Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма государственного устройства. Ранее среди признаков государства мы называли государственное территориальное



Ранее среди признаков государства мы называли государственное территориальное устройство. Для его обозначения используют такое понятие, как форма государственного устройства.

Форма государственного устройствапредставляет собой национально-территориальную или административно-территориальную организацию государства, а также особенности взаимоотношений центральных и региональных органов.

По форме государственного устройства страны принято делить на унитарныеи федеративные.В большинстве стран форма государственного устройства не имеет связи с национальным составом населения. Среди них есть унитарные государства с мононациональным составом населения (Франция, Швеция) и страны с многонациональным составом (Великобритания, Испания, КНР). Среди федераций также есть государства с многонациональным составом (Швейцария, Канада, Индия) и мононациональные страны (Австрия, ФРГ).

Считается, что главным вопросом в проблеме государственного устройства является вопрос централизации или децентрализации управления в государстве, хотя в целом ряде стран национальный состав населения учитывался при выборе конкретной формы государственного устройства.

Унитарное государство

Унитарным(простым, слитным) является государство, территория которого состоит из административно-территориальных единиц (например, район, город и т.д.).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • наличие одной единой конституции и единого законодательства на всей территории страны;
  • единое гражданство для всего населения страны;
  • единая система высших органов государственной власти;
  • единая судебная система;
  • единая налоговая система.

Органы, действующие в той или иной части государства, называются местными органами.Административно-территориальные единицы управляются на основе законов, принятых центральными органами, и их территория может быть изменена простым общегосударственным законом.

По тому, как юридически строятся отношения между центральными и местными органами, различают два вида унитарных государств: децентрализованные и централизованные.

К децентрализованнымотносятся такие унитарные государства, в которых местные органы формируются независимо от центральных органов и действует система местного самоуправления, что тем не менее не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).

К централизованнымотносятся такие унитарные государства, в которых подчинение местных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра, что предполагает наличие системы местного управления (Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия и т.д.).

В целом ряде стран существуют особые территориальные образования - автономии,где 1) наряду с общегосударственными законами по определенному кругу вопросов действуют региональные законы; 2) независимо от центральных органов формируется свой автономный представительный орган и свой автономный правительственный совет.

Институт автономии часто рассматривается как один из способов децентрализации управления - большей, чем просто самоуправление, и меньшей, чем федерация.

По своему правовому положению автономное образование отличается от простой единицы административно-территориального деления, но государственным образованием не признается. Ограничение самостоятельности автономного образования выражается в том, что:

  • его статут (т.е. акт, служащий правовой основой деятельности автономных органов) утверждается общегосударственным законом;
  • нормативные акты органов автономного образования могут быть отменены центральными органами в том случае, если они противоречат общегосударственным интересам;
  • автономные органы осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов, которые назначают для этого специального представителя (губернатора, комиссара и т.д.).

Федерация

Федерация -это сложное единое государство, территория которого состоит из территорий субъектов федерации, признаваемых государственными образованиями. Им свойственен ряд признаков государства, но они не являются государствами в собственном смысле слова, ибо не обладают суверенитетом. Суверенитетом обладает только федерация в целом.

Субъектыфедерации могут именоваться по-разному: штаты (что, кстати, и переводится с английского как государство) - в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и т.д., земли - в ФРГ и Австрии, провинции - в Аргентине и Канаде, кантоны - в Швейцарии. Субъекты имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Федеративное государство имеет особые признаки:

  • два вида конституций: федеральная конституция и конституции субъектов федерации, причем последние не могут противоречить федеральной;
  • граждане федерации являются одновременно и гражданами конкретного ее субъекта (чаще всего того, на территории которого постоянно проживают);
  • в федеральном парламенте создается специальная палата, представляющая интересы субъектов федерации;
  • две налоговые системы: федеральная и субъектов федерации;
  • в федерации функционируют две системы высших органов власти - высшие органы власти федерации (иногда их называют центральными) и высшие органы субъектов федерации (законодательных, исполнительных и судебных).

Наличие двух уровней государственной власти ставит вопрос о необходимости размежевания предметов ведения (особенно в законодательной сфере) между федерацией в целом и субъектами федерации.

Предметы ведения федерации и ее субъектов -это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В конституционной теории и практике выделяют три группы предметов ведения, находящихся:

1) в исключительном ведении федерации - международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение и монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства;

2) в исключительном ведении субъектов федерации - местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта;

3) в совместном ведении федерации и ее субъектов - судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт (за исключением федерального), образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды, то есть такие вопросы, которые эффективно могут быть решены только при условии согласия субъектов федерации.

Конечно, в различных странах могут выделяться не все три группы. Так, в США, Швейцарии, Канаде, Бразилии, Мексике конституция устанавливает две сферы: 1) сферу исключительного ведения федерации и 2) сферу исключительного ведения субъектов федерации. В ФРГ, Индии, Малайзии, России конституция предусматривает все три сферы ведения. Но если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос в рамках сферы конкурирующей компетенции, то действует федеральный закон (принцип федерального приоритета).

Безусловно, не существует одной, единой модели федераций. Условия их образования, особенности состава населения и другие факторы предопределили разнообразие видов федераций. Так, по принципу образования федерации могут быть:

  • национально-территориальными,если при образовании федерации учитывался национальный состав населения, проживающего на территории того или иного субъекта (Российская Федерация);
  • территориальными,если национальный состав не учитывался (ФРГ).

По правовому положению субъектов различают симметричные федерации,в которых все субъекты имеют равное правовое положение (ФРГ), и асимметричные федерации, вкоторых у субъектов различный статус (например, в США существует федеральный округ Колумбия).

В подавляющем числе федераций за субъектами не признается право выхода из состава федерации (право сецессии).

Конфедерация

Конфедерация не является формой государственного устройства. Это форма союза государств и, как показывает опыт исторического развития, она является переходной либо к федерации, либо к полному распаду.

В мировой истории известны следующие конфедерации: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Объединенная Арабская Республика, в которую входили Египет и Сирия, существовавшая с 1958 по 1961 г.

Характерные черты конфедерации:

  • она образуется на основе договоров, заключаемых странами, входящими в конфедерацию;
  • члены конфедерации имеют право свободного выхода из союза (расторжение договора);
  • суверенитет конфедерации не признается. Суверенитет принадлежит государствам, входящим в ее состав;
  • в предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов, которые обычно указываются в договоре (оборона, безопасность, внешняя политика, разрешение споров между субъектами);
  • в конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, предусмотренных договором (например, не образуются судебные органы);
  • парламент конфедерации образуется представительными органами ее участников, которые направляют в него своих делегатов;
  • членам конфедерации принадлежит право отказа в признании актов органов конфедерации;
  • бюджет союза формируется за счет взносов его членов;
  • субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения на передвижение лиц, товаров и капиталов между собой;
  • как правило, отсутствует единая система денежного обращения;
  • не признается союзное гражданство.

Отметим, что мировая практика знает и другие формы объединения государств с большей или меньшей степенью интеграции (содружества, союзы и т.д.). В настоящее время не существует классических конфедераций.

На территории бывшего Советского Союза создано Содружество Независимых Государств, а страны Западной Европы объединились в Европейский союз.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.