Что касается живописи, то в этот период она представлена достаточно широко — в мозаиках, фресках и иконах. Известны также имена русских иконописцев XI в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.).
Мозаики — картины, составлявшиеся из кусочков естественного цветного камня или разноцветного стекла, вдавливавшихся в штукатурку. Наиболее известны мозаики Софийского и Михайловского (Дмитриевского) соборов. К сожалению, и те и другие сохранились не полностью. В Софии Киевской уцелели погрудное изображение Христа Вседержителя, одна фигура архангела и фигура апостола Павла. Из мозаик Михайловского собора — изображение Дмитрия Солунского (Государственная Третьяковская галерея).
Фрески — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку, отличавшиеся, как правило, монументальностью формы. Сохранилась часть фресок Софии Киевской, в том числе и образцы светской живописи: сцены охоты, цирковых состязаний, изображения ряженых, скоморохов, музыкантов и т.д. Фрески раннего периода пытаются передать портретное сходство, и преодолеть неподвижность изображения. Фресковые изображения XII века отличает значительно большая условность и отвлеченность образов. Лучше всего сохранились фрески конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире. Новгородская фресковая живопись сохранилась значительно хуже — в новгородской ' Софии сохранились фрагменты фигур пророков, расположенные в простенках между окнами центрального купола, а также несколько фрагментов росписей притворов, в том числе — изображение византийского императора Константина и его матери Елены. Из более поздних образцов фресковой живописи сохранились росписи собора Николы на Дворище и соборов Антониева и Юрьева монастырей.
Иконы XI-XIII в. частью вывозились из Византии (например, «Владимирская богоматерь» (Государственная Третьяковская галерея), частью выполнялись в Киеве и других городах, под руководством византийских мастеров или в подражание их образцам.
Еще один вид живописного искусства миниатюра. Наиболее известны миниатюры Остромирова Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира и Мстиславова Евангелия (ок. 1117), исполненного переписчиком Алексой для новгородского князя Мстислава.
Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изображений на стенах соборов, и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития. Отдельные скульптурные изображения святых встречаются очень редко.
ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО
ГОСУДАРСТВА
Причины и предпосылки образования централизованного государства.
В конце XIII в. начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость.
Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.
Причинами образования централизованного государства были рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); подъем городов (жители городов были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, препятствовавшей свободе торговли); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.
Кроме того, вотчинники (бояре) были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества.