Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мозаика. Фресковая живопись. Иконопись. Миниатюра



 

Что касается живописи, то в этот период она представлена достаточно широко — в мозаиках, фресках и иконах. Известны также имена русских иконописцев XI в. (Олимпий, Олисей, Георгий и др.).

Мозаики — картины, составлявшиеся из кусочков естественного цветного камня или разноцветного стекла, вдавливавшихся в штукатурку. Наиболее из­вестны мозаики Софийского и Михайловского (Дмитриевского) соборов. К со­жалению, и те и другие сохранились не полностью. В Софии Киевской уцелели погрудное изображение Христа Вседержителя, одна фигура архангела и фигура апостола Павла. Из мозаик Михайловского собора — изображение Дмитрия Солунского (Государственная Третьяковская галерея).

Фрески — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку, отличавшиеся, как правило, монументальностью формы. Сохрани­лась часть фресок Софии Киевской, в том числе и образцы светской живописи: сцены охоты, цирковых состязаний, изображения ряженых, скоморохов, музы­кантов и т.д. Фрески раннего периода пытаются передать портретное сходство, и преодолеть неподвижность изображения. Фресковые изображения XII века отли­чает значительно большая условность и отвлеченность образов. Лучше всего со­хранились фрески конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире. Новго­родская фресковая живопись сохранилась значительно хуже — в новгородской ' Софии сохранились фрагменты фигур пророков, расположенные в простенках между окнами центрального купола, а также несколько фрагментов росписей притворов, в том числе — изображение византийского императора Константина и его матери Елены. Из более поздних образцов фресковой живописи сохранились росписи собора Николы на Дворище и соборов Антониева и Юрьева монастырей.

Иконы XI-XIII в. частью вывозились из Византии (например, «Влади­мирская богоматерь» (Государственная Третьяковская галерея), частью вы­полнялись в Киеве и других городах, под руководством византийских мас­теров или в подражание их образцам.

Еще один вид живописного искусства миниатюра. Наиболее известны ми­ниатюры Остромирова Евангелия (1056-1057), написанного дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира и Мстиславова Евангелия (ок. 1117), исполненного переписчиком Алексой для новгородского князя Мстислава.

Скульптура же существовала в основном в виде барельефных изобра­жений на стенах соборов, и в виде резьбы по дереву. Монументальная скульптура не получила развития. Отдельные скульптурные изображения святых встречаются очень редко.

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА

Причины и предпосылки образования централизованного государства.

 

В конце XIII в. начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объедини­тельного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консер­вации феодальной раздробленности. Политическая централизация значи­тельно опередила начало преодоления экономической разобщенности и бы­ла ускорена борьбой за национальную независимость.

Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.

Причинами образования централизованного государства были рост и разви­тие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общи­ны (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); подъем городов (жители го­родов были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, пре­пятствовавшей свободе торговли); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.

Кроме того, вотчинники (бояре) были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.