Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воинские повести. Жития. Хождения. Публицистика



 

Драматические события XV-XVI вв. стимулировали развитие литерату­ры. Появляются новые жанры, изменяются уже существовавшие.

Летописание — после монголо-татарского нашествия приходит посте­пенно в упадок. Летописи XIV в. носят зачастую локальный характер. Мос­ковское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение об­щерусского летописания приходится на конец XIV — начало XV вв.: в 1408 г. составлен Первый общерусский свод; в Москве в начале XV в. составлена Троицкая летопись, погибшая в Москве во время пожара 1812 года.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при уча­стии митрополита Фотия, главная идея — союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.

В 1480 г. составлен Московский свод. Все своды начинались с «Повести временных лет». Общерусский характер носил и Новгородско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в.

 

В XVI веке официальный характер летописания усиливается. Включав­шиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются опре­деленной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра, иногда нарушается погодность изложения; летописи не претендуют на описание истории от начала до конца, а уделяют внимание отдельным сюжетам, например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного.

Самым официальным историческим произведением XVI в. была «Сте­пенная книга царского родословия». Это систематическое изложение рус­ской истории в виде жизнеописаний Великих князей от Владимира до Ива­на Грозного (прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей, деяния митрополитов).

Разработке официальной теории великокняжеской власти посвящено «Сказание о князьях Владимирских» (в основе две легенды, положенные в основу «Сказания»: московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа; Владимир Мономах получил регалии от ви­зантийского императора Константина Мономаха) доказывали права Мос­ковских Великих князей на все наследие Киевской Руси и на самодержав­ную форму правления.

Хронографы (сборники нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории). Первый русский хронограф 1442 года составлен сер­бом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г.

Жанр воинской повести. В основе произведений этого жанра лежали кон­кретно-исторические события и факты, персонажи (реальные исторические лица). Воинские повести — светские произведения, близкие к устному твор­честву, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идео­логии («Повесть о разорении Рязани Батыем», памятник тверской литературы «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде». Куликовский цикл: «Задонщина», автор Софоний Рязанец; «О битве на реке Калке», «Сказание о Мамаевом побоище», «О Московском взятии от царя Тохтамыша»).

Житийная литература также несколько политизировалась. Церковная проповедь сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Составлены «Житие митрополита Петра», житие Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Церковные писатели — Епифаний Премудрый, ми­трополит Киприан.

Хождения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (путевой днев­ник тверского купца Афанасия Никитина, посвященный его путешествию в Персию, Индию, и другие страны Востока в 1466-1472 гг.), «Хожения» нов­городца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Большое значение имело предпринятое по инициативе и под руково­дством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Цель: собрать воедино «все книги четьи, яже в Русской земле обретаются». В результате был

 

создан грандиозный свод оригинальных и переводных литера­турных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их со­став был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

В публицистике XIV-XVI вв. выделяются несколько основных направлений. Вопросам становления государственности, полномочиям и образу царя, образу централизованного государства как такового были посвящены сочинения псковско­го старца Филофея (Москва — Третий Рим), Максима Грека, Ивана Посошкова, Андрея Курбского, самого Ивана Грозного. Другое существенное направление — религиозные и еретические учения. Сохранилось значительное количество сочи­нений, как ортодоксальных авторов, так и еретиков.

Русская церковь в конце XVначале XVI вв.

 

Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви — были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв.

В 1439-1441 г. митрополит Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церк­вями и, соответственно, признал верховную власть папы Римского. В 1441 г. Василий II приказал арестовать митрополита. В 1448 г. в Москве без санкции патриарха Константинопольского митрополитом был избран епи­скоп рязанский Иона. А вскоре после падения Константинополя под удара­ми османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси (около 1480 г. в архиерейскую присягу было даже включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епи-скопии); русская церковь стала автокефальной.

В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: Московскую и Ки­евскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Ук­раины с Россией.

В 1510-1511 гг. монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей об­ратился с посланиями к Василию III, в которых развивал идею о Москве — «третьем Риме», мировом центре истинного православия.

В конце XIV — нач. XV в. во Пскове, Твери и Новгороде распространи­лась ересь стригольников[18]. Еретики выступали против высшего духовенства, ссылаясь на текст священного писания, в котором апостол Павел повелел «учить» и простому человеку, отрицали некоторые другие церковные каноны.

Конец XV вв. — время распространения в Новгороде ереси «жидовст-вующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом; другое название этой ереси — схариизм -— по имени основателя — выходца из Литвы, ученого еврея Схария). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Кроме того, еретики отрицали догматы о Троице, о Божестве Иисуса Христа и ис­куплении и т.д. Первыми последователями Схарии стали священники Дио­нисий и Алексей, протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. В 1480 г. Новгород посетил великий князь. Дионисий и Алексей ему так по­нравились, что он взял их с собой в Москву. В Москве ересь приобрела себе покровителей в лице невестки великого князя Елены Волошанки, дьяка Фе­дора Курицына с братом Иваном Волковым. Однако, в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.

В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.

Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский)[19], считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сто­ронники Сорского получили название «нестяжателей»).

Нестяжателям противостояли Осифляне (иосифляне) — сторонники игу­мена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа[20], который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.

В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III (склонного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Нестяжа­тели потерпели поражение, а в декабре 1504 г. были осуждены и казнены.

После 1508 г. Иосиф Волоцкий, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Васи­лия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжате­лей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привиле­гий. В 20-е годы митрополит-нестяжатель Варлаам был смещен и его место занял иосифлянин Даниил.

Следующая попытка ограничения церковного землевладения была сде­лана при Елене Глинской (сужение податного и судебного иммунитета церкви, контроль над ростом монастырского землевладения), однако суще­ственным успехом эта попытка не увенчалась.

В 1551 г. по инициативе царя и патриарха состоялся Церковный собор, получивший название Стоглавого (т.к. его постановления состояли из ста глав). Собор не только регламентировал церковную службу, состав святых, но и запретил церкви ростовщичество в любой форме и несколько ограни­чил церковное землевладение.

В 1589 г. при деятельном участии Бориса Годунова учреждено патриар­шество. Избран патриарх — Иов[21]. Ему подчинялись четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий и шесть архиепископов. Было составлено «Уложение о патриаршестве». Право поставления москов­ских патриархов было предоставлено собору епископов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.