Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Органы власти, центральное и местное управление



 

По мнению большинства историков, в XVII в. начинается эволюция по­литического строя России в сторону абсолютизма, хотя институты, харак­терные для сословно-представительной монархии еще сохраняются.

Самодержавная власть царя оформлена Уложением 1649 г. Изменился титул. После воссоединения Украины с, Россией он стал звучать так: «Бо-жией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Ма­лые и Белые Руси самодержец».

Отдельные главы в Уложении предусматривали наказание за преступле­ния, наносящие оскорбление или ущерб царской власти.

В первые десятилетия XVII в. Земские соборы заседали почти непрерывно. Одной из прерогатив Земского собора было «избрание» кандидатуры на пре­стол. Кроме того, новые законы и новые налоги также должны были утвер­ждаться Собором. Затем Соборы стали созываться реже, в основном в связи с внешнеполитическими событиями. Земский собор 1653 г., принявший поста­новление о воссоединении Украины с Россией был, фактически, последним (указ о созыве Земского собора для обсуждения условий Вечного мира с Речью Посполитой опубликован 18 декабря 1683 г., но, в связи с продолжением воен­ных действий, собор проведен не был). Вместо Земских соборов начинают со­бираться односословные комиссии. Таким образом, сужаются и круг вопросов, подлежащих обсуждению на Соборе и сословное представительство в нем.

В Боярской думе усиливается представительство дворянства и думных дья­ков; увеличивается численный состав (в 1700 г. в нее входило 94 человека). Алексей Михайлович создает при Думе Государеву комнату, а Федор Алексее­вич — Расправную палату (эти учреждения, состоявшие из более узкого круга лиц, обсуждали вопросы, до вынесения их на заседания Боярской думы).

XVII в. — время расцвета приказной системы. . Приказ Тайных дел осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов и находился в непосредственном ведении царя, не подчиняясь Бояр­ской думе.

 

Счетный приказ (1650) контролировал финансовую систему. Оба приказа прекратили свое существование после смерти Алексея Ми­хайловича.

Начиная с 1613 г. власть в уездах сосредоточивается постепенно в руках назначаемых воевод, вместо выборных земских старост, но при этом кон­троль за деятельностью воевод был очень слабым.

Говоря о сущности Абсолютизма, необходимо отметить следующее: Абсо­лютная монархия — форма государства, характерная для позднего средневе­ковья и начала буржуазного развития. Власть монарха в таком государстве ни­чем не ограничена и в значительной степени самостоятельна по отношению к обществу, в том числе и к верхам. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивается в руках монарха; монарх получает право распоря­жаться налоговой системой и государственными финансами; местное и цен­тральное управление унифицированы и максимально регламентированы; име­ется постоянная армия и флот, поскольку внешняя политика абсолютизма весьма агрессивна. Оформление российского абсолютизма связано с политикой меркантилизма и протекционизма в экономике и торговле.

Особенностью русского абсолютизма является то, что формируется он на базе развития и укрепления феодально-крепостнических отношений.

Первые предпосылки абсолютизма появились еще во второй половине XVI в., во времена Ивана Грозного. Социально-экономический и династи­ческий кризис конца XVI — начала XVII вв. замедлили становление абсо­лютизма. С середины XVII в. начинается формирование элементов абсолю­тизма. Процесс это длительный и завершен он будет уже в XVIII в.

 

 

НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.