Первые сведения о культуре восточных славян мы получаем из исследований этнографов (собирание фольклора), филологов, археологов, из иностранных письменных источников, в том числе, особенно, византийских. Археологические находки, например, Зарубинецкая и Черняховская культуры дают представления о связи славян с готами, скифами, сарматами, о влиянии на них Римской империи и т.д.
Религией восточных славян было язычество — обожествление сил природы. Оно, очевидно, прошло несколько этапов. Первоначально славяне поклонялись добрым и злым духам, которых следовало задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц (двух богинь плодородия и плодовитости) и затем — вера в верховное божество неба и Вселенной — Рода (вера в него сохранялась до XIV — XV вв.). Постепенно культ Рода оттесняется культом Перуна, который становится богом войны и покровителем князя. Очевидно, формирование языческого пантеона происходило достаточно сложно. Некоторые боги заимствованы от других народов (помимо упоминавшихся уже Хорса и Симаргла, некоторые исследователи видят в вере в русалок влияние греческого культа; а вот варяжский Один не смог, очевидно, утвердиться в славянском пантеоне); некоторые боги имеют по несколько названий, очевидно сложившихся в разных славянских племенах. В 1848 г. в районе Збруча обнаружен идол, дающий представление о славянском языческом пантеоне.
В 983 г. Владимир I попытался упорядочить языческий пантеон. Он выбрал шесть главных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Мокоши и Перуна) и поставил им идолы на холме недалеко от собственного терема. Поклонение другим богам каралось. Однако первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. Ведется поиск новой религии. Согласно летописной версии, Владимир беседовал с миссионерами различных религий и больше всего был поражен рассказами греческого миссионера. По его уходе князь послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания вер на месте. Вернувшись в Киев, они восторженно рассказывали о храме Софии в Константинополе. В пользу православия оказался и пример великой княгини Ольги. Таким образом, выбор пал на православие.
Христианизация Руси.
В результате Владимир, как и его предшественники, избрал православное христианство[13].
Крещению Владимира предшествовали следующие события: Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь подавить восстание малоазийского полководца Варды Фоки, обещая в обмен выдать за Владимира свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, но Анна не захотела выходить замуж за «робичича» (Владимир был сыном ключницы Ольги Малуши). В ответ Владимир I захватил Корсунь (Херсонес — центр византийских владений в Крыму). Только после этого он получил жену и принял крещение (в крещении назван Василием). Вместе с Анной прибыл на Русь и первый митрополит — Михаил, однако при нем Киевская митрополия еще не успела устроиться. Это произошло при втором митрополите — Леонтии, который в 992 г. разделил митрополию на епархии (в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде) и назначил епископов.
Не везде обращение народа в православие проходило без осложнений. Если в Киеве крещение прошло относительно быстро и спокойно, то в Новгороде потребовалось применение военной силы, а в Ростове были даже попытки изгнать или убить епископа. Христианизация Руси растянулась до XII в. (некоторые авторы склонны говорить о двоеверии, продолжавшемся до конца XVII в.) После крещения Руси языческие традиции не прекратились. В христианских праздниках просматривается влияние язычества: часть пасхальных обрядов,
Троицын день и т.д. имеет связь с более древними языческими праздниками, остаются традиционными (хотя и приурочиваются к православным праздникам) «святки» и масленица. Одним из отражений языческого мировоззрения являются магические обряды, заклинания, различные «приметы», гадания.