Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раскол как проявление социального протеста



 

Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое сидение1668-1676.

После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи отказались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был на­значен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться при­знания новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппо­зицию, он поспешно вернулся в Москву.

После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сер­гий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и пере­бить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в монастырь был направ­лен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не покорились и на этот раз — Иосифа на архимандритское место не возвели, и книг не приняли. Царю были от­правлены две челобитные: «Соловецкая челобитная», изобличавшая ереси новой веры, и вторая, с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное вой­ско (около тысячи человек) с предписанием взять монастырь блокадой.

К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Ра­зина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную соци­альную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бель­цами», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогали осажденным.

В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрель­цам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из его защитников перебиты (из 500 человек в живых осталось 60).

 

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

Особенности культуры XVII в.

 

XVII в. завершает период средневековья, примерно со II половины века начи­нается развитие Новой культуры, отмеченной все большим обмирщением, утверждением светского начала, определенным сближением с Западной Европой.

Большое влияние на развитие культуры XVII в. оказали события обще­ственно-политической жизни (Смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике).

Просвещение.

Важным показателем и одновременно условием развития культуры являет­ся просвещение. Грамотность распространялась' преимущественно в городах и среди мужского населения (24% посадского населения), Это было связано с оживлением торгово-промышленной жизни, усложнением системы государст­венного аппарата (в Москве 1600 дьяков служили в приказах). В XVII в. суще­ствовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: Букварь В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), «Грамматика» М, Смотрицкого 1648 г., «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 г. Но в основном обучение грамоте происходило по Псалтырю и другим религиозным текстам.

Потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Исполь­зовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учителя. В 1649 г. открылась школа Ф. Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском мона­стыре. Здесь преподавались греческий, латинский языки, философия, ритори­ка. В 1640-е гг. была также открыта школа Епифания Славинецкого в Чудо-вом монастыре, в 1665 г. — школа Семиона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (Семион Полоцкий — выходец из Белоруссии, обученный русской грамматике, латыни). В 1681 г. по инициативе патриарха открыта Типограф­ская школа, которую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил.

В 1682 г. в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды. В 1686 г. было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, в котором открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. Целью Академии была подго­товка грамотного духовенства и приказной администрации. В ней препода­вались и духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика, философия и> богословие, славянский, греческий, польский и латинский языки. Однако, после ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь, академия постепенно пришла в упадок.

Наука.

В науке шло дальнейшее накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического ос­мысления, системы.

Большое распространение получили переводные компилятивные трактаты на различные темы, однако переводчики нередко пренебрегали теоретической частью, обращая внимание лишь на практические рекомендации и, кроме того, механически сводили сведения, почерпнутые из различных источников, допол­няя их вполне оригинальным авторским текстом. Из сочинений такого рода можно назвать «Книгу сошного письма», содержащую сведения по геометрии, применению геометрических знаний при измерении земельных площадей и , т.д., «Устав ратных, пушечных и др. дел, касающихся до воинской науки» Они-сима Михайлова (1621 г.). Широкое распространение получили различные «Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Бенедиктова (фармакология), «О строении тела человеческого» — перевод Епифания Славинецкого.

XVII век — век великих географических открытий. В 1675-1678 г. совер­шил научную экспедицию в Китай О.Н.Спафарий. По материалам экспеди­ции было составлено «Описание первыя части Вселенный, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре». В 1692-1695 г. голландец Исбрант Идее совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и Петра Алек­сеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

Продолжалось исследование Сибири: в 1632 г. казаки добрались до Лены и основали там город Якутск. Елисей Буза спустился по Лене до устья, от­крыл Яну и Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639) и об­следовал его побережье между р. Удою и Тацем. В 1643 г. Колесников дошел до Байкала. В том же году Поярков открыл Амур, поднялся по Алдану (при­ток Лены) и спустился по Зее в Амур. В следующем году он спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Бассейн Амура был исследо­ван в 1650-1651 гг. Хабаровым. В 1654 г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. В 1644 г. Стадухин дошел до р. Колымы. В 1647-1648 гг. Дежнев совершил плавание вокруг восточной оконечности Азии; открыл р. Анадырь.

Проводились исследования и в Центральной Азии. В 1690 г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

В ходе географических открытий делаются попытки составления карт. Первая карта Московского государства была составлена еще на рубеже XVI-XVII вв. (по одним сведениям — при Иване Грозном, по другим — при Борисе Годунове). В 1640 г. составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 — «Чертеж Сибирской земли».

Определенный интерес появляется в XVII в. к изучению истории. Суще­ствуют многочисленные списки различных исторических сочинений — Ска­зания о ранней славянской истории, повести о начале Москвы, «Повесть об Азовском осадном сидении» и др. Первое печатное историческое произведе­ние, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века, — «Синопсис» Иннокентия Гизеля — появилось в 1678 г.

Литература и общественная мысль.

 

Происходят большие изменения в литературе: появляются новые жанры, видоизменяются старые. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Последние летописи — «Новый летописец», Сибирские летописи (или Есиповские по имени дьяка Сибирского архиепископа). В них нет погодной сетки изложения, централь­ная фигура Сибирских летописей — Ермак Тимофеевич.

Сквозной темой значительного количества литературных произведений стало осмысление событий смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называемые «Псковские летопи­си»); обоснование принципов абсолютизма (Юрий Крижанич «Думы политич­ны», «Политка», Симеон Полоцкий).; проблемы, связанные с экономической жизнью страны (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын, А. Ордин-Нащекин и др.). К этому времени относится выдвижение идеи самодержавия для блага подданных (Ю. Крижанич). Те же мысли, что и Ю. Крижанич, высказывал С. Полоцкий. Кроме того, он отрицал принцип знатности и родовитости, цен­ность человека видел,не в его происхождении, а в моральных качествах, знани­ях и т.д. Рисовал идеальный образ монарха (причем «просвещенного») в своих поучениях, адресованных царю. Заложил основы учения о «просвещенном аб­солютизме». Рядом авторов (Ю. Крижанич, Б. Морозов, В. Голицын) делается вывод о важности развития торговли и промышленности для усиления государ­ства, предлагаются проекты преобразований экономики. Один из сторонников экономических преобразований — А. Ордин-Нащокин — автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Он стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передаче части админи­стративных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений.

Происходит сближение фольклора и письменности: появляются первые записи произведений устного народного творчества; литературный язык Становится ближе к живому народному языку, очищается от церковной лек­сики. Для литературы XVII в. характерен переход от исторических литера­турных героев к вымышленным, создание обобщенных литературных обра­зов. Появляются новые жанры:

демократическая сатира («О куре и лисице», «Служба кабаку», «Каля-зинская челобитная» и др.);

жития постепенно превращаются в биографическую повесть («Повесть о Улиании Осорьиной», автор которой — сын Ульяны, муромский дворя­нин Дружина Осорьин);

автобиографическая повесть («Житие» протопопа Аввакума, осве­щающее события церковного раскола середины XVII в.);

бытовая повесть («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии»). В бытовой повести центральной становится тема столкнове­ния двух мировоззрений: старшего поколения, стоящего за традиционную семейную, общественную мораль, и молодого поколения, стремящегося к независимости, склонного к инициативе и личной активности. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является «Повесть о Фроле Скобееве», в которой отсутствует религиозная дидактика.

 

Широкое распространение получила переводная художественная лите­ратура: «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Василии Златовласом», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей...».

В XVII в появляется силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге по­следнего слова). Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха был Си­меон Полоцкий (Два сборника: «Рифмологион», «Вертоград многоцветный»). Продолжатели, ученики Полоцкого — Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

 

Архитектура.

 

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа:

1) первая треть XVII в. Общий характер архитектуры этого периода мало от­личается от архитектуры XVI в. Продолжается строительство шатровых храмов. В 20-х годах проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Из новых архитектурных тенденций можно отметить появление неболь­ших по объему бесстолпных каменных храмов. Но внешняя отделка этих храмов напоминает традиционные крестово-куполные постройки. Постройки этого периода: Церковь Покрова в Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церквям Го-дуновского времени; Дивная церковь в Угличе (1628), церковь в Медведкове (1634-1635), первое светское здание на территории Кремля Теремной дворец (1635-1636), достраивается Спасская башня Кремля. Из архитекторов, работав­ших над реставрацией и достройкой Кремля можно отметить Бажена Огурцова, Антипа Константинова, Трефила Шарутина и Лариона Ушакова.

2) 40-80-е гг. XVII в. Начинается формирование Московского стиля или узорочья. Это типичный стиль XVII в., для которого характерны живопис­ная асимметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, которая уже не отражает конструкцию, обилие декора, полихромность, от­каз от вертикализма, характерного для шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях; колокольня с шатром становится композиционной осью постройки). В последних постройках шатрового стиля появляется два или даже три шатра одинаковых по высоте. Типичным для Московского стиля становятся боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, набор­ные кирпичные наличники окон, использование поливных изразцов для де­кора, в том числе, и фасада и т.д. Постройки этого периода: Церковь Рожде­ства Богородицы в Путинках (1649-1652), Троицы в Никитниках (1631-1634), Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685).

Характерной особенностью этого этапа является строительство посад­ских храмов на средства купцов и жителей посада. Разбогатевшие купцы увековечили свои имена постройкой храмов: Ильи Пророка (купец Скри­пни), Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове.

3) конец XVII в. Происходит отход от старых приемов, утверждение зодчества Нового времени, победа светского начала. Постройки этого периода: Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митрополичьего подворья (архитектор Старцев, Ковлев).

 

Появляется новый стиль — «Московское» или «Нарышкинское» барокко (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарыш­киных). Основные черты этого стиля — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были известны ранее, но в этом стиле сло­жились в определенную систему, вполне самобытную, однако, учитывая при­менение определенных характерных ордерных деталей, близких европейскому барокко, стиль получил название «Нарышкинского барокко». Типичные образ­цы — церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове (1690-1694), Троицы в Уборах (1693-1697, архитектор Яков Бухвостов).

Примеры гражданской архитектуры: палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова.

Появляются также общественные здания: Печатный двор (1679), Мо­нетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретен­ские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М.Чоглоков 1692-1701).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.