Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются частью правовой системы России3, следует
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 02.12.2003. № 244.
2 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1997. С. 74—82.
3 Международный договор Российской Федерации — это международное соглашение, заклю- ченное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, либо с междуна-
раскрыть взаимосвязь норм международного и внутреннего уголовно-процессу- ального права. Всякий раз оценивая юридическую силу и значение этих норм в случае их конкуренции, необходимо учитывать следующее:
1. Международные договоры имеют приоритет над нормами внутреннего зако- нодательства, т.е. в случае их коллизии применяются правила международного догово- ра, а не нормы Уголовно-процессуального кодекса и любых других законов (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
2. В соответствии с разъяснением, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 31.10.95 г. «О некоторых вопросах применения судами Конститу- ции Российской Федерации при осуществлении правосудия», иные правила по срав- нению с правилами внутреннего законодательства могут устанавливаться только ра- тифицированными международными договорами Российской Федерации, т.е. утвержденными в форме федерального закона. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнан- ных принципов и норм международного права и международных договоров Россий- ской Федерации» сказано: «Обратить внимание судов на то, что согласие на обяза- тельность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 2 ст. 5, ст. 14, п. «а» ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ)».
Правила действующего международного договора Российской Федерации, со- гласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, из- данных органом государственной власти, заключившим данный договор
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся прав человека и гражданина, в том числе и в области уголовного судопроизводства, всегда имеют приоритет над внутренними законами и являются непосредственно действу- ющими (ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ).
4. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» непосредственно могут действовать только положения меж- дународных договоров, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:
родной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т.п.). Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (меж- правительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межве- домственные договоры). Частью правовой системы Российской Федерации являются также заклю- ченные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — правопреемника Союза ССР (см. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003
№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международ- ного права и международных договоров Российской Федерации»).
а) договор официально опубликован1; б) положения договора должны быть самоис- полнимы, т.е. не нуждаться в издании внутригосударственных актов в целях их при- менения. Для осуществления иных положений международных договоров Россий- ской Федерации должны приниматься соответствующие правовые акты. Так, например, упомянутая выше общепризнанная норма международного права о судебном обжа- ловании законности задержания в течение разумного срока самоисполнима и в принци- пе может быть реализована даже без принятия каких-либо дополнительных законов, а вот норма о праве на компенсацию ввиду незаконного задержания или ареста пред- полагает наличие законодательных норм, конкретизирующих виды и процедуру та- кой компенсации.
5. В случае противоречия договоров межведомственного либо ведомственного характера и федерального закона всегда применяются нормы закона.
6. Межгосударственные и межправительственные договоры имеют приоритет над межведомственными соглашениями.