1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора.
2. Должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора.
3. Суды надзорной инстанции.
4. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции.
5. Основания к отмене судебных актов в порядке надзора.
6. Полномочия суда надзорной инстанции.
Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарныйхарактер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.
Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:
· объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу [Протест в порядке надзора не может быть принесен на судебный акт, не вступивший в законную силу];
· в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;
· надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;
· основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;
· в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр дела разными надзорными инстанциями;
· в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.
Надзорное производство в гражданском процессе может быть возбуждено только по протестам специально уполномоченных на то законом должностных лиц суда и прокуратуры. Согласно ст. 439 ГПК, протесты в порядке надзора вправе приносить следующие должностные лица:
1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минск и приравненные к ним прокуроры – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор – на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Протест в порядке надзора по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест (ч. І ст. 409 ГПК).
Протесты в порядке надзора рассматриваются судами, которым такое право предоставлено законом. В соответствии со ст. 440 ГПК пересматривать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, имеют право в Республике Беларусь следующие суды:
· Президиум Верховного Суда Республики Беларусь;
· Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
· Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь;
· Белорусский военный суд;
· президиумы областного, Минского городского судов.
Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:
– подготовительная часть;
– рассмотрение протеста в порядке надзора;
– вынесение и оглашение определения или постановления по делу.
При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (ч. ІІ ст. 445 ГПК).
Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
1) оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора – без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суде первой или кассационной инстанции;
3) отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;
5) изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Предусмотренные законом полномочия суда надзорной инстанции носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию.