Предлагаемое учебное пособие своей основной целью ставит знакомство читателей с элементами таких народоведческих наук, как этнология, демография, этническая социология и психология, с учетом их влияния на геополитический контекст социальных и политических взаимоотношений между народами и государствами.
Глобальные изменения политической карты мира во многом определяются динамикой этнологических, демографических и социальных процессов. Геополитическая специфика этих изменений обусловлена современным состоянием человечества. Ежегодно прирастая на 90-100 млн., человечество развивается по континентам и регионам численно неравномерно. Планета уже сегодня не в состоянии удовлетворить самые элементарные потребности миллионов своих жителей. Возрастает негативное воздействие цивилизации на природу, что ставит уже в обозримом будущем проблему выживания всего человечества.
Народы мира в зеркале геополитики
Политическая история и развитие многих стран мира в значительной степени определяются взаимоотношениями населяющих их народов. Нередкое несовпадение государственных границ с этническими, наличие крупных групп эмигрантов могут приводить к осложнениям отношений между государствами, иногда перерастающим в международные конфликты. В связи с этим большое значение имеет изучение этнических аспектов, состава и размещения населения на Земном шаре и в отдельных странах.
Опыт, знания, культурный потенциал всего человечества распределены между тысячами народов и этнических групп. Огромный пласт знаний и навыков социальной, экономической и политической деятельности по освоению природной среды и ландшафта формировался и в пределах России.
Проблемы формирования этнической самобытности, строительства национальной государственности очень болезненно переживаются в новых государствах, появившихся на территории бывшей Российской империи, в XX в. оформившейся в Советский Союз. Как хочется иметь славную историю, уважаемых соседями лидеров, национальные святыни и т. п., а все худшее представить имперскими происками русского народа! Пренебрежительное отношение к русскоязычным согражданам со стороны титульных народов, вся государственность которых строилась многие годы империей за счет интеллектуальных и экономических ресурсов России, провоцирует русских на ответные действия. При этом естественная защита Россией интересов своих соотечественников воспринимается как проявление ее имперских амбиций.
Существует расхожее объяснение, что национализм — это ненависть к другим, а патриотизм — это лю-
Предисловие
бовь к своим. Найти границу между данными явлениями могут помочь сведения, предлагаемые читателю в учебном пособии.
Как отдельного человека нельзя понять, не зная окружающих его и их взаимные отношения, так и народы и страны можно сколько-либо полно понять только в связи их с другими народами и странами. Знание факторов, определяющих позитивные взаимоотношения между народами, должны стать важным разделом любой программы профессионального образования.
РАЗДЕЛ 1
ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР ГЕОПОЛИТИКИ
Традиционные представления о роли того или иного государства в международных отношениях основываются на трех главных параметрах: экономическом суверенитете, размере территории и плотности народонаселения, т.е. численности постоянного населения, приходящейся на 1 кв. км территории.
Длительный процесс заселения и хозяйственного освоения Земли зависел от конкретных природных, исторических и экономических условий отдельных районов. Но с развитием производительных сил значение природных факторов постепенно ослабевало и повышалась роль социально-экономических условий — хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Так, с зарождением промышленности сформировались крупные сгустки населения в Европе, США, и эта тенденция в настоящее время продолжается в целом ряде развивающихся стран. Весьма заметное влияние на показатели размещения и плотности расселения оказывают также демографические различия в естественном приросте населения.
_______Раздел 1
Средняя плотность населения обитаемой суши (ойкумены) составляет около 40 чел./кв. км. При этом примерно 70% всех людей проживает на 7% территории, а около половины земной суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел./кв. км.
Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши (приполярные зоны, пустыни, высокогорья), хотя абсолютной невозможностьюдляобитания не отличается ни один район Земли. Эти области экстремальны по природным условиям, и естественно, что основная масса людей сосредоточена в более благоприятных для проживания и ведения сельского хозяйства районах: в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов, на низменностях и равнинах до 500 м над уровнем моря, примерно в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов.
Если продолжить географические примеры по неравномерности заселения, то будет интересно отметить, что в Северном полушарии сосредоточено 86% населения Земли. Плотность населения в зарубежной Европе и Азии является самой высокой среди крупных регионов — почти в три раза превышает среднюю плотность населения мира (более 100 чел./кв. км), в то время как в Америке она вдвое, а в Австралии и Океании вдесятеро меньше.
Среди отдельных стран мира наиболее высокая плотность населения в государствах-карликах. Например, в Монако этот показатель составляет 15,5 тыс., в Сингапуре— 4,5 тыс. чел./кв. км. Из крупных стран очень высок этот показатель в Бангладеш — более 800 чел./кв. км. В крупнейших странах мира средняя плотность населения составляет: в Китае— 125 (без вы-
Народы мира в зеркале геополитики
сокогорий— около 200), в Индии— 300, в США—
27 чел./кв.км.
На карте плотности населения мира отчетливо выделяются 5 основных ареалов высокой плотности.
Самый крупный из них — восточноазиатский, включающий Китай, КНДР, Республику Корею и Японию. Средняя плотность здесь повсеместно (кроме горных районов) составляет около 200 чел./кв. км, а в долине Янцзы в Китае, в Республике Корея и Японии превосходит 300 чел./кв. км. Здесь проживает около 1,5 млрд. чел.
Второй сгусток населения — южноазиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) со средней плотностью также около 300 чел./кв. км и наибольшим сосредоточением населения в долине Ганга и Брахмапутры, до 500 чел./кв. км. Численность населения здесь составляет более 1 млрд.чел.
Третий ареал — юго-восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), с населением более 300 млн. чел.
Четвертый ареал — западноевропейский (Великобритания, Бенилюкс, север Франции, Германия), где средняя плотность превышает 200 чел./кв. км.
Пятый сгусток населения прослеживается на северо-востоке США и юго-востоке Канады, между Атлантическим побережьем и Великими озерами.
Если сравнить эти огромные цифры с плотностью населения России, то видно, что показатели такого уровня наблюдаются лишь в Московском регионе (Москва и Московская область), где плотность населения составляет около 300 чел./кв. км, а в наиболее плотно заселенном Центральном экономическом районе она равна «только» 60 чел./кв. км. В целом по России плотность населения составляет лишь 8,7 (а сельского — 2,3) чел./кв. км.
Раздел 1
Центральное место в детерминации международной политики того или иного государства кроме плотности населения отводится его географическому положению. Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного и политического) контроля над соответствующими территориями и народами. Впоследствии, в XIX-XX вв., теоретические основы геополитики разрабатывались в трудах многих ученых.
Остановимся лишь на геополитических аспектах отношения к народонаселению государства, выраженных в работах двух наиболее известных исследователей этнического фактора—Ф. Ратцеля и Л.Н. Гумилева.
Одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику, географию и народонаселение и изучить политику того или иного народа или государства, исходя из его географического положения и динамики численности населения, был германский геополитик конца XIX — начала XX в. Фридрих Рапщель (1844-1904).
Работая на рубеже двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX в. принципах естественных наук. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. например миграционную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта и других немецких философов, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в беско-
Народы мира в зеркале геополитики
нечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах Земного шара (в России последователем Гумбольдта можно считать Л.Н. Гумилева). В соответствии с этой традицией Ратцель рассматривал Земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.
Многие предшественники Ратцеля — и Монтескье, и Гердер, и Риттер — не прошли мимо факта зависимости между размерами государства и численностью населения, но Ратцель первым пришел к выводу, что пространство есть наиболее важный политико-географический и демографический фактор. Главным отличием его концепции от других было его убеждение, что пространство — это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы. Пространство, по Ратцелю, само есть политическая сила, в основе которой находится народонаселение. Таким образом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто большее, чем физико-географическое понятие. Оно представляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов. Каждое государство и народ имеют свою «пространственную концепцию», т. е. идею о возможных пределах своих территориальных владений. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет.
Раздел 1
В 1882 г. в Штутгарте вышел труд Ратцеля «Antropo-geographie», в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими условиями, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т. д. Так изначально чисто географическое понятие приобретает значение духовной и эмоциональной связи жителей страны и их истории.
Ратцель поставил в центр исследования географическую обусловленность политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географическому пространству. Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично — со свойствами Земли и природными условиями в целом. Ратцель отмечал, что географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (исследование факторов развития) должны идти рука об руку. Только из соединения того и другого может получиться настоящая оценка влияния географических условий на развитие того или иного народа. История знает примеры, когда некоторые народы тысячелетия оставались одинаковыми, не меняя ни места пребывания, ни языка, ни физического облика, ни образа жизни, и только поверхностно изменили свои верования и знания. Отсутствие динамики в развитии таких этносов Ратцель объясняет условиями их географического расположения на Земном шаре, но отнюдь не психической или ментальной отсталостью, что снимает с него обвинение в расизме, которое выдвигали многие его оппоненты. Наряду с местоположением народа большое значение для дальнейшего развития цивилизации имеет, по Ратцелю, плотность населения, также относящаяся к пространственно-
Народы мира в зеркале геополитики
му фактору. Он считал, что в большой плотности населения заключается не только прочность и порука энергичного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры.
Государство является организмом не только потому, что оно артикулирует жизнь народа на неподвижной почве, но и потому, что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Необитаемые пространства, неспособные вскормить государство, это историческое поле под паром. Обитаемое пространство, напротив, способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в народ.
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) — историк, этнолог, географ, доктор исторических и географических наук — собственно геополитические темы в своих трудах не затрагивал, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию «органицистского» подхода и отчасти «географического детерминизма», которые составляли сущность геополитики у Ратцеля, Челлена, Ха-усхофера и др.
Теория Гумилева является на сегодняшний день наиболее яркой философско-исторической концепцией, объясняющей возникновение, развитие и угасание народов, империй, цивилизаций. Суть этой теории сводится к следующему.
Основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охваты-
Раздел 1
вающие всех людей; поскольку нет человека вне этноса и каждый человек принадлежит только к одному этносу. Этнос— система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец. Этнос есть сам дискретный процесс этногенеза.
Универсальный критерий отличия этносов между собой — стереотип поведения, т. е. особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условнорефлекторный механизм сигнальной наследственности, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения;
ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление «мы — они».
Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяетсякакпассионарность — непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, и индивидуального, и видового.
В зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (.1) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа:
а) пассионарии (P>J),
б) гармоничные люди (P=J),
в) субпассионарии (P<J).
Народы мира в зеркале геополитики
Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменения их определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.
В зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле (т. е. в процессе этногенеза) проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную); фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (т. е. резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фазу обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта.
Вспышка этногенеза— результат пассионарного толчка, т. е. определенной органической мутации, которая, в свою очередь, вызывается либо непосредственно, космическим облучением поверхности Земли вдоль определенной линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически — благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особями. Процесс этногенеза характеризуется угасанием энергии живого вещества (пассионарности) из-за сопротивления среды и в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, при этом этнос частью истребляется, частью «рассыпается рознью».
Этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, и сами составляют более сложные структуры — суперэтносы, объединяемые общей доминантой. Между разными этносами воз-
Раздел 1
можны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путем подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определенной территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).
Поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты — определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистичные). При этом только первый тип мироощущений может стать основой нормальной жизни этноса.
Краткое изложение концепций влияния этнического фактора на геополитику, предложенных Ф. Ратцелем и Л. Гумилевым, обозначили крайние границы проблемы существования и развития любого государства, претендующего на лидерство в своем регионе.
РАЗДЕЛ 2
ОПИСАНИЕ НАРОДОВ ЗЕМЛИ
2.1. Этносы: племена, народы, нации
Землю населяют множество народов, находящихся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития. Они представляют собой особый вид социальной общности людей, определяемый совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству.
По принятой в российской этнологии динамике становления народов как этносов к самому раннему их типу относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческой и феодальной формациями связан такой тип этноса, как народность (некоторые исследователи считают, что для каждой из этих формаций характерны свои типы этносов). С развитием товарно-денежных (капиталистиче-
___________________________Раздел 2
ских) отношений и усилением экономических связей между народами возникает и такой тип этноса, как нация.
Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на Земле сосуществуют три типа этносов: племя — народ — нация [З].
Исторически самый ранний тип этносов — племя. Племена состояли из нескольких (первоначально, вероятно, двух или трех) родов — социальных ячеек, связанных кровными узами. Для племен эпохи первобытнообщинного строя (кроме ее завершающего этапа) было характерно отсутствие социального расслоения.
В настоящее время племена в чистом виде встречаются весьма редко, причем термином «племя» различные исследователи обозначают этносы с весьма разным уровнем социально-экономического и культурного развития. Одни из таких «племен» насчитывают миллионы, другие — сотни или десятки тысяч, третьи — лишь тысячи или даже сотни человек. Только немногие (самые отсталые и малочисленные) этнические группы обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же этносы сохраняют лишь некоторые черты родо-племенной структуры. Обычно современные «племена» уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на социальные группы. Черты родо-племенной организации сохраняются прежде всего у кочевых и полукочевых народов, которых исследователи чаще всего и включают в число так называемых племен.
В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов многих племен приводила к появлению их союзов, таких, например, как Лига ирокезов в
Народы мира в зеркале геополитики
Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке, татаро-монголы в Евразии. Образование этих союзов, сопровождавшееся развитием хозяйственных межплеменных и культурных связей, вело к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей связями территориальными. Так родилась новая форма этносов — народность: исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.
Первыми сформировались народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская — из восточнославянских племен полян, древлян, вятичей и др., польская — из славянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., немецкая — из германских племен саксов, алеманов и др., северофранцузская и провансальская — из галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов смешавшихся в результате завоевания одних другими, и т. п.).
В процессе образования народностей по мере усиления хозяйственно-экономических и культурных связей между ними язык одной (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась определенная территориальная, культурная и хозяйственная общность. Впрочем, общность эта (особенно в экономическом отношении) была еще неустойчивой. Одним из показателей сложившейся общности служил новый единый этноним, под которым народность становилась известной соседям.
Раздел 2
С развитием экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей хозяйственная разобщенность, происходит превращение их в нации. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком; наконец, формируются общие черты национального характера, более четкое этническое самосознание.
Обычно нации — результат этнического развития народностей, чье название они, как правило, сохраняют. Однако народности, разрезанные государственными границами,'часто дают начало нескольким этническим образованиям (например, португальцы и галисийцы, немцы и австрийцы и т. д.). Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации. Нередки случаи, когда в формировании одной нации участвовало или участвует несколько народностей (так, индонезийская нация формируется из яванцев, мадурцев и других народностей). Распространены случаи образования этнографических групп при длительном отрыве части народа от основного этнического массива (в результате миграционных процессов, изменения государственных границ и т.п.). Весьма отчетливо выделяются группы, различающиеся в конфессиональном отношении.
Следует подчеркнуть, что трехчленное деление этносов (племя — народность — нация) не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют проживающие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы — иммигранты первого, второго или более поздних поколений, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще
Народы мира в зеркале геополитики
окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Переходные группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта этих групп —двойное этническое самосознание.
Указанное деление не учитывает существования этнических общностей различных уровней, к каким, например, относятся казаки — обособленная группа русских. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их «иерархию».
У любых, даже самых сплоченных и консолидированных, народов имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических, представляют собой территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (они имеют свои наречия или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т. д.). Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы или же при слиянии племен в народность, когда эти племена еще сохраняют некоторые характерные черты. Существуют и общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, а в классовом об-
Раздел 2
ществе — и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но, в определенной мере, и по культуре и быту.
Бывают и этнорелигиозные метаэтнические общности. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии и сейчас индуистские народы этого региона, бесспорно, образуют определенную общность.
В рамках многонациональных государств складывались и складываются этнополитические общности, которые также можно с известной долей условности отнести к метаэтническим. При формировании таких общностей наблюдается постепенное социально-экономическое и культурное сплочение всех или почти всех народов соответствующей страны, этническое же и языковое сближение у них выражено значительно слабее.
История свидетельствует о том, что процессы, при которых несколько небольших этносов сливались в один большой или малая этническая общность растворялась в составе крупного народа, т. е. процессы этнического объединения, имели место в самых различных районах и в разных социально-экономических условиях. Что же касается противоположных им процессов этнического разделения, то они были особенно характерны для раннего периода развития человечества: рост народонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по Земному шару. Лишь в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжают и сейчас играть заметную роль. Так, переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникают и при расчленении единых этносов изменяющимися госу-
Народы мира в зеркале геополитики
дарственными границами, пример тому— возникновение новых государств (СНГ).
Этнические процессы весьма разнообразны, много-плановы и с трудом поддаются глубокому изучению. До сравнительно недавнего времени, несмотря на очевидную важность их для понимания геополитической ситуации в различных регионах мира, как у нас, так и за рубежом им не уделялось достаточного внимания.
Среди этнических процессов в этнологии принято выделять два основных вида: этноэволюционные и эт-нотрансформационные [8, 22]. Процесс называется этно-эволюгщонным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется; при этиотрансфор.маг{ион-ном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной.
В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. При характеристике конкретных типов этнических процессов в каждой из этих групп процессы могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и эт-нотрансформационными, и смешанными, эволюционно-трансформационными.
Процессыэтнического объединения весьма различны по характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего любой форме этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц; постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.
Раздел 2
Формы этнообъединительных процессов различны. Этнологами выделяются пять основных типов этнического объединения: этническая фузия, этническая консолидация, этническая ассимиляция (и близкая к ней этническая конверсация), межэтническая интеграция,'этноге-нетическая миксация.
Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Так, этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.
Процесс этнической фузии протекает с разной скоростью, зависящей от комплекса влияющих на этот процесс факторов, и в частности от уровня социального и этнического развития страны, в которой идет процесс, интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связь между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия.
Очень существенна для интенсивности протекания этнической фузии также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось в определении этнической фузии, в этом процессе обычно участвуют родственные между собой общности, однако степень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем процесс протекает быстрее.
Некоторое влияние оказывает сложность этнической структуры населения территории, где идет процесс, поскольку слишком большое число мелких этнических об-
Народы мира в зеркале геополитики
разований (пусть даже очень близких друг другу в язы-ково-культурном отношении), несомненно, замедлит процесс этнической фузии.
Для идущих в развивающихся странах процессов этнической фузии большое значение имеет наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса. Конечно, ускорение процесса возможно только в том случае, если для всего участвующего в нем этнического массива избран какой-нибудь один диалект (наличие нескольких литературных форм может существенно осложнить положение).
Второй тип этнообъединительных процессов — этническая консо;1идагщя — заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель). Из племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Например, в Африке из недавних племенных объединений складываются такие значительные народности или даже нации, как хауса, йо-руба, ибо. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии.
Этническая фузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Поэтому при исследовании конкретного этнического процесса порой бывает довольно трудно дать его ти-
Раздел 2
пологическую характеристику: являетсяли он конечной стадией этнической фузии или начальной стадией этнической консолидации.
Однако, несмотря на безусловную связь процессов двух рассмотренных типов, сущность их различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс этноэволюционен и к смене самосознания не ведет.
Третий тип этнообъединительных процессов — этническая ассимиляция — особенно широко распространен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много эмигрантов. Он состоит в растворении ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны — ассимилируемых— этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание. Для другой же стороны — ассимилирующего народа — этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса остается прежним.
Процесс захватывает разнообразные группы населения: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и иммигрантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или компактное население, оседание в городах или сельской местности), расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем или иным группам иммигрантов и т. д.
Народы мира в зеркале геополитики
Различается естественная и насильственная ассимиляция. Первая происходит в процессе контакта народов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Ассимиляция второго типа имеет место в странах, где национальности не равноправны. Она— результат радикальной ассимиляторской политики политической элиты так называемого титульного этноса, направленной на искоренение языка и культуры национальных меньшинств. Такая политика проводится в отношении русских в Прибалтике реликтовыми этносами —латышами и эстонцами.
Ассимиляционный процесс имеет неодинаковую скорость, которая зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об эмигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т. д.
Характер влияния большинства из перечисленных факторов очевиден. Но некоторые требуют пояснения.
Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большин-
Раздел 2
стве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса: попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро сливается с ассимилирующей. Однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.
Следует отметить и такой фактор, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку всех эмигрантов (речь идет о мужчинах, поскольку именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ассимилируются холостяки, вступая в браки с местными девушками. Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция эмигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.
На процесс ассимиляции влияет соотношение уровней культуры контактирующих народов. Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса приблизительно одинакового с ними уровня культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значительно)их по уровню культуры. Наконец, при резких
Народы мира в зеркале геополитики
различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.
Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессами. Он существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Это можно назвать этнической конверсацией.
Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов; взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться). Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т. д.).
Хотя межэтническая интеграция — это в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнических общностей позволяет все же говорить о какой-то, самой начальной стадии этнической трансформации.
Раздел 2
Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно существующим полиэтничным государством (например. Римской империи). Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.
Не часто встречается ныне пятый тип этнообъединительных процессов — этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отличие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этноге-нетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.
Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и из финно-угорских групп, включив в себя как монголо-идные, так и европеоидные элементы.
Хотя процессыэтнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Существует два типа этноразделительных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии). Так, в результате рассечения территории
Народы мира в зеркале геополитики
некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.
При этнической сепарагщи от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами — переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.
Важную роль в формировании многих наций играли и продолжают играть полигические факторы, и в первую очередь государственное обособление. Это относится, например, к голландцам, отколовшимся от родственных им фламандцев. Образование двух отдельных государств — Германии и Австрии — привело к возникновению самостоятельных наций, говорящих на одном языке. Почти все латиноамериканские нации сложились в рамках возникших государств, и политические границы стали этническими.
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).
Раздел 2
***
Этнологический обзор народов, населяющих Землю, конечно, требует классификации их описаний. Такие описания позволяют систематизировать народы или группы народов по широкому спектру признаков: географическому, антропологическому, лингвистическому, хозяйственно-культурному, социально-экономическому, характеру материальной и духовной культуры, религиозной принадлежности и др.
Одни виды описаний основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Прежде всего это признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большой мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Таково же и описание народов по уровню развития социальных отношений, а также религиозной принадлежности.
Предлагаемые описания (классификации) основываются на работах отечественных этнологов и этнодемо-графов [3, 15, 22, 34]. При этом следует иметь в виду, что ни один вид описаний не дает полной этнологической характеристики народа.
Народы мира в зеркале геополитики
2.2. Географическое описание
Этот вид описания необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географического описания выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Географическое описание не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Хотя в отдельных случаях географическое соседство народов имеет связь с их этническим и культурным родством либо привело в ходе истории к сложившейся определенной общности в хозяйственных и культурных традициях, выяснить это, как считают этнологи, можно только с помощью других, не географических, данных. Впрочем, в отдельных случаях фактор пространственно-географического расселения народов может иметь существенное значение при решении собственно этнологических проблем.
Однако единого, принятого во всех странах и всеми учеными, географического описания не существует. Например, в русской дореволюционной и советской науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Среднюю Азию и Казахстан, в зарубежной литературе они включаются обычно в состав Центральной Азии. В отечественной этнографии выделялись как самостоятельные регионы зарубежная Азия и зарубежная Европа, в настоящее время такое деление потеряло смысл. Многое еще неясно в географической принадлежности ряда регионов бывшего СоветскогоСоюза(страны Балтии, Молдавия и др.).
Раздел 2
Рассмотрим относительно простое географическое описание народов по континентам.
Австралия и Океания
Общая численность населения около 26 млн. чел. В области выделяются подобласти Австралия и Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия.
К первой подобласти (около 20 млн. чел.) относятся Австралия, Тасмания, Новая Зеландия, Кокосовые острова (Килинг), Норфолк и о. Рождества.
Полинезию (более 500 тыс. чел.) составляют государство Восточное Самоа (острова Кука, Мидуэй, Ниуэ, Питкэрн, Токелау, Уоллис, Футуна), государство Французская Полинезия.
В Меланезию (более 4,8 млн. чел.) входят политико-административное образование Папуа-Новая Гвинея, о-ва Вануату, Новая Каледония, Соломоновы, Фиджи.
В культурную область Микронезия входят Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Ки-рибати и Науру.
Азия
Общая численность населения более 3 млрд. чел. В зарубежной Азии выделяются следующие подобласти:
Западная Азия (более 190 млн. чел.). В нее входят государства Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Йемен, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;
Южная Азия (около 1000 млн. чел.). К ней относятся государства Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;
Народы мира в зеркале геополитики
Юго-Восточная Азия (более 400 млн. чел.). Государства: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины, о. Тимор;
Восточная Азия (около 1500 млн. чел.). Государства:
Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Япония, территории Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг);
Центральная Азия (более 2млн. чел.). Государство Монгольская Народная Республика. Часто к Центральной Азии относят также входящий в состав Китая Тибет.
Возможно, что с точки зрения географического описания к Центральной Азии могут быть отнесены Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан (в этом случае численность населения существенно возрастает).
К Азии относятся Западная. Южная и Восточная Сибирь, а также Российский Дальний Восток. Однако они являются частью России, в составе которой они и рассматриваются.
К странам Азии относят обычно также государства Закавказья: Азербайджан, Армению и Грузию.
Америка
Северная Америка (около 300 млн. чел.). К ней относятся Канада, США, Гренландия, Бермудские острова, Сен-Пьер и Микелон.
Центральная и Южная Америка (более 400 млн. чел.). В нее входят:
Умеренная Южная зона: Аргентина, Уругвай, Чили, Фолклендские (Мальвинские)острова.
Африка
Численность народов Африки составляет около 800 млн. чел.
Северная Африка. Государства: Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан, Тунис.
Восточная Африка. Государства: Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве, Кения, Мадагаскар, Сейшельские острова, Сомали, Танзания, Уганда, Эфиопия и др.
Южная Африка. Государства: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика.
Центральная Африка. Государства: Ангола,Габон,Заир, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.
Западная Тропическая Африка. Государства: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Ка-бо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и др.
Европа
Численность населения Европы, включая Россию, составляет 800 млн. чел.
Восточная Европа: европейская часть России, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.
Народы мира в зеркале геополитики
Южная Европа. Государства: Албания, Андорра, Болгария, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Югославия, Босния, Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, а также территория Гибралтар.
Западная и Центральная Европа. Государства: Австрия, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария.
Северная Европа. Государства: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия,Швеция.
***
Как самостоятельный политико-географический регион выделяется Россия, включающая европейскую часть, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.
2.3. Хозяйственно-культурное описание
Хозяйственно-культурное описание народов мира основывается на этнографических (этнологических) методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами. Хозяйственно-культурные исследования свидетельствуют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой — о глобальной непрерывности и связи между человеческими культурами, что позволяет обнаруживать закономерности их развития. Ос-
Раздел 2
мысление путей прогресса культуры и его этапов началось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие, что способствовало переходу от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и логических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгляды. К XVIII в. получила распространение идея о прохождении всеми народами пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.
В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идея прохождения культурным прогрессом определенных этапов содержалась в трудах многих эволюционистов: А. Бастиана, И. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Эд. Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л. Г. Морганом. Однако при этом не были соблюдены обязательные для любого описания условия фундаментальности и сопоставимости признаков, заложенных как критерии выделяемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в разных природно-географических зонах Земли, что вызвало критику его концепции противниками прямолинейных эволюционистских построений.
Значительный вклад в разработку проблемы хозяйственной и культурной систематики внес этнолог и географ Фридрих Ратцель, предложивший классифициро-
Народы мира в зеркале геополитики
вать культурные явленияв связи с картографированием их географического многообразия. Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), а также основатель «культурно-исторической школы» В. Шмидт и его сторонники. Проблемы описания хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя американского «исторического метода» Ф. Боаса. Его ученики, О. Мэсон, К. Уисслер, В. Холмс, Э. Сэпир, разработали систему «культурных ареалов» Северной Америки кануна европейской колонизации. Значительный шаг в решении проблемы периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В. Г. Тан-Богораз. Его концепция свободна от механических установок сторонников теории «культурных кругов», так как в значительной мере строилась на принципах историзма.
Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях движения человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать концепцию о культурных общностях в виде хозяйственно-культурных типов. Одновременно велась работа по выделению «историко-культурных», или «историко-этно-графических»,областей.
В современном понимании хозяйственно-культурные типы — это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита— времени появления человека современного вида. Они возникали, формировались,
Раздел 2
развивались, частично исчезали на протяжении всей истории в ходе адаптации людей к окружающей среде, политическим и социально-экономическим условиям, хозяйственного использования природных ресурсов в системе жизнеобеспечения. При этом одни типы сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хозяйства, другие возникли на разных континентах позднее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.
Основные, определяющие признаки хозяйственно-культурного типа— характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение, так как культуры народов мира разнообразны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, достаточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развития, способами производства, так как они включены в экономику самим процессом хозяйственной деятельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип — органическая составная часть любого способа производства, практически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория «хозяйственно-культурный тип» выступает связующим звеном между производительными силами и производственными отношениями. Включенная в систему способов производства (помимо поня-
Народы мира в зеркале геополитики
тий «производительные силы» и «производственные отношения») категория хозяйственно-культурный тип наполняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, хозяйственно-культурный тип, с одной стороны, характеризует хозяйственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой — его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности. Хозяйственно-культурный тип — историческая категория, и именно смена типа, а не только развитие отдельных элементов культуры (орудий труда и технологии), ведет к изменению способа производства. Одновременно со сменой хозяйственно-культурного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хозяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества — первичной, догосударственной (эпоха до возникновения цивилизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивилизации и первых государств. Соответственно, хозяйственно-культурный тип четко коррелирует и со способами производства.
Предложено несколько видов хозяйственно-культурного описания — от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень сложных, в которых наряду с основными типами перечисляется множество подтипов, переходных форм и т. д., имеющих не универсальное, а лишь локальное распространение. Расширительное толкование хозяйственно-
Раздел 2
культурных типов открывает дорогу субъективному подходу к описанию, неопределенности не только переходных форм, но и типов, что делает систематику недостаточно последовательной и аргументированной. Вследствие этого целесообразно включать в хозяйственно-культурное описание только основные, наиболее характерные для разных регионов Земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периодизацией, что позволяет четко разграничить типы на разных этапах развития общества.
Первичная, первобытнообщинная, эпоха включает два этапа: присваивающего и нормативно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие группы хозяйственно-культурных типов.
Присваивающий этап. Общества, относящиеся к наиболее архаической группе хозяйственно-культурного типа, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой металлов. Орудия изготавливаются из традиционных материалов: кости, рога, дерева, камня, раковин, а также из полученных от более развитых соседей заготовок металла, который обрабатывается холодным «неолитическим» способом. Хронологически типы этой группы относятся к эпохам камня и палеометалла, но на периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до новейшего времени, постепенно сменяясь более производительными видами хозяйственной деятельности.
Наиболее примитивным хозяйственно-культурным типом рассматриваемой группы является тип «бродячих охотников и собирателей», некогда широко распространенный в тропической экваториальной зоне и сохраняющийся в наши дни только в немногих, географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятельности областях тропических лесов Юго-Восточной Азии,
Народы мира в зеркале геополитики
Южной Америки и Австралии.При крайне ограниченных пищевых ресурсах и слабой вооруженности бродячие охотники и собиратели почти ежедневно, с короткими дневками и ночлегами, собирают по пути все съестное. Их хозяйственные навыки, материальная и духовная культура находятся на самом низком уровне развития.
Примерно таков же уровень социального, материального, культурного развития народов, занимавшихся на побережьях озер, рек, морей главным образом собирательством даров моря и растительных продуктов, прибрежным рыболовством.
Значительно более развиты народы, группа хозяйственно-культурных типов которых связана со специализированной охотой и собирательством, требующими более высокого уровня развития производительных сил. К ней относятся хозяйственно-культурные типы:
- специализированная охота и собирательство в тропиках;
- охота, рыболовство, собирательство в умеренном поясе;
- пешая таежная охота;
- арктическая охота на морского зверя;
- оленная охота;
- охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Все перечисленные выше хозяйственно-культурные типы образуют первобытно-присваивающий способ производства.
Производящий этап (ранний). Примерно 10 тыс. лет тому назад, а может быть и несколько раньше, в так называемых «первичных» (по Н. И. Вавилову) центрах, в предгорьях сухих и влажных субтропиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии, позднее в
Раздел 2
Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также в Новом Свете начало складываться комплексное присваивающе-производящее хозяйство, в котором земледелие и животноводство стали постепенно занимать ведущее место. На естественно или искусственно орошенных, обработанных ручным способом — палками или мотыгами — землях выращивались первоначально преимущественно зерновые, а затем и прочие культуры. Наряду с уже одомашненной собакой были доместицированы сначала мелкий, а затем крупный рогатый скот, свинья, транспортные животные, птица. В результате сложились следующие типы:
- комплексного хозяйства ранних земледельцев субтропиков;
- земледелия и животноводства умеренного пояса в древности;
- ручного земледелия тропиков.
Все эти хозяйственно-культурные типы стали основой первобытно-производящего способа производства.
Производящий этап (развитый). По мере развития производительных сил и роста численности населения началось освоение «вчоричных центров» и возникало производящее хозяйство, главным образом в аллювиальных долинах рек, где сложился тип плужных и ручных земледельцев древних цивилизаций тропиков и субтропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. возникают древнейшие государства Западной Азии и Северной Африки, расцветает цивилизация. Соответствующий этому типу способ производства может быть назван «азиатским», или общинно-государственным деспотическим. Происходит становление вторичной эпохи.
Народы мира в зеркале геополитики
Под мощным влиянием древних цивилизаций начинается процесс распространения производящего хозяйства в тропиках, где возникает тип традиционного земледелия и животноводства предгосударственных и ранне-государственных образований Тропической Африки, ставший основой африканского способа производства.
В V-1V тысячелетиях до н.э. под влиянием «первичных» и «вторичных» центров производящее хозяйство сначала в виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распространение в полосе умеренного климата и складывается тип земледельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варва