По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уго- ловного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа). Эта обязанность вытекает из принципа публичности (офи- циальности), предусматривающего необходимость осуществления уголовного пре- следования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, реги- страция и учет сообщений о преступлениях1. Однако процессуальный закон устанав-
ливает несколько исходных правил.
Прежде всего, необходимо определить, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявления, явки с повинной или рапорта. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Ад- министративная проверка предусмотрена КоАП РФ (ст. 28.1), подзаконными актами. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Фе- деральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специ- альными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными норма- тивными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствии со ст. 143 УПК.
Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступ- ления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информа- ции и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвине- ния, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145).
Прием сообщений о преступлениях осуществляется в дежурных частях мили- ции, таможенных органов, секретариатах прокуратуры и в других правоохранитель- ных органах. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по при- надлежности возлагается также на всех сотрудников этих органов. Прием сообщения о преступлении сопровождается соответствующей его регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в дру- гих органах предварительного расследования). Порядок регистрации устаналивается ведомственными инструкциями2.
1 См. приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ
№ 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, реги- страции и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уго- ловных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // Российская газета. 25.01.2006 г.
2 Там же.
Лицу, подавшему заявление о преступлении или о явке с повинной, выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его при- нявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144). Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заяв- ления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных при- нимать заявления должностных лиц. Согласно ведомственным инструкциям докумен- том о принятии заявления обычно служит так называемый талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у де- журного сотрудника правоохранительного органа.
Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отка- за в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении кого-либо к уголовной ответственности (т.е. даже по мнению самого заявителя, его сообщение — не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Непра- вомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия пре- ступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).
На практике возникают трудности при приеме заявлений от граждан и по делам частного обвинения. С одной стороны, они подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (ст. 318). С другой стороны, заяви- тель не обязан давать точную квалификацию деяния, он может указать в своем заяв- лении и о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления о преступле- ниях частного обвинения, направленные органам уголовного преследования, должны быть приняты и зарегистрированы ими в общем порядке. По такому заявлению при необходимости может быть проведена предварительная проверка в целях установле- ния признаков преступления публичного обвинения или для выяснения факта неспо- собности потерпевшего самостоятельно защищать свои права (ч. 4 ст. 20). Если в результате будут установлены признаки преступления публичного или частно-пуб- личного обвинения, то уголовное дело возбуждается по общим правилам. Если же потерпевший неспособен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему пра- вами по осуществлению уголовного преследования (в силу ограниченной дееспособ- ности, зависимости от будущего обвиняемого, невозможности самому установить преступника), то уголовное дело частного обвинения возбуждается следователем или с согласия прокурора дознавателем (ч. 4 ст. 20) и тем самым переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание или по указанию прокуро- ра — предварительное следствие (ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145). Тогда потерпевший обя- зан составить заявление в установленной ст. 318 УПК форме. Если в суд поступит
заявление без этих реквизитов, то суд возвращает его потерпевшему для устранения недостатков со своими указаниями (ст. 319). Невыполнение указаний мирового судьи влечет вынесение им постановления об отказе в принятии заявления к своему произ- водству (ч. 1.1 ст. 319). Постановление мирового судьи может быть обжаловано по- терпевшим в апелляционном порядке (гл. 43).