Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Естественно-историческая (патриархальная) теория



В Древнем мире наиболее аргументированное решение вопроса о происхождении государства было предложено Аристотелем.Согласно его взглядам, человек по своей природе - существо "общежительное". Это естественное, заложенное в самой природе людей стремление к общению с себе подобными привело к образованию семьи -первой примитивной формы человеческого общежития. С ростом семей возникает селение -более совершенная форма человеческого общения. И наконец, с ростом селений возникает государствокак высшая и наиболее совершенная форма человеческого общежития, как "совершенный союз равных людей ради целей возможно лучшего существования", как творческое начало, создающее человеческое общество. Во взглядах Аристотеля, опиравшегося на фактический материал древнегреческого мира с его городами-государствами (полисами), убедительным является сам подход к возникновению государства как естественно-историческому процессу. Однако нужно иметь в виду и ограниченность истолкования этого подхода: движущим фактором процесса возникновения государства признается только свойственное природе людей стремление к общежитию, а само государство - творцом человеческого общества.

Теологическая (теократическая) теория

В Средние века когда безраздельно господствовало религиозное мировоззрение, ведущей становится теологическая теория, истоки которой зародились еще в странах Древнего Востока с их обожествлением власти деспота.Теологическая теория была порождена миросозерцанием эпохи Средневековья и замыкалась постулатами религиозных верований, оправдывавших и защищавших сложившуюся в то время систему социально-политических отношений. Наиболее видным представителем теологической теории был Фома Аквинский -один из авторитетнейших католических богословов. Отстаивая идею божественного происхождения власти государства, Аквинский развивает уже утвердившийся в христианстве тезис: "Нет власти не от Бога, а существующие власти Богом установлены".

Договорная теория

Эпоха Возрождения с ее отрицанием божественного разума породила культ человеческой природы. Все человеческое стало приобретать у исследователей первостепенное значение. Подавление человеческой личности, характерное для предшествующих эпох и эпохи Возрождения, вызвало естественную реакцию, прежде всего лучших умов того времени. Ими стали Г. Гроцийи Б. Спинозав Голландии, Т. Гоббси Дж. Локкв Англии, Вольтери Ж.-Ж. Руссово Франции и др.

Представители этой теории исходили из того, что не божественный разум, а сама вечная неизменная природа человека как общественного и разумного существа является источником государства.

Соглашение людей об объединении было оформлено "общественным договором", по которому создаются не только общество, но и государство. Последнее за счет естественных прав людей и для их обеспечения наделяется властью. Следовательно, государство как продукт соглашения между людьми должно выражать их общую волю и служить общему благу. Источником его власти является воля объединившихся людей, воля народа.

Теория насилия. Психологическая теория

Согласно теории насилия(один из авторов -Е. Дюринг) государство возникло в результате применения внутреннего или внешнего насилия. При этом авторы данной теории ссылались на исторические факты - возникновение в результате завоевания государства Чжоу в Древнем Китае, государства ариев в Индии, Спарты в Древней Греции, государства франков после падения Западной Римской империи и др. Но они, говоря о результатах завоевания, как правило, не объясняли смысла насильственного порабощения одного племени, народа другим.

Суть психологической теории,разработанной Л. Петражицким,заключается в том, что у людей есть психологическая потребность жить в организованном обществе, что и является основной причиной образования государства.

Классовая теория

Марксистская теория общественного развития, возникшая в средине XIX в., дала возможность сделать крупный шаг в понимании процесса возникновения государства.

Движущим фактором общественного развития, по Марксуи Энгельсу,являются изменения в способе производстваматериальных благ, необходимых для существования общества. На ранних этапах истории человечества развитие производства знаменовалось последовательным общественным разделением труда, вместе с которым возникают прибавочный продукт, обмени торговля.Появление прибавочного продукта породило частную собственность, вытеснившую коллективную родовую собственность, эксплуатацию иноплеменников и обедневших сородичей, классовое расслоениеобщества и классовые противоречия.Класс частных собственников выделяется из общества, становится экономически господствующим классом, эксплуатирующим остальную (и большую) часть общества, превращающуюся в угнетенный класс. Для подавления сопротивления последнего необходима сила, стоящая над обществом. Такой силой становится государство,не навязанное обществу извне, а рожденное классовыми противоречиями, развивающимися в самом обществе.

Экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом, а государство - политической формой организации этого класса, орудием его господства над обществом.

Таким образом, государство возникает только на определенном этапе развития общественного производства, когда начинает господствовать частная собственность и появляются классы и классовые противоречия.

Безусловно, самая сильная и убедительная сторона марксистской теории - подход к возникновению государства как объективно обусловленному историческому процессу и выявление значения в нем экономического фактора - развития способа производства, повлекшего изменения в системе производственных отношений, отношений собственности.

В современных представлениях о происхождении государства (государствоведческих направлениях в философии, политологии, социологии, современных интерпретациях марксизма-ленинизма) главное внимание уделяется обоснованию необходимости различать процессы возникновения политической власти и возникновения государства. Основные положения этих направлений были отчасти использованы при раскрытии вопроса теории происхождения государства.

7.3. Понятие государства. Исторические типы государства

Государство в самом общем виде можно определить как организацию для управления обществом.

Конкретизируя данное положение, целесообразно дать более развернутое его определение.

Государство- это особая политическая организация власти общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (подавления), выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Признаки государства

Государство отличается от других социальных институтов рядом признаков. Будучи предметом постоянных дискуссий, признаки государства не имеют однозначной трактовки, и их количество не является универсальным.

Обычно выделяют следующие основные признаки государства.

1. Наличие особой политической (государственной) власти.Политическая власть означает способность государства подчинять своей воле поведение всех членов общества. Воплощаясь в государственных органах, она выступает как государственная власть. Ее осуществление возлагается на особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством системы специальных государственных органов (аппарата государства) - армии, специальных служб, прокуратуры, полиции, судов и др. Следует иметь в виду, что только государство, обладая особой публичной властью, способно сочетать в своей деятельности эти две функции - управления и принуждения. Никакая другая общественная власть такими средствами не располагает.

2. Особая форма организации общества.Государство представляет собой универсальную, всеобъемлющую форму организации общества, объединяющую население страны в государственно-правовую совокупность, устанавливающую юридический статус проживающих на территории страны лиц (граждане-подданные, иностранцы, лица без гражданства). При этом, являясь наиболее объемлющим политическим институтом, государство, тем не менее, не может рассматриваться как средоточие всего политического содержания общества. Оно является субъектом лишь основополагающих политических отношений, возникающих между самими государственными органами, между государством и негосударственными организациями, между государством и гражданами. Помимо названных существует целый комплекс политических и иных отношений, в которых государство не принимает непосредственного участия.

3. Территориальная организация населения.Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории конкретного государства. Его властная сила распространяется на все население, а также на предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории данного государства.

4. Государственный суверенитет.Только государство обладает верховенством государственной власти внутри страны и независимостью в международных отношениях. Верховенство государственной власти выражается в том, что государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всю страну. Государственная власть проявляется также в ее прерогативе, то есть праве отменять, признавать неправомерным любое веление другой общественной власти. Однако верховенство государственной власти не исключает ее прямой или косвенной зависимости от других организаций.

5. Правотворчество.Лишь государство полномочно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, то есть устанавливать юридические нормы и механизм их реализации. Государство, определяя правовой статус всех других общественных институтов, задает режим их сосуществования в политической, экономической, социальной и духовной сферах, вводит их деятельность в юридические рамки. Благодаря правотворчеству государство придает формализованный характер политической системе в целом.

6. Взимание налогов и сборов.Обязательные платежи преследуют в качестве основной цели обеспечение государственной казны, а также выявляют двоякую связь государства с остальными элементами политической системы. С одной стороны, государство, взимая налоги и сборы, определяет свои властные полномочия в отношении различных объединений и организаций, с другой - собранные государственные средства как совокупные материальные ресурсы общества являются пересечением и объединением интересов этих организаций (партии и профсоюзы осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением бюджета государства).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.