2 Третейское разбирательство споров между гражданами.
Сущность третейского разбирательства состоит в том, что две стороны спора о праве доверяют рассмотреть и разрешить возникший между ними конфликт третьим лицам.
Третейский суд не входит в систему государственных органов, он не осуществляет правосудие. По своей правовой природе третейское разбирательство являетсяобщественнойформой защиты субъективных прав.
Третейское разбирательство споров не носит публичный характер, какая-либо информация по делу здесь может сообщаться лишь с согласия сторон.
В современном мире существует много различных третейских судов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
а) по срокам действия делятся на:
- временно действующие суды (третейские суды ad hoc, изолированные, разовые суды и т.п.)
- постоянно действующие суды (институционный арбитраж)
б) по кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, можно выделить:
- третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан;
- третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и др.
в)по предметному признаку своей компетенции делятся на:
- третейские суды общей компетенции (рассматриваются любые гражданско-правовые споры);
- третейские суды специальной компетенции (рассматривают споры определенного вида правонарушений).
Третейское разбирательство споров между гражданами регулируется Положением о третейском суде, утвержденным в виде Приложения 3 к ГПК.
Граждане могут передать любой возникший между ними спор о праве на рассмотрение третейского суда. Лишь споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда. Третейский суд не вправе также разрешить спор, который был разрешен судом общей юрисдикции между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Количественный состав третейского суда для разрешения спора определяется соглашением сторон. Он может состоять из одного судьи либо нескольких судей. В последнем случае от каждой стороны избирается по одинаковому количеству судей. Избранные сторонами судьи избирают еще одного судью, который, как правило, в процессе является судьей-председателем.
Процедура рассмотрения дела в третейском суде законом не регламентирована. Третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в ГПК. Однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений.
Тема 27. Нотариат
План лекции:
1 Понятие и сущность нотариата.
2 Виды нотариальных действий.
3 Основные правила совершения нотариальных действий.
Нотариат - это система органов и должностных лиц, которые осуществляют юридическую деятельность, направленную на удостоверение и свидетельствование бесспорных прав и юридических фактов.
В отличии от суда нотариат не разрешает споры о праве. Предметом нотариальной деятельности является удостоверение и свидетельствование бесспорных правоотношений.
В соответствии с действующим законодательством нотариальные действия в Республике Беларусь вправе совершать:
· Государственные нотариальные конторы;
· Частные нотариусы;
· Местные исполнительные и распорядительные органы;
· Должностные лица некоторых учреждений и организаций;
· Консульские учреждения Республики Беларусь.
Нотариусы и уполномоченные должностные лица вправе совершать лишь те нотариальные действия, которые действующим законодательством отнесены к их компетенции.
По содержанию и целям все нотариальные действия можно разделить на следующие четыре группы:
1. нотариальные действия по удостоверению бесспорного права;
2. нотариальные действия по удостоверению бесспорных фактов;
3. нотариальные действия, направленные на придание исполнительной силы платежным и долговым документам;
4. охранительные нотариальные действия.
Основные правила совершения нотариальных действий касаются:
· места и сроков совершения нотариальных действий;
· установления личности клиента, проверки дееспособности и подлинности подписи лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий;
· требований к удостоверяемым документам;
· расходов, связанных с совершением нотариальных действий;
· удостоверительной надписи и свидетельства нотариуса;
· регистрации нотариальных действий;
· выдачи дубликата утраченного документа;
· отказа в совершении нотариальных действий;
· обжалования действий нотариусов и других лиц, совершающих нотариальные действия.
Нотариальные действия должны быть совершены в день предъявления всех необходимых документов после уплаты государственной пошлины.
Отказывая в совершении нотариального действия, нотариальный орган по просьбе заинтересованного лица должен в трехдневный срок вынести постановление, в котором изложить причины отказа и разъяснить порядок его обжалования.
Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или жалобе или об отказе в его совершении.
Жалобы, не связанные с законностью совершения действий (грубость нотариуса, несоблюдение им установленных часов приема и т.п.), рассматривается не в судебном, а в административном порядке.