Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная и политическая структура нового государства



 

Итак, к I четверти XVI в. процесс создания централизованного государ­ства практически завершен, хотя многие пережитки феодальной раздроб­ленности еще будут сохраняться довольно продолжительное время.

Государство образуется в форме монархии с сильной Великокняжеской властью. Великий князь уже систематически пользовался титулом «госу­дарь» (с 1485 г. Иван III стал именоваться государем всея Руси), а в его вла­сти проявлялись черты самодержца.

Совещательным органом при Великом князе была Боярская дума. В ду­му входило около 24 человек (думные чины — бояре и окольничие). В XVI в. в думных бояр начнут жаловать князей (что на самом деле понижало статус князей и лишало их остатков самостоятельности).

В основе организации государственного управления лежали принципы нераздельности судебной и административной власти. Функциональные ор­ганы управления еще только начали формироваться.

До середины XVI в. сложились и действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна.

Дворец, возглавлявшийся дворским (дворецким) ведал личными земля­ми великого князя. В его подчинении находились «слуги под дворским» (путные бояре), управлявшие «путями» — отдельными отраслями княже­ского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т.д.). Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяж­бы о земельной собственности, судили население некоторых уездов, ведали сбором налогов и т.д. По мере присоединения к Москве новых земель для • управления ими создавались местные «дворцы» (Дмитровский, Нижегород­ский, Новгородский, Рязанский, Тверской, Углицкий).

Другое ведомство — Казна — ведала не только финансовыми делами, но и государственным архивом и государственной печатью. С 1467 г. появляют­ся должности казенного дьяка и подьячих, ведающих делопроизводством.

С увеличением функций государственного управления возникла необ­ходимость в создании специальных учреждений, которые бы руководили военными, иностранными, судебными и прочими делами. Внутри Большого Дворца и Казны начали образовываться особые ведомства — «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г. Некоторые историки полагают, что они воз­никли несколько раньше и к моменту смерти Василия III уже насчитыва­лось около 20 приказов. По мнению других, приказная система начала оформляться только в середине XVI в.

Четкого разграничения функций в государственном аппарате не было. Не было и четкого административно-территориального деления. Страна делилась на

уезды, а те, в свою очередь — на станы и волости. Управляли уездами наместники, станами и волостями — волостели. Должности эти да­вались, как правило, за прежнюю военную службу и строгого порядка в этих назначениях не существовало.

Говоря об устройстве местного управления, историки высказывают практически противоположные точки зрения по целому ряду вопросов. На­пример, одни утверждают, что «кормление» давалось на ограниченное вре­мя, другие — что это пожизненное держание. Одни полагают, что «кормле-ничный доход» (часть собираемых налогов) и «присуд» (судебные пошлины) были вознаграждением за судебно-административную деятель­ность, а другие — что это вознаграждение не за исполнение администра­тивных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках и т.д.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судеб­ник[16], который устанавливал единые нормы налоговой ответственности и порядок ведения следствия и суда. Кроме того, в Судебнике в общих чертах была опреде­лена компетенция отдельных должностных лиц.

Укрепление централизованной власти также способствовало изменению социальной структуры общества.

Если в начале формирования централизованного государства существова­ла сложная система феодального вассалитета, и развивались иммунитетные права феодалов, то постепенно самостоятельность отдельных землевладель­цев сокращается. Великий князь становится не просто главой иерархии — он считается «отца вместо». Сократилось количество удельных князей, сущест­венно урезаются их права. Княжеские земельные владения приближаются к вотчинным. Начинается «обояривание князей»; запрещается «отъезд».

Значительно ограничивается самостоятельность боярства. В XV в. бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягали ему в этом. Он, в свою очередь, имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни.

В XV в. появляется также прослойка «служилых князей», которые пе­решли на службу к Московскому князю (от Литовского). Постепенно коли­чество служилых людей существенно возрастает. Именно они стали той си­лой, на которую опирается центральная власть в борьбе с местным сепаратизмом. Получая

земли на условиях несения службы в пользу вели­кого князя, служилые люди — помещики — больше всех остальных соци­альных групп были заинтересованы в стабильной великокняжеской власти.

Поместное землевладение давалось служилым людям на определенных условиях (административного управления или несения военной службы) на определенный срок. Главным отличием было то, что поместья запрещено было продавать и дарить, они не передавались по наследству и формально принадлежали Великому князю.

Еще одна крупная категория феодалов — церковные. Крупное церковное землевладение привлекает все большее внимание великокняжеской власти, стремящейся найти способ отнять у церкви ее земли. Назревает конфронтация между церковью и государством. Она выражается в поддержке светскими вла­стями «ересей» и активном вмешательстве в борьбу нестяжателей и иосифлян.

Что касается феодальнозависимого населения, то положение различных его категорий постепенно сближается — в XIV в. для всех появился единый термин — «крестьяне».

По степени вовлечения в феодальную зависимость можно разделить крестьян на черносошных (феодалом по отношению к ним, по мнению большинства историков, выступало государство) и частновладельческих: а) проживающих в вотчине князя или боярина или на церковных и монастыр­ских землях; б) принадлежащих лично великому князю.

Статья 57 Судебника 1497 г. ограничивала право перехода крестьянина от одного феодала к другому неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября); за уход крестьянин должен был заплатить «пожилое»: рубль в степных и полтину в лесных местностях (по четверти этой суммы за каждый прожитый год). Часть историков полагает, что «пожилое» было платой за пользование не­движимостью (домом) на земле, принадлежащей феодалу. Другие полагают, что это было своеобразной компенсацией за потерю работника.

Социальная структура городского населения была обусловлена и сущест­вующим способом производства в целом, и специфическим родом занятий горожан. В структуре городов начинают формироваться «белые» слободы, население которых находилось в личной феодальной зависимости от светских или духовных феодалов и не платило городского тягла. Лично свободное на­селение, платившее тягло, проживало на черных землях (черные сотни[17]). Верхушку городского населения составляли купцы и городские феодалы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.