Рапорт как повод к возбуждению дела — это официальное письменное сообще- ние должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им призна- ков преступления (ст. 143 УПК).
Рапорт как повод к возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоох- ранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать винов- ных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, офор- мляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140).
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники право- охранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных подразделе- ний, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. При этом составление рапорта при обнаружении признаков преступления является обязанно- стью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и иных сотруд- ников правоохранительных органов (иногда вне зависимости от выполнения в данный момент служебных обязанностей). Так, сотрудник милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения на территории Российской Федерации и времени суток обязан принять меры к предотвращению и пресечению преступления и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции (ст. 18 Закона РФ «О милиции»). Рапорт адресуется начальнику следственного органа или органа дознания (приложение 1 к ст. 476 УПК). Однако адресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заяв- ления в содержании рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответствен- ности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же со- трудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответ- ственности должно быть оформлено в виде заявления в порядке ст. 141 УПК.
Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84), он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подписью сотрудни- ка правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках об- наруженного преступления и — что самое существенное — об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75). Вместе с тем если точные сведе- ния об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указы- ваются (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21.07.93 г. «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 Феде- рального закона от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда ис-
точник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140), но не может быть доказательством.
Содержание рапорта различается в зависимости от источника («иного источни- ка») информации о преступлении. Таким источником может быть: а) первоначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятельного повода; б) непосредственное обнаружение признаков преступления (например, самим лицом, составившим рапорт, либо органом дознания).
Обычно «иным источником» информации о признаках преступления является пер- воначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятель- ного повода, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы этот рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо, чтобы первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении признаков пре- ступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:
— от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфи- денциальной основе;
— от иных подразделений самих правоохранительных органов: паспортных служб — об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хище- нии; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происше- ствиях и др.;
— правоохранительными органами по телефону, телетайпу, телефаксу, телеграфу, Интернету от граждан, внешних организаций, должностных лиц и не являющихся заяв- лениями ввиду отсутствия необходимого для уголовного процесса удостоверения;
— правоохранительными органами от внешних источников, не обладающих призна- ками заявлений в силу отсутствия информации о явных признаках преступления (напри- мер, сообщения администрации предприятий о несчастных случаях с людьми и др.);
— из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: статьи, замет- ки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по те- левидению, радио, в Интернете и др.
«Иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного след- ствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотруд- ника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное об- наружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немед- ленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной про- верки сообщения о преступлениях (ч. 1 ст. 144). Лицо, составившее рапорт о непо- средственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, прокурора и подлежит отводу, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 61); б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).