Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сокогорий— около 200), в Индии— 300, в США—



ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие своей основной це­лью ставит знакомство читателей с элементами таких народоведческих наук, как этнология, демография, этни­ческая социология и психология, с учетом их влияния на геополитический контекст социальных и политических взаимоотношений между народами и государствами.

Глобальные изменения политической карты мира во многом определяются динамикой этнологических, демо­графических и социальных процессов. Геополитическая специфика этих изменений обусловлена современным состоянием человечества. Ежегодно прирастая на 90-100 млн., человечество развивается по континентам и регионам численно неравномерно. Планета уже сегодня не в состоянии удовлетворить самые элементарные потребности миллионов своих жителей. Возрастает негативное воздействие цивилизации на природу, что ставит уже в обозримом будущем проблему выживания всего человечества.


Народы мира в зеркале геополитики

Политическая история и развитие многих стран мира в значительной степени определяются взаимоотноше­ниями населяющих их народов. Нередкое несовпадение государственных границ с этническими, наличие круп­ных групп эмигрантов могут приводить к осложнениям отношений между государствами, иногда перерастаю­щим в международные конфликты. В связи с этим боль­шое значение имеет изучение этнических аспектов, со­става и размещения населения на Земном шаре и в от­дельных странах.

Опыт, знания, культурный потенциал всего челове­чества распределены между тысячами народов и этниче­ских групп. Огромный пласт знаний и навыков социаль­ной, экономической и политической деятельности по ос­воению природной среды и ландшафта формировался и в пределах России.

Проблемы формирования этнической самобытности, строительства национальной государственности очень болезненно переживаются в новых государствах, поя­вившихся на территории бывшей Российской империи, в XX в. оформившейся в Советский Союз. Как хочется иметь славную историю, уважаемых соседями лидеров, национальные святыни и т. п., а все худшее представить имперскими происками русского народа! Пренебрежи­тельное отношение к русскоязычным согражданам со стороны титульных народов, вся государственность кото­рых строилась многие годы империей за счет интеллекту­альных и экономических ресурсов России, провоцирует русских на ответные действия. При этом естественная защита Россией интересов своих соотечественников вос­принимается как проявление ее имперских амбиций.

Существует расхожее объяснение, что национа­лизм — это ненависть к другим, а патриотизм — это лю-


Предисловие

бовь к своим. Найти границу между данными явлениями могут помочь сведения, предлагаемые читателю в учеб­ном пособии.

Как отдельного человека нельзя понять, не зная окружающих его и их взаимные отношения, так и наро­ды и страны можно сколько-либо полно понять только в связи их с другими народами и странами. Знание факто­ров, определяющих позитивные взаимоотношения между народами, должны стать важным разделом любой про­граммы профессионального образования.


РАЗДЕЛ 1

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР ГЕОПОЛИТИКИ


Традиционные представления о роли того или иного государства в международных отношениях основывают­ся на трех главных параметрах: экономическом сувере­нитете, размере территории и плотности народонаселе­ния, т.е. численности постоянного населения, приходя­щейся на 1 кв. км территории.

Длительный процесс заселения и хозяйственного ос­воения Земли зависел от конкретных природных, исто­рических и экономических условий отдельных районов. Но с развитием производительных сил значение природ­ных факторов постепенно ослабевало и повышалась роль социально-экономических условий — хозяйственной дея­тельности, уровня развития производства. Так, с зарож­дением промышленности сформировались крупные сгу­стки населения в Европе, США, и эта тенденция в на­стоящее время продолжается в целом ряде развивающих­ся стран. Весьма заметное влияние на показатели разме­щения и плотности расселения оказывают также демо­графические различия в естественном приросте населе­ния.


_______Раздел 1

Средняя плотность населения обитаемой суши (ой­кумены) составляет около 40 чел./кв. км. При этом при­мерно 70% всех людей проживает на 7% территории, а около половины земной суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел./кв. км.

Совершенно не освоенные людьми области занима­ют 15% территории суши (приполярные зоны, пустыни, высокогорья), хотя абсолютной невозможностьюдляобитания не отличается ни один район Земли. Эти облас­ти экстремальны по природным условиям, и естественно, что основная масса людей сосредоточена в более благо­приятных для проживания и ведения сельского хозяйства районах: в пределах умеренного, субтропического и су­бэкваториального климатических поясов, на низменно­стях и равнинах до 500 м над уровнем моря, примерно в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов.

Если продолжить географические примеры по не­равномерности заселения, то будет интересно отметить, что в Северном полушарии сосредоточено 86% населе­ния Земли. Плотность населения в зарубежной Европе и Азии является самой высокой среди крупных регио­нов — почти в три раза превышает среднюю плотность населения мира (более 100 чел./кв. км), в то время как в Америке она вдвое, а в Австралии и Океании вдесятеро меньше.

Среди отдельных стран мира наиболее высокая плотность населения в государствах-карликах. Напри­мер, в Монако этот показатель составляет 15,5 тыс., в Сингапуре— 4,5 тыс. чел./кв. км. Из крупных стран очень высок этот показатель в Бангладеш — более 800 чел./кв. км. В крупнейших странах мира средняя плотность населения составляет: в Китае— 125 (без вы-


Народы мира в зеркале геополитики

сокогорий— около 200), в Индии— 300, в США—

27 чел./кв.км.

На карте плотности населения мира отчетливо выде­ляются 5 основных ареалов высокой плотности.

Самый крупный из них — восточноазиатский, вклю­чающий Китай, КНДР, Республику Корею и Японию. Средняя плотность здесь повсеместно (кроме горных районов) составляет около 200 чел./кв. км, а в долине Янцзы в Китае, в Республике Корея и Японии превосхо­дит 300 чел./кв. км. Здесь проживает около 1,5 млрд. чел.

Второй сгусток населения — южноазиатский (Ин­дия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) со средней плот­ностью также около 300 чел./кв. км и наибольшим сосре­доточением населения в долине Ганга и Брахмапутры, до 500 чел./кв. км. Численность населения здесь составляет более 1 млрд.чел.

Третий ареал — юго-восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), с населением более 300 млн. чел.

Четвертый ареал — западноевропейский (Велико­британия, Бенилюкс, север Франции, Германия), где средняя плотность превышает 200 чел./кв. км.

Пятый сгусток населения прослеживается на северо-востоке США и юго-востоке Канады, между Атлантиче­ским побережьем и Великими озерами.

Если сравнить эти огромные цифры с плотностью населения России, то видно, что показатели такого уров­ня наблюдаются лишь в Московском регионе (Москва и Московская область), где плотность населения составля­ет около 300 чел./кв. км, а в наиболее плотно заселенном Центральном экономическом районе она равна «только» 60 чел./кв. км. В целом по России плотность населения составляет лишь 8,7 (а сельского — 2,3) чел./кв. км.


Раздел 1

Центральное место в детерминации международной политики того или иного государства кроме плотности населения отводится его географическому положению. Первоначально геополитика понималась всецело в тер­минах завоевания прямого (военного и политического) контроля над соответствующими территориями и наро­дами. Впоследствии, в XIX-XX вв., теоретические осно­вы геополитики разрабатывались в трудах многих уче­ных.

Остановимся лишь на геополитических аспектах от­ношения к народонаселению государства, выраженных в работах двух наиболее известных исследователей этни­ческого фактора—Ф. Ратцеля и Л.Н. Гумилева.

Одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику, географию и народонаселение и изучить политику того или иного народа или государст­ва, исходя из его географического положения и динами­ки численности населения, был германский геополитик конца XIX — начала XX в. Фридрих Рапщель (1844-1904).

Работая на рубеже двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX в. прин­ципах естественных наук. Развивая идеи географическо­го детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера, Ратцель пе­реносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. например миграцион­ную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гум­больдта и других немецких философов, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в беско-


Народы мира в зеркале геополитики

нечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах Земного шара (в России последователем Гумбольдта можно считать Л.Н. Гумилева). В соответствии с этой традицией Ратцель рассматривал Земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к сво­ей среде точно так же, как это свойственно флоре и фау­не.

Многие предшественники Ратцеля — и Монтескье, и Гердер, и Риттер — не прошли мимо факта зависимости между размерами государства и численностью населе­ния, но Ратцель первым пришел к выводу, что простран­ство есть наиболее важный политико-географический и демографический фактор. Главным отличием его кон­цепции от других было его убеждение, что пространст­во — это не просто территория, занимаемая государст­вом и являющаяся одним из атрибутов его силы. Про­странство, по Ратцелю, само есть политическая сила, в основе которой находится народонаселение. Таким обра­зом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто боль­шее, чем физико-географическое понятие. Оно представ­ляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов. Каждое государство и народ имеют свою «пространственную концепцию», т. е. идею о воз­можных пределах своих территориальных владений. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат сла­беющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но и его мен­тальное отношение к окружающему миру. Взгляд чело­века на мир зависит от пространства, в котором он жи­вет.


Раздел 1

В 1882 г. в Штутгарте вышел труд Ратцеля «Antropo-geographie», в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географи­ческими условиями, влияние рельефа местности на куль­турное и политическое становление народов и т. д. Так изначально чисто географическое понятие приобретает значение духовной и эмоциональной связи жителей страны и их истории.

Ратцель поставил в центр исследования географиче­скую обусловленность политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географиче­скому пространству. Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично — со свойствами Земли и природными условиями в целом. Ратцель отмечал, что географическое воззрение (рас­смотрение внешних условий) и историческое разъясне­ние (исследование факторов развития) должны идти рука об руку. Только из соединения того и другого может по­лучиться настоящая оценка влияния географических ус­ловий на развитие того или иного народа. История знает примеры, когда некоторые народы тысячелетия остава­лись одинаковыми, не меняя ни места пребывания, ни языка, ни физического облика, ни образа жизни, и только поверхностно изменили свои верования и знания. Отсут­ствие динамики в развитии таких этносов Ратцель объяс­няет условиями их географического расположения на Земном шаре, но отнюдь не психической или ментальной отсталостью, что снимает с него обвинение в расизме, которое выдвигали многие его оппоненты. Наряду с ме­стоположением народа большое значение для дальней­шего развития цивилизации имеет, по Ратцелю, плот­ность населения, также относящаяся к пространственно-


Народы мира в зеркале геополитики

му фактору. Он считал, что в большой плотности населе­ния заключается не только прочность и порука энергич­ного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры.

Государство является организмом не только потому, что оно артикулирует жизнь народа на неподвижной почве, но и потому, что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Необитаемые пространства, неспо­собные вскормить государство, это историческое поле под паром. Обитаемое пространство, напротив, способ­ствует развитию государства, особенно если это про­странство окружено естественными границами. Если на­род чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характе­ристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в народ.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) — историк, эт­нолог, географ, доктор исторических и географических наук — собственно геополитические темы в своих тру­дах не затрагивал, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию «органицистского» подхода и отчасти «географического детерминизма», которые со­ставляли сущность геополитики у Ратцеля, Челлена, Ха-усхофера и др.

Теория Гумилева является на сегодняшний день наиболее яркой философско-исторической концепцией, объясняющей возникновение, развитие и угасание наро­дов, империй, цивилизаций. Суть этой теории сводится к следующему.

Основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее ус­тойчивые и активные человеческие общности, охваты-


Раздел 1

вающие всех людей; поскольку нет человека вне этноса и каждый человек принадлежит только к одному этносу. Этнос— система, развивающаяся в историческом вре­мени, имеющая начало и конец. Этнос есть сам дискрет­ный процесс этногенеза.

Универсальный критерий отличия этносов между собой — стереотип поведения, т. е. особый поведенче­ский язык, который передается по наследству, но не ге­нетически, а через условнорефлекторный механизм сиг­нальной наследственности, когда потомство путем под­ражания перенимает от родителей и сверстников пове­денческие стереотипы, являющиеся одновременно адап­тивными навыками.

Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения;

ощущение реальности стереотипа порождает самосозна­ние и противопоставление «мы — они».

Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяетсякакпассионарность — непреоборимое стремление к дости­жению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) гото­вы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность про­является как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, и индивидуального, и видо­вого.

В зависимости от соотношения пассионарного им­пульса (Р) и инстинкта самосохранения (.1) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа:

а) пассионарии (P>J),

б) гармоничные люди (P=J),

в) субпассионарии (P<J).


Народы мира в зеркале геополитики

Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процент­ном отношении незначительны, но изменения их опреде­ляет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.

В зависимости от удельного веса пассионарности эт­нос в своем жизненном цикле (т. е. в процессе этногене­за) проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную); фазу предель­ной пассионарности (акматическую); фазу надлома (т. е. резкого спада пассионарности); инерционную фазу (по­степенный спад пассионарности); фазу потери пассио­нарности (фазу обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос пре­вращается в реликт, являющийся верхним звеном гео­биоценоза определенного ландшафта.

Вспышка этногенеза— результат пассионарного толчка, т. е. определенной органической мутации, кото­рая, в свою очередь, вызывается либо непосредственно, космическим облучением поверхности Земли вдоль оп­ределенной линии, либо посредством передачи пассио­нарного признака генетически — благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особя­ми. Процесс этногенеза характеризуется угасанием энер­гии живого вещества (пассионарности) из-за сопротив­ления среды и в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, при этом этнос частью истребляется, ча­стью «рассыпается рознью».

Этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, и сами составляют более сложные структуры — суперэтносы, объединяе­мые общей доминантой. Между разными этносами воз-


Раздел 1

можны следующие типы связи: симбиоз (добрососедст­во), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объ­единение без слияния), химера (объединение без слияния путем подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определенной терри­тории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).

Поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты — опреде­ленной идеи, чаще всего религиозной, которая составля­ет мироощущение и жизненную программу ее носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистичные). При этом только первый тип мироощущений может стать основой нор­мальной жизни этноса.

Краткое изложение концепций влияния этнического фактора на геополитику, предложенных Ф. Ратцелем и Л. Гумилевым, обозначили крайние границы проблемы существования и развития любого государства, претен­дующего на лидерство в своем регионе.


РАЗДЕЛ 2

ОПИСАНИЕ НАРОДОВ ЗЕМЛИ


2.1. Этносы: племена, народы, нации

Землю населяют множество народов, находящихся на разных стадиях социально-экономического и куль­турного развития. Они представляют собой особый вид социальной общности людей, определяемый совокупно­стью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического раз­вития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству.

По принятой в российской этнологии динамике ста­новления народов как этносов к самому раннему их типу относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческой и феодальной формациями связан такой тип этноса, как народность (некоторые исследователи считают, что для каждой из этих формаций характерны свои типы этно­сов). С развитием товарно-денежных (капиталистиче-


___________________________Раздел 2

ских) отношений и усилением экономических связей меж­ду народами возникает и такой тип этноса, как нация.

Вследствие неравномерности социально-экономи­ческого и политического развития разных стран и регио­нов в настоящее время на Земле сосуществуют три типа этносов: племя — народ — нация [З].

Исторически самый ранний тип этносов — племя. Племена состояли из нескольких (первоначально, веро­ятно, двух или трех) родов — социальных ячеек, связан­ных кровными узами. Для племен эпохи первобытнооб­щинного строя (кроме ее завершающего этапа) было ха­рактерно отсутствие социального расслоения.

В настоящее время племена в чистом виде встреча­ются весьма редко, причем термином «племя» различные исследователи обозначают этносы с весьма разным уровнем социально-экономического и культурного раз­вития. Одни из таких «племен» насчитывают миллионы, другие — сотни или десятки тысяч, третьи — лишь ты­сячи или даже сотни человек. Только немногие (самые отсталые и малочисленные) этнические группы обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же этносы сохраняют лишь некоторые черты родо-племенной структуры. Обычно современные «племена» уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на соци­альные группы. Черты родо-племенной организации со­храняются прежде всего у кочевых и полукочевых наро­дов, которых исследователи чаще всего и включают в число так называемых племен.

В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов многих племен приводила к появле­нию их союзов, таких, например, как Лига ирокезов в


Народы мира в зеркале геополитики

Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке, татаро-монголы в Евразии. Образование этих союзов, сопрово­ждавшееся развитием хозяйственных межплеменных и культурных связей, вело к постепенному смешению пле­мен, к замене прежних кровнородственных связей связя­ми территориальными. Так родилась новая форма этно­сов — народность: исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.

Первыми сформировались народности рабовладель­ческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская — из восточнославянских племен полян, древлян, вятичей и др., польская — из славянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., немецкая — из германских племен сак­сов, алеманов и др., северофранцузская и провансаль­ская — из галльских племен, римских колонистов и гер­манских племен франков, вестготов и бургундов сме­шавшихся в результате завоевания одних другими, и т. п.).

В процессе образования народностей по мере усиле­ния хозяйственно-экономических и культурных связей между ними язык одной (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась определенная территори­альная, культурная и хозяйственная общность. Впрочем, общность эта (особенно в экономическом отношении) была еще неустойчивой. Одним из показателей сложив­шейся общности служил новый единый этноним, под которым народность становилась известной соседям.


Раздел 2

С развитием экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей хозяйствен­ная разобщенность, происходит превращение их в нации. Присущие народностям признаки получают новое каче­ство: нации отличаются устойчивой общностью террито­рии, экономики и культуры, общим языком; наконец, формируются общие черты национального характера, более четкое этническое самосознание.

Обычно нации — результат этнического развития народностей, чье название они, как правило, сохраняют. Однако народности, разрезанные государственными гра­ницами,'часто дают начало нескольким этническим обра­зованиям (например, португальцы и галисийцы, немцы и австрийцы и т. д.). Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской на­родностей, сложившихся впоследствии в нации. Нередки случаи, когда в формировании одной нации участвовало или участвует несколько народностей (так, индонезий­ская нация формируется из яванцев, мадурцев и других народностей). Распространены случаи образования этно­графических групп при длительном отрыве части народа от основного этнического массива (в результате мигра­ционных процессов, изменения государственных границ и т.п.). Весьма отчетливо выделяются группы, разли­чающиеся в конфессиональном отношении.

Следует подчеркнуть, что трехчленное деление эт­носов (племя — народность — нация) не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют проживающие во мно­гих странах (особенно они характерны для стран имми­грации) переходные этнические группы — иммигранты первого, второго или более поздних поколений, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще


Народы мира в зеркале геополитики

окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Переходные группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта этих групп —двойное этническое самосознание.

Указанное деление не учитывает существования эт­нических общностей различных уровней, к каким, на­пример, относятся казаки — обособленная группа рус­ских. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общно­стей разного ранга, что и создает своеобразную их «ие­рархию».

У любых, даже самых сплоченных и консолидиро­ванных, народов имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива. Такие группы, полу­чившие наименование этнографических, представляют собой территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобра­зие (они имеют свои наречия или говоры, обладают спе­цификой в материальной и духовной культуре, могут от­личаться в религиозном отношении и т. д.). Этнографи­ческие группы обычно образуются при ассимиляции на­родностью или нацией инонациональной группы или же при слиянии племен в народность, когда эти племена еще сохраняют некоторые характерные черты. Существуют и общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общно­сти. Они объединяют несколько народов, у которых по­явились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйст­венном и культурном взаимодействии, а в классовом об-


Раздел 2

ществе — и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, мон­гольские и другие народы, близкие не только по языкам, но, в определенной мере, и по культуре и быту.

Бывают и этнорелигиозные метаэтнические общно­сти. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных наро­дов Южной Азии и сейчас индуистские народы этого региона, бесспорно, образуют определенную общность.

В рамках многонациональных государств складыва­лись и складываются этнополитические общности, кото­рые также можно с известной долей условности отнести к метаэтническим. При формировании таких общностей наблюдается постепенное социально-экономическое и культурное сплочение всех или почти всех народов соот­ветствующей страны, этническое же и языковое сближе­ние у них выражено значительно слабее.

История свидетельствует о том, что процессы, при которых несколько небольших этносов сливались в один большой или малая этническая общность растворялась в составе крупного народа, т. е. процессы этнического объ­единения, имели место в самых различных районах и в разных социально-экономических условиях. Что же ка­сается противоположных им процессов этнического раз­деления, то они были особенно характерны для раннего периода развития человечества: рост народонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по Земному шару. Лишь в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжают и сейчас играть заметную роль. Так, переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формиро­ванием там новых этносов. Новые народы возникают и при расчленении единых этносов изменяющимися госу-


Народы мира в зеркале геополитики

дарственными границами, пример тому— возникнове­ние новых государств (СНГ).

Этнические процессы весьма разнообразны, много-плановы и с трудом поддаются глубокому изучению. До сравнительно недавнего времени, несмотря на очевид­ную важность их для понимания геополитической ситуа­ции в различных регионах мира, как у нас, так и за рубе­жом им не уделялось достаточного внимания.

Среди этнических процессов в этнологии принято выделять два основных вида: этноэволюционные и эт-нотрансформационные [8, 22]. Процесс называется этно-эволюгщонным в том случае, когда при изменении от­дельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется; при этиотрансфор.маг{ион-ном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремитель­ных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические груп­пы: этническое объединение и этническое разделение. При характеристике конкретных типов этнических про­цессов в каждой из этих групп процессы могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и эт-нотрансформационными, и смешанными, эволюционно-трансформационными.

Процессыэтнического объединения весьма раз­личны по характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего любой форме этнического объеди­нения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц; постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.


Раздел 2

Формы этнообъединительных процессов различны. Этнологами выделяются пять основных типов этниче­ского объединения: этническая фузия, этническая консо­лидация, этническая ассимиляция (и близкая к ней этни­ческая конверсация), межэтническая интеграция,'этноге-нетическая миксация.

Этнической фузией называется процесс слияния не­скольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Так, этнической фузией может быть названо слия­ние восточнославянских племен (полян, северян, древ­лян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тивер­цев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.

Процесс этнической фузии протекает с разной ско­ростью, зависящей от комплекса влияющих на этот про­цесс факторов, и в частности от уровня социального и этнического развития страны, в которой идет процесс, интенсивности хозяйственных и иных связей между от­дельными ее частями. Чем выше уровень развития стра­ны и теснее связь между ее районами, тем быстрее про­исходит этническая фузия.

Очень существенна для интенсивности протекания этнической фузии также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось в определении этнической фузии, в этом процессе обычно участвуют родственные между собой общности, однако степень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем процесс протекает быстрее.

Некоторое влияние оказывает сложность этнической структуры населения территории, где идет процесс, по­скольку слишком большое число мелких этнических об-


Народы мира в зеркале геополитики

разований (пусть даже очень близких друг другу в язы-ково-культурном отношении), несомненно, замедлит процесс этнической фузии.

Для идущих в развивающихся странах процессов эт­нической фузии большое значение имеет наличие у скла­дывающейся этнической общности письменности, кото­рая может играть важную роль в интенсификации про­цесса. Конечно, ускорение процесса возможно только в том случае, если для всего участвующего в нем этниче­ского массива избран какой-нибудь один диалект (нали­чие нескольких литературных форм может существенно осложнить положение).

Второй тип этнообъединительных процессов — эт­ническая консо;1идагщя — заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для по­давляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Мо­сковской, Тверской, Новгородской и других земель). Из племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Например, в Африке из не­давних племенных объединений складываются такие значительные народности или даже нации, как хауса, йо-руба, ибо. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии.

Этническая фузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолида­цию. Поэтому при исследовании конкретного этническо­го процесса порой бывает довольно трудно дать его ти-


Раздел 2

пологическую характеристику: являетсяли он конечной стадией этнической фузии или начальной стадией этни­ческой консолидации.

Однако, несмотря на безусловную связь процессов двух рассмотренных типов, сущность их различна: если первый из них является этнотрансформационным про­цессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс этноэволюционен и к смене самосозна­ния не ведет.

Третий тип этнообъединительных процессов — эт­ническая ассимиляция — особенно широко распростра­нен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много эмигрантов. Он состоит в раство­рении ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким об­разом, ассимиляция будет для одной стороны — ассими­лируемых— этнотрансформационным процессом, по­скольку у них изменится этническое самосознание. Для другой же стороны — ассимилирующего народа — этни­ческая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса остается прежним.

Процесс захватывает разнообразные группы населе­ния: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и имми­грантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры имми­грантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности пришельцев, сохранения ими политиче­ских и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или ком­пактное население, оседание в городах или сельской ме­стности), расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем или иным группам иммигрантов и т. д.


Народы мира в зеркале геополитики

Различается естественная и насильственная ассими­ляция. Первая происходит в процессе контакта народов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Ассимиляция второго ти­па имеет место в странах, где национальности не равно­правны. Она— результат радикальной ассимиляторской политики политической элиты так называемого титуль­ного этноса, направленной на искоренение языка и куль­туры национальных меньшинств. Такая политика прово­дится в отношении русских в Прибалтике реликтовыми этносами —латышами и эстонцами.

Ассимиляционный процесс имеет неодинаковую скорость, которая зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимили­руемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об эмигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, бли­зость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосозна­ния и т. д.

Характер влияния большинства из перечисленных факторов очевиден. Но некоторые требуют пояснения.

Так, на первый взгляд может показаться, что сходст­во хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимили­рующих должно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большин-


Раздел 2

стве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса: попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая груп­па быстро сливается с ассимилирующей. Однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.

Следует отметить и такой фактор, как семейное по­ложение ассимилируемых. По этому признаку всех эмиг­рантов (речь идет о мужчинах, поскольку именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; жена­тых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ас­симилируются холостяки, вступая в браки с местными девушками. Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках со­храняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция эмигран­тов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пре­бывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптиро­ваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

На процесс ассимиляции влияет соотношение уров­ней культуры контактирующих народов. Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса приблизительно одинаково­го с ними уровня культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значи­тельно)их по уровню культуры. Наконец, при резких


Народы мира в зеркале геополитики

различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отноше­нии, процесс ассимиляции очень затруднен.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодейству­ют два очень близких по языку и культуре этноса (на­пример, русские и белорусы), этот процесс резко интен­сифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессами. Он суще­ственно отличается от обычного ассимиляционного про­цесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Это можно на­звать этнической конверсацией.

Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различаю­щихся по языку и культуре этносов; взаимодействии, ко­торое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общ­ности, которые в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться). Эти свое­образные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т. д.).

Хотя межэтническая интеграция — это в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков об­щего самосознания у метаэтнических общностей позво­ляет все же говорить о какой-то, самой начальной стадии этнической трансформации.


Раздел 2

Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно существующим полиэтничным государством (например. Римской империи). Естественно, что с распа­дом многонационального государства процесс межэтни­ческой интеграции прекращается.

Не часто встречается ныне пятый тип этнообъедини­тельных процессов — этногенетическая миксация, в хо­де которой новый этнос образуется путем слияния наро­дов, не связанных родством. Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отли­чие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэво­люционный характер. В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этноге-нетическая миксация может перейти в этническую кон­солидацию.

Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкир­ского этноса, который образовался как из тюркских, так и из финно-угорских групп, включив в себя как монголо-идные, так и европеоидные элементы.

Хотя процессыэтнического разделения были осо­бенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Суще­ствует два типа этноразделительных процессов: этниче­ская парциация и этническая сепарация.

При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этниче­ской фузии). Так, в результате рассечения территории


Народы мира в зеркале геополитики

некогда единого древнерусского народа государствен­ными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

При этнической сепарагщи от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать ан­типодом ассимиляции). Этническая сепарация вызывает­ся разными причинами — переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособле­нием небольшой части народа, религиозным обособле­нием этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.

Важную роль в формировании многих наций играли и продолжают играть полигические факторы, и в первую очередь государственное обособление. Это относится, например, к голландцам, отколовшимся от родственных им фламандцев. Образование двух отдельных госу­дарств — Германии и Австрии — привело к возникнове­нию самостоятельных наций, говорящих на одном языке. Почти все латиноамериканские нации сложились в рам­ках возникших государств, и политические границы ста­ли этническими.

Если этническая парциация представляет собой чис­то этнотрансформационный процесс, то этническая сепа­рация трансформационна только для той части исходно­го этноса, которая обособляется в отдельный народ.

Иногда в одном и том же массиве населения одно­временно идут процессы разных типов (например, этни­ческая консолидация какого-нибудь народа с одновре­менной ассимиляцией им иммигрантских групп).


Раздел 2

***

Этнологический обзор народов, населяющих Землю, конечно, требует классификации их описаний. Такие описания позволяют систематизировать народы или группы народов по широкому спектру признаков: гео­графическому, антропологическому, лингвистическому, хозяйственно-культурному, социально-экономическому, характеру материальной и духовной культуры, религиоз­ной принадлежности и др.

Одни виды описаний основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, для чего перво­степенное значение имеют данные сравнительно-исто­рического языкознания, антропологии, систематизиро­ванные сведения о материальной и духовной культуре. Другие исходят из анализа явлений, свойственных раз­ным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Прежде всего это признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большой мере от природно-географических условий, экологии и в значи­тельно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Таково же и описание народов по уровню раз­вития социальных отношений, а также религиозной при­надлежности.

Предлагаемые описания (классификации) основыва­ются на работах отечественных этнологов и этнодемо-графов [3, 15, 22, 34]. При этом следует иметь в виду, что ни один вид описаний не дает полной этнологической характеристики народа.


Народы мира в зеркале геополитики

2.2. Географическое описание

Этот вид описания необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведе­нии. Посредством географического описания выделяют­ся условные географические регионы, в которых рассе­лены народы мира. Географическое описание не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволя­ет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Хотя в отдельных случаях географическое соседство народов имеет связь с их этническим и куль­турным родством либо привело в ходе истории к сло­жившейся определенной общности в хозяйственных и культурных традициях, выяснить это, как считают этно­логи, можно только с помощью других, не географиче­ских, данных. Впрочем, в отдельных случаях фактор пространственно-географического расселения народов может иметь существенное значение при решении собст­венно этнологических проблем.

Однако единого, принятого во всех странах и всеми учеными, географического описания не существует. На­пример, в русской дореволюционной и советской науке было принято выделять в качестве отдельных географи­ческих регионов Среднюю Азию и Казахстан, в зарубеж­ной литературе они включаются обычно в состав Цен­тральной Азии. В отечественной этнографии выделялись как самостоятельные регионы зарубежная Азия и зару­бежная Европа, в настоящее время такое деление потеря­ло смысл. Многое еще неясно в географической принад­лежности ряда регионов бывшего СоветскогоСоюза(страны Балтии, Молдавия и др.).


Раздел 2

Рассмотрим относительно простое географическое описание народов по континентам.

Австралия и Океания

Общая численность населения около 26 млн. чел. В области выделяются подобласти Австралия и Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия.

К первой подобласти (около 20 млн. чел.) относятся Австралия, Тасмания, Новая Зеландия, Кокосовые остро­ва (Килинг), Норфолк и о. Рождества.

Полинезию (более 500 тыс. чел.) составляют государ­ство Восточное Самоа (острова Кука, Мидуэй, Ниуэ, Питкэрн, Токелау, Уоллис, Футуна), государство Фран­цузская Полинезия.

В Меланезию (более 4,8 млн. чел.) входят политико-административное образование Папуа-Новая Гвинея, о-ва Вануату, Новая Каледония, Соломоновы, Фиджи.

В культурную область Микронезия входят Мариан­ские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Ки-рибати и Науру.

Азия

Общая численность населения более 3 млрд. чел. В зарубежной Азии выделяются следующие подобласти:

Западная Азия (более 190 млн. чел.). В нее входят го­сударства Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Йе­мен, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;

Южная Азия (около 1000 млн. чел.). К ней относятся государства Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Рес­публика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;


Народы мира в зеркале геополитики

Юго-Восточная Азия (более 400 млн. чел.). Государ­ства: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Ма­лайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппи­ны, о. Тимор;

Восточная Азия (около 1500 млн. чел.). Государства:

Китай, Корейская Народно-Демократическая Республи­ка, Республика Корея, Япония, территории Аомынь (Ма­као) и Сянган (Гонконг);

Центральная Азия (более 2млн. чел.). Государство Монгольская Народная Республика. Часто к Централь­ной Азии относят также входящий в состав Китая Тибет.

Возможно, что с точки зрения географического опи­сания к Центральной Азии могут быть отнесены Таджи­кистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан (в этом случае численность населения существенно возрастает).

К Азии относятся Западная. Южная и Восточная Си­бирь, а также Российский Дальний Восток. Однако они являются частью России, в составе которой они и рас­сматриваются.

К странам Азии относят обычно также государства Закавказья: Азербайджан, Армению и Грузию.

Америка

Северная Америка (около 300 млн. чел.). К ней отно­сятся Канада, США, Гренландия, Бермудские острова, Сен-Пьер и Микелон.

Центральная и Южная Америка (более 400 млн. чел.). В нее входят:

Центральная материковая зона. Государства: Гвате­мала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Пана­ма, Сальвадор;

Карибская зона: Аруба, Багамские острова, Барба­дос, Виргинские острова, Гаити, Гваделупа, Гренада,


Раздел 2

Доминиканская Республика, Куба, Мартиника, Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго, Ямайка;

Тропическая Южная зона. Государства: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайяна, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Эквадор;

Умеренная Южная зона: Аргентина, Уругвай, Чили, Фолклендские (Мальвинские)острова.

Африка

Численность народов Африки составляет около 800 млн. чел.

Северная Африка. Государства: Алжир, Египет, Ли­вия, Марокко, Судан, Тунис.

Восточная Африка. Государства: Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве, Кения, Мадагаскар, Сейшельские ост­рова, Сомали, Танзания, Уганда, Эфиопия и др.

Южная Африка. Государства: Ботсвана, Лесото, На­мибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика.

Центральная Африка. Государства: Ангола,Габон,Заир, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Респуб­лика, Чад и др.

Западная Тропическая Африка. Государства: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Ка-бо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и др.

Европа

Численность населения Европы, включая Россию, составляет 800 млн. чел.

Восточная Европа: европейская часть России, Бела­русь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румы­ния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.


Народы мира в зеркале геополитики

Южная Европа. Государства: Албания, Андорра, Болгария, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Югославия, Босния, Герцего­вина, Македония, Словения, Хорватия, а также террито­рия Гибралтар.

Западная и Центральная Европа. Государства: Авст­рия, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Ни­дерланды, Германия, Франция, Швейцария.

Северная Европа. Государства: Великобритания, Да­ния, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия,Шве­ция.

***

Как самостоятельный политико-географический ре­гион выделяется Россия, включающая европейскую часть, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.

2.3. Хозяйственно-культурное описание

Хозяйственно-культурное описание народов мира основывается на этнографических (этнологических) ме­тодах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической исто­рии, истории хозяйства, материальной и духовной куль­туры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами. Хозяйственно-культурные исследования свидетельству­ют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой — о глобальной непрерыв­ности и связи между человеческими культурами, что по­зволяет обнаруживать закономерности их развития. Ос-


Раздел 2

мысление путей прогресса культуры и его этапов нача­лось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определен­ными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охо­та, пастушество, земледелие, что способствовало перехо­ду от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и ло­гических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгля­ды. К XVIII в. получила распространение идея о прохож­дении всеми народами пути от простейших видов хозяй­ственной деятельности к более сложным и совершенным.

В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист вы­делил пять ступеней хозяйственного и культурного раз­вития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идея прохождения культурным прогрессом определен­ных этапов содержалась в трудах многих эволюциони­стов: А. Бастиана, И. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Эд. Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л. Г. Морга­ном. Однако при этом не были соблюдены обязательные для любого описания условия фундаментальности и со­поставимости признаков, заложенных как критерии вы­деляемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в разных природно-географических зонах Зем­ли, что вызвало критику его концепции противниками прямолинейных эволюционистских построений.

Значительный вклад в разработку проблемы хозяй­ственной и культурной систематики внес этнолог и гео­граф Фридрих Ратцель, предложивший классифициро-


Народы мира в зеркале геополитики

вать культурные явленияв связи с картографированием их географического многообразия. Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), а также основатель «куль­турно-исторической школы» В. Шмидт и его сторонни­ки. Проблемы описания хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя амери­канского «исторического метода» Ф. Боаса. Его ученики, О. Мэсон, К. Уисслер, В. Холмс, Э. Сэпир, разработали систему «культурных ареалов» Северной Америки кану­на европейской колонизации. Значительный шаг в реше­нии проблемы периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В. Г. Тан-Богораз. Его концепция свободна от механических установок сто­ронников теории «культурных кругов», так как в значи­тельной мере строилась на принципах историзма.

Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях движения человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать кон­цепцию о культурных общностях в виде хозяйственно-культурных типов. Одновременно велась работа по вы­делению «историко-культурных», или «историко-этно-графических»,областей.

В современном понимании хозяйственно-культур­ные типы — это комплексы хозяйства и культуры, исто­рически сложившиеся у разных народов, близких по со­циально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита— времени появления чело­века современного вида. Они возникали, формировались,


Раздел 2

развивались, частично исчезали на протяжении всей ис­тории в ходе адаптации людей к окружающей среде, по­литическим и социально-экономическим условиям, хо­зяйственного использования природных ресурсов в сис­теме жизнеобеспечения. При этом одни типы сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хо­зяйства, другие возникли на разных континентах позд­нее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая хо­зяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.

Основные, определяющие признаки хозяйственно-культурного типа— характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не ре­шающее значение, так как культуры народов мира разно­образны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, дос­таточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развития, способами производства, так как они включе­ны в экономику самим процессом хозяйственной дея­тельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип — органиче­ская составная часть любого способа производства, прак­тически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория «хозяйственно-культурный тип» выступает связующим звеном между производительны­ми силами и производственными отношениями. Вклю­ченная в систему способов производства (помимо поня-


Народы мира в зеркале геополитики

тий «производительные силы» и «производственные от­ношения») категория хозяйственно-культурный тип на­полняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокуп­ность хозяйственно-производственных навыков и эконо­мику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, хозяйственно-культурный тип, с одной стороны, характеризует хозяй­ственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой — его конкретное эт­нокультурное выражение, этнологический облик обще­ственной системы в целом и социально-экономических укладов в частности. Хозяйственно-культурный тип — историческая категория, и именно смена типа, а не толь­ко развитие отдельных элементов культуры (орудий тру­да и технологии), ведет к изменению способа производ­ства. Одновременно со сменой хозяйственно-культур­ного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хо­зяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества — первич­ной, догосударственной (эпоха до возникновения циви­лизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивили­зации и первых государств. Соответственно, хозяйствен­но-культурный тип четко коррелирует и со способами производства.

Предложено несколько видов хозяйственно-культур­ного описания — от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень слож­ных, в которых наряду с основными типами перечисля­ется множество подтипов, переходных форм и т. д., имеющих не универсальное, а лишь локальное распро­странение. Расширительное толкование хозяйственно-


Раздел 2

культурных типов открывает дорогу субъективному под­ходу к описанию, неопределенности не только переход­ных форм, но и типов, что делает систематику недоста­точно последовательной и аргументированной. Вследст­вие этого целесообразно включать в хозяйственно-культурное описание только основные, наиболее харак­терные для разных регионов Земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периоди­зацией, что позволяет четко разграничить типы на раз­ных этапах развития общества.

Первичная, первобытнообщинная, эпоха включает два этапа: присваивающего и нормативно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие группы хозяйст­венно-культурных типов.

Присваивающий этап. Общества, относящиеся к наиболее архаической группе хозяйственно-культурного типа, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обра­боткой металлов. Орудия изготавливаются из традици­онных материалов: кости, рога, дерева, камня, раковин, а также из полученных от более развитых соседей загото­вок металла, который обрабатывается холодным «неоли­тическим» способом. Хронологически типы этой группы относятся к эпохам камня и палеометалла, но на перифе­рии развитых обществ и государств существуют вплоть до новейшего времени, постепенно сменяясь более про­изводительными видами хозяйственной деятельности.

Наиболее примитивным хозяйственно-культурным типом рассматриваемой группы является тип «бродячих охотников и собирателей», некогда широко распростра­ненный в тропической экваториальной зоне и сохраняю­щийся в наши дни только в немногих, географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятельно­сти областях тропических лесов Юго-Восточной Азии,


Народы мира в зеркале геополитики

Южной Америки и Австралии.При крайне ограничен­ных пищевых ресурсах и слабой вооруженности бродя­чие охотники и собиратели почти ежедневно, с коротки­ми дневками и ночлегами, собирают по пути все съест­ное. Их хозяйственные навыки, материальная и духовная культура находятся на самом низком уровне развития.

Примерно таков же уровень социального, матери­ального, культурного развития народов, занимавшихся на побережьях озер, рек, морей главным образом собира­тельством даров моря и растительных продуктов, при­брежным рыболовством.

Значительно более развиты народы, группа хозяйст­венно-культурных типов которых связана со специали­зированной охотой и собирательством, требующими бо­лее высокого уровня развития производительных сил. К ней относятся хозяйственно-культурные типы:

- специализированная охота и собирательство в тро­пиках;

- охота, рыболовство, собирательство в умеренном поясе;

- пешая таежная охота;

- арктическая охота на морского зверя;

- оленная охота;

- охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Все перечисленные выше хозяйственно-культурные типы образуют первобытно-присваивающий способ про­изводства.

Производящий этап (ранний). Примерно 10 тыс. лет тому назад, а может быть и несколько раньше, в так называемых «первичных» (по Н. И. Вавилову) центрах, в предгорьях сухих и влажных субтропиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии, позднее в


Раздел 2

Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также в Новом Свете начало складываться ком­плексное присваивающе-производящее хозяйство, в ко­тором земледелие и животноводство стали постепенно занимать ведущее место. На естественно или искусст­венно орошенных, обработанных ручным способом — палками или мотыгами — землях выращивались перво­начально преимущественно зерновые, а затем и прочие культуры. Наряду с уже одомашненной собакой были доместицированы сначала мелкий, а затем крупный ро­гатый скот, свинья, транспортные животные, птица. В результате сложились следующие типы:

- комплексного хозяйства ранних земледельцев суб­тропиков;

- земледелия и животноводства умеренного пояса в древности;

- ручного земледелия тропиков.

Все эти хозяйственно-культурные типы стали осно­вой первобытно-производящего способа производства.

Производящий этап (развитый). По мере развития производительных сил и роста численности населения началось освоение «вчоричных центров» и возникало производящее хозяйство, главным образом в аллювиаль­ных долинах рек, где сложился тип плужных и ручных земледельцев древних цивилизаций тропиков и субтро­пиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. возни­кают древнейшие государства Западной Азии и Северной Африки, расцветает цивилизация. Соответствующий этому типу способ производства может быть назван «азиатским», или общинно-государственным деспотиче­ским. Происходит становление вторичной эпохи.


Народы мира в зеркале геополитики

Под мощным влиянием древних цивилизаций начи­нается процесс распространения производящего хозяйст­ва в тропиках, где возникает тип традиционного земле­делия и животноводства предгосударственных и ранне-государственных образований Тропической Африки, ставший основой африканского способа производства.

В V-1V тысячелетиях до н.э. под влиянием «первич­ных» и «вторичных» центров производящее хозяйство сначала в виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распространение в полосе умеренного климата и складывается тип земледельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варва

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.