По мнению большинства историков, в XVII в. начинается эволюция политического строя России в сторону абсолютизма, хотя институты, характерные для сословно-представительной монархии еще сохраняются.
Самодержавная власть царя оформлена Уложением 1649 г. Изменился титул. После воссоединения Украины с, Россией он стал звучать так: «Бо-жией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец».
Отдельные главы в Уложении предусматривали наказание за преступления, наносящие оскорбление или ущерб царской власти.
В первые десятилетия XVII в. Земские соборы заседали почти непрерывно. Одной из прерогатив Земского собора было «избрание» кандидатуры на престол. Кроме того, новые законы и новые налоги также должны были утверждаться Собором. Затем Соборы стали созываться реже, в основном в связи с внешнеполитическими событиями. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией был, фактически, последним (указ о созыве Земского собора для обсуждения условий Вечного мира с Речью Посполитой опубликован 18 декабря 1683 г., но, в связи с продолжением военных действий, собор проведен не был). Вместо Земских соборов начинают собираться односословные комиссии. Таким образом, сужаются и круг вопросов, подлежащих обсуждению на Соборе и сословное представительство в нем.
В Боярской думе усиливается представительство дворянства и думных дьяков; увеличивается численный состав (в 1700 г. в нее входило 94 человека). Алексей Михайлович создает при Думе Государеву комнату, а Федор Алексеевич — Расправную палату (эти учреждения, состоявшие из более узкого круга лиц, обсуждали вопросы, до вынесения их на заседания Боярской думы).
XVII в. — время расцвета приказной системы. . Приказ Тайных дел осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов и находился в непосредственном ведении царя, не подчиняясь Боярской думе.
Счетный приказ (1650) контролировал финансовую систему. Оба приказа прекратили свое существование после смерти Алексея Михайловича.
Начиная с 1613 г. власть в уездах сосредоточивается постепенно в руках назначаемых воевод, вместо выборных земских старост, но при этом контроль за деятельностью воевод был очень слабым.
Говоря о сущности Абсолютизма, необходимо отметить следующее: Абсолютная монархия — форма государства, характерная для позднего средневековья и начала буржуазного развития. Власть монарха в таком государстве ничем не ограничена и в значительной степени самостоятельна по отношению к обществу, в том числе и к верхам. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивается в руках монарха; монарх получает право распоряжаться налоговой системой и государственными финансами; местное и центральное управление унифицированы и максимально регламентированы; имеется постоянная армия и флот, поскольку внешняя политика абсолютизма весьма агрессивна. Оформление российского абсолютизма связано с политикой меркантилизма и протекционизма в экономике и торговле.
Особенностью русского абсолютизма является то, что формируется он на базе развития и укрепления феодально-крепостнических отношений.
Первые предпосылки абсолютизма появились еще во второй половине XVI в., во времена Ивана Грозного. Социально-экономический и династический кризис конца XVI — начала XVII вв. замедлили становление абсолютизма. С середины XVII в. начинается формирование элементов абсолютизма. Процесс это длительный и завершен он будет уже в XVIII в.