Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях



По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уго- ловного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа). Эта обязанность вытекает из принципа публичности (офи- циальности), предусматривающего необходимость осуществления уголовного пре- следования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, реги- страция и учет сообщений о преступлениях1. Однако процессуальный закон устанав-

ливает несколько исходных правил.

Прежде всего, необходимо определить, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявления, явки с повинной или рапорта. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Ад- министративная проверка предусмотрена КоАП РФ (ст. 28.1), подзаконными актами. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Фе- деральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специ- альными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными норма- тивными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствии со ст. 143 УПК.

Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступ- ления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информа- ции и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвине- ния, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Прием сообщений о преступлениях осуществляется в дежурных частях мили- ции, таможенных органов, секретариатах прокуратуры и в других правоохранитель- ных органах. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по при- надлежности возлагается также на всех сотрудников этих органов. Прием сообщения о преступлении сопровождается соответствующей его регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в дру- гих органах предварительного расследования). Порядок регистрации устаналивается ведомственными инструкциями2.

 

1 См. приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ

№ 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, реги- страции и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уго- ловных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // Российская газета. 25.01.2006 г.

2 Там же.


 

Лицу, подавшему заявление о преступлении или о явке с повинной, выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его при- нявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144). Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заяв- ления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных при- нимать заявления должностных лиц. Согласно ведомственным инструкциям докумен- том о принятии заявления обычно служит так называемый талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у де- журного сотрудника правоохранительного органа.

Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отка- за в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении кого-либо к уголовной ответственности (т.е. даже по мнению самого заявителя, его сообщение — не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Непра- вомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия пре- ступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

На практике возникают трудности при приеме заявлений от граждан и по делам частного обвинения. С одной стороны, они подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (ст. 318). С другой стороны, заяви- тель не обязан давать точную квалификацию деяния, он может указать в своем заяв- лении и о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления о преступле- ниях частного обвинения, направленные органам уголовного преследования, должны быть приняты и зарегистрированы ими в общем порядке. По такому заявлению при необходимости может быть проведена предварительная проверка в целях установле- ния признаков преступления публичного обвинения или для выяснения факта неспо- собности потерпевшего самостоятельно защищать свои права (ч. 4 ст. 20). Если в результате будут установлены признаки преступления публичного или частно-пуб- личного обвинения, то уголовное дело возбуждается по общим правилам. Если же потерпевший неспособен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему пра- вами по осуществлению уголовного преследования (в силу ограниченной дееспособ- ности, зависимости от будущего обвиняемого, невозможности самому установить преступника), то уголовное дело частного обвинения возбуждается следователем или с согласия прокурора дознавателем (ч. 4 ст. 20) и тем самым переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание или по указанию прокуро- ра — предварительное следствие (ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145). Тогда потерпевший обя- зан составить заявление в установленной ст. 318 УПК форме. Если в суд поступит


 

заявление без этих реквизитов, то суд возвращает его потерпевшему для устранения недостатков со своими указаниями (ст. 319). Невыполнение указаний мирового судьи влечет вынесение им постановления об отказе в принятии заявления к своему произ- водству (ч. 1.1 ст. 319). Постановление мирового судьи может быть обжаловано по- терпевшим в апелляционном порядке (гл. 43).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.