Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абхазо-адыгская группа 7 страница



Выделение организованности в качестве показателя социальной направленности этнического субъекта и фак­тора взаимодействия обусловлено особенностями про­цессов самоуправления и самоорганизации группы, кол­лектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельно­сти. При этом необходимо отметить, что организован­ность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этниче­ский субъект, как и любой другой, наряду с официальной


Народы мира в зеркале геополитики

имеет и неофициальную структуру, наличие которой во многом обусловлено лидерскими процессами, а само ли­дерство выступает как фактор организованности этниче­ской группы.

Наконец, коллективность характеризуется рядом показателей, внутренне присущих деятельности этниче­ского коллектива, но имеющих разную степень выра­женности. «Инициативность» предполагает выход чле­нов этнического коллектива за определенные норматив­ные ограничения, неизбежные в любом виде деятельно­сти. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивированности каждого этнофора в совместной дея­тельности. «Дисциплинированность» проявляется в от­ношении этнофора к нормативным ограничениям, к це­лесообразности и справедливости требований, к соблю­дению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в принятии ответствен­ности за результаты совместной деятельности. «Добро­совестность» отражает соответствие реального поведе­ния этнофора его функционально-ролевым обязанно­стям, соответствие поведения и деятельности норматив­ным предписаниям, которые функционируют в виде тра­диций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни этнического коллектива. «Требовательность» означает степень долж­ного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бе­режливость» («экономность») раскрывает органическое единство социальной и хозяйственной сторон жизнедея­тельности этнического коллективного субъекта, опосре-дует отношение членов этнического коллектива к про­цессу и результатам своей деятельности и является пока-


Раздел 8

зателем их экономической воспитанности. «Критич­ность» характеризует отношение к недостаткам и спо­собствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межлич­ностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совмест­ную деятельность для достижения целей, поставленных перед этнической группой, коллективом, причем цен­ность целей определяется этнической группой в сравне­нии с результатами аналогичной деятельности других групп.

В заключение отметим, что степень проявления вы­деленных нами характеристик обусловлена следующими психологическими факторами:

-устойчивостью основных интересов членов этни­ческого коллектива в совместной и социальной деятель­ности;

- наличием развитых межличностных отношений;

- причастностью к этническому коллективу, актив­ным участием в совместной и социальной деятельности;

- наличием в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации;

- наличием реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятель­ности этнической группы (коллектива).


РАЗДЕЛ 9

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ


9.1. Этнические конфликты в контексте геополитики

Анализируя историю последних столетий, можно определить их как вехи развития цивилизации. Так, если XIX век — это век территориальной экспансии, создания колониальных империй, XX — век идеологической экс­пансии, противостояния антагонистических идеологий, то XXI век, вероятно, будет веком этнодемографической экспансии. При этом этнодемографическую экспансию можно понимать как стремление к власти этносов с вы­сокой демографической продуктивностью (наглядная иллюстрация — захват исконной сербской территории Косово албанцами).

И территориальная, и идеологическая, и этнодемо-графическая экспансия сопровождается столкновениями, борьбой за ресурсы, неизбежно перерастая в конфликт. Конечно, в основе такого рода конфликтов лежали и ле­жат экономические интересы противоборствующих на­родов и государств, но вид конфликта, его камуфляж


Раздел 9

часто оказывает серьезное влияниена характер и дина­мику поведения народов.

Традиционно под экспансией в геополитике, да и не только в ней, понимались прежде всего территориальные приобретения и установление военно-политических сфер влияния. Нельзя сказать, что такая экспансия исчерпала себя, поскольку территория по-прежнему является вы­годным долгосрочным приобретением — как «жизненное пространство», носитель сырьевых, энергетических и людских ресурсов, военно-стратегический и экономиче­ский (например, война между Великобританией и Арген­тиной за Фолклендские острова с их 200-мильной рыбо­ловной зоной и близостью к богатой полезными иско­паемыми Антарктиде) плацдарм, пространство для раз­мещения промышленных мощностей или технических отходов, сельскохозяйственные угодья. Сегодня в мире немало реальных и потенциальных конфликтов, квали­фицируемых как пограничные и территориальные споры, и проблем с определением статуса территорий (односто­роннее изменение Турцией толкования соглашений 1936 г, о статусе Черноморских проливов; возникающее напряжение вокруг богатств Антарктиды, откуда, не­смотря на действующие соглашения, исподволь вытесня­ется Россия). В будущем, по мере развития ресурсного кризиса (истощения сырьевых ресурсов планеты, сокра­щения плодородия почв, роста населения, усиления эко­логических претензий государств друг к другу и т. д.), т. е. значительного повышения стоимости выживания государства и его титульного этноса, вероятно возвра­щение в мировую политику жесткого варианта террито­риальной экспансии [6,27,29].

Но сегодня экспансия имеет другие «измерения»:

информационное, культурно-историческое, религиозное,


Народы мира в зеркале геополитики

этническое, политическое (сюда следуетотнести и целе­направленное политическое давление, вплоть до между­народных санкций, изоляции) и особенно экономическое (во всех его видах — финансовом, товарном, технологи­ческом и т.д.), которое и является стержнем современной экспансии. Понимаемая широко, она имеет немалые от­личия от своей «узкотерриториальной» разновидности. Во-первых, если территориальная экспансия носила,какправило, ступенчатый (пространственное расширение США в XIX в.) и нередко однонаправленный характер (знаменитое правило Бисмарка для Германии: не воевать на два фронта), то сегодня экспансия — это непрерыв­ный многолинейный процесс, нацеленный на множество объектов и порождающий в результате столкновения ин­тересов целый комплекс разноплановых конфликтов. Во-вторых, сегодня «мирная» экспансия осуществляется многими государствами и их группировками по отноше­нию друг к другу одновременно, поэтому можно гово­рить о их «взаимопроникновении», или, иными словами, образовании комплекса взаимозависимостей и противо­речий. В-третьих, ранее экспансию вовне осуществляла одна держава или недолговечный союз государств. Ныне сосуществуют постоянная внешняя экспансия устояв­шихся и новых экономических и экономико-полити­ческих группировок; экспансия как вовне так и внутри самих этих группировок наиболее мощных их участни­ков. В-четвертых, внутрикоалиционная экспансия пе­риодически сопровождается «добровольными» взаим­ными уступками сторон, хотя общий ее баланс, конечно, благоприятен для сильнейших из них.

Нынешняя политика мирового сообщества весьма сложна: конфликты и противоречия сосуществуют с ко­ординацией действий и сотрудничеством. Одна группа


Раздел 9

противоречий (например, экономических) между стра­нами или группами стран «уравновешивается» настоя­тельной необходимостью кооперации в другой сфере (безопасности). Одновременно имеются как противоре­чия, так и кооперация и внутри отдельных групп госу­дарств. Совпадение позиций и интересов государств ве­дет к образованию и укреплению экономических и эко­номико-политических группировок и зон интеграции — Европейский Союз, НАТО, Содружество Независимых Государств.

Взаимодействие разных по направленности и силе (в зависимости от внутренней мощи стран и их группиро­вок) потоков экспансий, с одной стороны, и результаты разноуровневого и разнопланового сотрудничества— с другой, в совокупности определяют состояние такого геополитического феномена, как баланс сил участников мировой политики. Важно подчеркнуть, что баланс есть не равновесие, а лишь соотношение сил, причем соотно­шение динамическое, зависящее от изменения всех опре­деляющих его элементов. Динамичность баланса означа­ет, что любые перемены во взаимодействии его слагае­мых (вызванные, например, геополитической переориен­тацией от «западноцентризма» на Восток даже ослаблен­ной ныне России) способны существенно повлиять на расстановку сил и очертания геополитической карты планеты, и в этой ситуации приоритетное значение при­обретает возможность воздействовать на политику и да­же целостность государсгва через этнические элиты, особенно национальных меньшинств. Тем самым прида­ется дополнительный импульс как росту этнонациона-лизма среди нацменьшинств, его дальнейшему перерож­дению в сепаратизм (в случае компактного проживания маргинальных этносов), так и нарастанию национализма


Народы мира в зеркале геополитики

извне (в случае, если нацменьшинства имеют государст­венное образование по другую сторону границы). Отве­том же на это может быть всплеск национальных чувств ведущей нации, тем более что нередко «альтернативные» интересы руководителей маргинальных этносов сводятся к элементарным территориальным требованиям.

Питирим Сорокин подсчитал, что за 24 века истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликта­ми — войнами, революциями, бунтами, которые счита­ются социальными конфликтами. Социальные конфлик­ты обычно разделяют на:

- политические — борьба за власть, доминирование, влияние,авторитет;

- конфессиональные — за право исповедовать ту или иную религию;

- социально-экономические — «между трудом и ка­питалом», например между профсоюзами и работодате­лями;

- этнические — за права и интересы этнических общностей.

Принципиальный вопрос понимания специфики ме­жэтнических конфликтов — это вопрос о их связи с са­мим феноменом этничности: является ли связь между ними сущностной, заложенной в этническом многообра­зии человечества, или она сугубо функциональна? Если считать истинным первый подход, то тогда сербов и ал­банцев, ингушей и осетин, арабов и евреев, армян и азер­байджанцев следует признать «несовместимыми». Если исходить из второго, то надо сделать вывод: не этнич-ность составляет суть таких конфликтов, она— форма их проявления. Так, молдаване говорят, что у них нет конфликта с русскими или украинцами, это просовет-


Раздел 9

ский режим сопротивляется в Приднестровье. Чеченские события многие считают не межэтническим конфликтом, а криминальным переделом собственности. Просто в конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, ко­торые существуют между общностями людей, консоли­дированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту.

В реальности мы встречаемся со взаимопроникаю­щими конфликтами, каждый из которых составляет пи­тательную среду для другого. Не случайно даже специа-листы-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело — с этниче­ским в политическом камуфляже или наоборот.

Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают самые разные их классификации. По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, этнические конфлик­ты можно подразделить на:

- социально-экономические, при которых выдвига­ются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равного экономического положения);

- культурно-языковые и конфессиональные, при ко­торых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности;

- политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автоно­мии местных органов власти до полномасштабного кон-федератизма);

- территориальные —на основе требований измене­ния границ, присоединения к другому («родственному» с


Народы мира в зеркале геополитики

культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства.

Кроме целевого подхода природу межэтнических конфликтов можно рассматривать с точки зрения струк­турных изменений в обществе как основы противоречий, приводящих к конфликтам. Этносоциологи считают, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией на­родов. Эти процессы привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастала конкуренция между ти­тульными и другими этносами. Иллюстрацией может служить позиция русских в союзных республиках, у ти­тульных этносов которых к концу 70-х годов не только сформировалась полиструктурная интеллигенция (т. е. помимо административной и занятой в сфере просвеще­ния, как было в основном в 30-60-х годах, появилась еще и научная, художественно-творческая, а у некоторых на­циональностей и производственная), но и сложились но­вые ценностные представления, в том числе о самодоста­точности и важности большей самостоятельности. Такие представления и ценности не совпадали с теми, которые были у русских в этих республиках. Большинство из них приехали туда с установкой помогать местному населе­нию (у многих помогали их родители), а следовательно они и ощущали себя по статусу выше титульных этносов.

Этот подход акцентирует внимание на том, что на определенном историческом отрезке времени происходят изменения в потенциале этнических групп, претендую­щих на привилегированные, престижные места, в том числе во власти; изменяются и ценностные представле­ния групп. Подобная ситуация сложилась ранее (к 70-м годам) в Европе, когда менялась диспозиция в положе­нии валлонов и фламандцев в Бельгии; в Канаде, когда


Раздел 9

франкоканадцы стали догонять по социальному и эконо­мическому потенциалу англоканадцев. Такая ситуация может сохраняться достаточно долго после заявления претензий на изменение, до тех пор, пока центральная власть сильна. Если же она теряет легитимность, как это было в СССР в конце 80-х— начале 90-х годов, то появ­ляется шанс не только высказать претензии, но и реали­зовать их. Дальнейшее развитие событий— эскалация или свертывание конфликта— во многом зависит от со­стояния центральной власти.

Как результат политического насилия следует рас­сматривать социальное и экономическое неравенство, конкуренцию на рынке труда, земли и жилья, которые зачастую перерастают в межэтнические конфликты. Та­кова природа ферганских (1988 г.), душанбинских (1990 г.), ошских (1991 г.) и других подобных событий. При этом чаще всего этническая общность, «подверг­шаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения»

[2].

В СССР переход к демократизации, сопровождав­шийся борьбой старых и новых политических элит, при­вел к тому, что эта борьба в полиэтническом обществе «приобрела этнополитическую окраску». Обострение этнополитических конфликтов вызывали неумелые, не­последовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить де-зинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.). Некоторые конфликты рассматриваются уже как следст­вие распада Союза ССР, когда в отделившихся респуб­ликах в борьбу «за свою долю политического и террито­риального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие получить автономию (Абхазия и Южная Осе-


Народы мира в зеркале геополитики

тия в Грузии, Приднестровье и Гагаузия в Молдове, Ка­рабах в Азербайджане).

При этом нередки случаи ложного этнического кон­фликта, когда реальный конфликт интересов между группами отсутствует, но они имеют самые тяжкие по­следствия. Так, например, ученые не смогли объяснить, почему летом 1988 г. погромам подверглись именно тур-ки-месхетинцы, а не иные этнические меньшинства, на­селявшие Ферганскую долину.

9.2. Детерминанты этнических конфликтов

В психологии считается, что причины этнических конфликтов должны рассматриваться в рамках более общих теорий. При этом следует отметить, что почти все психологические концепции явно или неявно учитывают социальные причины межгрупповых конфликтов и при­чины социальной конкуренции и враждебности, прояв­ляющиеся в действиях или представлениях. В англий­ском языке есть даже разные слова для двух видов при­чин: «reason» (то, во имя чего происходит конфликтное действие, цель действия) и «cause» (то, что приводит к враждебным действиям или межгрупповой конкурен­ции). Как правило, психологи не сомневаются в наличии reasons во всех или в большинстве межгрупповых кон­фликтов, но, даже подразумевая, что это конфликты ин­тересов, несовместимых целей в борьбе за какие-либо ограниченные ресурсы, оставляют их изучение предста­вителям других наук. А сами в качестве causes предлага­ют те или иные психологические характеристики [27].


Раздел 9

Автор одной из первых социально-психологических концепций В. Макдугалл (1871-1938) приписал проявле­ние коллективной борьбы «инстинкту драчливости». По­добный подход называют гидравлической моделью, так как агрессивность, по мысли Макдугалла, не является реакцией на раздражение, а в организме человека при­сутствует некий импульс, обусловленный его природой.

Гидравлическая модель психики лежит в основе идеи 3. Фрейда (1856-1939) о причинах войн в человече­ской истории. Фрейд считал, что враждебность между группами неизбежна, так как конфликт интересов между людьми в принципе разрешается только посредством на­силия. Человек обладает деструктивным влечением, ко­торое первоначально направлено внутрь (влечение к смерти), но затем направляется на внешний мир, следо­вательно, благотворно для человека. Враждебность бла­готворна и для вовлеченных в нее групп, так как способ­ствует стабильности, установлению чувства общности у их членов. Враждебность к какой-либо группе является и способом объединения нескольких других: во время войн создаются более обширные объединения племен или го­сударств, в пределах которых на противоборство налага­ется запрет, что происходило, например, в период борь­бы греческих государств против варваров. Именно бла­готворность враждебности для человека, группы и даже объединений групп, по мнению Фрейда, приводит к не­избежности насилия.

Главный тезис творца третьей гидравлической моде­ли— австрийского этолога К. Лоренца (1903-1989)— состоит в том, что агрессивное поведение людей, прояв­ляющееся в войнах, преступлениях и т.п., является след­ствием биологически заданной агрессивности. Но если у хищников агрессия служит сохранению вида, то для че-


Народы мира в зеркале геополитики

ловека характерна внутривидовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы. Представители традиционных культур, как пра­вило, соблюдают заповедь «не убий» внутри общности, даже воинственные североамериканские индейцыютаналагали табу на убийство соплеменников.

Опираясь на идеи 3. Фрейда, Т. Адорно (1903-1969) объясняет отношения к чужим группам особенностями процесса социализации ребенка в раннем детстве, в част­ности амбивалентностью эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в семье, где царят фор­мальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид се­бя не идентифицирует, т.е. на внешние группы.

В дальнейшем был описан антропологический тип, названный авторитарным^ среди черт которого кроме неприятия чужих групп были выделены и другие харак­теристики: слепое следование авторитетам, механиче­ское подчинение общепринятым ценностям, стереотип­ность мышления, агрессивность, цинизм, подвержен­ность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отно­шение ко всему человеческому. Для него характерна об­щая тенденция неприятия всех чужих групп и завышения оценки собственной группы.

Социологи, политологи и этнологи, стремясь выде­лить конфликт из других близких феноменов, часто рас­сматривают его исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых ин­тересов. При таком понимании конфликта он представ­ляет собой стадию крайнего обострения противоречий, проявляющуюся в конфликтном поведении, и имеет точ­ную дату начала противоборства. В этом случае проти­воречие между группами, несовместимыми целями в


Раздел 9

борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж) оказывается лишь одной из стадий конфлик­та— той стадией, которую обычно называют объектив­ной конфликтной ситуацией. Собственно говоря, на Зем­ле почти повсюду существуют противоречия между эт­ническими общностями

При социологическом подходе к объяснению причин конфликтов анализируется взаимосвязь социальной стра­тификации общества с этнической принадлежностью на­селения. При политологическом подходе одной из самых распространенных является трактовка роли элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эс­калации ее до уровня открытого кон4)ликта.

Чаще всего напряженность существует между доми­нантной этнической общностью и этническим меньшин­ством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлею­щей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, основанной на оценочном срав­нении своей и чужой групп в пользу собственной. В ходе конфликта возрастает значение двух важных условий социальной конкуренции:

1. Члены своего этноса воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Ак­цент на внутригрупповом сходстве приводит к деинди-видуализации, выражающейся в чувстве собственной анонимности и недифференцированном отношении к отдельным представителям чужой группы. А деиндиви-дуализация облегчает осуществление агрессивных дей­ствий по отношению к «врагам». Так, при исследовании традиционных культур было обнаружено, что чем боль­ше сходных элементов оформления внешности (одежда,


Народы мира в зеркале геополитики

прическа, раскраска лица и тела), способствующих деин-дивидуализации, у членов племени, тем болееоно агрес­сивно. Форма как элемент, увеличивающий деиндиви-дуализацию, безусловно, облегчает проявления агрес­сивности и во враждующих армиях.

2. Члены других этносов воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом де­ле. Часто культурные и даже языковые границы между этническими общностями неопределенны и трудно уло­вимы. Но в конфликтной ситуации субъективно они вос­принимаются как яркие и четкие. Показательный пример этой тенденции — подчеркивание и преувеличение раз­личий между народами тутси и хуту в Руанде, что спо­собствует многолетней трагедии руандийского народа— резне и чисткам по этническому признаку, унесшими миллионы жизней как хуту, так и тутси. А задолго до начала конфликтного взаимодействия между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средст­вах массовой коммуникации обеих республик стал пла­номерно формироваться образ врага как географически близкого, но культурно далекого народа.

Итак, в ходе этнических конфликтовмежгрупповая дифференциация протекает в форме противопоставле­ния своей и чужой групп: большинство противопостав­ляется меньшинству, христиане — мусульманам, корен­ное население— чужакам. Единство в негативных оцен­ках чужой группы не только выполняет полезную для общности функцию, но и часто является необходимым условием для победы в конфликте.

Социальные противоречия хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовмести-


 

Раздел 9

мость своих интересов и имеют соответствующую моти­вацию поведения.При этом важное значение приобрета­ет стадия осознания и эмоционального вызревания кон­фликта. Например, пережитые «исторические несправед­ливости» вызывают желание восстановить справедли­вость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Так было во Франции после поражения в вой­не с Германией 1870 г. и потери Эльзас-Лотарингии.

С психологической точки зрения конфликт не только не начинается с началом конфликтных действий, но и не заканчивается с их окончанием. После завершения пря­мого противодействия — на этапе «зализывания ран» — конфликт может сохраняться в форме социальной конку­ренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. Так, даже в середине 90-х годов 24% русских респонден­тов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы — исконные враги русского народа.

Поиск «козлов отпущения» в ходе этнических кон­фликтов осуществляется с помощью механизмасоци­альной каузальной атрибуции. В мировой истории мы встречаемся с бесчисленным количеством примеров аг­рессивного поведения, прямо направленного на членов чужой группы, которые воспринимаются ответственны­ми за негативные события — эпидемии, голод и другие несчастья. Например, в средневековой Европе убийства евреев объяснялись их злодействами в распространении эпидемии чумы. Следовательно, с помощью атрибуций группы большинства оправдывают совершаемые или планируемые действия против «чужаков».


Народы мира в зеркале геополитики

То же самое наблюдается на индивидуальном уров­не: когда люди сталкиваются с социально нежелатель­ным или опасным положением дел, для них характерна тенденция воспринимать несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то, ответственного за них. Во многих документально подтвержденных исторических случаях эти «кто-то», т. е. вредители или враги мораль­ных устоев и политического порядка, обнаруживались. Социальное знание общества обеспечивало большой вы­бор «козлов отпущения» — преступников, злодеев, тем­ных личностей и т.п.

Вариантом социальной каузальной атрибуции вы­ступаетатрибуция заговора. На основе атрибуций заго­вора строится все многообразие концепций заговора. Они встречаются и в так называемых примитивных и в цивилизованных обществах, различаются степенью «наукообразности», могут затрагивать все сферы обще­ственной жизни, описывать заговорщицкую деятель­ность в местном и вселенском масштабе. Но можно вы­делить и общие для всех концепций заговора черты. Обычно они возникают в ситуации экономического, со­циального, политического кризиса или бедствий типа эпидемии. Подчеркивается групповой характер загово­ра— вредителями объявляются группы меньшинств (ре­ального — масоны, правдоподобного — агенты зару­бежных разведок, фантастического — ведьмы). Очень часто в качестве «заговорщиков» выступают группы эт­нических меньшинств.

В объяснительных моделях природы межэтнических конфликтов особое место занимают поведенческие кон­цепции. Они не отрицают значения социально-структурных факторов, но акцентируют внимание на со­циально-психологических механизмах, стимулирующих


Раздел 9

конфликт. В рамках этих концепций широко известна теория фрустрации — агрессии (фрустрация — это со­стояние опасности от нанесенного группе ущерба, стресс, ощущаемый как препятствие в осуществлении цели, ко­торые, согласно данной теории, ведут к агрессии).

Социологи и психологи, изучая реальные социально-культурные и политические ситуации, насытили эту тео­рию конкретным содержанием, выделив в межэтниче­ских конфликтах феноменотносительной депривации.При этом не просто подчеркивается опасность деприва­ции в связи с ухудшением условий жизни группы, но и сама она рассматривается как разрыв между ценностями-ожиданиями людей и их возможностями.

Таким образом, под этническим конфликтом в ши­роком смысле слова следует понимать любую конкурен­цию между этносами (или этническими группами) — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции сог^иальной — во всех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противо­стоящая сторона определяется с точки зрения этниче­ской принадлежности ее членов [28].

9.3. Модальность этнических конфликтов

Часто на бытовом уровне, да и в профессиональной среде, можно слышать: вот если бы у нас не было эконо­мических трудностей и «все жили бы хорошо», то ника­ких этнических конфликтов не было бы. Но и в Канаде, и в Бельгии, и во Франции, и в Ольстере люди живут не­плохо, а межэтническая напряженность есть. В перечис-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.