1.Глава государства. Это, как правило, единоличный высший орган государства, являющийся официальным представителем государства (народа) внутри страны и вне ее.
Согласно текстам конституций ряда государств, глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти (Основной закон ФРГ 1949 г., ч. 1 ст. 55), либо входит и в законодательную, и в исполнительную (Конституция Индийской Республики 1949 г., ч. 1 ст. 53), либо в исполнительную (Конституция США 1787 г., разд. 1 ст. II). В то же время глава государства может выступать как бы связующим звеном между ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной, чему дает подтверждение ст. 80 Конституции Российской Федерации 1993 г.: "Президент Российской Федерации... в установленном Конституцией Российской Федерации порядке... обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти".
В качестве главы государства выступает монарх, президент либо коллегиальный орган государства (например, Президиум Верховного Совета СССР в прошлом, Федеральный Совет Швейцарии, выполняющий функции главы государства и правительства в настоящем).
Именно правовое положение, принципы формирования, место в механизме государства и полномочия главы государства дают возможность определить разновидность форм правления и их особенности.
Среди полномочий главы государствавыделяют:
общее руководство внутренней и внешней политикой;
общий контроль за деятельностью правительства (в президентских республиках);
назначение высших должностных лиц;
законодательная инициатива;
одобрение и опубликование законов;
право вето;
роспуск парламента;
представление страны в международных отношениях;
общее руководство вооруженными силами, милицией (полицией), разведкой (в президентских республиках) и др.
2.Парламент.Это высший законодательный и представительный орган государства. Издание законов - это и прерогатива, и основная функция, и главная обязанность парламента. Парламент также рассматривается как выразитель интересов и воли нации (народа), а если быть более точным, всей совокупности граждан данного государства.
Парламент может иметь разное название: Федеральное Собрание - в Российской Федерации, Конгресс - в США, Генеральные Кортесы - в Испании, Парламент - в Великобритании и т.д.
Современные парламенты состоят, как правило, из одной (в унитарном государстве) или двух (в федеративном государстве) палат, хотя истории известны парламенты с большим числом палат: в югославской Союзной Скупщине, действовавшей на основе Конституции СФРЮ 1963 г. в редакции 1968 г., число палат равнялось шести.
Для того чтобы парламент мог успешно реализовывать свои функции, конституции наделяют его необходимыми полномочиями.
Более подробно вопросы, касающиеся понятия, структуры, порядка формирования, внутренней организации палат, места в системе государственных органов и компетенции парламента, рассмотрены ниже на примере Федерального Собрания Российской Федерации.
3.Правительство.Это высший, назначаемый, постоянно действующий, коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительно-распорядительной деятельностью в стране.
В разных странах правительство носит разные конституционные наименования: Правительство - в Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Федеральный Совет - в Швейцарии, Государственный Совет - в Китае и т.д.
В зависимости от формы правления (монархия или республика) и правового положения главы государства правительство возглавляется либо главой государства, либо должностным лицом, именуемым главой правительства. Это может быть председатель правительства, премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, министр-председатель.
Формирование и состав правительства зависят от формы правления и степени участия парламента. Обычно разграничивают две основные модели формальной процедуры образования правительства: парламентскую(на основе итогов парламентских выборов) и внепарламентскую(вне зависимости от партийного состава парламента и результатов выборов в законодательный орган).
В зависимости от политического (партийного) состава правительство может быть однопартийным(когда в стране действует одна правящая политическая партия или когда одна партия получила на парламентских выборах абсолютное большинство), многопартийным(коалиционным), беспартийным(когда партийная принадлежность членов правительства не имеет значения и не влияет на его деятельность).
4. Правительству подчинены министерстваи ведомства -как правило, органы отраслевого управления. Они связаны с управленческой деятельностью в той или иной сфере жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной. Это государственные органы исполнительной власти специальной компетенции. Входя в систему субъектов реализации функций государства, министерства и ведомства призваны решать конкретные задачи, стоящие перед обществом на том или ином этапе его развития. Руководители наиболее важных министерств и ведомств, как правило, входят в состав правительства на правах его членов.
Глава государства, парламент, правительство - все это высшие органы государственной власти и управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. Наряду с ними в каждой стране имеются органы судебной власти.
5.Судебные органыявляются непосредственными носителями судебной власти в подавляющем большинстве современных государств, включая всю их совокупность - от низовых до верховных и конституционных судов. На них возлагаются задачи осуществления правосудия в обществе, определения соответствия поведения людей требованиям законов, мер юридической ответственности. Большинством конституций устанавливается положение, согласно которому правосудие в стране "осуществляется только судом".
Каждый судебный орган при решении конкретных дел руководствуется только законом и правосознанием судей. Эту деятельность (по решению конкретных дел) принято называтьюрисдикционной.
Органы судебной власти призваны способствовать утверждению принципа законности в стране, обеспечению прав и свобод граждан (подданных), правовому воспитанию и формированию их правосознания.
Органы судебной власти имеют свою структуру. В вертикальной ее структуре можно выделить (при федеративной форме государственного устройства): верховные суды федераций, верховные суды субъектов федерацийи местные суды.
По характеру судопроизводства можно выделить конституционные суды(осуществляют функции конституционного контроля и надзора) и суды общей юрисдикции(осуществляют уголовное, административное и гражданское судопроизводство).
Экономические споры и некоторые другие вопросы, предусмотренные правом, решают арбитражные суды.
В некоторых странах создаются апелляционные суды, военные трибуналы. В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют и суды шариата.
Среди принципов организации и деятельности судовследует выделить:
принцип самостоятельности судов;
принцип независимости;
принцип гласности судопроизводства;
принцип равноправия сторон;
принцип неприкосновенности;
принцип состязательности сторон.
Формирование судебных органов может строиться либо на выборной основе, либо по принципу назначения судей.
6.Прокуратуразанимает самостоятельное место в механизме государства, хотя ряд авторов относят ее к органам и учреждениям, содействующим судебной власти. Но наделение прокуратуры такими функциями, как надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, а также органами дознания и предварительного следствия, позволяет утверждать, что она занимает самостоятельное место (наряду с судебными органами) в механизме государства.
7.Милиция (полиция)- один из видов государственных правоохранительных органов, в обязанности которого входит поддержание правопорядка в стране. В зависимости от основания можно выделить различные виды органов милиции (полиции). В частности, в федеративных государствах выделяют федеральную милицию (полицию), милицию (полицию) субъектов федерации, муниципальную милицию (полицию). В зависимости от того, какие задачи возложены на этот орган, милицию (полицию) можно разделить на общеуголовную (криминальную), политическую, транспортную, налоговую, экологическую, санитарную и т.д.
8. Особое место в механизме государства занимают армия(вооруженные силы), а также разведкаи контрразведка(службы безопасности).
Основная задача армии - оборона страны от внешней агрессии. Разведка и контрразведка призваны решать вопросы по защите Отечества от подрывной деятельности иностранных спецслужб как в военное, так и в мирное время.
Вопросы для повторения
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы образования государства.
2.Как различные теории объясняют причины образования государства?
3.Дайте характеристику основным признакам государства.
4.В чем заключается отличие государственной власти от публичной власти родового общества?
5.Что такое форма государства и каковы ее элементы?
6.Назовите основные виды монархий и дайте им характеристику.
7.Назовите основные виды республик и дайте им характеристику.
8.Чем отличаются унитарное, федеративное и конфедеративное государства?
9.Назовите основные признаки демократического государственного (политического) режима.
10.Что такое функции государства, каковы их классификация и содержание?
Глава 8
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
8.1. Конституция Российской Федерации: понятие и характеристика
Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием. С принятием этой Конституции был окончательно закреплен отказ от системы власти советов и положено начало формированию новой системы властных отношений в постсоветской России.
Конституция Российской Федерации- это обладающий верховенством и высшей юридической силой нормативный правовой акт, который закрепляет основы конституционного строя России, определяет основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также порядок изменения самой Конституции.