Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА



Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соот- ветствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5).

В системе прокуратуры РФ предусмотрен Следственный комитет при прокурату- ре РФ, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве. Следственный комитет возглавляет первый заме- ститель Генерального прокурора Российской Федерации — председатель Следствен- ного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания Рос- сийской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предсе- датель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению председателя Следственного комитета. Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следствен- ные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и при- равненные к ним специализированные следственные управления Следственного ко- митета, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного ко- митета2. В органах внутренних дел следственными органами (подразделениями) явля- ются: Следственный комитет МВД РФ и его структурные подразделения на местах — следственные управления Следственного комитета по расследованию организованной

 

1 См.: Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М., 1961. С. 48; Шима- новский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе // Правоведение. 1965. № 2. С. 175; Даев В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1974. № 1. С. 72; Выдря М.М. Расследование уго- ловного дела — функция уголовного процесса // Сов. государство и право. 1980. № 9. С. 78—82.

2 См. Указ Президента РФ от 01.08.2007 № 1004 «Вопросы Следственного комитета при про- куратуре Российской Федерации».


 

преступной деятельности по федеральным округам; главные следственные управле- ния (управления, отделы) при МВД или при главных управлениях (управлениях) внут- ренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы) при управлениях внут- ренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах, а также следственные управления, отделы, отделения и груп- пы при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, в за- крытых административно-территориальных образованиях, при линейных ОВД на же- лезнодорожном, водном и воздушном транспорте. Следственные управления, отделы и т.д. имеются также в органах ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотичес- ких средств и психотропных веществ.

Руководитель следственного органа имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как осуществление уголовного преследования в фор- ме руководства предварительным следствием. Федеральным законом от 05.06.2007

№ 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1 все полномочия по руководству предварительным следствием, которые ранее принадле- жали прокурору, переданы руководителю следственного органа. Это имеет своей це- лью разграничить на предварительном следствии процессуальную деятельность по расследованию уголовных дел и по надзору за соблюдением законов. Полномочия руководителя следственного органа таковы.

Полномочия руководителя следственного органа по определению надлежащего субъекта (субъектов) производства предварительного следствия

1. Поручать производство предварительного следствия следователю либо несколь- ким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, созда- вать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к сво- ему производству (п. 1 ч. 1 ст. 39).

Поручение производства предварительного следствия нескольким следователям означает одновременно и принятие руководителем следственного органа процессу- ального решения о создании следственной группы.

Основанием передачи дела другому следователю может явиться как объективная невозможность для следователя продолжить расследование по данному делу (ввиду большой занятости по другим уголовным делам, болезни, ухода в отпуск и т.д.), так и отстранение следователя от ведения дела ввиду допущенных им нарушений закона.

2. Разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы (п. 5 ч. 1 ст. 39).

3. Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона.

И хотя в УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 39) буквально сказано о нарушении следователем требований «настоящего Кодекса», т.е. только УПК РФ, представляется, что осно- ванием для отстранения следователя от ведения дела не в меньшей, а, может быть, и в бoльшей степени может служить нарушение им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, так или иначе применяемых при производстве расследования.

 

1 Российская газета. 08.06.2007 г.


 

Полномочия руководителя следственного органа по контролю за направлением расследования

Как уже отмечалось нами ранее, понятие «направление расследования», или «на- правление хода расследования» включает в себя как определение предмета расследова- ния, так и принятие решений о направлении уголовного дела на досудебных стадиях про- цесса (см. об этом § 5 настоящей главы). Руководитель следственного органа вправе давать следователю обязательные указания о направлении расследования (п. 3 ч. 1 ст. 39).

Однако учитывая процессуальную самостоятельность следователя, руководитель следственного органа не должен полностью подменять его при определении направ- ления хода расследования. Руководитель следственного органа лишь контролирует и при необходимости корректирует направление расследования. Если же он намерен полностью взять в свои руки направление хода расследования, то должен принять дело к своему производству (ч. 2 ст. 39).

Полномочия руководителя следственного органа по контролю за применением мер процессуального принуждения

1. Давать следователю указания об избрании в отношении подозреваемого, обви- няемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39).

2. Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об из- брании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производ- стве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 4 ч. 1 ст. 39).

Полномочия руководителя следственного органа по контролю за полнотой, объек- тивностью, всесторонностью и законностью предварительного следствия

1. Проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необосно- ванные постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39).

2. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего ру- ководителя следственного органа (п. 7 ч. 1 ст. 39).

3. Продлевать срок предварительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 39).

4. Рассматривать материалы уголовного дела, расследование по которому окон- чено следователем, и возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 11 ч. 1 ст. 39).

Полномочия по обеспечению процессуальной самостоятельности следователя

1. Рассматривать требования прокурора об устранении нарушений закона, допу- щенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следо- вателя на указанные требования и давать следователю письменные указания об ис- полнении указанных требований либо информировать прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39).

2. Давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решений прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвине- ния либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 10 ч. 1 ст. 39, п. 2 ч. 1 ст. 221).

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для ис- полнения следователем (ч. 3 ст. 39). Они могут быть обжалованы следователем руко- водителю вышестоящего следственного органа, но, как правило, без приостановле- ния их исполнения. Исключение, когда следователь вправе приостановить исполнение указаний, составляют лишь случаи, когда они относятся к вопросам, касающимся


 

процессуальной самостоятельности следователя и его внутреннего убеждения или ограничений конституционных прав личности, а именно:

— изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

— привлечения лица в качестве обвиняемого;

— квалификации преступления и объема обвинения;

— избрания меры пресечения;

— производства следственных действий, которые допускаются только по судеб- ному решению;

— направления дела в суд или его прекращения.

Единственно, когда обжалование указаний руководителя следственного органа следователем вообще не допускается — если руководитель следственного органа согла- сился с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущен- ных в ходе предварительного следствия, и дал следователю письменные указания об ис- полнении этих требований (ч. 4 ст. 39). По смыслу ч. 3 ст. 39 данный запрет на обжалование распространяется и на вопросы, по которым в иной ситуации следователь вправе был бы приостановить исполнение указаний руководителя следственного органа. По-видимому, законодатель исходит из того, что солидарность прокурора и руководителя следственного органа по вопросу о необходимости устранения допущенных следователем нарушений сама по себе уже служит достаточной гарантией правильности указаний, данных следо- вателю, а всякое их обжалование со стороны последнего излишне.

 

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и долж- ностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дозна- ние и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания при- надлежат субъектам, которых можно разделить на следующие группы (ст. 40): а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным

законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; б) должностные лица — руководители определенных государственных органов

и формирований: Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные при- ставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений и гарнизонов; руководители органов го- сударственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;

в) должностные лица — руководители государственных учреждений: начальни- ки военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

г) должностные лица — руководители некоторых других государственных и не- государственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании1, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

 

1 См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ (ст. 69) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; Инструкция о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденная Генеральной прокуратурой СССР 07.08.74 г.; Захожий Л.А., Чучаев А.И. Дознание на судах СССР, находящихся в плавании // Правоведение. 1979. № 2.


 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея- тельности» полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения:

— органов внутренних дел Российской Федерации;

— органов Федеральной службы безопасности1;

— федеральных органов государственной охраны2;

— таможенных органов Российской Федерации;

— Федеральной службы исполнения наказаний3;

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве- ществ;

— органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации4, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.

Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внут- ренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О милиции»). Руководство милицией осуществляют соответству- ющие начальники органов внутренних дел. Милиция включает в свой состав крими- нальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреж- дение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство пред- варительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скры- вающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Начальники криминальной милиции явля- ются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, криминальная милиция в порядке, установленном ст. 146 УПК, лишь возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 8 Закона РФ «О милиции»).

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспече- ние безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, об- щественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и адми- нистративных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых

 

1 См.: Федеральный закон от 03.04.95 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ.

1995. № 15. Ст. 1269.

2 См.: Федеральный закон от 27.05.96 № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996.

№ 22. Ст. 2594.

3 См. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // Российская газета. 19.10.2004 г.

4 См.: Федеральный закон от 10.01.96 г. «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000. № 46. Ст. 4537.


 

производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных катего- рий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Начальники милиции общественной безопасности явля- ются по должности заместителями начальников органов внутренних дел соответству- ющих уровней. В состав милиции общественной безопасности включаются: отделы (отделения, группы) дознания, состоящие из дознавателей и начальников этих подразде- лений. Последние обеспечивают организационное руководство дознавателями и одно- временно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности. К органам Федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности РФ, территориальные органы безопасности — управления (отделы) Фе- деральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации и органы безопасности в войсках — управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских фор- мированиях, а также в их органах управления (ст. 2 Федерального закона от 03.04.95

№ 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации»). В состав Федеральной службы безопасности входят и пограничные органы, также исполняю- щие полномочия органов дознания.

В таможенных органах дознание непосредственно осуществляется сотрудника- ми отделов дознания региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов (дознавателями), уполномоченными на это соответствующими приказами на- чальников таможенных органов как руководителей органов дознания. Наряду с отде- лами дознания в системе таможенных органов имеются подразделения, ответствен- ные за проведение оперативно-розыскных и оперативно-поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений. Кроме того, начальниками региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов определяется круг сотрудников, на которых возложены полномочия органа дознания по приему со- общений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления1.

Органы дознания обязаны:

— рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144— 145);

— производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

— производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя, исполнять постановления следователя о задержании, приво- де, аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содей- ствие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164);

— в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

— производить дознание как самостоятельную форму предварительного рассле- дования (гл. 32);

— выполнять письменные указания прокурора о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

 

1 Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 12.01.2007 № 30 «О наделении сотрудников таможенных органов полномочиями органа дознания по приему сообщений о преступлениях».


 

Следует, однако, иметь в виду, что расследование в форме дознания производят дознаватели: органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотичес- ких средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В со- ответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинитель- ного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутрен- них дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы, а также командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарни- зонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие названные выше должностные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о пол- номочиях ряда других органов дознания остается нерешенным — либо ввиду сохра- нения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в норма- тивных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).

Самостоятельным участником уголовного процесса является начальник подраз- деления дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответству- ющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5, ст. 40.1).

Начальник подразделения дознания наделен следующими полномочиями:

1) поручить дознавателю проверить сообщение о преступлении, принять по нему решение, выполнить неотложные следственные действия либо провести дознание по уголовному делу в полном объеме;

2) возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме. При этом начальник подразделения дознания обладает полномочиями дознавателя;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве от- дельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения1;

 

1 УПК оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания: о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела


 

5) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

6) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении про- изводства дознания по уголовному делу;

7) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела1.

Письменные указания начальника подразделения дознания обязательны для под- чиненного ему дознавателя, однако могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, что, в отличие от полномочий следователя, никогда не при- останавливает их исполнения.

 

 

ДОЗНАВАТЕЛЬ

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо упол- номоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное рас- следование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение на- чальником органа дознания или его заместителем2. При этом лицо, которое проводи- ло или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не вправе проводить дознание (ч. 2 ст. 41).

По своим полномочиям дознаватель близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее самостоятелен в процессуальном отношении, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Дознаватель вправе:

1) возбуждать уголовное дело, относящееся к подследственности органов дозна- ния (п. 1 ч. 1 ст. 145). Вместе с тем поручать проверку сообщения о преступлении и принимать по нему решения поручает дознавателю начальник подразделения до- знания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1);

2) отказывать в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145);

 

прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследова- ния (о толковании этого понятия см. § 5 настоящей главы). Другими словами, начальник подразде- ления дознания вправе давать дознавателю также указания о привлечении лица в качестве обвиня- емого, о прекращении уголовного дела либо об окончании дознания и направлении дела прокурору, которые обязательны для исполнения дознавателем.

1 Из текста закона неясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя. Отменять незаконные или необосно- ванные постановления дознавателя уполномочен прокурор (п. 6 ч. 2 ст. 37). Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приоста- новлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подраз- деления дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

2 Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. 10.1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.).


 

3) передавать сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145);

4) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требу- ются согласие начальника органа дознания или согласие прокурора, а также судебное решение.

Единственным процессуальным действием, которое требует получения дознава- телем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 су- ток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК). Необходимо, однако, учитывать, что это ограничение касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания (например, органы внутренних дел). Эти сотрудники уполномочены осуществлять предварительное расследование в фор- ме дознания в силу своей должности. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (главному и старшему судебному приставу, командиру воинской части, соединения и т.д.), процессуальные полномочия органа дознания лишь делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе тре- бовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов — в зависимости от того объема своих полномочий, на выполнение которых он специально уполномочил данного сотрудника. Об обжалова- нии дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. § 7 настоящей главы.

Дознавателю требуется согласие прокурора: на возбуждение перед судом хода- тайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного реше- ния (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения доку- ментальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление 30-суточного срока до- знания еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дозна- вателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ч. 2 ст. 37).

Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения назван- ных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отме- нять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допу- щено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело до- знавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного рас- следования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостат- ков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

Дознавателю необходимо получить судебное решение: об избрании меры пресе- чения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о произ-


 

водстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о произ- водстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержа- щих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организа- циях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хране- нии в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемо- го от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

 

 

ПОТЕРПЕВШИЙ

Потерпевший — это лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу деяниями, по поводу которых возбуж- дено уголовное дело, причинен физический, имущественный, моральный вред. В части 1 ст. 42 УПК сказано о причинении потерпевшему вреда лишь преступле- нием. Тем не менее потерпевшим лицо признается и при производстве о приме- нении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись не только по поводу преступлений, но и в отношении деяний, совершенных невме- няемыми лицами (ч. 1 ст. 433). На момент признания лица потерпевшим причи- нение ему вреда преступлением может быть установлено не только с достоверно- стью, но и с вероятностью, однако в любом случае это решение должно основываться на конкретных доказательствах.

Лицо может быть признано потерпевшим по делам не только об оконченных пре- ступлениях, но и о приготовлении или покушении на совершение преступления. Но в этом случае необходимо дать ответ на следующий вопрос: причиняется ли лицу ка- кой-либо вред (и следовательно, может ли оно быть признано потерпевшим), если пре- ступление по не зависящим от виновного обстоятельствам не было доведено до конца и преступный результат, предусмотренный нормой уголовного закона, не наступил (напри- мер, виновный подготавливал совершение убийства, но был своевременно разоблачен)? Представляется, что в подобных ситуациях всегда следует считать, что потерпевшему самим фактом посягательства причинен моральный вред. Такой вывод подтверждается, в частности, и тем, что иначе было бы невозможно при неоконченном преступлении возбуждать уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (они возбуж- даются лишь по заявлению потерпевшего — ч. 2, 3 ст. 20), а значит, уголовное пре- следование виновных лиц по этой категории дел было бы неосуществимо.

Судебная практика до введения в действие нового УПК исходила из того, что вред потерпевшему должен быть причинен преступлением непосредственно1. Одна- ко УПК РФ упоминает о непосредственном причинении вреда преступлением только

 

1 См. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.85 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизвод- стве» // Сб. постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924—1986. М., 1987. С. 846—852.


 

гражданскому истцу (ст. 44), но не потерпевшему. Поэтому при буквальном толкова- нии рассматриваемого положения потерпевшими можно было бы признать всех лиц, которые потерпели вред даже ввиду отдаленных последствий преступления (напри- мер, предпринимателей, которые понесли убытки вследствие временного закрытия аэропорта, подвергшегося нападению террористов, и т.п.), что неоправданно, поэто- му, на наш взгляд, потерпевшими по-прежнему следует считать только лиц, которым вред причинен преступлением непосредственно.

Потерпевшим от уголовного преступления может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическому лицу может быть причинен как имущественный и моральный, так и физический вред, юридическому — только имущественный (см. об этом § 2 гл. 7 учебника). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляются представителем (ч. 9 ст. 42). Очевидно, что не только права, но и обязанности потерпевшего в этом случае реализуются его представителем, посколь- ку лицо, которое законно выступает от имени юридического лица, обязано действо- вать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (ч. 3 ст. 53 ГК РФ). В качестве представителя юридического лица — потерпевшего может выступать руководитель (орган) этого юридического лица, который представ- ляет его в силу закона или учредительных документов, либо лицо, действующее в силу специального уполномочия (доверенности). При этом на практике иногда возникает вопрос: как поступить, если руководитель (орган) юридического лица по каким-либо причинам не назначил представителя для участия в деле? Кто в этом случае может быть привлечен к уголовной ответственности при отказе потерпевшего от дачи пока- заний или за дачу им заведомо ложных показаний (ч. 7 ст. 42 УПК, ст. 307, 308 УК РФ) и кого следует подвергать принудительному приводу в случае неявки потерпевшего без уважительных причин (ч. 6 ст. 42 УПК)? На наш взгляд, в подобных случаях предста- вителем потерпевшего должен признаваться сам руководитель юридического лица. Если же руководящий орган юридического лица коллегиальный (правление, дирекция и т.д.), то потерпевшим должен быть признан один из членов данного коллегиального органа.

Законодательство не предусматривает участия публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и граж- данских истцов. В случаях причинения ущерба преступлением государству либо му- ниципальному образованию ущерб причиняется именно публично-правовому субъекту, поэтому ни Российская Федерация, ни ее субъекты, ни муниципальные образования не могут быть признаны потерпевшими по уголовным делам, в том числе через пред- ставителя в лице Министерства финансов РФ или его территориального органа, хотя бы и выступающих в качестве юридических лиц. Лишь прокурор уполномочен зако- ном на предъявление гражданского иска в интересах государства (ч. 3 ст. 44 УПК)1.

Если вред причинен лицу, совершение преступления против которого было спро- воцировано его собственными действиями (нападением — по делам о превышении обвиняемым пределов необходимой обороны, просьбой о производстве незаконного аборта, добровольным согласием на причинение вреда, действиями, вызвавшими со- вершение обвиняемым преступления в состоянии аффекта, и т.п.), он тем не менее должен быть признан потерпевшим, ибо закон не связывает лишение потерпевшего прав с неправомерностью его поведения. При этом неправильное поведение потер-

 

1 См. письмо Министерства финансов РФ от 09.08.2006 № 08-04-14/4048.


 

певшего должно быть учтено при квалификации преступления или определении меры уголовной ответственности причинителю вреда. Пострадавшее от преступных дей- ствий лицо не должно признаваться потерпевшим, только если его собственные уго- ловно противоправные действия послужили причиной нанесения ему вреда, и оно при этом также привлекается по данному делу в качестве подозреваемого или обви- няемого (например, при даче им взятки, когда взяткополучатель, получив деньги, тем не менее не выполнил обусловленных действий).

В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении него уго- ловно противоправных действий права потерпевшего переходят к одному из его близ- ких родственников с учетом договоренности, которая может быть достигнута между ними. Если такая договоренность между близкими родственниками не достигнута, следователь, дознаватель, прокурор и суд сами выбирают из их состава лицо, к кото- рому переходят права потерпевшего.

Понятие потерпевшего по делам частного обвинения в смысле ст. 318 несколько отличается от общего понятия потерпевшего, данного в ст. 42 УПК. Потерпевшим по делам частного обвинения является лицо, которому причинен вред или которое пола- гает, что ему причинен такой вред.

Потерпевший имеет следующие права:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей суп- руги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) иметь представителя;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных дей- ствиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его уча- стием, и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключе- нием эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми мате- риалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью техни- ческих средств. При этом в случаях, когда в уголовном деле участвует несколько по- терпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостанов- лении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой ин- станции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, вто- рой и надзорной инстанций;

15) выступать в судебных прениях;


 

16) поддерживать обвинение;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следо- вателя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и пода- вать на них возражения;

21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11;

22) поддерживать обвинение не только по делам частного обвинения, но и по всем категориям дел, в которых он участвует;

23) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и пода- вать на них возражения;

24) быть защищаемым с помощью мер безопасности, предусмотренных Феде- ральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»1.

Предусмотренное п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК право потерпевшего на ознакомление со всеми материалами дела с момента окончания предварительного расследования рас- пространяется на все формы окончания предварительного расследования, а именно: а) окончание предварительного следствия с обвинительным заключением (ст. 216); б) окончание дознания с обвинительным актом (ст. 225); в) окончание предварительного следствия с постановлением о направлении дела в суд для решения вопроса о приме- нении к лицу принудительных мер медицинского характера (ч. 3 ст. 439); г) оконча- ние предварительного следствия или дознания вынесением постановления о прекра- щении дела (ст. 239). То обстоятельство, что об этом праве упоминается не во всех названных выше статьях Особенной части УПК (исключение составляет ч. 3 ст. 439), не лишает потерпевшего возможности на его реализацию, так как нормы Общей ча- сти, по общему правилу, распространяют свое действие на все содержание Кодекса.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела и в любом объеме снимать с них копии, другими словами, следователь не вправе выборочно знакомить его с материалами дела.

Следует обратить внимание также на то, что закон дает потерпевшему право лишь снимать копии с материалов дела, но не получать их. То есть следователь и дознава- тель обязаны предоставить ему возможность делать выписки в любом объеме, ис- пользовать технические средства (копировальные аппараты, фотосъемку), но не обя- заны снимать для потерпевшего копии сами. Потерпевший вправе рассчитывать лишь на получение названных выше (п. 13 перечня прав потерпевшего) копий постановле- ний следователя и дознавателя, а также приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Вручение этих документов должно, на наш взгляд, происходить немедленно после признания лица потерпевшим либо (если они к этому времени еще не вынесены) в разумный и достаточный или другой установленный законом срок (ч. 4 ст. 148, ст. 312 УПК) после их принятия следовате- лем, дознавателем и судом.

Потерпевший вправе знать о принесенных по уголовному делу жалобах и пред- ставлениях и подавать на них возражения. Другими словами, все жалобы и представ-

 

1 Российская газета. 25.08.2004.


 

ления прокурора, полученные следователем, прокурором и судьей в ходе досудебного производства по делу, а также судом в судебном производстве, должны быть предо- ставлены потерпевшему для ознакомления. Поскольку это преследует цель дать по- терпевшему возможность своевременно представить на эти жалобы и представления возражения, такое ознакомление не может быть приурочено лишь к окончанию пред- варительного расследования или соответствующих судебных стадий. Каким образом это право технически должно быть реализовано, закон умалчивает. По-видимому, по- терпевшему необходимо направлять либо извещения о поданных жалобах и его праве ознакомить с ними, либо копии самих жалоб.

Поддержание обвинения потерпевшим не ограничивается лишь его участием в судебных прениях (ч. 2 ст. 292)1, а осуществляется на протяжении всего предвари- тельного расследования и судебного разбирательства путем реализации права на дачу показаний (п. 2 ч. 2 ст. 42), представление доказательств (п. 4 ч. 2 ст. 42), заявление

ходатайств (п. 5 ч. 2 ст. 42) и т.д.

Потерпевший имеет право на примирение с подозреваемым или обвиняемым, предусмотренное ст. 25 УПК. При причинении потерпевшему преступлением мате- риального или морального вреда он вправе предъявить гражданский иск в уголовном процессе. При этом он становится еще и гражданским истцом.

Процессуальные права потерпевшего могут реализоваться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем. Потерпевший может от- казаться от услуг представителя-адвоката, но не от своего законного представителя. Потерпевший также обязан: являться по вызову; давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для

сравнительного исследования, соблюдать порядок в судебном заседании.

 

 

ЧАСТНЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ

Частный обвинитель — это потерпевший или его представитель (законный пред- ставитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК). Говоря о частном обвинителе как потерпевшем, закон в п. 59 ст. 5, ч. 1 ст. 318 имеет в виду не общее понятие потерпевшего, признаваемого таковым по решению следователя, дознавателя, прокурора или суда. Потерпевший, становя- щийся частным обвинителем, — это лицо, которое непосредственно претерпело вред от преступления или утверждает, что претерпело такой вред. Частный обви- нитель может не быть потерпевшим только в одном случае — если уголовное дело частного обвинения возбуждается не самим потерпевшим, а законным пред- ставителем несовершеннолетнего или лица, признанного по суду недееспособ- ным. Частный обвинитель может воспользоваться также помощью представите- ля-адвоката. Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом поданного им заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318). Если в ходе судеб- ного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия частно-

 

1 Нарушение права потерпевшего на участие в судебном разбирательстве и выступление в судебных прениях признается основанием для отмены приговора (определение Судебной колле- гии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 19-КПО 02-79 СП по делу Ажиговой).


 

го обвинителя, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное раз- бирательство частному обвинителю суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбиратель- стве. Замена частного обвинителя не влечет за собой повторения действий, кото- рые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По хода- тайству частного обвинителя суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия (ч. 2 ст. 43, ч. 4 ст. 246). Частный обвинитель имеет следующие права:

1) права потерпевшего, из числа названных в ст. 42, а именно: знать о предъяв- ленном обвинении — в данном случае о подаче против него встречного заявления в порядке ч. 3 ст. 321; давать показания; не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников; представлять дока- зательства; заявлять ходатайства; давать показания на родном языке или языке, кото- рым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представите- ля; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в мировом суде; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на решения мирового судьи; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; хода- тайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11;

2) права обвинителя, аналогичные некоторым из тех, которыми по делам пуб- личного или частно-публичного обвинения пользуется государственный обвинитель (ч. 5, 6 ст. 246), а именно: представлять доказательства и участвовать в их исследовании; из- лагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возника- ющим в ходе судебного разбирательства, высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания; предъявлять и поддержи- вать по уголовному делу гражданский иск.

Как и на всяком обвинителе, на частном обвинителе лежит бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого (ч. 2 ст. 14).

 

 

ГРАЖДАНСКИЙ ИСТЕЦ

В качестве гражданского истца в уголовном судопроизводстве может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Согласно ч. 1 ст. 44 УПК гражданский истец — тот, кто одновременно отвечает двум следующим условиям: а) предъ- явил требование о возмещении имущественного вреда и б) признан таковым определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознава- теля при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосред- ственно преступлением. Предъявлению гражданского иска и принятию указан- ных процессуальных решений должно предшествовать разъяснение лицам, которым причинен вред, их права на предъявление гражданского иска.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.


 

Вред, причиненный гражданскому истцу, может быть имущественным. Однако гражданский иск может быть предъявлен и для имущественной компенсации мораль- ного вреда. Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.94 г. разъяс- нил, что «моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной… форме».

Гражданскими истцами могут признаваться следующие лица, которым вред при- чинен непосредственно преступлением:

— лица, понесшие убытки от потери заработка (дохода) вследствие постоянной или временной утраты ими трудоспособности, а также вследствие дополнительно понесенных ими расходов, вызванных повреждением здоровья: на лечение, дополни- тельное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, сана- торно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подго- товку к другой профессии (ст. 1085 ГК РФ);

— нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении погибшего кормильца, в ре- зультате преступления или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок погибшего, родившийся после его смерти (от его имени иск предъявляет законный представитель); один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении погибшего его детьми, внуками, братьями и сестра- ми, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заклю- чению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении погибшего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами погибше- го и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда и после окончания ухода за этими лицами (ч. 1 ст. 1088 ГК РФ);

— лица, понесшие расходы на погребение погибшего от преступления (ст. 1094 ГК РФ);

— лица, которым вред причинен утратой заработка в результате уголовно-проти- воправного нарушения их трудовых прав (ст. 145, 1451 УК РФ);

— физические и юридические лица, имуществу которых, принадлежащему им на праве собственности (а также хозяйственного ведения, оперативного управления) или законного (титульного) владения, причинен вред преступлением (хищение, унич- тожение, порча и т.д.);

— физические лица, которым преступлением непосредственно причинен мораль- ный вред (ст. 151 ГК РФ), а также юридические лица в случае причинения непосред- ственно преступлением вреда их деловой репутации, если это повлекло возникнове- ние убытков (ст. 152 ГК РФ).

Поскольку гражданский истец — это лицо, которому вред причинен преступле- нием непосредственно (ч. 1 ст. 44 УПК), исключается возможность признания граж- данским истцом в уголовном деле лица, обратившегося с регрессным требованием о возмещении сумм, выплаченных им потерпевшему в силу закона или договора до рассмотрения уголовного дела (пособия по временной нетрудоспособности, суммы, выплаченные по договорам страхования, перевозки, хранения, охраны, и т.д.).


 

Определенные трудности при определении гражданского истца на практике вы- зывают случаи, когда вред причинен имуществу, находившемуся в момент соверше- ния преступления не у его собственника (обладателя права хозяйственного ведения, оперативного управления), а у иного законного (титульного) владельца: арендатора, нанимателя, перевозчика, хранителя и т.д. При этом требуют ответа следующие во- просы: кто в этих случаях может быть признан гражданским истцом — собственник или титульный владелец имущества; вправе ли они оба быть признаны гражданскими истцами или это может быть лишь кто-то один из них? Полагаем, что гражданский иск, связанный с утратой или повреждением имущества в результате преступных дей- ствий (иск из причинения вреда), может быть предъявлен собственником имущества, поскольку именно его имуществу причинен реальный ущерб (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), при- чем непосредственно. Титульный же владелец может понести убытки лишь опосре- дованно — через договорную ответственность перед собственником (если, конечно, законом или договором о предоставлении данного имущества предусмотрено, что риск его гибели несет титульный владелец). Следует, однако, иметь в виду, что титульный владелец непосредственно в результате преступных действий может понести убытки, связанные не с утратой и повреждением имущества, а с дополнительными расходами на перевозку или охрану поврежденного имущества, аренду или наем другого необ- ходимого ему имущества и т.д., а также с упущенной выгодой. В этой части он также должен быть признан гражданским истцом.

Если имущественный вред причинен совместными действиями нескольких лиц, гражданский истец вправе предъявить к ним исковые требования. Однако такой иск может быть удовлетворен в уголовном деле в полном объеме лишь при условии, что все эти лица привлечены по данному делу в качестве обвиняемых (подсудимых). В противном случае суд может на основании ч. 2 ст. 1080 ГК РФ возложить на лиц, привлеченных по данному делу в качестве обвиняемых, определенную долю ответ- ственности, а в остальной части оставить иск без рассмотрения. В пределах указан- ной доли обвиняемые по данному уголовному делу могут отвечать солидарно.

Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится в основном по правилам, установленным уголовно-процессуальным правом. Доказывание причине- ния деяниями обвиняемого имущественного вреда, подлежащего возмещению граж- данскому истцу, предполагает доказывание события преступления, причастности об- виняемого к его совершению, его вины, причинной связи между деянием обвиняемого и причиненными убытками. Таким образом, чтобы доказать обоснованность требова- ний гражданского истца, необходимо доказать большинство обстоятельств, подлежа- щих доказыванию по уголовному делу (ст. 73), т.е., по сути, доказать обоснованность обвинения. Если обвинение не будет доказано, гражданский истец при вынесении оправдательного приговора не может рассчитывать на удовлетворение своих требова- ний либо вообще, либо в рамках уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 306). Но со- гласно ч. 2 ст. 14 бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения, а не только на гражданском истце. Непредставление гражданским истцом доказательств в подтверждение оснований и содержания иска не означает, что следователь, дознава- тель и прокурор вправе бездействовать. Напротив, они обязаны принимать меры по доказыванию оснований и содержания иска, в том числе размера причиненных граж- данскому истцу убытков. Суд не вправе оставить гражданский иск без рассмотрения по той причине, что сторона обвинения не представила достаточных доказательств


 

в подтверждение оснований и размера причиненного преступлением имущественно- го вреда.

При рассмотрении гражданского иска в уголовном судопроизводстве применимы не только нормы УПК, но и гражданско-процессуального правила, если соответству- ющие отношения не урегулированы уголовно-процессуальным законодательством и если положения гражданско-процессуального права не противоречат нормам УПК. Так, ч. 2 ст. 250 УПК дает суду право при неявке в судебное разбирательство граждан- ского истца или его представителя оставить гражданский иск без рассмотрения. Од- нако уголовно-процессуальный закон оставляет без ответа вопрос, как должен посту- пить суд, если отсутствие гражданского истца вызвано тем, что его должным образом не известили о времени и месте судебного заседания, либо иными уважительными причинами. Представляется, что в этих случаях следует применять положения ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного разбирательства дела. Иное противоречило бы тре- бованию ст. 11 УПК о том, что суд обязан, в частности, обеспечивать всем участни- кам уголовного судопроизводства возможность осуществления их прав.

Права и обязанности гражданского истца в общем и целом близки к правам и обя- занностям потерпевшего. Вместе с тем некоторые из них требуют дополнительного пояснения. Так, говоря о праве гражданского истца давать показания, не свидетель- ствовать против себя и ряда других лиц (п. 5, 7 ч. 4 ст. 44 УПК), законодатель призна- ет возможность его допроса. Однако в ч. 2 ст. 74 («Доказательства») показания граж- данского истца не названы в числе доказательств. Представляется, что по отношению к общей норме о доказательствах норма о правах и обязанностях отдельного участни- ка в процессе доказывания имеет специальный характер, и потому при толковании ей необходимо отдавать предпочтение. Поэтому показания гражданского истца следует считать самостоятельным видом доказательств.

В УПК отсутствует упоминание о праве гражданского истца ходатайствовать о принятии мер по обеспечению гражданского иска (наложение ареста на имуще- ство), предусмотренных ст. 115. Однако он вправе заявлять ходатайства, в том числе и по этому вопросу.

Гражданский истец вправе обжаловать судебное решение лишь в части, касаю- щейся гражданского иска в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (ч. 5 ст. 354, ч. 1 ст. 402). Указанное ограничение («в части, касающейся гражданского иска») распространяется как на предмет исковых требований, так и на их основание.

Основанием гражданского иска в уголовном деле является причинение вреда пре- ступлением, поэтому гражданский истец в своей жалобе может настаивать на дока- занности обвинения только в том объеме (части), в котором преступлением ему был причинен вред. Гражданский истец не вправе требовать отмены приговора для назна- чения или изменения осужденному уголовного наказания, но он может ставить воп- рос об исправлении ошибок, связанных с определением характера и размера вреда, подлежащего возмещению.

Согласно п. 14 ч. 4 ст. 44 УПК, гражданскому истцу предоставлено право прини- мать участие в судебном разбирательстве уголовного дела в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В названной статье не содержится прямого указания на то, что подобное участие возможно также и при разрешении судом во- проса о возобновлении производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК). Представляется, однако, что гражданский истец (как, впро-


 

чем, и гражданский ответчик – ст. 54) и при производстве по новым и вновь открыв- шимся обстоятельствам вправе принимать участие в судебном разбирательстве, по- скольку для рассмотрения таких дел в соответствии с ч. 3 ст. 417 применяется поря- док, тождественный процедуре надзорного пересмотра, т.е. допускающий в ней участие гражданского истца.

Гражданский истец вправе обжаловать действия (бездействие) и решения до- знавателя, следователя прокурора на досудебном производстве в порядке, установ- ленном гл. 16 УПК.

Суд не вправе оставить гражданский иск без рассмотрения при вынесении обви- нительного приговора. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 309 при необходимости произ- вести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложе- ния судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения граж- данского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Однако следует учитывать разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ в постанов- лении от 29.04.96 г. «О судебном приговоре», о том, что суд вправе принять подобное решение, если только это не влияет на решение суда о квалификации преступления, мере наказания и по другим вопросам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.