Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ранние сведения о славянской культуре. Язычество



 

Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследо­ваний этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из ино­странных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культу­ры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д.

Религией восточных славян было язычество — обожествление сил приро­ды. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклоня­лись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприноше­ниями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Оче­видно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в сла­вянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обна­ружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне.

 

В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перу­на) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклоне­ние другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой рели­гии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами раз­личных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионе­ра. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример ве­ликой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие.

Христианизация Руси.

 

В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православ­ное христианство[13].

Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византий­ский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь по­давить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Влади­мира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Вла­димир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в креще­нии назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митропо­лит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устро­иться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.

Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Нов­городе потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже по­пытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекрати­лись. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,

 

Троицын день и т.д. имеет связь с более древни­ми языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочи­ваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отра­жений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.