Основными признаками правового государства являются: верховенство закона; наличие системы разделения властей; реализация и обеспечение прав и свобод личности; взаимная ответственность личности и государства.
1.Верховенство законаозначает, что закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими правовыми актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая часть правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан.
Особое место среди законов правового государства занимает конституция,поскольку в ней сформулированы основные принципы государственной и общественной жизни. Конституции должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить основному закону, каковым является конституция. Поэтому верховенство закона в правовом государстве предполагает приоритет конституции перед другими законами и приоритет законов перед подзаконными актами.
2.Система разделения властей.Принцип разделения властей предполагает деление единой государственной власти на законодательную, исполнительнуюи судебнуюветви. Разделение властей - основной принцип организации и деятельности правового государства. Необходимость разграничения единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли обусловлена потребностью предотвращения возможных злоупотреблений властью. Цель такого разделения - обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.
Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой "сдержек и противовесов", то есть специальных организационно-правовых методов,которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой - их взаимодействие, взаимоограничение компетенции.
Эта система позволяет распределить власть между различными государственными органами, предупредить ее концентрацию в одних руках и тем самым лишить возможности власть предержащих использовать ее в корыстных целях.
В системе разделения властей законодательная властьв правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.
Исполнительная властьнепосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность по осуществлению функций государства. Но в этой деятельности она подотчетна и ответственна перед представительными (законодательными) органами государственной власти. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная властьотправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что она является арбитром в спорах о правах. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами, основными принципами деятельности которых являются гласность, состязательность, независимость, коллегиальность и законность. Роль судебной власти в системе разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках права путем конституционного надзора и судебного контроля за ними.
3.Реализация и обеспечение прав и свобод личности.Каждый человек обладает системой закрепленных государством в правовых нормативных актах прав и свобод, которые определяют меру его возможного и допустимого поведения, то есть меру свободы. Характерная обязанность правового государства состоит не только в том, что оно провозглашает эти права и свободы, но и в том, что оно гарантирует их реализацию. Человек должен быть уверен, что в рамках дозволенного он вправе поступать так, как считает нужным, что в случае нарушения кем бы то ни было его законных прав он всегда получит поддержку со стороны государства: его право будет восстановлено, а виновные понесут ответственность.
4.Взаимная ответственность личности и государства.В правовом государстве не только личность ответственна перед государством, но и государство несет ответственность перед личностью, что обусловлено такими принципами права, как равенство и справедливость.
Ответственность государствасостоит в том, что оно обязуется: закреплять в правовых формах права граждан, не ограничивать установленную законом меру их свободы, обеспечивать охрану и защиту законных прав и свобод граждан, а в случае нарушения этих прав и свобод государственными органами и должностными лицами привлекать их к юридической ответственности.
Ответственность личностиперед государством выражается в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять возложенные им обязанности. Кроме того, каждый человек обязан подчиняться законным требованиям государственных органов и должностных лиц, а также претерпевать лишения личного, материального или организационного характера в случае нарушения им правового порядка.
Становление России как правового государства происходит в сложных условиях, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Признавая значимость этого конституционного положения, следует, однако, отметить, что Россию сегодня вряд ли с полным основанием можно назвать правовым государством. И это вполне закономерно, поскольку определяется как предшествующей историей, так и сложной ситуацией, в которой оказалось современное Российское государство. Становление правового государства - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многолетних усилий всего общества, связанных как с преодолением тех ошибок и просчетов, которые были допущены в прошлом, так и с формированием нормативной правовой базы, правоотношений и правосознания, соответствующих принципам правового государства.
7.5. Формы государства
Под формой государствапонимается совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.
Форма государства в самом общем виде определяет структуру высших органов государства и принципы их взаимоотношений, территориальную организацию и способы осуществления государственной власти.
В понятие формы государства включают три элемента:
форму правления;
форму государственного устройства;
политический (государственный) режим.
Наличие конкретной формы государства в какой-либо стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и других условий.
Формы правления
Порядок организации высших органов государственной власти называется формой правления.Характер формы правления в государстве зависит от организации верховной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства.
Издавна принято различать две основные формы правления - монархиюи республику.В монархии во главе государства стоит лицо, получающее и передающее, как правило, по наследству свой пост и особый почетный титул (короля, императора и т.д.). В республике глава государства избирается на определенный срок.
Но главе государства не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он правит. Верховная власть, как правило, осуществляется целой системой высших органов, включающих главу государства, правительство и парламент, причем отношения между данными органами могут строиться по-разному. Поэтому обычно не ограничиваются делением на монархии и республики, а выделяют определенные их разновидности.
В рамках монархическойформы правления принято различать:
абсолютную монархию,в которой монарху принадлежит неограниченная власть;
монархию ограниченную,в которой власть монарха ограничена конституцией. Ограниченную монархию, в свою очередь, принято подразделять на монархию дуалистическую,в которой конституция предусматривает обязательное участие парламента в издании законов, а монарх, являясь главой государства, осуществляет исполнительную власть, и монархию парламентарную,в которой монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Законы в такой монархии принимаются парламентом, а исполнительной властью обладает правительство.
В рамках республиканскойформы правления принято различать:
президентскую республику,в которой, согласно конституции, законодательная власть принадлежит парламенту, а президент формирует и возглавляет исполнительную власть, и министры занимают свои должности, пока это угодно главе государства;
парламентарную республику,в которой законы принимаются парламентом, а их исполнение возложено на правительство, и министры занимают свои должности до тех пор, пока пользуются доверием парламента;
полупрезидентскую (смешанную) республику,в государственном механизме которой сочетаются элементы президентской и парламентарной республики.
Однако в настоящее время в конституциях ряда стран появились нормы, которые не соответствуют признакам, характерным для какого-либо одного вида монархии или республики. Поэтому используют понятие "смешанные (нетрадиционные) формы правления", для того чтобы подчеркнуть своеобразие государственного механизма этих стран.
Монархия
В абсолютной монархиився полнота верховной власти юридически и фактически принадлежит одному монарху:
он имеет право единолично издавать законы;
назначать и смещать министров по своему усмотрению;
вершить правосудие и т.д.;
При абсолютизме полномочия монарха законодательно не ограничены, нет избираемого народом парламента, участие которого в издании законов и контроле над управлением было бы обязательным.
В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.
В дуалистической монархиисуществуют два политических учреждения - монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Этот дуализм (двойственность) выражается в том, что:
монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает и смещает правительство, которое несет ответственность только перед ним;
парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, не принимает участия в формировании правительства и не уполномочен его контролировать;
монарх обладает правом отклонить закон (право вето), принятый парламентом, и правом роспуска парламента.
Дуалистическими монархиями являются Иордания, Кувейт, Марокко.
В парламентарной монархии:
монарх считается главой государства, но не может принимать участие в деятельности правительства;
законы обязательно должны приниматься парламентом, избираемым населением;
монарх не обладает правом вето (не может не подписывать закон);
правительство, осуществляющее исполнительную власть, должно пользоваться доверием законодательного органа (обычно нижней палаты), т.е. ответственность оно несет только перед парламентом;
правительство формируется той партией или партиями, которые располагают большинством мандатов в нижней палате, и ее лидер становится главой правительства.
В каждой отдельной стране парламентарная монархия имеет свои особенности, касающиеся полномочий монарха, процедуры образования правительства, расстановки и соотношения сил в парламенте и т.д. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгия, Дания, Люксембург, Норвегия, Нидерланды) наделяют монарха обширными полномочиями, но в силу устоявшихся правовых обычаев монарх обязан осуществлять эти полномочия не иначе как по указанию ("совету") министров правительства. Существует формула, в соответствии с которой "монарх не может быть не прав". Это означает, что все юридические акты, исходящие от главы государства, нуждаются в подписи премьер-министра или соответствующего министра для того, чтобы эти акты приобрели юридическую силу. Ответственность за них несет только правительство, а не монарх. В целом, характеризуя роль монарха в парламентарной монархии, говорят, что он царствует, но не правит.
В смешанных формах монархииприсутствуют элементы, не характерные для данной формы правления. Например, в Малайзии монарх избирается сроком на пять лет (в порядке очередности) Советом правителей, состоящим из наследственных султанов семи штатов, наследственного раджи одного штата и правителя, избираемого наследственными князьями еще одного штата. Монарх может уйти в отставку, может быть отстранен от должности Советом правителей. Он получает содержание из бюджетных средств и пользуется рядом прерогатив, свойственных монархам конституционных монархий. Он является главой исполнительной власти, но все его акты имеют юридическую силу при условии согласия соответствующего министра.
Иногда выделяют также теократическую монархию,в которой глава государства считается еще и главой церкви.
Республика
1.Президентская республика.Считается, что исторически республиканская форма правления возникла именно в виде президентской республики. Ее отличительные черты:
взаимоотношения всех ветвей власти в президентской республике строятся по принципу разделения властей. Это означает, что в конституциях этих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. То есть эти органы не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу;
министры смещаются по усмотрению главы государства - президента, поскольку парламент, наделенный законодательными полномочиями и правом контроля за исполнительной властью, не имеет права отправлять министров в отставку. Политически это означает, что в президентской республике правительство формируется партией, победившей на президентских выборах, и именно президент является лидером правящей партии;
возможна ситуация, когда правительство сформировано одной партией, а в парламенте большинство мест принадлежит другой;
как правило, отсутствует должность премьер-министра, так как функции главы государства и главы исполнительной власти выполняет президент;
глава государства в президентской республике избирается населением или специально создаваемой для этого коллегией выборщиков (США), т.е. без участия парламента.
Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентскаяи монократическаяреспублики. Их главная отличительная черта - наличие у главы государства огромных, Ничем не ограниченных полномочий и чрезвычайно малая роль парламента.
2.Парламентарная республикаюридически отличается от президентской следующим:
парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие;
само правительство формируется на основе парламентского большинства, то есть партией или партиями, победившими на парламентских выборах;
президент является только главой государства и правительство не возглавляет;
президент в парламентарной республике, хотя и наделяется достаточно широкими полномочиями, но осуществлять их он может только с согласия правительства;
глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, формируемой при участии парламента.
Парламентарными республиками являются Италия, ФРГ и др.
В полупрезидентской (смешанной) республике,с одной стороны, признается необходимость доверия парламента для образования и деятельности правительства, и главой правительства считается не президент, а премьер-министр, но с другой - президенту республики предоставлены значительные полномочия, и поэтому отношения между высшими органами строятся не так, как в парламентарной республике. Их называют смешанными, или полупрезидентскими, или даже полупарламентарными. Самый яркий пример такой республики - Франция.
В качестве признаков смешанной республики выделяют:
избрание главы государства непосредственно населением, то есть без участия парламента;
наличие у президента широких полномочий, в том числе и по руководству исполнительной властью, но правительство он не возглавляет;
осуществление исполнительной власти правительством, которое возглавляет премьер-министр (или председатель правительства). Оно формируется президентом, но при этом правительство должно пользоваться доверием парламента;
глава государства считается гарантом независимости, территориальной целостности и т.д.
Иногда выделяют особую разновидность республики - теократическую республику,в которой деятельность всех государственных органов подчинена требованиям религиозных норм (например, Иран).