позитив­ную оценку поступкамили деятельности своих предста­вителей, наградитьих.


Народы мира в зеркале геополитики

В заключение сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения.

Принцип определенности состоит в том, что лидер или сама этническая общность должны определить, на­сколько выбранный способ воздействия может стимули­ровать нормативное поведение. Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к прояв­лению добросовестности, ответственности и дисципли­нированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности предполагает, что система применяемых способов воздействия должна быть понят­на всем членам этнической группы или общности и рас­цениваться как справедливая. Это необходимо для со­блюдения меры объективности и соразмерности одобре­ния. Лишь на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания. Ведь наказание в норматив­ной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и дея­тельности. А для этого необходимо, чтобы субъект по­нимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воз­действия — важные аспекты принципа адекватности ре­гулирования нормативного поведения, но они должны быть таковыми и по содержанию и по форме. В разнооб­разии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций, казалось бы, не вызывает сомнения. Однаконапрактике он не всегда соблюдается. Обычно отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобыкак


Раздел 8

поощрение, так и наказание наступали вслед за совер­шенным поступком. При стимулировании своевремен­ность служит одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Принцип наглядности означает предметное выраже­ние того, что нужно познать и как лучше сделать, помога­ет активизировать воздействие. Формы наглядности весь­ма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наиболее эффективны те формы, ко­торые используются в средствах массовой информа­ции. Этот принцип должен обязательно соблюдаться ли­дерами.

Названные принципы нормативного регулирования, безусловно, должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адек­ватным или неадекватным без учета конкретной соци­альной ситуации.

Социальные условия в обществе изменчивы. Ме­няются и системы норм. Человек может быть полно­ценным и активным участником социального, в том числе этнического, взаимодействия, не только усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним.

Следует иметь в виду, что системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регу­ляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны. Поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельно­сти личности или целой общности.


Народы мира в зеркале геополитики

8.5. Социальная психология этнического взаимодействия

Анализ специфики взаимодействия этнических со­обществ и групп ставит проблему изучения этносоци-альных отношений. Выделение этноса в качестве субъек­та коллективного действия или социального взаимодей­ствия является методологически определенным, так как субъект деятельности, ее предмет и средства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этническое сооб­щество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инстру­ментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллективов.

Проблема определения социально-психологических характеристик групп (коллективов) как факторов резуль­тативного социального взаимодействия стала интенсивно изучаться в отечественной социальной психологии в 1960-1970-х годах. Одним из первых к этой проблеме об­ратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психоло­гические характеристики группового субъекта, он подчер­кивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаи­модействии, именно в нем группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъекга, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый — «обществен­ный» блок— включает в себя социальную направлен­ность, организованность и подготовленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй — «личностный»


Раздел 8

блок — объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность и отражает три стороны соз­нания и соответствующие сферы жизнедеятельности вхо­дящих в группу личностей. В третий — блок «общих ка­честв» — были включены такие социально-психоло­гические характеристики контактного группового субъек­та, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.

Выделенные социально-психологические феномены, возникающие в процессе межличностного взаимодейст­вия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социальную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеоло­гическую сферу группового сознания. «Организован­ность» этнической группы раскрывает ее способность к самоуправлению, к оптимальным функционально-роле­вым взаимоотношениям. «Подготовленность» может рас­сматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимодействию на основе необходи­мых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллекту­альная коммуникативность» может характеризовать меж­личностное восприятие и установление взаимопонима­ния между участниками взаимодействия в процессе об­щения. «Эмоциональная коммуникативность» определя­ет эмоциональность межличностных связей членов груп­пы, динамику эмоционального настроя и его потенциа­лы. «Волевая коммуникативность» рассматриваетсякакспособность этнической группы противостоять трудно­стям и препятствиям, как своеобразная стрессоустойчи-вость, надежность в экстремальных ситуациях. «Инте­гративность» выступает мерой единства, слитности,


Народы мира в зеркале геополитики

общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удовлетворенность группой, комфортность в ней. «Рефе-рентность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном груп­повых этнических ценностей. «Лидерство» — влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интро-групповая активность» выступает мерой активности эт-нофоров. «Интергрупповая активность» означает влия­ние одной этнической группы на иные.

Другое направление исследований характеристик коллективного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллек­тивный субъект, согласно этой концепции, выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, состоящая из различных по степени опосре-дованности процессом совместной деятельности элемен­тов. В качестве ведущего фактора становления и разви­тия всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность.

Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее ус­пешность оказывают главным образом те изменения, ко­торые происходят в специфических отношениях, возни­кающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть пред­ставлено в виде активного и координированного сотруд­ничества, предполагающего ведущую роль занятий и це­лей доминирующей этнической группы в данном сооб­ществе. На успешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходятнетолько в ее структурно-формальных параметрах, но и в


Раздел 8

специфических для нее отношениях, возникающих в процессе совместной коллективной деятельности.

Решая вопрос о соответствии системы критериев (показателей, признаков) эффективности деятельности группы, необходимо различать два уровня такого соот­ветствия: нормативный и сверхнормативный, т. е. соот­ветствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не только им, но и высшим морально-нравственным ожида­ниям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, «пассионарность этноса» (или, образ­но, «локомотив этногенеза») как способность и стремле­ние к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака — пас-сионарии — не могут рассчитать последствий своих по­ступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей про­явления, необходимо много пассионариев, т. е. это при­знак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого, можно сформулировать и закон этноге­неза: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напря­жения», т.е. количеству имеющейся в этнической систе­ме пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психоло­гии пассионарность можно рассматривать как уровень активности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.

В качестве основных характеристик субъекта совме­стной деятельности, раскрывающих ее динамический


Народы мира в зеркале геополитики

(процессуальный) характер, исследователями,в частно­сти А. Л. Журавлевым, выделяются: целенаправлен­ность, мотивированность, структурированность, согласо­ванность, интегративность, организованность, результа­тивность, пространственные и временные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.

Целенаправленность как ведущая социально-пси­хологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскрывает такое состояние коллекти­ва, при котором цель оказывает главное влияние на со­вместную деятельность, подчиняет ее себе. Целена­правленность определяется групповыми интересами, социальными установками, убеждениями, идеалами. Таким образом, применительно к этническим процессам целенаправленность выражает прежде всего реально существующие тенденции в жизнедеятельности этниче­ского коллектива и является важнейшей чертой его портрета.

Мотивированность как характеристика коллективно­го субъекта представляет собой активное, заинтересо­ванное и действенное отношение (побуждение) к совме­стной деятельности. Она формируется в результате инте­грации индивидуальных мотивов, их взаимного «сложе­ния» и «переплетения» и выражается в активной заинте­ресованности членов коллектива в совместной деятель­ности. Сплочение этнической группы способствует фор­мированию и укреплению ее этнического самосознания, которое может проявляться в различных действиях (на­пример, ритуальных, предполагающих одинаковое по­нимание всеми членами группы обрядовой символики). Данное свойство, таким образом, характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллек­тивного субъекта.


Раздел 8

Структурированность совместной деятельности кол­лективного субъекта означает четкость и конкретность распределения между членами коллектива функций, прав и обязанностей, ответственности, т. е. определенность его структуры. Параметрами структурированности мож­но считать тип распределения обязанностей в коллекти­ве, характер его статусно-ролевой структуры, соответст­вие организационной структуры деятельности организа­ционным отношениям.

Применительно к этническим процессам структури­рованность этноса может объяснить такое явление, как культурная и этническая нетождественность, характер­ная для многих этнических групп, что особенно четко проявляется в межэтническом взаимодействии (напри­мер, в виде этноцентризма).

Важными характеристиками коллективной деятель­ности выступают согласованность и интегративность. Без взаимной сработанности, сплоченности членов этни­ческой группы трудно рассчитывать на общую результа­тивность взаимодействия.

Следующая характеристика коллективного субъек­та— организованность, т. е. упорядоченность, подчи­ненность членов коллектива определенному порядку вы­полнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписа­ниями, при этом основными параметрами организован­ности коллективного субъекта выступают уровни испол­нительности и самоуправляемости в совместной дея­тельности. Необходимым условием взаимодействия яв­ляется единое пространственно-временное пребывание и функционирование его участников. Без наличия единого пространства и одновременности выполнения работы


Народы мира в зеркале геополитики

разными людьми не может развертываться совместная групповая деятельность.

Интегральной характеристикой совместной деятель­ности является результативность. Она определяет не только уровни развития всех перечисленных выше ха­рактеристик коллективной деятельности и ее субъекта, но и конкретные результаты совместной деятельности. Параметр «результативность» может быть использован для анализа «истории отдельных этносов» (по Л. Н. Гу­милеву), объясняя различные фазы этногенеза: от воз­никновения, подъема до упадка, умирания этноса.

Завершая рассмотрение наиболее известных подхо­дов к выделению социально-психологических характери­стик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое свя­зано с неоднозначностью концептуальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики груп­пового субъекта взаимодействия, в том числе и этниче­ского, большинством исследователей предлагается ис­пользовать его направленность. Это ставит перед этниче­ской психологией задачу раскрыть понятие направлен­ность этноса как интегральный фактор регуляции этно-социального взаимодействия.

Как известно, регуляция социального поведения де­терминирована социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традици­онно принято выделять следующие группы социогенных потребностей: 1) потребность в сотрудничестве, коопе­рации, совместных коллективных действиях, взаимопо­мощи; 2) потребность в лидерстве, руководстве; 3) по­требность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями; 4) потребность в самовыражении,


Раздел 8

самоутверждении, самореализации и тесно связанная с ней потребность в уважении, престиже, успехе.

По отношению к этническим группамих можно проиллюстрировать следующим образом. Например, по­требность в самоуважении стала «ахиллесовой пятой» возрождающейся самостоятельности новых государств на территории бывшего Советского Союза. Так, стрем­ление эстонцев и латышей к сохранению своей самобыт­ности толкает национальный истеблишмент к ограниче­нию прав и гражданских свобод проживающих с ними инонаций, в частности русских. Последствия подобных действий нетрудно предсказать: от русских они вряд ли избавятся, учитывая, что Россия переживает кризис и приток сотен тысяч новых граждан усложнит и без того непростую ситуацию, а вот дестабилизировать положе­ние в самой Эстонии или Латвии вполне смогут.

Другой иллюстрацией могут послужить сравнитель­но недавние события в Приднестровье, Абхазии, Нагор­ном Карабахе. Пассионарность граждан этих территорий проявилась в самоотверженной защите своих возможно­стей в удовлетворении социогенных потребностей, а ре­зультатом стало достижение реального суверенитета.

Пассионарность этнического субъекта проявляется не только в его способности находиться в гомеостатиче-ском состоянии по отношению к социальному окруже­нию и своему социальному положению и адекватно реа­гировать на возникающие при этом ситуации, но и как направленность субъекта, выступает регулятором такой адекватности.

Многие авторы понимают групповую этносоциальную направленность как средство согласования индивидуаль­ных и социальных целей, необходимость которого вытека­ет из объективных закономерностей достижения общих


Народы мира в зеркале геополитики

целей при конкурирующих или несовпадающих личных потребностях отдельных членов этнической группы либо этнического сообщества. Таким образом, проблема этно-социального субъекта предполагает более углубленное поле изучения — «этническое поле субъекта» или «этни­ческое поле индивида» («поле поведения и активности членов этнической системы», по Л. Н. Гумилеву).

Этническое поле субъекта может быть представлено в виде трехуровневой структуры, компоненты которой обозначаются такими понятиями, как «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для го­сударства». «Этническое для себя» — это существующая у любого человека система этнических иерархий и этни­ческих экспектаций, которая не обязательно вербализо­вана и осознаваема, напротив, она может не осознаваться в течение всей жизнедеятельности. Но, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую некон­груэнтность, субъект в своем поведении будет исходить из системы этнических иерархий и этнических экспекта­ций. «Этническое для социума» означает, что для офи­циальных учреждений все мы можем представлять толь­ко одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и дейст­вия в социальном взаимодействии. С «этнический для государства» мы сталкиваемся в том случае, когда, на­пример, житель России, оказавшись за рубежом, незави­симо от своей подлинной национальности предстает для окружающих как «русский». Этот же механизм действу­ет, более того культивируется, в США: латиноамерика­нец, англичанин или русский по происхождению, приняв гражданство США, предстает в любой стране мира как «американец».


Раздел 8

Итак, по отношению к представителю другой нацио­нальности индивид действует как человек этнический, проявляя разные компоненты своей личности и прежде всего систему социальных установок (аттитюдов). Такое положение было подтверждено в эксперименте Лапьера.

Лапьер вместе с двумя студентами-китайцами путе­шествовали по южным штатам США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили нормальный прием, соответствующий стан­дартам сервиса. Никаких различий в обслуживании са­мого Лапьера и его спутников-китайцев не было. Спустя два года после завершения путешествия Лапьер обратил­ся в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он в сопровождении тех же китайцев снова посетить отель. Ответы пришли из 128 отелей, причем только в одном было согласие, в 25% случаев имел место отказ, а в остальных — уклончивая формулировка. Лапьер объяснил это тем, что между ат-титюдом (в данном случае отношением к лицам китай­ской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существовало расхождение. Ответы на письма свидетельствовали о наличии негативного аттитюда («этническое для себя»), но в реальном поведении он не был проявлен («этническое для социума»), напротив, по­ведение было таким, как если бы в его основе был пози­тивный аттитюд.

Попытаемся проинтерпретировать «парадокс Лапье­ра» с учетом диспозиционной регуляции социального поведения и уровневой структуры этнического поля субъекта. Низший уровень диспозиционной регуляции характеризуется наличием элементарных установок, зна­чение которых в эмпирическом плане можно интерпре­тировать как «этническое для себя». Эти установки реа-


Народы мира в зеркале геополитики

лизуются в простых, предметных ситуациях, они не вы­ходят за рамки элементарных бытовых представлений и предрассудков и не связаны с целесообразным социаль­ным взаимодействием. Следующие два уровня диспози-ционной регуляции предполагают наличие социальных установок и направленности субъекта на реализацию конкретных целей и достижение социально значимого результата, им соответствует диспозиция «этническое для социума». Эти уровни обусловлены процессом соци­ального взаимодействия, при котором формируются и фиксируются разнообразные социально значимые уста­новки, т. е. установки на цели и средства взаимодействия в социальной системе, обусловливающие значимость поступков субъекта. Высший диспозиционный уровень представлен ценностными ориентациями личности, ре­гулирующими социальное взаимодействие с точки зре­ния его этнической значимости и целесообразности. На этом уровне реализуются этнические диспозиции, вхо­дящие в «этническое для государства». Представленная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к этническому по­ведению субъекта. Социальное взаимодействие прояв­ляется в данном случае в том, что «этническое поле субъекта» рассматривается в контексте системы соци­альных связей и отношений, включенных не только в среду ближайшего социального взаимодействия, но и в гораздо более широкую систему этносоциальных связей

в целом.

С позиций предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить парадокс Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется тем, что проявились разные уровни этнического поля субъекта. Несомненно,


Раздел 8

что в каждой конкретной ситуации поведения «работа­ли» различные уровня диспозиционной регуляции.

Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм этнического взаимодействия не является однознач­ным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социального развития этнического субъ­екта и формой организации его взаимодействия с други­ми субъектами. Это позволяет нам предположить нали­чие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегри­рующим фактором в этническом коллективном взаимо­действии, по нашему мнению, является социальная на­правленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехкомпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной актив­ности), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление симпатий и антипатий к нему) и практиче­ский (последовательное поведение по отношению к объ­екту) компоненты. Каждый из них отличается собствен­ным набором психологических характеристик этниче­ского субъекта социального взаимодействия. Когнитив­ный компонент раскрывается через целенаправленность и мотивированность, аффективный компонент — через эмоциональность и стрессоустойчивость, практический компонент — через интегративность, организованность и коллективность.

Рассмотрим более подробно выделенные структур­ные элементы.

Целенаправленность может быть определена как ха­рактеристика этнического субъекта, отражающая его го­товность к достижению групповых целей этносоциаль-


Народы м ира в зеркале геополитики

ного взаимодействия. Цель взаимодействия является ис­ходным пунктом развертывания всех форм внутригруп-повой активности, это организующее и системообра-зующее начало взаимодействия. Цель взаимодействия можно рассматривать как феномен опережающего отра­жения, как идеальное представление будущего результа­та, которое определяет характер и способы этносоциаль-ного взаимодействия.

Мотивированностъкак характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтере­сованного отношения к этносоциальному взаимодейст­вию. Она представляет собой особую сопряженность мо­тивов в конкретной социальной ситуации, процесс осоз­нания субъектом потребности в достижении этносоци-альных групповых целей.

Эмо1{иональность проявляется в отношениях к взаимодействию и формируется под влиянием сложив­шихся обстоятельств, которые приобретают эмоцио­нальную значимость для этнической группы (сообщест­ва, коллектива) и избирательно вызывают позитивное или негативное отношение членов такой группы к раз­личным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности членов группы реализацией этносоциальных целей.

Стрессоустойчивость как характеристика этниче­ского субъекта и как фактор взаимодействия обусловле­на способностью субъекта согласованно и быстро моби-лизовывать эмоционально-волевой потенциал для проти­водействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включенности членов этниче­ской группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмо­циональной напряженности, уровнем социально-психо-


Раздел 8

логического развития и организованности этнической группы, степенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанное гей по нейтрализации дисфункций, подавлению деструктивных проявлений.

Интегративность раскрывает генезис интегратив-ных процессов в этнических группах, коллективах, со­обществах и представляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодей­ствии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процессов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечи­вают необходимые для этноса монолитность, структури­рованность, согласованность, позволяющие рассматри­вать его как единое целое. Многие социальные психоло­ги имеют тенденцию выводить особенности интеграци­онных процессов из группового общения и взаимодейст­вия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегратив-ных феноменов этнического субъекта, таких, например, как психологический климат, межличностные отношения и т. д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.